Глава 3. Исторические типы права и государства
• Понятие исторического типа права и государства.
• Подходы к типологизации.
• Формационный подход.
• Многообразие цивилизационных подходов к типологизации права и государства.
• Смена исторических типов.
• Прогресс и регресс.
§ 1. Типология государств: понятие и подходы
Тип государства отражает исторически изменяющуюся сущность государства, позволяет охарактеризовать государства каждой исторической эпохи и выявить диалектику общего и особенного в различных и даже противоположных государствах.
Тип государства варьируется в зависимости от конкретно-исторических условий и рамок исторической эпохи его проявления.
Под типом государства понимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
Типология представляет собой один из видов классификации и базируется на обобщении большого фактического, исторического, социологического, правового и иного материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.
Типология государств и правовых систем представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания естественного развития государства и права как отражение процесса исторически неизбежной смены одного государства и права другим. Она является одним из важнейших приемов, или средств, познания исторического развития государства и права.
Развитие государства и права – это непрерывно протекающий, длящийся, объективно обусловленный процесс, что, впрочем, не исключает его влияния на функционирование государственно-правовых явлений и субъективных факторов. Это относится как в целом к государству и праву, так и к отдельным их составным частям, отдельным этапам их развития и к отдельным странам. Субъективный фактор проявляется через исторические личности, которые своим собственным опытом оказали существенное воздействие на историю какого-либо государства и даже мира в целом. Можно назвать великих исторических деятелей, которые на века предопределили развитие цивилизации. Так, царствование Александра Македонского дало миру могучую державу, в которой были созданы социальные, интеллектуальные и иные предпосылки для развития государственно-правовой и культурной жизни страны. В истории Франции знаковой фигурой является Наполеон.
Процесс развития государственно-правовой материи неразрывно связан с постоянным развитием социальной сущности, содержания и назначения государства и права, а также с коренным изменением основных принципов их организации и функционирования.
Процесс перехода государства и права от одной ступени к другой, от одного типа государства и права к другому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюционности развития государственно-правовых явлений с элементами их дискретности, качественной скачкообразности, революционности. Выделяют два способа перехода от одного типа государства и права к другому: эволюционный и революционный.
Эволюционность развития государства и права – постепенное накопление в них количественных и качественных изменений. Это процесс медленных, длительных по времени, качественных изменений, при котором следующая стадия органически связана с предшествующей. Эволюция характеризуется непрерывностью и преемственностью.
Революционность развития представляет собой скачкообразное качественное изменение государственно-правовых явлений и практически исключает преемственность одного типа государства и права другому. Более того, последующий тип выступает противоположностью предшествующего. Примером такого перехода является Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года. В результате победы пролетарских масс был свергнут буржуазный (капиталистический) тип права и государства. Ему на смену пришел социалистический тип. С точки зрения экономики, социальной структуры, целеполагания права и государства между указанными типами нет ничего общего.
Кроме реформ и революций истории известны перевороты. Переворот – насильственный переход (захват) власти от одной части правящего класса к другой, от одной группы или фракции господствующей политической элиты к другой. Перевороты бывают военные, дворцовые, государственные, однако все они не влекут смену типа государства и права. Переворот не затрагивает глубинные, сущностные пласты всего государственного механизма. Изменения носят поверхностный, частичный характер. Могут, например, измениться направления внутренней и внешней политики, государственный режим и т. п. важные элементы государственно-правового механизма, но не определяющие тип права и государства.
Развитие государства и права может происходить по восходящей и нисходящей линиям. Прогрессивное (восходящее) развитие государства проявляется в переходе государства от одного типа к другому – более совершенному, от одной его сущностной характеристики к другой – улучшенной. При прогрессе укрепляются демократические принципы организации и деятельности государства, расширяются его социальные основы, увеличивается объем прав и свобод его граждан, усиливается роль народа в правотворчестве. При прогрессивном развитии совершенствуется сам государственный механизм, расширяются конституционно-правовые основы его деятельности, совершенствуется механизм взаимосвязи и взаимодействия государства с обществом и различными социально-политическими институтами.
