Вы здесь

Теория социальной работы. РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Ж. Е. Кайсарова, 2013)

РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Каждое общество вырабатывает собственные варианты социальной поддержки, причем виды и формы их зависят от стадии социального развития, социально–культурных особенностей общества и этнических традиций населения.[26] Подобная деятельность исторически строилась на морально–религиозных основаниях и осуществлялась теми способами, которые были доступны людям в каждый конкретный момент. На смену «раздаточно–дележным отношениям» первобытного общества пришли милостыня, благотворительность (конфессиональная, государственная и индивидуальная), общинно–традиционное и государственно–регламентированное призрение слабых, увечных и нищих.

Принципы помощи в традиционном обществе были достаточно определены. Отметим ограниченность объекта: содействие оказывалось своим» – по религии, национальности, сословию, корпорации, но не чужим. В ряде случаев насильственно–жестокие способы регулирования судьбы бедняков: депортация, наказание кнутом, членовредительство, виселица (некоторые варианты законодательства о бедных получили в истории титул «кровавых»). Связь между «дающим» и «берущим» рассматривалась как органическая, отношения стоились не на базе закона, а на базе обычая, традиции. Те, кому оказывалась помощь, находились в позиции слабых, ущербных, зависимых. Они должны были принимать даяния и испытывать благодарность дающим. Важно указать также на произвольность и волюнтаризм в этой сфере: раздающие милостыню, организующие благотворительность действовали исключительно по собственному выбору в определении того, кому следует оказать помощь, чьими нуждами пренебречь.

После Октябрьской революции в нашей стране было предпринято множество мер, призванных поддержать пожилых и нетрудоспособных людей, обеспечить равные права женщинам, защитить материнство. Решительные и даже революционные для своего времени, они, безусловно, внесли большой вклад в реализацию социальной справедливости в обществе и явились серьезным стимулом для развития социальной политики многих стран мира.

Однако, будучи передовыми для своего времени, эти виды социальной поддержки характеризовались, во–первых, тем, что адресовались целым слоям, категориям и социально–демографическим группам населения, а не были направлены на личность. Во–вторых, они ориентировались преимущественно на материальные формы помощи и обеспечение политических прав людей. В–третьих, считалось, что государство сумеет охватить своей заботой всех лиц, нуждающихся в ней. Сфера общественной социальной помощи была незначительной; частной благотворительной и социальной деятельности не было вовсе. Появление и укрепление социальной работы в мире связано с целым рядом процессов, которые можно соотнести с постепенным изживанием черт традиционности в обществе. Это секулярная эмансипация идеологии, общественной психологии, образования, призрения – всех сторон жизнедеятельности. Это революция индивидуальности: если человек традиционного общества был корпоративным, т.е. имел возможность функционирования и получения какой-либо помощи только в силу (и по мере) своей принадлежности к определенной городской или сельской общине, церковному приходу, ремесленному цеху, то теперь он отделяется от этой общности и имеет значение сам по себе, не в силу того, что является частью чего–то целого.

Прежде вся идеология социальной помощи была построена на концепции льгот и привилегий. Понятие льготы исходит из представления о том, что все люди несут на себе некий груз повинностей, и только некоторым из них это бремя облегчается. Понятие привилегии исходит из представления о том, что все люди бесправны и ничтожны, и лишь некоторым из них даруются определенные преимущества. И в первом, и во втором случае исключения из общего состояния абсолютно волюнтаристичны, они не оправдываются никаким естественным законом, а только людским произволом.

В течение XIX – XX веков получают всеобщее распространение гуманистические, демократические, эгалитарные представления, выраженные еще в XVIII в. в знаменитой декларации: «Все люди рождаются равными перед богом и наделенными одинаковыми правами».

Века борьбы против всеобщего бесправия и привилегий для избранных, потребовавшие огромных усилий и немалых жертв, привели не только к утверждению понимания человеческих прав, но и к законодательному признанию их в тексте основополагающих документов наиболее авторитетных международных организаций.

Экономические, социальные и культурные права человека трактуются как законодательное закрепление основных свобод и условий жизни людей, позволяющих каждому свободно развивать свою человеческую природу, жить со своими близкими в человеческих отношениях и не опасаться насильственного разрушения своего благосостояния.

