Вы здесь

Теория организации: конспект лекций. ЛЕКЦИЯ № 2. Экономические характеристики структуры предприятия ()

ЛЕКЦИЯ № 2. Экономические характеристики структуры предприятия

1. Принадлежность предприятия к отрасли

Основной задачей любого предприятия является выявление назначения выпускаемой продукции или характера оказываемой услуги. Поэтому основной признак для отнесения предприятия к отрасли – назначение выпускаемого товара. Однако имеются и другие дополнительные признаки, например однородность перерабатываемого сырья и однородность технологического процесса.

Чтобы отнести предприятие к определенной отрасли хозяйственной системы, важно знать классификацию отраслей.

Отрасли, выполняющие однородные функции в системе общественного разделения труда:

1) промышленность;

2) сельское хозяйство;

3) лесное хозяйство;

4) транспорт;

5) связь;

6) строительство;

7) торговля и питание;

8) материально-техническое обеспечение производства, сбыт;

9) информационно вычислительное обслуживание;

10)общая коммерческая деятельность;

11)геология, геодезия;

12)жилищное хозяйство;

13)коммунальное хозяйство;

14)здравоохранение и физическая культура;

15)образование;

16)культура и искусство;

17)наука (все фундаментальные НИИ);

18)финансирование, кредитование, страхование;

19)управление;

20)общественные организации и партии.


В соответствии с данной классификацией каждое предприятие можно отнести к той или иной отрасли в зависимости от его производственного назначения. Каждая отрасль имеет подотрасль. Так, например, к подотраслям промышленности можно отнести следующие:

1) электроэнергетику;

2) топливную промышленность;

3) машиностроительный комплекс;

4) черную и цветную металлургию;

5) легкую и пищевую промышленность.


Дальнейшая специализация легкой промышленности выглядит следующим образом:

1) текстильная;

2) обувная;

3) кожевенная;

4) меховая.


В свою очередь, группами предприятий текстильной промышленности являются:

1) хлопчатобумажная;

2) льняная;

3) трикотажная;

4) шелковая;

5) шерстяная.

Таким образом, любое предприятие можно так или иначе в соответствии с его специализацией и назначением выпускаемого им продукта отнести к той или иной отрасли народного хозяйства. Но предприятия группируются не только по вышеперечисленным признакам. Существует множество классификаций.

Различают следующие виды собственности.

1. Государственная собственность. Сюда входят предприятия бюджетной сферы, которые непосредственно обеспечиваются и финансируются из государственной казны или бюджета соответствующего уровня. Как известно, государственный бюджет имеет трехуровневый вид: федеральный уровень, региональный и уровень субъектов Федерации (местный). Правда сегодня отсутствует само по себе название «государственное предприятие», оно теперь называется унитарным (или казенным).

2. Частная собственность представляет независимое от государства имущество, которым располагают физические и юридические лица (например, частное предприятие (ЧП), собственность общественных организаций некоммерческого сектора, совместная с иностранным капиталом собственность). Кроме того, можно выделить арендную, акционерную (ОАО, ЗАО и пр.) и кооперативную (строительные, жилищные и другие кооперативы) формы.

Предприятия можно классифицировать в соответствии с их размерами посредством следующих критериев: по среднесписочной численности персонала, исходя из объемов производства, т. е. количества товаров и услуг, которые производятся на данном предприятии, по мощности установленного оборудования. На основании этого предприятия бывают:

1) мелкими: до 100 человек в промышленности, 70 – в сельском хозяйстве, до 30 – в бытовом обслуживании;

2) средними – предприятия с персоналом не более 300 человек;

3) крупными – 300 и более рабочих.

Данная классификация приведена относительно российских предприятий. К средним в мире относят предприятия с численностью работников около 500. Помимо этих критериев, экономисты классифицируют предприятия по географическому (территориальному) признаку. В зависимости от территориально-национальных масштабов деятельности предприятия бывают национальными и транснациональными, т. е. межнациональными. По организационно-правовым формам предприятия делятся на единоличные владения (ЧП), партнерства и корпорации.

2. Специализация, кооперирование, комбинирование и концентрация производства

Специализация – это процесс увеличения числа самостоятельных звеньев на основе общественного разделения труда, при котором происходит формирование новых отраслей, новых предприятий, видов и подвидов производств. Существует три вида специализации:

1) предметная, когда предприятия специализируются на изготовлении отдельного продукта, готового товара или услуги;

2) подетальная специализация – характерна для производств отдельной части продукта, его детали;

3) технологическая (стадийная) специализация, характерная преимущественно для прядильных и ткацких фабрик.

Кооперирование представляет собой форму длительных производственных связей между специализированными, самостоятельными по отношению друг к другу предприятиями, отраслями, которые совместно изготавливают тот или иной продукт. Иными словами, кооперирование – это агрегирование, объединение, представление нескольких предприятий. Кооперирование может быть представлено в трех формах.

1. Предметная форма (или агрегатная) проявляется в том случае, когда одно предприятие поставляет другому какие-либо крупные детали или части готового продукта. Например, для машиностроения это могут быть электромоторы.

2. Подетальное кооперирование имеет место тогда, когда с одного на другое предприятие поставляются более мелкие детали (стекла, коврики для машин).