Регресс означает движение назад, возврат к уже пройденным этапам государства и права, следствием чего является уменьшение прав и свобод граждан, смена демократии авторитарным и даже тоталитарным политическим режимом. Нередко осуществляется возврат к открытому закреплению неравенства граждан по социально-кастовым имущественным признакам. Так, закономерным итогом возвращения государств в религиозно-общинный тип, соответствующий феодальному государству и праву, является ограничение прав женщин, ущемление свободы совести и других демократических ценностей.
В истории общественно-политической и правовой мысли неоднократно предпринимались попытки выявить существенные черты государств с целью их типологизации.
В основу типологии государств могут быть положены различные основания: справедливость государственного устройства, цикличность его развития, особенности политического режима, основные классы и их отношение к средствам производства и ряд других оснований. Выделяют две основные типологии государства и права: формационный и цивилизационный. Формационный подход является традицией, унаследованной от советской эпохи и соответствующей идеологии.
§ 2. Формационный подход к типологии государства и права
Формационный подход основан на понятии общественно-экономической формации.
Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и соответствующих производственных отношениях.
Определение типа государства в данном подходе равнозначно установлению того, какой класс господствует в данном обществе или в данной стране. Кроме того, принципиальное значение имеет основное средство производства, право собственности на которое делает ту или иную социальную группу (класс) господствующей.
По формационному критерию выделяются следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. Рассмотрим основные характеристики названных государств.
Экономическую основу рабовладельческого государства составляли производственные отношения, при которых объектами собственности рабовладельцев были не только средства производства, но и работники производства – рабы. Раб считался вещью. В рабовладельческих государствах существовали также группы свободных, но экономически зависимых людей – мелкие ремесленники, крестьяне, права которых были сильно ограничены.
Основными функциями рабовладельческого государства являлась охрана частной собственности, подавление сопротивления рабов и других угнетенных групп. Внешние функции: оборона, мирные связи, завоевание и порабощение других народов, управление завоеванными территориями.
Рабовладельческий строй, а вместе с ним государство и право, прошел две основные стадии развития. Первая стадия – древневосточное землевладение. Для нее характерно наличие значительных пережитков первобытнообщинного строя: существование примитивных форм патриархального рабства и ведения хозяйства, при которых рабу разрешалось иметь свое имущество и даже семью. Вторая стадия – греческое рабовладение, отличающееся более высоким уровнем развития способа производства, более развитыми формами эксплуатации рабов и неимущих граждан.
В начале развития рабовладельческого строя государственный аппарат отличался относительной пестротой, неразвитостью, слабостью. Формировался он строго по классовому признаку. Высшие посты в военно-бюрократическом механизме рабовладельческого государства занимали представители господствующего класса, знать. Огромную роль в государственном аппарате играли жрецы. Они влияли на сознание людей, обожествляли царей, императоров, фараонов. Жрецы занимали привилегированное положение в обществе. Их личность и имущество считались неприкосновенными.
Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и на рабов, установление рабовладельческого общественного и государственного строя, различных форм господства класса рабовладельцев, узаконение существовавшего социального неравенства между различными группами и слоями людей.
Основными формами римского права были обычаи, которые до V века до н. э. выступали единственным источником права и мало чем отличались от религиозных и нравственных предписаний. Позже появились законы. Получили распространение эдикты магистратов, т. е. публичные объявления правил, которые подготавливались и обнародовались магистрами при вступлении в должность. Большое значение в системе источников римского права имели «ответы правоведов» – мнения и суждения выдающихся юристов. Как правило, рабовладельческий строй сменялся феодальным.
Большинство стран мира прошло стадию феодального государства. Возникает этот тип государства либо путем постепенного разложения рабовладельческого экономического и социально-политического строя и зарождения в его недрах зачатков феодального строя, либо путем постепенного развития, а затем разложения первобытнообщинного строя и возникновения на его основе феодального. В последнем случае государства минуют стадию рабовладельческого права и государства. Так складывалась отечественная история.
