Вы здесь

Теория организации. 3. Организация, как система. Элементы организации (В. Г. Ларионов, 2014)

3. Организация, как система. Элементы организации

3.1 Общие понятия систем. Классификация систем

Основной теории организации является теория систем. Система – некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого (человек, автомобиль, предприятие).

Признаки системы:

– множество элементов;

– единство главной цели для всех элементов;

– наличие связей между элементами;

– относительная самостоятельность элементов, их целостность и единство;

– четко выраженное управление.

Кроме признаков система имеет свойства. Ее основные свойства:

1 – потенциал системы может быть больше, чем сумма потенциалов ее элементов;

2 – система может обладать свойствами, которыми не обладают ее части;

3 – стремление сохранить свою структуру;

4 – потребность в управлении;

5 – любая система имеет определенные границы;

6 – наличие сложной зависимости от свойств, входящих в нее элементов и подсистем.

С развитием теории систем все явления в природе и обществе стали рассматривать как системы. Система может быть большой и её целесообразно разделить на ряд подсистем. Например, экономическая, организационная, техническая подсистема в организации. Каждая система состоит из подсистем, одновременно являясь подсистемой более крупной системы.

Классификация систем зависит от целей, которые ставит исследователь.

Наиболее известной группировкой подсистем в природе и обществе является выделение технической, биологической , социальной подсистем .

Техническая подсистема включает станки, технологические комплексы, оборудование, имеющие технические инструкции. Последствия её работы более-менее предсказуемы. Биологическая подсистема включает флору, фауну, человеческий организм. Более разнообразная , чем техническая; набор решений более ограничен из-за медленного эволюционного развития.

Социальная подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов.

Системы классифицируются и по другим признакам (таблица 1).


Таблица 1. Классификация систем


С внедрением теории систем в теорию организации все организации рассматриваются открытыми системами. Они имеют способность приспосабливаться к изменениям внешней среды и должны это делать для устойчивого функционирования.

Каждая организация должна обладать всеми свойствами и признаками системы. Выпадение или несоблюдение хотя бы одного из них приводит к отрицательным результатам. Системный характер организации – необходимое условие её деятельности.

Анализ явлений природы и общества может проводиться с различной широтой и глубиной охвата. При этом применяют аспектный, комплексный или системный подход.

Системный подход – требует анализа всех элементов (наиболее полный). Комплексный – предполагает анализ ключевых элементов.

Аспектный – проводится анализ отдельных элементов и по ним делаются выводы по всей системе.

3.2 Системный подход к организации

Одним из ключевых положений современной теории организации является системный подход к организации.

Системный подход в теории организации (Подлесных) – это:

– концентрация внимания на целостности структур организации;

– взаимозависимость частей организации, работающих ради одной цели;

– ориентация организации на конечные результаты деятельности фирмы в условиях быстро меняющейся внешней среды.

При этом руководители должны рассматривать организацию, как совокупность взаимосвязанных элементов (например, таких, как люди, структура, задачи, технологии, цели), которые ориентированы на достижение целей организации в условиях меняющейся внешней среды. Системный подход – способ мышления по отношению к организации и управлению, а не набор принципов и руководств для управляющих.

Системный подход является методологией анализа и синтеза организационных и производственных комплексов как систем, что значительно повышает обоснованность управленческих решений.

Организация как система обладает некоторыми свойствами:

1. Большинство систем являются открытыми, т.е. обмениваются с окружающей средой материалами, продукцией , энергией, информацией.

2. Обладает свойством адаптации, т.е. способностью реагировать и приспосабливаться к изменениям окружающей среды.

Изучение свойств организации как системы предполагает изучение взаимоотношения частей и целого. При этом имеется в виду, что:

– целое первично, а части вторичны;

– части образуют неразрывное целое – воздействие на любую из них влияет на всю систему. Целое ведет себя как нечто единое независимо от степени сложности;

– из многообразия свойств системы можно выделить эмерджентность – несводимость свойств системы к свойствам её элементов. Иными словами, эмерджентностью называют наличие новых качеств целого, отсутствующих у него составных частей. Целое не является простой суммой свойств составляющих его элементов, хотя и зависит от них.

