Вы здесь

Теория организации. 1. Предмет и задачи курса «Теория организации» (В. Г. Ларионов, 2014)

1. Предмет и задачи курса «Теория организации»

1.1 Место и значение дисциплины «Теория организации»

Организационный фактор всегда имел решающее значение в жизни общества во все времена и в культуре всех народов.

Любое дело, прежде чем управлять им, необходимо организовать, а с учетом того, что производство всегда циклично и постоянно возобновляется, возникает необходимость на каждом цикле возобновлять и его организацию. Поэтому организация, наряду с управлением, составляет основу менеджмента как определенного вида профессиональной деятельности.

Первый научный подход к анализу организаций и процессу управления ими приписывают Фредерику Тейлору (США), который в 1911 г. опубликовал книгу «Принципы научного управления». Следует также отметить, что в 1913-1917 году вышла книга незаслуженно забытого в России ученого А.А.Богданова (Малиновского) «Тектология. Всеобщая организационная наука», посвященная теоретическому исследованию процесса организации. Дальнейшее развитие теории организации (как процесса) происходило под влиянием практиков менеджмента (А.Файоль, Л.Урвик, П.Друкер и др.), а также теоретиков Л.Берталанфи (системный анализ) и Н.Винера (кибернетика). Постепенно в наборе управленческих наук формируется новое научное направление – теория организации (рис. 1).

Как учебная дисциплина теория организации выделилась из общей теории управления и системы менеджмента относительно недавно – в 80-х годах ХХ века.


Рис. 1. Место курса «Теория организации» в системе науки управления


По определению российского ученого Э. Смирнова, теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организаций .

Теория организации – это научная организация организаций.

Некоторые учебники, особенно в период формирования дисциплины, назывались «теория организаций» (например, Б.Мильнер), что подчеркивало объект исследования – организации. Однако при этом в названии отсутствовал сам процесс организации. Поскольку курс теории организации посвящен научной организации организаций, более точным названием дисциплины было бы теория организации организаций.

Теория организации как учебная дисциплина необходима для обеспечения качества специальной теоретической подготовки экономистов и управленцев, а в конечном счете, значит, и эффективности организаторской деятельности специалистов и управляющих, работающих как на предприятиях и учреждениях различных форм собственности и отраслей народного хозяйства, так и служащих в государственных, центральных и местных органах управления.

Овладение основами теории организации позволяет видеть любую проблему через призму организационных отношений, а соответственно, и находить путь ее решения через организационно-конструктивную работу.

Практическое применение теоретических положений—законов, закономерностей и сформулированных на этой основе принципов, методических рекомендаций, методов и правил в организационной деятельности позволяет повысить степень обоснованности принимаемых решений, полнее использовать имеющиеся и приобретаемые ресурсы.

Настоящая учебная дисциплина, относясь к циклу общепрофессиональных дисциплин, является в то же время фундаментальной, авангардной, как общая теория, поскольку в ней рассматриваются организационные законы, свойственные природе любых систем.

Теория организации является таковой и для различных разновидностей социальных систем, а значит, теория организаций составляет ее органическую часть.

Теория организации вооружает знанием организационных законов, принципов и правил, требующихся для выработки современного организаторского мышления, умения практически организовывать. Знание теории организации служит выработке навыков системного и комплексного подходов к решению практически значимых задач.

Это знание способствует обретению умения находить порядок реализации причинно-следственных связей предметов и явлений, без чего невозможно верно поставить организационный диагноз. Оно позволяет видеть и анализировать сточки зрения реализации организационных отношений первопричины успехов и неудач, мысленно комбинировать и соединять для достижения определенных целей разнородные элементы и целостные образования.

Овладение научными положениями теории организации служит также формированию навыков разработки системных концепций для выявления и реализации организационных резервов развития социальных систем.

Таким образом, изучение теории организации позволяет: во-первых, познать законы функционирования и развития организационных отношений в природе и обществе и, во-вторых, оценить возможности их практического применения в организационной деятельности человека.

1.2 Значения термина «организация»

Приступая к всестороннему изучению организации, необходимо отдавать отчет в том, что существуют коренные различия в трактовке самого термина «организация».

Термин «организация» имеет латинские корни и означает «сообщаю стройный вид, устраиваю», «навожу порядок». Изначально употребление этого термина означало процесс организации чего-либо, то есть организационную деятельность. Со временем этим термином стали обозначать и результат организационной деятельности, то есть объект организации, обладающий определенными свойствами в соотношении частей и целого, например, промышленная организация, торговая организация, партийная организация, социально- экономическая организация и т.п.