Основным средством производства в феодальном государстве являлась земля, исходя из отношения к которой общество делилось на ее собственников – помещиков и лиц, не имеющих собственности на землю, – крестьян. Крепостной крестьянин феодального государства, находился, помимо этого, еще и в личной зависимости от феодала. Данный способ производства был эффективнее рабовладельческого, поскольку он вызывал у крестьянина некоторую заинтересованность в результатах своего труда: после выплаты ренты часть продукции оставалась ему. Существовало три вида ренты: отработочная, натуральная и денежная.
Огромную роль в феодальном государстве играла церковь, нередко светская и религиозная власти объединялись. Таким образом, в условиях феодального строя экономическое принуждение органически сочеталось с внеэкономическим, прямым принуждением крепостных.
Внутренние функции такого государства были направлены на поддержание феодальной собственности на землю, эксплуатацию крестьян, подавление их сопротивления, внешние – на установление и поддержание экономических связей, а также на захват новых территорий.
Характерной чертой феодального государства было объединение в одних руках земельной собственности и политической власти, аппарата управления хозяйством и отправление административных, фискальных, полицейских и судебных функций.
Феодальное право выражало интересы и волю феодалов. Основные задачи феодального права заключались в юридическом оформлении и закреплении феодальной собственности на землю и другие средства производства, в закреплении сложившейся системы эксплуатации и поддержании порядка, выгодного господствующему классу, в регулировании системы иерархических отношений, существовавших внутри господствующего класса, в обеспечении экономического, политического и духовного господства феодалов, в охране феодальной собственности и власти. Право носило ярко выраженный сословный характер, открыто закрепляло экономическое и социально-политическое неравенство в обществе.
Привилегированными сословиями являлись духовенство и феодалы. Значительно ограничивались в правах горожане. Крестьяне были бесправным сословием, они могли иметь во владении только домашний скот и инвентарь.
Характерной особенностью феодального права был партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны и преобладание в нем местных обычаев и актов отдельных феодалов, раздробленный характер права. Феодальное право не знало деления на отрасли и институты. Составными его частями были крепостное, городское, каноническое и церковное право.
Буржуазное государство характеризуется следующими признаками: господство капиталистической собственности, наличие класса буржуазии, владеющего подавляющей частью средств производства, и класса пролетариата, живущего наемным трудом. Частная собственность, обладание ею является основой, мерилом экономической свободы при данном типе государства. А экономическая свобода служит фундаментом политической, социальной и личной свободы человека. Основным источником появления и последующего накопления собственности служат трудовая деятельность, а также эксплуатация человека человеком, угнетение широких слоев трудящихся масс со стороны господствующих слоев, присвоение ими результатов чуждого труда.
Социальная структура буржуазного общества представлена буржуазией и пролетариатом. Современные подходы к делению общества капиталистического государства выделяют три класса: высший, средний и низший. Доминирующее положение занимает высший класс, он определяет внутреннюю и внешнюю политику, сущность государства.
Буржуазное право делится на частное и публичное. Основными формами права являются нормативные акты: правительственные декреты, решения, постановления, инструкции. Велика роль прецедента как административного, так и судебного.
Особенностью буржуазного права является провозглашение формального равенства. Речь идет в первую очередь о равенстве юридическом: перед законом, перед судом, процессуальное равенство сторон, равенство мужчин и женщин, равенство прав и обязанностей. Буржуазное право закрепляет основные ценности данного государства и общества: свобода, равенство и братство. Именно под этими лозунгами производились буржуазные революции. Буржуазия, накопившая огромные материальные резервы еще при феодализме, выступала в революции против сословных привилегий феодализма.
Вместе с тем данный тип государства и права, встав на защиту частной собственности, создал условия для имущественного неравенства, при которых беднейшее население, обладая обширными правами, реально не может воспользоваться ими.