Социальные права – конкретно–историческое понятие; они отличаются от социальных привилегий, доступных лишь избранным по причине происхождения, богатства, групповой или религиозной принадлежности и т.д. Современное эгалитарное общество не может не признавать прирожденности социальных прав и равенства индивидов. С другой стороны, непризнание этого равенства функционально невыгодно государству, ибо обеспечение равного доступа к социальным благам или хотя бы возможности такого доступа есть один из наиболее прагматичных и эффективных инструментов социального контроля. Например, социальная адаптация детей и подростков «группы риска», требующая расходов и усилий, позволяет сберечь средства, которые в противном случае пришлось бы выделить на расширение пенитенциарной системы. Семейное устройство детей–сирот требует от государства значительно меньше средств, чем помещение детей в институциональные учреждения, и при этом демонстрирует более высокую социальную эффективность. Тем самым социальная работа не является благотворительностью, односторонним «добродеянием» со стороны общества, государства по отношению к индивидам, группам, общинам – это обязательный механизм функционирования благоустроенного современного социального государства.

Содержанием социальной работы является содействие функционированию индивида, семьи или группы, того или иного социального слоя, проблемной категории населения. Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы: и малообеспеченность, и социальную дезадаптированность, и трудности многодетных и инвалидов, и специфичность положения беженцев, и насилие над детьми и женщинами, и юное материнство, и многое другое.

Поскольку социальное функционирование протекает как в обычных, так и чрезвычайных условиях, можно выделить три класса задач, решаемых социальной работой в обществе: содействие выживанию социального субъекта или группы, помощь в поддержании их функционирования, а также содействие их развитию (самоосуществлению). Объем каждого вида деятельности, решаемых задач зависит от состояния и типа общества, его социокультурных характеристик, менталитета и историко–культурной специфики населения. В стабильном обществе основной является социальная работа поддерживающего плана, хотя, конечно, бывают разного рода эксцессы в виде природных и социальных катастроф, болезней и т.д. Превращение клиента в субъекта самопомощи, активного агента своей собственной судьбы, развитие его способностей и возможностей, иногда неведомых прежде ему самому, составляет содержание третьего класса задач социальной работы.

Среди научных определений социальной работы встречаются как предельно общие, касающиеся всех сторон социального содействия, так и конкретизированные, относящиеся к частным его видам. Так, определение из официального документа Национальной Ассоциации социальных работников США гласит: «Социальная работа – это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам и общинам для усиления или восстановления их способности к социальному функционированию и создания условий, способствующих реализации этой цели».

Данный вариант определения ставит в центр внимания социальное функционирование индивидуальных или групповых клиентов, подчеркивая, что помощь ориентирована именно на содействие их адаптации к обществу. Очевидно выделение двух «классов» клиентов – тех, кто нуждается в усилении своих наличных социофункциональных способностей, и тех, кому эти утраченные способности нужно восстановить.

Но содействие социальному функционированию не видоспецифично: многие другие социальные институты и профессии – от системы образования до правоохранительной системы заняты тем же. Кроме того, сам характер социального функционирования может быть различным. Процесс адаптации индивидов к обществу подпадает под данное определение, вне зависимости от того, о каком обществе и каком типе адаптации идет речь. Ведь может оказаться, что адаптация к обществу функционально выгодна, но социально деструктивна, ибо общество само «антисоциально» и адаптация к нему потребует от индивида отказа от ряда качеств и свойств личности, которые расцениваются современным сознанием как прогрессивные, желательные. Социальная же работа есть «феномен цивилизованного общества», она призвана содействовать приспособлению индивидов и групп не к любому социальному функционированию, а только к достойной жизнедеятельности в правовом социуме.

Приведем еще одно определение социальной работы. Социальная работа – специфический вид научной, учебной и практической деятельности направленной на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально гарантированных и личностных потребностей различных групп населения. Главной целью социальной работы является оказание помощи и раскрытие возможностей и способностей личности семьи и общества к нормальному функционированию.[26].

Теории социальной работы присущи определенные признаки научных дисциплин:

1) наличие собственных организации школ и кафедр, специальной литературы учебных пособий и научных журналов;

2) Наличие вузов ведущих подготовку специалистов в области социальной работы.

Однако, несмотря на вышесказанное, научное обеспечение и научное сопровождение профессии социальная работа поставлены слабо:

1) отсутствуют специальные научно–исследовательские институты и лаборатории;

2) отсутствует отечественная программа исследований в области социальной работы;

3) отсутствует научная специальность и, следовательно, не проводятся специальные диссертационные исследования;

4) представители других гуманитарных наук (философы психологи социологи) не признают правовой и социальный статус различных самостоятельных теории социальной работы.