Кроме отмеченных свойств и характеристик определенное значение имеют понятия организованности системы и ее сложности. Под организованностью понимается свойство целого быть больше суммы своих частей. Чем больше целое отличается от суммы своих частей, тем более оно организовано.

Сложность также является важным признаком системы. Фундаментальным открытием в теории организации является представление предприятия как системы величайшего порядка сложности, что определяется наличием людей в организациях.

Из теории систем известно, что каждая система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты, обратную связь. Эти положения применимы и к производственным системам. С этих позиций рассмотрим внешние и внутренние переменные, которые влияют на функционирование предприятий (схема на рис.8).


Рис. 8. Схема внутренних и внешних переменных системы


Внутреннее состояние системы характеризуется внутренними переменными Мi.

Внешние воздействия на систему называется входными переменными, а элементы системы, к которым приложены входные воздействия, входами системы.

Выделяют 2 типа входных воздействий: управляющее воздействие Х и возмущающее воздействие М.

Системы, которые обладают свойством переходить в разное состояние под влиянием различных управляющих воздействий, называются управляемыми системами.

Возмущающими воздействиями нельзя управлять, но надо учитывать при выработке управляющих воздействий. Воздействия системы на окружающую среду характеризуется выходными элементами У, которые позволяют оценить результаты управления.

Часть выходов вновь воздействует на вход системы. Такие системы называются системы с обратной связью.

Все элементы системы взаимосвязаны. Изменение одного из элементов оказывает влияние на результаты работы всей системы. Задачей менеджеров является установление связей между элементами, обеспечение устойчивости их функционирования, своевременная корректировка связей за счет грамотного использования связующих процессов. Рассмотрим далее основные элементы организации как объекта управления.

3.3 Элементы организации (части организации, переменные)

В зависимости от целей анализа могут быть выделены различные элементы (части) организации. Ниже рассматриваются следующие элементы: цели, структура, задачи, технология, люди (работники ) и связующие процессы между ними.

1. Цели организации – конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организация или группа, работая сообща. Цели – мощный механизм координации, т.к. дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться. Организации – многоцелевые системы, которые одновременно реализуют несколько ключевых целей, связанных и взаимообусловленных между собой. Можно говорить о системе целей организации (таблица 2).


Таблица 2. Группировка целей организации




2. Структура организации – логическое взаимодействие уровней управления и подразделений построенное в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь цели организации.

Структура (лат. – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Организационная структура – единство производственной структуры и структуры управления. Производственная структура – упорядоченная совокупность производственных подразделений и их организационных отношений. Структура управления – упорядоченная совокупность управленческих подразделений.

Организационная структура- строение, устройство организации, определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением;

– это функция разделения труда в системе.

Специализированное разделение труда и сферы контроля – это две основные концепции, определяющие структуру. Характерной особенностью каждого предприятия является специализированное разделение труда, т.е. закрепление самой работы за специалистами.

Во всех организациях имеет место горизонтальное разделение труда.

Как осуществить разделение труда в организации? Этот вопрос является самым существенным вопросом управленческих решений, а выбор функциональных областей (подразделений) определяет основу структуры организации.

Преднамеренное разделение труда в организации дает иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчинённость специалистов на каждом уровне.

Иерархия организаций – служебная лестница, ряд должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от низших к высшим уровням и наоборот.

Иерархия пронизывает всю организацию, спускаясь до уровня неуправляемого персонала. Число специалистов, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля – важный аспект организационной структуры. Ни сфера контроля, ни высота структуры организации не зависят от размера самой организации, а определяются её спецификой.

Необходимость в координации становится насущной, когда работа делится по горизонтали и вертикали, как это имеет место в современной крупной организации. Если руководство не создаёт формальных механизмов координации, то люди не смогут выполнять работу вместе.

