Вы здесь

Теория соотносительности. Простые люди (А. А. Райков, 2012)

Простые люди

И существуют же на свете простые люди! Хм. А существуют ли они? В чем мы можем быть уверены, так это в том, что фраза «простые люди» является расхожей, и ей награждают-описывают многих и многих людей. Но тот, кто дает такого рода награды редко поясняет, что же скрывается за этой фразой. А между тем попробуй назвать «простым» того человека, который является с нашей точки зрения простым. Существует огромная вероятность того, что он обидится. И между тем, в своем кругу он и сам не прочь сказать: «мы, простые люди». Так что складывается впечатление, что они и существуют, и сами признают свое существование. Но кто они такие?

Прежде всего, необходимо выявить основание «простоты». Для того, чтобы это сделать, определимся с теми людьми, которых мы при любых обстоятельствах склонны называть простыми. Это – сельские жители, жители деревни. Простота деревенской жизни классически противопоставляется сложности жизни городской. Простота и определенность патриархального деревенского уклада разрушается с наступлением непонятного урбанизма.

А что определяет жизнь деревенского жителя? Это – натуральное хозяйство. Крестьянин сам себя кормит, живет за счет той земли, которую он обрабатывает и той живности, которую он держит. Вот эта самодостаточность в воспроизводстве собственного существования является уникальной чертой деревенского жителя, в противовес жителю городскому, который все, что касается воспроизводства его жизни, сваливает на других (продукты он покупает, жилье ему строят, одежду ему изготавливают). Более того, это воспроизводство кажется горожанину самим собою разумеющимся делом, так что он почти не обращает на него внимания. Получает ли при этом горожанин какие-то плюсы от городской жизни? Конечно, иначе бы он и не поехал в город. Но при этом он и теряет что-то очень важное. Это «важное» называют по-разному, но самое удачное название: потеря связи с землей, которая кормит человека, потеря корней. И как раз эту коренную устойчивость человека, как видно, и уместно назвать «простотой».

Она не умирает целиком и в городе, просто в деревне «простота» является основой всей жизни, а в городе – какой-то составляющей (часто – вторичной). Я бы назвал проявлением «простоты» все то, что говорит нам о том, что человек в состоянии сам позаботиться о себе. Способен сам постирать свои вещи, заштопать носки, приготовить обед, заработать на кусок хлеба, в общем, воспроизвести свое существование, прокормить себя. «Простой» горожанин также способен обойтись (длительное время) без кафе, ресторанов, кинотеатров, музеев, ночных клубов и всего прочего в том же роде. Есть они – и замечательно, нет – проживем и без них. Он способен просто жить или жить просто.