В 2000 г. в Монреале общим собранием членов Международной Ассоциации социальных работников было дано новое определение социальной работы, которое подчеркивает что « социальная работа базирует свою методологию на систематизированном, основанном на фактах, знании, полученным в результате научных исследований и анализа, практики, рассматриваема с учетом местной специфики и конкретного контекста. Социальная работа способствует развитию теории связанных с человеческим бытием и поведением, а также с функционированием социальных систем».[4].

Социальная работа как особый вид профессиональной практической и научной деятельности возникла в начале 20 века в США. В России социальная работа как профессия и как научное направление возникло в 1991 году. Тогда же были созданы временные научно исследовательские коллективы, которые сейчас уже стали постоянными, которые за короткое время разработали абстрактный идеализированный образ данной профессии, и науки их исследования легли в основу подготовки высококвалифицированных кадров.

Вероятно, на данном этапе развития теории социальной работы невозможно сформулировать определение, которое исчерпывало бы все содержание понятия. Некоторыми концептуальными достоинствами, как представляется, обладает рассмотрение социальной работы в аспекте содействия осуществлению социальных прав личности, группы и т.д. При таком подходе достигается известная стадиальная определенность: социальные права признаются неотъемлемыми не в любом, а только в развитом демократическом обществе, пережившем модернизацию, – а также возможность более конкретной специфической характеристики деятельности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что социальная работа – это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.

Социальная работа позволяет информировать своих клиентов о наличии у них определенных прав и возможностях их реализации, диагностировав их нарушение или неполное осуществление, наконец, оказать помощь в том, чтобы потенциальные права превратились в актуальные. В связи с этим социальная работа нужна всем индивидам и группам: у активных, образованных, благополучных клиентов эта потребность в данный момент меньше или вообще свернута, у менее способных к самостоятельности, менее информированных, социально слабых по каким–то показателям она более выражена. Потребность может осознаваться или не осознаваться – это во многом зависит от традиций общества, развитости консультативной культуры, типа личности самого клиента, но вряд ли можно вообразить такого всесторонне гарантированного индивида, который неуязвим против всех нападок судьбы: ни богатство, ни опытность, ни образование, ни семейная состоятельность не гарантируют того, что не возникнет необходимость в помощи специалиста социальной работы.

Социальная работа является одним из видов социальной деятельности, инструментом социального изменения, но границы ее лимитированы рамками данного общества. Скажем, «родовой функцией» социальной работы считается борьба с бедностью. Но бедность как таковая, возможно, неустранимое явление в современном обществе. «Бедность (нищета) –это национальная проблема распределения ресурсов, а не локальная проблема их использования».

Поэтому в действительности социальная работа имеет дело с такими последствиями бедности, как голод или отсутствие жилища, трудности в охране здоровья или получении образования, коммуникативные проблемы детей и подростков или депрессия и насилие в семье. Разветвленная система государственных, общественных и религиозных организаций создается для ослабления или снятия всех этих симптомов, но ликвидировать их источник, уничтожить бедность как распространенное социальное состояние они не могут. Более того, большинство проблем социальной работы относится к неразрешаемым, т.е. к таким, которые вновь и вновь воспроизводятся с каждым новым шагом развития общества, в каждом следующем поколении, жизнедеятельности каждой семьи, каждой супружеской пары и т.д.

Для улучшения социальной ситуации клиента в рамках социальной работы осознанно реализуются различные социальные технологии. Развитие кибернетики, информатики и средств машинной обработки информации дало возможность математического моделирования достаточно сложных процессов с высокой степенью достоверности полученных результатов, что породило надежду на возможность исследовать социальные процессы с такой же точностью, рассчитывать последствия поведения людей в различных вариантах с тем, чтобы минимизировать ошибки и неверные решения, управлять людьми и обществами научно обоснованным способом.

Конечно, вся история человеческих индивидов – это история применения тех или иных способов управления людьми, побуждения их к тем или иным видам деятельности, контроля за исполнением или неисполнением предписанных им норм и моделей поведения. Процесс изживания ранее неприкосновенных, традиционных оснований жизнедеятельности общества, проникновения эгалитарных, договорных начал во все стороны гражданских взаимоотношений, гуманизации сознания и деятельности (понимание блага человека как высшей ценности общественного развития) актуализировал вопрос о пересмотре всех связей между людьми с рациональной точки зрения, о переорганизации их на началах эффективности, прагматизма, минимизации затрат.