Схема организационной структуры отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними. Между частями структуры устанавливаются устойчивые связи, которые делят на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные, как правило, бывают одноуровневыми и обеспечивают согласованность действий между элементами структуры. Вертикальные – связи подчинения, их необходимость возникает при наличии нескольких уровней управления.

3. Задачи. Ещё одним направлением разделения труда в организации является формирование задач. Задача – это предписанная работа, или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее установленные сроки. С технической точки зрения задача предписывается не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач. Два других важных момента в работе – это частота повторения задачи и время, необходимое для её выполнения. С исторической точки зрения изменения в характере и содержании задач тесно связаны с эволюцией специализации, когда работу делят между специалистами и получают от этого выгоду. Специализация задач повышает прибыль, потому что увеличение производительности снижает затраты на производство. До недавнего времени существовала тенденция расширения специализации и тем самым дробления работ на все более мелкие операции.

4. Технологии. Технология имеет большее значение, чем традиционно считается. По одному из определений Чарльза Перроу, технология рассматривается как средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги. По определению Дейвиса, технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов, технических заданий, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях.

Задачи и технологии тесно связаны между собой. Выполнение заданий включает в себя использование конкретной технологии. Технология определяет тип производственной системы.

Существуют различные классификации технологий. Одна из них – это классификация технологий по Д. Вудворд, согласно которой все технологии производственных операций делятся на три категории.

1. Единичное, мелкосерийное производство – где изготовляется одно изделие или малая серия однотипных изделий (космические аппараты).

2. Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Такой тип производства характеризуется механизацией, использованием стандартных деталей и конвейером.

3. Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, работающее круглые сутки для бесперебойного изготовления одинаковой продукции в огромных размерах (нефть).

Классификация технологий по Д.Вудворд относится только к промышленным предприятиям. Другая классификация технологий по Томпсону охватывает все виды организаций. В ней также выделяют три категории технологий.

1. Многозвенные технологии характеризуются серией взаимосвязанных задач, которые должны выполняться последовательно.

2. Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей (банк).

3. Интенсивные технологии характеризуется применением специальных приёмов, навыков и услуг, чтобы произвести изменение в материале, поступающем в производство.

4. Персонал. Важно понимать, что и организация, и руководители, и подчиненные – это группы людей. Следует обратить внимание на три основных аспекта человеческой переменной в подходе к управлению:

1) поведение отдельных людей;

2) поведение людей в группах;

3) поведение и деятельность менеджера в роли лидера и руководителя, его влияние на поведение отдельных людей и групп.

Эти вопросы подробно рассматриваются в учебной дисциплине «Организационное поведение».

Поведение человека определяется сочетанием индивидуальных характеристик личности и внешней среды. В поведении людей в организациях наибольшее значение имеют следующие индивидуальные характеристики личности:

1. Способности: наследственные, но чаще приобретённые с опытом. Организация предпочитает расширить способности работника, если подходят другие характеристики.

2. Потребности: социальные и физиологические.

3. Ожидания – на основе прошлого опыта и оценки ситуации люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения в организации.

4. Восприятие – определяется как осознание стимулов, получаемых от ощущений. Именно восприятие формирует реальность для конкретного человека. Люди реагируют не на то, что происходит, а на то, как они это воспринимают.

Восприятие людей различно. Поведение человека в организации зависит от того, как окружающие воспринимают человека и что он воспринимает.

5. Отношение людей к чему-либо или их социальные установки. Что-то человеку нравится, а что-то нет. Отношение формирует наше необъективное восприятие окружающей среды, и тем самым влияет на поведение. Отношение к работе важно в организации.

6. Ценности – это общие убеждения, вера в то, что хорошо, а что плохо в жизни. Ценность всегда предполагает субъективное ранжирование по важности или по признанию чего-то главным.

Ценность, как и многие другие индивидуальные характеристики, приобретается посредством обучения. Каждая организация определяет свою систему ценностей. Эта система составляет организационную культуру или нравственный облик организации.