3. Технологическая форма характеризуется поставкой заготовок (литья, пряжи, штамповки и пр.).

Комбинирование – технологическое сочетание разнородных взаимосвязанных производств в одной или разных отраслях промышленности в рамках одного предприятия-комбината. Существуют следующие виды комбинирования:

1) вертикальное. В этом случае происходит объединение последовательных стадий производства (например, добыча и переработка исходного сырья);

2) горизонтальное комбинирование – это объединение предприятий на основании комплексного использования сырья. Например, одно и то же сырье может находиться в производстве сразу на нескольких предприятиях.

Концентрация производства представляет собой сосредоточение производственной деятельности на ряде укрупненных объектов. Процесс концентрации может идти по двум взаимоисключающим направлениям.

1. Абсолютная концентрация, или укрупнение размеров того или иного предприятия (например, посредством слияний и поглощений). С экономической точки зрения концентрация специализированного производства (т. е. однородных по специализации предприятий) очень выгодна, поскольку сосредотачивает и увеличивает размер капитала, обеспечивает более высокую эффективность предприятия в целом, повышает возможность внедрения новейших технологий, а также способствует распределению и снижению рисков. Таким образом, абсолютная концентрация характеризует непосредственно сам размер предприятий.

2. Относительная концентрация, т. е. увеличение удельного веса (в процентном соотношении) наиболее крупных предприятий в общем объеме выпуска отдельной отрасли или экономики в целом.

Следовательно, уровень концентрации определяют непосредственно объем выпуска продукции и удельный вес продукции крупных предприятий. Концентрация в промышленности и степень ее эффективности определяются непосредственно уровнем использования факторов производства.

Процесс концентрации находится в прямой зависимости от потребительского спроса и его изменчивости. Под влиянием роста потребностей и освоения научно-технического прогресса происходит интенсивное развитие процесса концентрации.

3. Производственная структура и типы организации производства

Все предприятия состоят из производственных подразделений обслуживающих хозяйств и органов управления. Общая структура – совокупность производственных подразделений, отделов управления, а также это обслуживающие хозяйства и службы, которые так или иначе, прямо или косвенно участвуют в процессе производства. Таким образом, производственная структура – это составная часть общей структуры предприятия.

Производственная структура – комплекс всех производственных подразделений и отделов, которые напрямую участвуют в процессе производства (например, цеха, участки, лаборатории и пр.). Все цеха в соответствии с их направлением деятельности делят условно на четыре группы:

1) основные, например заготовительные, обрабатывающие, сборочные цеха, в которых происходит непосредственное создание продукции, товаров и услуг. Здесь сосредоточена наибольшая часть факторов производства и рабочего персонала;

2) вспомогательные цеха – играют немаловажную роль в производстве. Они обеспечивают нормальное протекание производственного процесса, поскольку отвечают за исправность оборудования. Например, ремонтный цех содержит весь комплекс и набор инструментов, с помощью которых устраняются те или иные недостатки или сбои в работе производственных фондов;

3) побочные цеха – представляют собой отделы утилизации и переработки отходов. Эти две проблемы сегодня очень актуальны. С точки зрения этичности организация должна не только заниматься производством товаров и услуг, но и осуществлять комплексный контроль за состоянием окружающей среды. В соответствии с этим важно разработать план утилизации отходов от производства. В то же время, чтобы сократить степень нерациональности в использовании факторов производства, предприятию необходимо овладеть системой переработки отходов;

4) подсобные цеха – преимущественно занимаются изготовлением тары, которая может быть представлена в двух вариантах:

а) возвратная тара имеет свою цену и, соответственно, учитывается отдельно (например, коробки, бутылки и т. д.);

б) безвозвратная тара входит в стоимость уже готовой продукции.

Организация производства – состав производственного процесса, характеризующийся различными объемами изготовления товаров и услуг. Соответственно, можно выделить четыре типа организации производства.

1. Единичное производство представлено штучным выпуском изделия, товаров разнообразной и непостоянной номенклатуры. Это связано с крайне ограниченным спросом на данный вид товара. Например, производство космических аппаратов ограничено и производится в небольших количествах. Во-первых, это очень дорогостоящее производство, а во-вторых, не имеет массового спроса, т. е. выполняется преимущественно по государственному заказу в соответствии с нуждами научных институтов. Разновидностью единичного производства является индивидуальное, которое осуществляется по личному заказу.

2. Серийное производство – это изготовление сериями широкой номенклатуры однородного продукта. Иными словами, это выпуск, который повторяется в течение продолжительного времени с определенной периодичностью. Соответственно, в зависимости от количества производимой продукции выделяют мелко-, средне– и крупносерийное производство.

3. Массовое производство имеет малый период изготовления, характеризуется ограниченной номенклатурой и высокой степенью однородности продукта, изготавливаемого в очень больших количествах. Такое производство рассчитано на большие массы людей, т. е. удовлетворяет спрос общественности (например, пищевая, косметическая промышленность и т. д.). Спрос на такие виды товаров, как правило, постоянен.

4. Смешанный тип производства представляет собой сочетание крупносерийного и массового производства с максимальным приближением конечного продукта к индивидуальному спросу.