Достаточно отчетливо выявилась специфика технологического подхода к социальной сфере. Процессы, происходящие в обществе, подчиняются статистическим закономерностям, причины и следствия связаны в них отношениями вероятности. Конечно, это свойственно множеству явлений в живой и неживой природе; но в социальные процессы вовлечено множество индивидов, наделенных разумом и волей. Люди не просто объекты воздействия закономерностей – они сознательные и «своевольные» субъекты социальных изменений.

В своей деятельности люди руководствуются целями, которые они ставят себе в соответствии с собственными представлениями о том, что является для них благом. Процесс управления, руководства, убеждения и других способов воздействия на людей неизбежно распадается на несколько потоков воздействия на различные группы людей, каждая из которых воспринимает их в соответствии со своими возможностями и установками. Может быть, именно поэтому результаты всех больших социальных преобразований далеки от тех целей, которые были провозглашены в их начале; из множества микро– и мезодвижений лишь в конечном счете складывается общий вектор, который рассматривается как направление общественного развития.

Этот разброс мнений выявляет в первую очередь сложность природы целеполагания индивидов, множественность причин человеческой активности и трудности воздействия на людей в направлении, желательном для социального технолога любого уровня. Люди далеко не всегда предпочитают выгоды материального достатка, бытовых удобств и приземленного прагматизма. Но и благородные идеалы, духовные ценности, моральные регуляторы не являются бесспорными инструментами воздействия на людей. В связи с этим общепринятое представление о системе ценностей определяет специфику социальной деятельности. «Ценности будут меняться или будут нуждаться в изменении, поскольку социальные структуры приобретают новые формы, но и структуральные изменения нуждаются в поддержке соответствующих ценностей. Например, поскольку меняется структура семьи, ценности, основанные на различных формах семьи, меняются согласованно. Точно так же, поскольку меняется ценностная система членов семьи это выливается в изменения семейной структуры».

Социальная работа в полной мере демонстрирует «блеск и нищету» социальных технологий. С одной стороны, она просто обязана быть технологичной, ибо в условиях ограниченных социальных ресурсов и огромного количества социальных проблем эффективность воздействия может быть достигнута только при помощи последовательного и профессионального применения технологического подхода. С другой стороны, никакой технологический подход не гарантирует стопроцентной эффективности результатов воздействия.

Вопрос о принципах, регулирующих социальную работу, дискуссионен – их число и перечень значительно варьируется: нам представляется возможным выделить следующие принципы, которые носят разноуровневый характер:

1. Общефилософские принципы (лежащие в основе всех наук об обществе человеке, и механизмах их взаимодействия):

1) принцип детерминизма;

2) принцип развития;

3) принцип отражения;

4) принцип единства сознания и деятельности.

2. Общие принципы общественных наук:

1) принцип историзма основывается на рассмотрении объектов как целостных систем возникших в определенных условиях и в результате действия соответствующих причин;

2) принцип социальной обусловленности подтверждает обусловленность одного социального действия другим.

3. Специфические принципы социальной работы:

1) принцип универсальности;

2) принцип охраны социальных прав;

3) принцип клиентоцентризма;

4) принцип опоры на собственные силы;

5) принцип максимизации социальных ресурсов;

6) принцип конфиденциальности;

7) принцип толерантности.

Принцип универсальности означает исключение дискриминации при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного и т.п. характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственном причине – его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их.

Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Традиции тоталитарного общества заставляют нас во многих случаях выдвигать на первый план интересы государства и общества. Например, при анализе социальной дезинтеграции семьи принято говорить, что снижение рождаемости отрицательно скажется на трудовых ресурсах, которыми общество будет располагать в следующих поколениях, на контингенте призывников для Вооруженных Сил, который через десять лет окажется совершенно недостаточным для нужд государства. Следует помнить, что все эти, безусловно, важные приоритеты не могут стоять на первом плане для социального работника: важнейшая цель его деятельности – обеспечение способности его клиента к социальному функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности. Потребности государства и общества удовлетворяются в результате его деятельности лишь опосредованно. В рамках этого же принципа можно рассматривать суверенность и автономность клиента, который вправе принимать или не принимать помощь социальных работников, вправе выбирать тот или иной вид помощи или сценарий разрешения своих жизненных проблем, вправе получать полную информацию относительно работы с ним, а также имеет право оградить свою личную жизнь от постороннего вмешательства в той мере, в какой оно не наносит ущерба правам и интересам других лиц.