Приведенные выше характеристики определяют индивидуальность работника. Личность – это сочетание стабильных характеристик. До 70-х годов психологи считали, что личностные черты человек сохраняет в любых ситуациях, а теперь они утверждают, что поведение человека меняется в зависимости от ситуации. Обычно личностные характеристики определяют поведение личности, однако ситуация всё же имеет большее влияние на поведение человека, чем свойства его личности. Учитывая это, организация должна создавать обстановку, которая поддерживала бы тип поведения, желательный для организации.

Группы могут оказывать влияние на поведение отдельных людей, способствуя или противодействуя достижению целей организации. Члены группы формируют понимание поведенческой нормы, т.е. стандарта поведения, признанного приемлемым в данных условиях. Большое влияние оказывает поведенческое лидерство – средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определённым образом. Эффективность конкретного стиля лидерства зависит от ситуации, которая включает содержание выполняемой работы и индивидуальные характеристики подчинённых.

Критерием выделения этой совокупности элементов в систему является степень связанности их между собой. Особенности и назначение каждого из выделенных нами элементов определяются целью системы, на достижение которой направлена ее деятельность. В то же время наличие общих характеристик элементов системы не исключает существования их внутренних индивидуальных свойств. Первая особенность любого из элементов проявляется как функциональная специфичность, которая означает, что в составе системы элемент занимает определенное самостоятельное положение. Вторая особенность каждого из элементов проявляется как функциональная интегративность, то есть способность к объединению и взаимодействию. Интегративность элементов является основой их структурного объединения.

В совокупности все элементы организации взаимосвязаны. Все они рассматриваются как социо-технические подсистемы, так как они имеют социальный элемент (людей) и технический компонент (технологии и др.). Изменяя один из элементов, обязательно надо учитывать взаимозависимость элементов и прослеживать их взаимовлияние на другие компоненты.

3.4 Связующие процессы в организации

Правильное пропорциональное соотношение элементов обеспечивает устойчивое стабильное функционирование организации. Для объединения элементов организации в единое целое служат связующие процессы.

Связующие процессы – процессы, объединяющие части в единое целое. Современная теория организации указывает на следующие три связующих вида деятельности, которые оказались универсальными для организационного поведения в условиях социальных систем.

К числу связующих процессов относятся:

1. – система связи (коммуникация);

2. – установление равновесия (баланса);

3. – принятие решений.

1. Коммуникация (система связи) объединяет различные части в единую структуру. Формальную структуру управления фирмы можно сравнить с анатомией системы, а связь -с ее физиологией. О системе в целом можно судить по уровню развития связи. Информационные системы обеспечивают прочную связь и взаимодействие частей системы между собой, а также связь ее с окружающей средой. Коммуникации как механизм, связывающий части организации в единое целое, рассматриваются путем глубоко обдуманного анализа.

Одним из аспектов современной теории организации является изучение сети коммуникаций в системе. Система связи рассматривается как метод, благодаря которому возможно взаимодействие различных частей системы. Коммуникация (система связи) действует не только как ' стимул, выражающийся в определенно!] деятельности, но также и как контролирующий и координирующий механизм, связывающий центры принятия решений в системе в синхронизированную модель, Организации состоят из частей, осуществляющих коммуникационные связи между собой, получающих сообщения из внешнего мира и хранящих информацию. Все эти коммуникационные функции, взятые вместе, составляют информационную модель системы в целом.

2. Установление равновесия (баланса). Рост, устойчивость и взаимодействие являются основными характеристиками системы; равновесие представляет главное условие ее функционирования. Понятие баланса, равновесия подразумевает сложное кибернетическое свойство системы, называемое гомеостазисом, представляющим собой стремление системы функционировать в границах устанавливаемых пределов по важнейшим параметрическим характеристикам или при постоянных условиях. Применительно к организационной системе гомеостазисом был бы механизм, с помощью которого различные части системы поддерживались бы в гармоничной структурной взаимосвязи друг с другом. Управление как раз и представляет собой такой процесс, с помощью которого поддерживается это равновесие.