Энциклопедический словарь понятию «организация» дает три разных толкования: как упорядоченное состояние элементов целого (объекта), как совокупность процессов и как объединение людей.

1. Организацию определяют как внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную его строением, например, в производственных системах степень упорядоченности движения материальных производственных потоков в пространстве и во времени или степень упорядоченности отношений между людьми, взаимосвязи между частями целого.

2. Организация определяется как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, то есть действий организатора, менеджера, по проектированию новой или совершенствованию действующей организационной модели. В этом случае организация рассматривается как одна из функций управления, направленная на приобретение объектом новых свойств и характеристик.

3. Организация как объект управления, то есть «организация» означает объединение совместно работающих людей, деятельность которых координируется для достижения определенных общих целей.

В последние десятилетия термин «организация» все чаще используется в сочетании с понятием система, что, на наш взгляд, не совсем верно.

Понятие «система» является фундаментальным понятием общей теории систем как базовой теоретической дисциплины. Категория системы есть научный инструмент исследования объектов, процессов и управления ими.

Система (греч. – «составление из частей», «соединение», от «соединяю, составляю») – объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе (БСЭ, т. 39, с. 158).

Система есть упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (частей), закономерно образующих единое целое, обладающее свойствами, отсутствующими у элементов и отношений, его образующих.

При такой трактовке системами являются: живой организм, образуемый совокупностью клеток; предприятие, объединяющее и связывающее в единое целое множество производственных процессов, коллективов людей, различные виды ресурсов, готовую продукцию и т. д.

Теория организации в своем содержании и принципах все более опирается и увязывается со специальной областью знаний – теорией систем, что расширяет понятие термина «организации».

Системный подход к явлениям и процессам природы и общества с середины ХХ века получает все более широкое применение. Это находит отражение и в более широком толковании термина «организация», который приобретает многосмысловой характер и используется различными дисциплинами системного направления. Можно отметить пять наиболее употребляемых значений этого термина:

1. Организация трактуется как степень упорядочения или организованности (порядка) системы.

2. Организация понимается как процесс упорядочения и формирования структуры системы.

3. Организация рассматривается как социальная или биологическая система.

4. Организация отождествляется с понятием структуры, то есть состава системы и ее различных иерархий.

5. Организация рассматривается как одна из функций управления, направленная на приобретение управляемым объектом новых свойств и характеристик.

С учетом всего сказанного по поводу трактовки термина «организация» можно сделать следующие обобщения.

1. Организация представляет собой единство двух взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон:

• как внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие автономных частей целого, ориентированного на определенную предназначенность;

• как совокупность процессов, ведущих к образованию и развитию этого целого (объекта).

Такая трактовка понятия «организация» имеет всеобщий характер и относится к природе и обществу.

2. Организация трактуется как объединение людей, ориентированное на достижение определенных целей. Здесь понятие «организация» имеет частный, узконаправленный, прикладной характер и ориентировано на социальные организации.

Изучением формирования и развития социальных организаций занимается такая наука, как теория организаций, которая является составной частью теории организации.

При изложении материала данного учебника, наиболее часто используются два понятия термина «организация»: организации как организационной деятельности, то есть одной из основных функций менеджмента и организации как объекта управления, разновидностью которых являются предприятия, фирмы, компании.

1.3 Категории теории организации

Категории теории организации – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи) в процессах и структуре организации. Рассмотрим основные категории теории организации.

Организация – основная категория теории организации. При изучении курса рассматривается в основном в двух аспектах: организация как функция менеджмента (синоним организовывать) и организация как объект управления (синоним предприятие, фирма).

Система – совокупность или комбинация взаимосвязанных элементов либо частей, образующих комплексное единое целое и определенным образом взаимодействующих для достижения заданной цели.

Системный подход – совокупность принципов, формирующих направления и концепции исследования различных объектов и явлений природы, науки и техники .организационных и производственных комплексов как систем.

Системный анализ – совокупность научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих в целенаправленной деятельности на основе системного подхода.

Кибернетика—наука, занимающаяся изучением способа восприятия, хранения, переработки информации и использование ее для управления и регулирования в системах любой природы.

Законы теории организации. Закон характеризует внутреннюю, устойчивую связь и существенную взаимообусловленность каких-либо явлений объективной действительности. Теория организации опирается на определенную группу законов: закон синергии, закон самосохранения, закон развития, закон единства анализа и синтеза и др. Законы организации образуют теоретический фундамент.