Принцип опоры на собственные силы определяет субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Никто, кроме самого человека, не может разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегий выходя из кризиса, оказывать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей.

Принцип максимизации социальных ресурсов базируется на том, что каждая социальная система выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Правда, реальная величина этих средств зависит, прежде всего, от социально–экономических возможностей государства и от представлений общества о том, что входит в необходимый социальный минимум для индивида (вспомним наблюдение А.Смита об уровне оплаты труда английского и шотландского рабочих). Социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума, обращаясь к деятельности неправительственных, добровольческих, благотворительных учреждений, организуя самопомощь и взаимопомощь клиентов, используя иные не запрещенные законом способы.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику оказывается доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому– либо лицу, прежде всего детям.

Принцип толерантности обозначает признание специалистом по социальной работе закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность могут оказаться непривычными для лиц, занимающихся социальной работой. Определенные элементы ксенофобии, т.е. неприязни и страха перед проявлениями чуждых традиций распространены в нашем обществе. Социальные работники не свободны от иллюзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения, свои представления о хорошем и плохом, единственно верными и нормативными. Между тем, разнообразие человеческих типов, национально–культурных традиций, обычаев поведения является залогом жизнеспособности развития всего человечества. Социальный работник не может сортировать клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных» – каждый, кто нуждается в помощи, должен получить ее.[26].

Помимо принципов к методологии социальной работы можно отнести и ряд ее основных закономерностей, а также понятийно–категориальный аппарат.

Закономерности – это существенные устойчивые и повторяющиеся связи, которые проявляются при взаимодействии субъекта и объекта социальной работы и влияют на решение социальных проблем личности групп и слоев.

Закономерности в теории социальной работы группируются следующим образом:

• закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы;

• закономерности существующих связей субъекта и объекта социальной работы с социальной действительностью;

• закономерности взаимосвязи социальной политики и содержания социальной работы;

• закономерности взаимосвязи между целями социального развития и уровнем;

• закономерности зависимости результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалиста;

• закономерности обусловленности функций и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп общества и индивидов.

Понятийно–категориальный аппарат – совокупность понятий категории и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые в теории социальной работы, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей. В теории социальной работы, как и в другом научном знании, существует 2 уровня понятий и категорий:

1 уровень: понятия, определяющие эмпирический опыт;

2 уровень: понятия, образующие путем интеграции первичных понятий и логических операций над ними.

Категория – наиболее важное понятие составляющее основу теории. Для теории социальной работы можно выделить еще 2 группы понятий:

• понятия категории исследования других научных дисциплин (личность социализация, социальное пространство, социальная деятельность);

• собственные понятия и категории социальной работы (социальная биография, социальная реабилитация, социальное страхование, социальная защита, социальное обслуживание).

2.2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Система социальной работы является исторической общественной системой и относится к классу сложных систем. Сложная система, в отличие от простой, всегда является открытой, для которой характерно постоянное видоизменение и обмен информацией с другими системами (социальная работа, как открытая система тесно взаимодействует с такими системами как: экономическая, этно–религиозная).

Динамическая характеристика системы социальной работы, связана с особенностями процесса ее развития, и зависит от тех или иных культурно–исторических условий.

Таким образом, социальная работа состоит из трех подсистем меньшего уровня:

1. теория;

2. практика;

3. учебная дисциплина.

Теория характеризуется тем, что она имеет междисциплинарный характер. Ей присущи компоненты других гуманитарных наук (она содержит взаимосвязанную теоретическую и прикладную связь). Основные компоненты теории социальной работы:

• научный объект;

• научный предмет (некоторые исследователи склонны считать предметом теории – социальные отношения взаимосвязи и взаимодействия между группами и отдельными личностями, занимающими разное положение в обществе, принимающие не одинаковое участие в его развитии, а значит и различающиеся по уровню и качеству жизни и структуре);

• научная методология (система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе). К методологии относится предмет, объект, закономерности, понятийно–категориальный аппарат, методы и научные принципы.

• научные теории

Практика включает в себя следующие компоненты:

1) Объект практики социальной работы.

Е.И. Холостова группирует объекты социальной работы по социальным проблемам:

1. состояние здоровья;

2. возраст;

3. девиантные формы поведения;

4. труд в экстремальных условиях и ситуациях;

5. бродяжничество и бездомность;

6. беспризорность и безнадзорность;

7. дородовое и послеродовое состояние женщин [25].

