Вы здесь

Теория соотносительности. Шкала перфекциониста (А. А. Райков, 2012)

Шкала перфекциониста

Есть хорошее, а есть плохое. Есть хорошие картины, а есть плохие; есть хорошие книги, а есть никуда не годные; есть хорошее кино, а есть такое, которое никак нельзя смотреть. Итак, есть хорошее, а есть плохое. Чтобы отличить хорошее от плохого надо иметь вкус. С теми, кто умеет различать (отличать хорошее от плохого) можно о чем-то разговаривать; с теми, кто не умеет, разговаривать не о чем. При этом существуют, конечно, и личные предпочтения, но этот вопрос надо рассматривать отдельно. Отмечу только, что личные предпочтения могут трансформировать нечто объективно хорошее в плохое для нас (из-за того, что нам это не близко), но бессильны трансформировать нечто плохое в «хорошее для нас». То, что плохо, остается плохим при всех условиях. То, что хорошо, должно еще соответствовать нашим предпочтениям, чтобы мы могли по-настоящему оценить его. Итак, есть хорошее, а есть плохое и есть способность отличать хорошее от плохого.

Далее есть хорошее, а есть отличное. Есть хорошие книги, а есть отличные; есть хорошие картины, а есть отличные; наконец, есть хорошие фильмы, а есть такие, от которых трудно оторваться – просто отличные. Провести различие между отличным и хорошим совсем не проще, чем отличить хорошее от плохого. Да что там проще: это сложнее. Многие люди умеют отличать хорошее от плохого. На самом деле «плохое» нравится только персонажам, которые уж совсем ничего ни в чем не понимают. Но вот с «отличным» возникают проблемы. А именно про хорошее очень часто говорят: «отлично». Один человек сделает что-то очень хорошо, другой – отлично, а про обоих говорят: они оба хороши, они отлично потрудились. Чтобы отличить «отличное» от «хорошего», надо иметь уже не просто вкус, а развитый вкус. В общем, человек со вкусом отличает «хорошее» от «плохого», а человек с развитым вкусом прибавляет к своей оценочной шкале еще одну категорию: отлично.

Наконец, существует еще и совершенное. Точнее говоря, совершенного не существует (оно недостижимо по своей природе), но существует стремление к совершенству. Что же такое совершенное? Совершенное – это то, что по всем показателям выше отличного. Существуют такие книги, которые перечитываешь без конца; картины, от которых не отходишь часами, и фильмы, которые смотришь раз за разом, а они все не надоедают. Что же это за книги, картины, фильмы? Совершенные книги, совершенные картины, совершенные фильмы? Ну не существует совершенства, сколько за ним не гонись. Выходит, это опять какие-то отличные книги, картины и фильмы. Но при этом они лучше отличных. Не по всем показателям, но так, чтобы можно было отличить; можно было сказать: «это лучше, чем отлично». Но как же все-таки оценить то, что выше отличного, если оно при этом несовершенно? Ответ таков: перфекционист сохраняет видимость следования прежней оценочной шкале (плохо-хорошо-отлично), но сдвигает ее на одну категорию вверх. В шкале перфекциониста нормальная оценка «плохо» исчезает. То, что просто плохо, перфекционист вообще не видит; плохого для него не существует. Для перфекциониста «плохо» то, что вообще говоря «хорошо». Вот вы написали по-настоящему хорошую книгу и показывает ее перфекционисту…Не делайте, этого, он скажет, что ваша книга – плохая. «Хорошо» для перфекциониста только то, что «отлично». Вы только что посмотрели по-настоящему отличное кино, спешите поделиться своими восторженными впечатлениями с перфекционистом, но он говорит: хороший фильм. Весь ваш энтузиазм пропадает: ну как же хороший, ведь просто отличный фильм. Но перфекционист знает, что «отлично» – это высшая из возможных оценок, и он не торопится давать ее. Он видит, что можно снять фильм лучше, чем тот, который он только что увидел. Вот этот совершенно особый фильм (про который можно сказать: «лучше чем отлично») он только и готов назвать отличным. «Отлично» для него подразумевает близость к недостижимому совершенству.