Обида за философию
Вот, по факту одной дискуссии (об объективности) вспыхнула во мне старая обида за философию. Причем сама то дискуссия получилась вполне приличной (ни одного оскорбления за всю дискуссию: большое достижение). Понятно, что никого я ни в чем не убедил, но я уже давно и не надеюсь кого-то в чем-то убедить. Имеющий ум да поймет как то, в чем я прав так и то, в чем я ошибаюсь, равно как и мои попытки быть все же правым, а не ошибаться. Так вот об обиде. Она вспыхнула после того, как одним из участников было сказано: «Это же не математика». То есть мы спорим, приходим к разным выводам, но так как это философия, а не математика, то все нормально. Ничего страшного. Это всего лишь философия.
Я помню один момент из жизни, который вызвал у меня сильнейшее чувство обиды за философию. Дело было на гос. экзамене. Сидим мы в аудитории, входит одна из приемных шишек, и говорит: «А что вы волнуетесь? Это же не физика». Интересная постановка вопроса, не правда ли? И главное-то, что сама практика экзамена показала, что это действительно не физика, уж слишком все упрощенно (я оттараторил свой ответ минут за пять). Как студент я был ничуть не против этого, я никогда не был фанатом экзаменов (мягко выражаясь). Но обида во мне всколыхнулась. Что же это такое, чему мы учились пять (почти шесть) лет? И ведь преподают-то философию в СПбГУ вполне прилично, можете поверить мне на слово. А все равно выходит, что раз это не физика, то знать что-то не обязательно.
Вот он – корень обиды. Раз речь идет о философии, то о каком-то знании речь может идти весьма условно. Знание – это удел физики, математики и т. д и т. п. Философия (как самостоятельный предмет) – это так – домыслы. При этом и физики, и математики и вообще все неподготовленные люди не понимают, как они слабы в своих собственно философских рассуждениях, и что эти рассуждения философу могут резать слух точно так же, как математику будет резать слух какая-нибудь математическая ахинея. Они не понимают, что в философии существует многовековая традиция, которую надо знать. Они не понимают, что надо сначала разобраться в предмете, а потом уже говорить. Зачем? Ведь это всего лишь философия. Там и так все понятно, точнее, понимать там особенно нечего.
P.S. По правде говоря, все это пишется в очень даже умиротворенном состоянии, а не в состоянии обиды. Наверное, это оттого, что я все-таки не сомневаюсь в силе философии, а следовательно, и не очень переживаю из-за различного рода недопонимания, которое окружает ее со всех сторон. Переживаю с внутренней улыбкой.