П.Д. Павленок классифицирует объекты по сферам жизнедеятельности:

1. сфера здравоохранения;

2. сфера образования;

3. сфера производства и производственные инфраструктуры;

4. сфера культуры;

5. сфера бытового облуживания;

6. силовые структуры общества;

7. пенитенциарная система;

8. социально–этническая среда[11].

2) Субъект практики социальной работы.

1. государство и государственные структуры в виде властей;

2. администрация;

3. учреждение социального обслуживания;

4. общественные благотворительные и частные организации и учреждения;

5. люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах;

6. институты социальной работы (социальные службы , центры и пр.);

7. методы практической социальной работы;

8. функции практической социальной работы (информационная, диагностическая, психолого–педагогическая, управленческая).

3) Учебная деятельность включает:

1. объекты и субъекты образования;

2. образовательные институты (школы, колледжи, вузы, организации по повышению квалификации, учебные центры);

3. методы и формы образования;

4. функции образования;

5. содержание образования.

2.3. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ

Социальная работа как область научного познания проходит ряд стадий своего развития. Оформившись, как концепция милосердия, она конституирует бедность и нищенство, как тезис общественной необходимости. Однако социально–историческая практика развития общества, наглядно показывала, что существование бедных и нищих, связано с реальными экономическими законами общества. Так происходит ревизия устоявшихся традиционалистских подходов и догм. Теологическая познавательная традиция обозначив «поддержку» и «человека– нуждающегося», проблематику, фактически наметила проблемное поле дальнейшей научной рефлексии.

Допарадигмальная социальная работа как область научного познания активно начинает развиваться в XIX веке. Проблемы «пауперизма» осмысляются в различных областях знания. Особенно интенсивно она рассматривается в ранних социально–политических, реформистских и правовых доктринах Э. Мюнстерберга, Г. Спенсера, Г. Шммолера, А. Вагнера, в правовой доктрине А.Принса, а также в марксистских подходах социальной справедливости.

Однако уровень логических построений и абстракций требовал своего научного обоснования не только на уровне дедуктивных и индуктивных рассуждений. В практике общественной поддержки начинают применять первые методы социологического исследования, чтобы получить адекватную картину пауперизма. Уровень эмпирических данных, потребовал определенной систематизации и описания в логике исследовательского инструментария. Так социология становится основой будущих теоретических построений социальной работы.

В начале и середине ХХ веке, когда практика общественной поддержки в основном связывается с проблемами социальной патологии, доминируют модели превентивного и оперативного характера. Можно наблюдать как практическая социальная работа сближается с эмпирической психологией (бихевиоризм и психоанализ), с эмпирической социологией (исследования в малых группах, социометрия), прикладной педагогикой, психиатрией. Но уровень эмпирических данных получаемых в результате проникновения техник и методов гуманитарных дисциплин, требовал теоретико–гипотетического осмысления социальной работы, к этому подталкивала профессиональная деятельность в социальных институтах.

Взаимоотношения между академическими дисциплинами и социальной работой вносят в последнюю знания из различных областей. Научные теории и концепции в рамках гуманитарных дисциплин привносят в социальную работу модели объяснения и описания определенных уровней существования реальности и ее феноменов. Социальная работа использует теории гуманитарных наук как валидные объяснения или группу утверждений, для объяснения феноменов мира человека и общества, при построении концепций социальных изменений. Каждая из представленных ниже дисциплин дает возможность осмысления определенного уровня социальных проблем и проблем клиента:

Психология – изучает психические процессы и процессы поведения.

Социология – изучает организации, институты и развитие человеческого общества.

Политические науки – изучают процессы, закономерности, структуру государственного управления и институты власти.

Экономические науки – изучают общественное производство, потребление, распределение.

Культурная антропология – изучают культуру, этнографию, язык, занимается социальными исследованиями.

Психиатрия – изучает диагностику, лечение, психических расстройств.

Таким образом, социология, психология, право, социальная политика, социальная философия, социальная антропология и социальная педагогика в ходе становления теории и практики социальной работы входили составной частью ее теоретических концептов и практических моделей, тем самым определив ее как интегративную область познания.

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Методологические проблемы социальной работы.

2. Классификация основных принципов социальной работы.

3. Понятийно–категориальный аппарат теории социальной работы.

4. Основные закономерности социальной работы.

5. Характеристика системы социальной работы.

6. Социальная работа как теория.

7. Социальная работа как практика.

8. Социальная теория как учебная дисциплина.

9. Общественные науки и их влияние на социальную работу.