На смену буржуазному государству может прийти социалистическое государство. Первое в мире социалистическое государство возникло в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. Более чем за 70 лет была образована обширная система социалистических государств: Болгария, Чехословакия, Румыния, СССР и ряд других.
В результате политических преобразований конца XX века социалистические государства отказались от данного типа посредством реформ либо революции. Сегодня признаками данного типа обладают Куба и Китай.
Социалистическое государство, в отличие от всех других типов, не возникает эволюционным путем. Оно всегда – результат революции. Предпосылкой становления и развития такого государства является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата.
Принципиальное значение имеет диктатура пролетариата, которая представляет собой классовый союз между пролетариатом и другими слоями трудящихся. Экономическую основу социалистического государства составляет государственная собственность на средства производства. Частная собственность отсутствует, но имеется индивидуальная собственность, созданная как результат собственного труда. «От каждого по способностям – каждому по труду» – формула социалистической распределительной системы.
Согласно марксистской доктрине определение понятия типа государства равнозначно установлению того, какой класс политически господствует в данном обществе или в данной стране.
Сущность социалистического права заключается в выражении воли и интересов рабочего класса. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты и явления тоже отмирают. На смену социалистическим отношениям в таких условиях придут коммунистические отношения.
§ 3. Цивилизационный подход к типологии государства и права
Цивилизационный подход представляет собой типологизацию, построенную с учетом многоукладности экономического базиса, сложности социального состава каждого периода, культурно-исторических особенностей.
Основу этого подхода составляют взаимоотношения человека и государственной власти.
Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.
Замечено, что духовно-культурные факторы способны:
• полностью блокировать влияние того или иного способа производства;
• частично парализовать его действие;
• прервать поступательное формационное движение;
• усиливать социально-экономическое развитие.
Таким образом, согласно цивилизационному подходу экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя друг друга.
Сложным является вопрос о критериях типологии цивилизаций. Английский историк Арнольд Джон Тойнби в качестве типа цивилизации называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и экономического развития и др. Применяются и другие основания типологизации. Так, используется географический критерий, по которому выделяют южные, северные и средние цивилизации. По основанию отношения церкви, государства и права выделяют следующие типы: теократический, клерикальный, атеистический, светский. Признак самостоятельности позволяет разделять цивилизации на первичные и производные. Имеются и другие основания и, как следствие, тип государства и права. Рассмотрим характерные особенности отдельных типов.
Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.
Выделяют следующие виды цивилизации:
• локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская и др.);
• особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);
• всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется на основе принципа глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.
Выделяют также первичные и вторичные цивилизации, государства которых отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.
Для государств первичных цивилизаций характерно то, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально-экономической сферы. Государство связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным относят, в частности, древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую цивилизации.
Государство вторичной цивилизации не так всесильно, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. К таким цивилизациям относят западноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.
Возможна классификация государств по их отношению к религии. Выделяют светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.
В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства. В свою очередь, государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии. Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если она не нарушает действующее законодательство. Государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни какой-либо иной помощи.
В светских государствах религиозные организации не выполняют по государственному поручению юридических функций. Конфессии занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, не является элементом политической системы общества. Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если она не нарушает действующее законодательство, однако оно вправе регулировать наиболее важные с точки зрения общего интереса аспекты.
Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство религиозных организаций перед законом.
Промежуточный вариант между светским и теократическим государствами – клерикальное. Особенность данного государства в том, что оно не объединено с церковью, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.
Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:
• признание за церковью права собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;
• получение церковью от государства различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот;
• наделение церкви рядом юридических полномочий, например, правом регистрировать брак, рождение, смерть и даже регулировать брачно-семейные отношения;
• право церкви иметь свое представительство в государственных органах;
• осуществление церковью контроля в области воспитания, введение религиозной цензуры в печатной продукции, кино, телевидении и т. п.
Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль и некоторые другие. Так, в Великобритании представители высшего духовенства заседают в Палате лордов. Церковь занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда – регулирует брачно-семейные отношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печатной продукции. Следует также отметить достаточно сильное экономическое положение церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением.
Атеистические государства вытесняют религию как мировоззрение, а церковь – как социальный институт из общественной жизни. Религиозные организации либо запрещаются, либо ставятся в такие условия, в которых они не могут нормально функционировать. Церковнослужители подвергаются гонениям, у церкви изымается ее имущество, включая храмы и культовые предметы.
Религиозные объединения не имеют прав юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий. Священнослужители и верующие могут быть репрессированы, запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение. Свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма.
ЗАКОН ГЛАСИТ
7 октября 1977 года
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
КОНСТИТУЦИЯ(ОСНОВНОЙ ЗАКОН)Статья 44. Каждому гарантируется свобода совести – право свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.
Религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства, государственная система образования носит светский характер.
Все религии и религиозные объединения равны перед законом.
Оскорбление убеждений граждан преследуется по закону.
Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви. Монарх является одновременно и верховным священнослужителем. Такими государствами являются Ватикан, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др. Религиозные нормы составляют основной источник законодательства, регулируют все сферы частной и публичной жизни и имеют приоритет над светским законом.
Жан Боден подразделял государства на три категории по географическому критерию – южные, северные и средние. Южные народы превосходят все другие народы тонкостью и силой ума. Северные народы отличаются своей физической силой. Средние же – превосходят северян умом, но уступают в силе, а южан превосходят по физической силе, но уступают им в хитрости и изощренности.
В соответствии с цивилизационным подходом выделяют также такие типы государств, как демократические и антидемократические (по основанию – форма политического режима).
Современной моделью цивилизационного подхода является либертарно-юридический. В.С. Нерсесянц под типом государства предложил понимать основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы ее прогресса.
1-й тип государств представляет собой этнические страны Древнего мира. Субъектами государственно-правовых отношений являются только лица титульных наций. Все другие люди считались объектами права.
2-й тип – сословное государство эпохи Средних веков. Свойства субъектов права предопределяются принадлежностью к определенному сословию.
3-й тип – государства индивидуалистического типа. Этому типу соответствует понимание человека субъектом права только как индивида, вне его социальных, этнических, национальных, сословно-классовых связей.
4-й тип – гуманитарно-правовой тип, в котором человек обладает неотчуждаемыми правами естественного происхождения. Именно эти права являются основой законодательства, создаваемого государством.
Профессором С.С. Алексеевым предложена авторская типологизация права:
1) право соответствующее доцивилизационной стадии правового развития. Примером является право вожаков, обычного происхождения;
2) кулачное право азиатских теократических государств эпохи рабовладения и феодализма. Это право сочетало в себе обычные нормы, элементы писаного государственного права, сильное теологическое начало;
3) право власти означает признание законом особого предписания государственного происхождения;
4) право гражданского общества, основанное на естественном праве. Право в целом понимается как гуманитарная ценность.
Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он многомернее, чем формационный подход, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества.
Неконструктивно противопоставлять формационный и цивилизационный подходы. Они должны применяться в комплексе, что позволит соединить материалистические достижения формационного подхода и культурные, духовные начала цивилизационной типологии.
Рекомендуемая литература
Бердяев Н.А. Государство // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. – Л., 1990.
Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1984. – 116.
Сигалов К.Е. Проблемы периодизации исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы. – М., 1998.
Тойнби А.Д. Постижение истории. – М., 1991.
Ушаков А.А. О понятии исторического типа государства и права // Правоведение. – 1983. – № 5.
Формация или цивилизация // Вопросы философии. – 1989. – № 10.
Хабибуллин А.Г. Научные основы типологии государства, вопросы теории и практики. СПб., 1997.
Чиркин В.Е. Три ипостаси государства // Государство и право. – 1993. – № 8.