Баланс бывает двух разновидностей – квазиавтоматическим и инновационным. Обе эти формы баланса действуют для обеспечения целостности системы в изменяющихся условиях, внутренних или внешних по отношению к системе.

3. Принятие решений. Принятие решений обычно трактуют как внутренние переменные в организации, которые зависят от характера работ, индивидуальных ожиданий и побуждений и организационной структуры.

Системный подход к теории организации предусматривает рассмотрение двух основных классов решений, которые имеют место в организации:

• принятие решений, касающихся производства продукции;

• принятие решений, касающихся участия людей в данной системе.

Принятие решения о производстве является в значительной степени результатом взаимодействия между индивидуальным поведением и требованиями организации. Принятие решения об участии также фокусируют внимание на причинах того, почему люди остаются в организации или покидают ее.

3.5. Субъекты организаторской деятельности

Субъекты организаторской деятельности – это руководители предприятия, менеджеры всех уровней управления. Субъектами организаторской деятельности могут быть отдельные лица, коллективный и внешний орган.

Организаторская деятельность – это создание или усовершенствование механизмов управления предприятием в соответствии с его целями и задачами. Организаторская деятельность аналогична общим функциям управления организацией, к которым относятся планирование, мотивация, организация, контроль. Эти функции выполняются объектами и субъектами организаторской деятельности. Субъект – это источник управленческого воздействия, а объект – это преемник и исполнитель управленческой деятельности.

Организаторская деятельность основных субъектов хозяйственных организаций включает общие и конкретные виды деятельности, которые разрабатываются в виде положений об отделах и службах, а также в виде должностных инструкций.

Организация, или организационная деятельность, является одной из узловых функций менеджмента. Руководство организует работу подчиненных ему исполнителей. Эту задачу можно разделить на две: организацию самого процесса работы и организацию людей, занятых в этом процессе. Первое сводится к установлению и обеспечению технологических и других организационных связей между элементами процесса, производства. Второе – к установлению целесообразных социально-экономических связей между участниками производства. В результате решения обеих задач достигается одна общая цель: итог работы.

В пределах предприятия можно выделить три основных уровня управления: низовой (бригада, участок), средний (цех), высший (предприятие).

Основным признаком определения уровня управления является степень приближенности к управляемым процессам производства. Так, на низовом уровне управление процессом производства осуществляется через непосредственных исполнителей, на среднем – через подчиненных руководителей и специалистов; на высшем – через линейных руководителей и с помощью штабов функциональных звеньев управления. Однако есть нечто общее, что позволяет руководителю любого ранга называться менеджером производства. Это общее состоит в выполнении трех основных организационных функций управления системой:

1) установление внутрисистемных и внешних, по отношению к данной системе, связей;

2) управление процессами реализации связей;

3) управление организационным развитием системы.

При выполнении первой функции возникает задача установления новых или частичного изменения старых связей (технологических, трудовых, управленческих) либо восстановления ранее регламентированных связей. Для осуществления этих функций руководитель должен хорошо знать управляемую систему.

Выполнение второй функции требует знания по существу всего арсенала приемов и методов управления, позволяющих руководителю осуществлять контроль и регулирование процессов внешних и внутренних связей.

Третья функция – управление организационным развитием системы. Сюда входят совершенствование технологических связей между рабочими местами, улучшение их обслуживания, совершенствование разделения и кооперации труда и т.д. Все это требует от руководителя умения находить пути повышения эффективности производства, анализировать влияние различных факторов на производительность труда, себестоимость продукции.

Реализация организаторских функций управления диктует определенные требования к уровню профессиональной квалификации руководителя. Руководитель должен уделять большое внимание работе, связанной с инструктажем подчиненных. Важно верно сориентировать исполнителя, пробудить заинтересованность и инициативу, подобрать форму общения и психологического воздействия на подчиненных, сформировать у них правильную социальную позицию, основанную на экономическом мышлении.

Важным требованием к менеджеру как к организатору производства является умение воспитать членов коллектива в духе солидарного отношения к целям организации и формирования профессионального интереса к ее совершенствованию.

