21. Внешняя среда организации
Любая организация функционирует в условиях множества воздействующих факторов. Среда организации включает внутреннюю и внешнюю составляющие.
Внешняя среда организации – совокупность элементов, оказывающих влияние на параметры состояния организации. Она включает два уровня: макроуровень (макросреду) и микроуровень (микросреду).
Макросреда включает шесть составляющих:
1) политическую, или нормативно-правовую, среду: Конституцию РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные акты. Данная среда определяет условия для развития рыночных отношений, роста конкурентной борьбы на различных рынках, притока инвестиций в отрасли и территориальные социально-экономические сферы с помощью устанавливаемых норм и нормативов;
2) экономическую среду. Ее влияние оценивается путем изучения потенциальной и реальной обеспеченности ресурсами отраслей и отдельных производств, темпов изменения общественной производительности, валового национального и региональных продуктов, численности безработных, уровня цен и инфляции, уровня оплаты труда, покупательной способности населения, уровня текущих доходов населения;
3) демографическую среду, которая оценивается такими показателями, как численность населения, темпы ее изменения, численность населения трудоспособного возраста, моложе и старше такового, миграционный прирост (убыль) населения и его половозрастной состав, уровень заболеваемости граждан различными болезнями, численность врачей и среднего медицинского персонала на 10 000 населения и т. д.;
4) культурную среду. Для ее оценки применяются следующие показатели: численность учащихся дневных и вечерних общеобразовательных учреждений, студентов государственных и негосударственных средних специальных и высших учебных заведений, число профессиональных театров, цирков и музеев, численность их зрителей и посетителей в расчете на 1000 всего населения, число учреждений досугового типа и общедоступных библиотек по всей территории страны и т. д.;
5) научно-техническую среду, которая характеризуется такими показателями, как уровень оснащенности производственной и управленческой деятельности вычислительной техникой, наличие территориальных сетей Интернета и общенациональной информационной и вычислительной сети Интернет, число патентов и изобретений, число автоматизированных технологических производств, линий и т. д.;
6) природную среду, содержащую следующие компоненты: воздушный бассейн (атмосферу), водный бассейн (гидросферу), недра (литосферу), животный мир (фауну), растительный мир (флору), почву, землю как территорию и отходы техногенного происхождения.
Микросреда включает определенные элементы.
Организации – хозяйствующие субъекты (поставщики всех видов ресурсов, необходимых для производства продукции и (или) услуг, организации-конкуренты, посредники, клиентура или потребители продукции и (или) услуг, контактные аудитории).
Клиентура, или потребители, – это один из основных элементов микросреды, который, в свою очередь, состоит из пяти типов рынков: потребительского рынка (это отдельные лица или семьи); рынка производителей (это организации, приобретающие товары и услуги для их использования в процессе производства); рынка промежуточных продавцов (это организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи), рынка государственных учреждений (это государственные организации в виде государственных унитарных предприятий); международного рынка (это зарубежные покупатели).
Контактные аудитории – это различные группы граждан, которые проявляют интерес к продукции организации, ее деятельности и тем самым оказывают влияние на способность организации достигать поставленных целей на конкретных рынках.