Они способствуют переходу от эмпирического подхода (на основании отчета) к профессиональному, позволяют правильно оценить возникшую ситуацию и анализировать опыт.

Принципы (лат. – основа, начала) теории организации – это основные исходные положения теории, науки. Если в законах устанавливается, как правило, детерминированные причинно-следственные связи между явлениями, то принцип является обобщением фактов с допущением вероятностных взаимосвязей.

К числу общесистемных принципов организации относятся: принцип необходимого разнообразия, принцип эмерджентности, принцип обратной связи, принцип гомеостазиса, принцип внешнего дополнения и принцип выбора решения.

Под культурой организации понимается идеология управления, по отношению к внешней и внутренней среде – позиции, точки зрения, манера поведения, в которых воплощаются основные ценности.

Структура {лат. structura —строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Производственная структура—упорядоченная совокупность производственных подразделений и их организационных отношений.

Структура аппарата управления – упорядоченная совокупность управленческих подразделений и их организационных отношений.

Организационная структура (модель) системы—упорядоченная совокупность производственных и управленческих подразделений и их организационных отношений, то есть организационная структура представляет собой единство производственной структуры и структуры управления.

Организационная структура—строение, устройство организации, определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением.

Иерархия организации. С понятием структуры организации тесно связано понятие об иерархических взаимосвязях. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответствует так называемый принцип лестницы. Этот принцип предполагает деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обязанностей между подразделениями.

Иерархия организации – это служебная лестница, ряд должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от низших уровней к высшим и наоборот.

Сущность и содержание категории «организация» проявляются в ее функциях, то есть в составе работ, которые присущи этой категории.

Функция – это объективная составляющая организации, такая часть организации как целого, проявление которой является условием проявления этого целого. В этом состоит системный подход к формированию понятия и структуры функций организации.

Организация – совокупное осуществление функций. Объективная совокупность (состав) функций присуща организации на любых иерархических уровнях при любых особенностях процесса организации. Отсюда качественная типовая однородность организации на любых уровнях:

• постановка целей;

• определение критериев достижения целей;

• определение функций-задач, которые должна решать система;

• формирование структуры системы;

• определение состава элементов, обеспечивающих целостность системы и достижение заданной цели;

• формирование механизма реализации функций-задач системы, устанавливающего регламентированный порядок взаимодействия элементов для выполнения функций-задач по достижению целей.

Вся огромная сложная (разноплановая) совокупность организационных действий – на любом уровне и в любой системе – может быть сведена к ограниченному перечню относительно строго локализуемых функций, составляющих замкнутый цикл алгоритма организации системы.

1.4 Различие между теорией организации и теорией организаций

Теория организации представляет собой фундаментальную всеобщую организационную науку о законах функционирования и принципах формирования целостных образований (систем) самой различной природы.

Общая теория организации является системой знаний о законах функционирования и развития организационной деятельности и организационных отношений в природе и обществе. Она связана с общими и абстрактными организационными принципами и применима к любой системе со сложной организацией.

В ХХ веке теория организации выделилась в самостоятельную область знаний, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем организации.

Составной частью общеорганизационной науки является теория организации как научная организация организаций (теория организаций), которая изучает формирование и развитие социальных организаций.

В общей теории организации рассматриваются законы и принципы, свойственные природе любых систем. Конкретное приложение организационных законов применяется при научной организации организаций.

Теория организаций (теория об организациях) является социальной наукой и соответственно представляет частный случай всеобщей организационной науки. Она является прикладной, практической частью, позволяя глубже понять общие абстрактные категории.

Рапопорт и Говарт различают «теорию организации» и «теорию об организациях» следующим образом.

Теория организации связана с общими и абстрактными организационными принципами; она применима к любой системе со сложной организацией. Теория об организациях (теория организаций) является социальной наукой. В центре внимания ставятся реальные человеческие организации. Она может изучать социальную структуру организаций и в этом случае будет рассматриваться как раздел социологии; она может изучать поведение индивидуумов или групп в качестве членов организаций и в этом случае будет рассматриваться как раздел социальной психологии; она может изучать принципы руководства и контроля в организациях и тогда становится частью политологии.

Организация организаций – вот что представляет собой теория организаций.

В учебниках по теории организации последних десяти лет содержится материал как общей, так и частной (применительно к организациям) теории организации, причем часто не отмечается, к которой теории организации этот материал относится.

Чем объяснить то обстоятельство, что внутреннее содержание большинства учебников по теории организации часто подменяется теорией организаций?

