13. Жизненный цикл организации
Организационные системы в процессе своего функционирования значительно изменяют параметры функционирования во всех сферах деятельности. При этом изменение параметров деятельности организаций происходит в соответствии с определенной повторяющейся тенденцией. В теории организации при изучении организационных систем применяется концепция жизненного цикла организации.
Предпосылки использования концепции жизненного цикла. Многолетний опыт деятельности организаций в мировом масштабе свидетельствует о том, что предприятия зарождаются, развиваются, добиваются успехов, слабеют и в конце концов прекращают свое существование. Часть их существует бесконечно долго, однако ни одна не функционирует без изменений. Новые организации создаются ежедневно. Также каждый день ликвидируется множество организаций. Поэтому в науке широко распространено понятие жизненного цикла организации.
Концепция жизненного цикла. Данная концепция предсказывает изменения в организации с определенной последовательностью состояний в течение некоторого периода времени. Используя понятие жизненного цикла, можно проследить, что в деятельности организации существуют отчетливые этапы. Такие переходы от одного этапа к другому считаются предсказуемыми и неслучайными.
Выделяют следующие этапы жизненного цикла организации:
1) этап предпринимательства. На данном этапе для организации характерен период становления, в ходе которого также формируется жизненный цикл продукции. У организации система целей сформулирована еще нечетко. Процесс творчества протекает относительно свободно. Движение организации к следующему этапу ставит задачу стабильного обеспечения ресурсами;
2) этап коллективности. В отношении организаций, находящихся на данном этапе, можно сказать, что в их масштабах происходит развитие инновационных процессов предыдущего этапа, формируется миссия организации. Система коммуникаций и структур в рамках организации остается пока неформальной. Коллектив организации тратит много времени на развитие механических коммуникационных контактов и способен выполнять высокие обязательства;
3) этап формализации и управления. На данном этапе организационная и производственная структуры организации стабилизируются, вводятся правила, регламентируются процедуры. Акцент смещается на стабильность и эффективность инноваций. Подразделения организации по выработке и принятию управленческих решений становятся ведущими звеньями организации. Постепенно растет роль высшего руководящего звена организации;
4) этап выработки структуры. Находясь на данном этапе своего развития, организация увеличивает выпуск продукции, расширяет рынок оказания услуг. Руководители высшего звена управления стремятся выявить новые возможности развития организации. Организационная структура управления организации становится комплексной и отработанной. В такой структуре управления механизм принятия управленческих решений децентрализован;
5) этап упадка. На данном этапе организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги, что является следствием острой конкуренции и эффективных маркетинговых стратегий конкурентов. В этих условиях руководители организации ведут поиск средств удержания рынков и использования новых возможностей. Постоянно растет потребность в работниках наиболее ценных специальностей. Степень конфликтности увеличивается.
Концепция жизненного цикла позволяет констатировать, что организации в течение жизненного цикла развиваются только тогда, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют свои ресурсы.