Вы здесь

Теория соотносительности. Деревенщина и житель мегаполиса (А. А. Райков, 2012)

Деревенщина и житель мегаполиса

При таком взгляде на феномен «простоты» (когда «простота» понимается как способность позаботиться о себе, воспроизвести свое существование) меняется и отношение к феномену. Прежде всего пропадает некая презрительность, которая иногда проскальзывает при произнесении этого словосочетания: простые люди. Простые, вроде как – недалекие. Нет, все совсем не так. Способность человека позаботиться о себе во все времена вызывала только уважение. Неспособность человека к бытовой жизни, к преодолению элементарных бытовых неурядиц всегда выдавала слабость характера. Так и захочется сказать: у этого человека нет почвы под ногами, нет корней. И пусть он предельно образован, чего-то ему не хватает. Ему не хватает фундамента, а «простота» как раз и является фундаментом нашей жизни.

Житель же мегаполиса может только криво улыбнуться в ответ на такие слова: «Ха, да зачем все это нужно! Зачем я буду стирать свои вещи, когда у меня есть стиральная машина. Зачем мне штопать свои носки, когда я могу купить новые. Зачем мне копать картошку, когда я преспокойно могу купить ее. Только необразованная деревенщина и может придавать всей этой бессмыслице какое-то важное значение». Тут мы можем обратиться к исследованию известного феномена, а именно посмотреть за прибытием в большой город провинциала или деревенского жителя. Почему же именно эти люди так часто превосходят своих «продвинутых» коллег горожан во всем, что касается развития своих творческих способностей? И вот, кажется, что это происходит как раз благодаря их простоте. У них есть фундамент и именно на нем они и выстраивают здание своей жизни. Коренные жители мегаполиса (конечно, с исключениями) напрочь лишены одной из важнейших характеристик простого человека – наивности. Горожане думают, что это преимущество, но на практике оказывается, что только наивный человек может чем-то заниматься всерьез. Ведь надо быть очень наивным простаком, чтобы всерьез думать, что вся городская жизнь хоть что-то значит. Для жителей мегаполиса, все это – игра, потому что они с детства играют в дорогие игрушки. Если бы они в детстве чаще бывали в деревне: тут все по-настоящему. Посадил – вырастил. Пошел на речку – искупался. Пошел на рыбалку, поймал рыбу. Тоже – игра, но все по-настоящему. Все просто. Это вам не компьютерные игры: в них все сложно, но нет жизненной основы. В итоге человек может стать очень развитым, но все будет воспринимать как компьютерную игру. Правила сложны, игры варьируются по сюжету и уровням, но только деревенщина не понимает, что все это не более чем игра. И жизнь, соответственно – такая же игра, со своими сюжетами и уровнями сложностями. Деревенщина же как раз и понимает, что это не только игра, что это – жизнь. Так просто это понять, но для этого надо быть простым человеком.

Конец ознакомительного фрагмента.