По сравнению с другими видами труда в организации труд руководителя имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер труда руководителя, который делает человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У руководителей особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда руководителя выступают, прежде всего, средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

Есть пять базовых операций в работе каждого руководителя, какой бы областью он ни занимался.

Во-первых, руководитель устанавливает цели.

Во-вторых, руководитель организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей.

В-третьих, руководитель поддерживает мотивацию и постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.

В-четвертых, важный элемент в работе руководителя – измерение. Добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные на работе всей фирмы и в то же время на работе конкретного индивида и способствовавшие достижению цели.

В-пятых, руководитель способствует росту компетенции людей, включая себя самого.

Все эти операции могут быть разделены на категории работ, каждая из которых требует специфических качеств и квалификации. Руководитель решает две специфические задачи. Первая – создание подлинного целого, которое больше, чем сумма частей, продуктивного единства, выпускающего больше, чем вложено.

Вторая задача – гармонизировать в каждом решении и действии требования немедленного и отдаленного будущего.

Специфика хозяйственных, в частности производственных, процессов как объектов управления предопределяет особый характер труда руководителей и состав требований, предъявляемых к ним. Труд руководителя носит высоко творческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умению концентрироваться в определенные моменты на ограниченных проблемах.

Одним из основных требований к менеджеру с учетом всех групп организаторских задач является его умение принимать обоснованные эффективные решения, т.е. владение технологией формирования и принятия эффективного решения. При этом от руководителя требуется:

– умение анализировать ситуацию;

– правильно определить главную задачу;

– ставить цель и правильно определить ее место в дереве целой общей системы;

– формулировать общую и частные задачи, вытекающие из поставленных целей и анализа ситуации;

– определить требования к решению и основные критерии эффективности;

– прогнозировать возможные последствия принимаемых решений.

Особо важно при принятии решений не упустить связи между проблемой и целью, решением и его последствиями. Если такие связи нарушаются, то организаторское воздействие становится неэффективным.

Среди знаний и навыков вырабатывать необходимые решения большое место занимает владение приемами и методами анализа.

Руководители низового звена должны уметь пользоваться данными анализа, подготовленного специалистами. Перечень решаемых организаторских задач на любом уровне управления остается примерно той же. Руководитель низового звена непосредственно организует работу исполнителей, устанавливает связи между отдельными исполнителями, организует связи с другими подразделениями. Руководитель среднего звена (начальник цеха) осуществляет функции организации производства уже через руководителей низового звена и с помощью специалистов. Установление связей уже осуществляется не между отдельными исполнителями, а между производственными участками, бригадами, обслуживающими системами. Уровень знаний руководителей среднего звена должен быть более высоким, чем у подчиненных.

Успех дела зависит от того, как будут задействованы в процессе управления подчиненные мастера и специалисты. Руководитель цеха прибегает к помощи соответствующих функциональных подразделений предприятия. Обеспечить взаимоувязку подготовленных специалистами решений как в пространстве, так и во времени – одна из главных функций менеджера, определяющая комплексность организаторского совершенствования системы.

Для этого необходимы широта специальных знаний и системное мышление, хорошее знание объекта управления и организаторские способности.

Перед руководством более высокого уровня возникают важные сложные задачи:

– организация работы аппарата управления;

– структурные связи управления;

– внешние связи предприятия.

Хотя стержневым процессом управленческого труда является подготовка и принятие решения, не менее важна роль менеджера в организации процесса реализации решения. К процессу реализации решения относятся подбор и инструктирование исполнителей, оформление принятого решения в приказ, распоряжение, а также контроль и стимулирование выполнения решения.

Важным профессиональным качеством менеджера является умение управлять процессом внедрения организаторских нововведений. Для менеджера высшего звена, обеспечивающего внешние связи, важно владеть знаниями маркетинга. Чувство рынка и умение прогнозировать тенденции его изменения поможет успешно решать задачи своевременной организационной перестройки производства и определять перспективы развития предприятия.