Во-первых, многие теоретические положения теории организации носят абстрактный характер и поэтому, когда у авторов появляется желание разъяснить сущность той или иной категории или закона, они приводят практический пример из более понятной всем области, а именно из области социальных организаций, переходя, таким образом, с уровня теории организации на уровень теории организаций. При этом авторы, переходя с одного уровня на другой, читателей об этом не уведомляют. Так происходит подмена понятий.

Во-вторых, учебники по теории организации появились в последние годы, а учебники по теории организаций (организация производства, организация производственных систем и другие) были и раньше, и поэтому появляется соблазн перейти с уровня теории организации на уровень теории организаций, не уведомляя об этом читателей. Такая подмена уровня теории организации подкрепляется суждением о том, что то, что подходит к уровню социальных организаций, подойдет и к уровню теории организации как науке о теоретическом фундаменте многих прикладных наук (кроме теории организаций, это: организационное поведение, теория организации производственных систем, социальное управление и т. п.).

В-третьих, теория организации как понятие включает в себя теорию организаций как частный случай, имеющий более узкое, социальное приложение применительно к человеческим организациям.

Таким образом, использование концепций, законов, принципов и методов теории организации в теории организаций и наоборот допустимо и правомерно. Однако такой переход с уровня теории организации на уровень теории организаций предполагает необходимость уведомления об этом читателя. При этом следует иметь в виду, что не все закономерности теории организаций могут быть распространены на теорию организации.

Необходимо остановиться на предмете и объекте исследования теории организации. Известно, что предмет определяет то, чем занимается данная наука, и то, какие явления объективной действительности она изучает. Теория устанавливает законы и закономерности протекания процессов или явлений, изучаемых конкретной наукой. Метод науки характеризует систему средств и приемов исследования и обобщения явлений действительности в данной области знаний.

Объектом изучения теории организации является любой исследуемый объект, который может быть представлен через взаимоотношения между частями целого или целого с окружающей его внешней средой. При этом необходимо помнить, что законы организации едины для любых объектов, а сами разнородные явления отождествляются через аналогию связей и закономерностей.

Перейдем с уровня теории организации на уровень теории организаций с целью конкретизации объекта приложения этой науки.

Объектом приложения теории организаций выступают преимущественно социально-экономические системы, прежде всего хозяйствующие субъекты: промышленные, торговые, строительные организации и предприятия, научно-исследовательские институты, учебные заведения всех видов, государственные учреждения, различимые в зависимости от выполняемых ими задач, применяемых средств и размеров.

Любая из перечисленных организаций представляет собой сложную социально-экономическую и техническую систему. Наиболее часто встречающимся на практике организационным делением социальных систем является деление на подсистемы, связанные с осуществлением определенных функций системы. Основные элементы социальных систем – это люди, предметы и средства труда.

Предметом теории организации являются организационные отношения, то есть связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.

Рассмотрим, что же представляет собой конкретный предмет теории организации. Перейдем на уровень теории организаций социальных систем.

Главная особенность социальных систем заключается в том, что их организующим началом является совместный труд. Именно он связывает совместно работающих людей между собой и со средствами и предметами труда и является системообразующим фактором. Как связующий фактор он объединяет все внутрисистемные процессы в единый интегрированный процесс, ориентированный на достижение конкретной цели организации.

Труд связывает три основных элемента социальной системы – людей, средства и предметы труда. Чтобы организация существовала, необходимо обеспечить связи между людьми и этими основными элементами, то есть соответствующим образом соединить их между собой в пространстве и во времени. Эти связи и являются предметом и результатом организационной деятельности в социальных системах, то есть конкретные организационные отношения – предмет организационной науки.

Социально-экономическая система должна иметь устойчивые связи с внешним окружением. Именно совокупность связей – внутренних и внешних – и является предметом организационной науки.

Инструментом теоретического исследования предмета теории организации является научный метод.

Под методом теории организации понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели, способ достижения какой-либо цели. Задача теории организации состоит в анализе, систематизации и осмыслении организационного опыта, состоящего из множества факторов. Перейдем к конкретным методам изучения теории организации на уровне социальных систем. Конкретными методами изучения теории организации являются:

• эмпирический метод – наблюдение, восприятие и сбор информации;

• системный подход в организации, представляющий собой логический образ мышления, согласно которому процесс выработки и обоснования любого решения осуществляется исходя из общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех подсистем;

• синергетический метод – выявление общих закономерностей и единства методов описания и моделирования процессов эволюции и самоорганизации;

• методы математического моделирования – метод линейного программирования, теория очередей и др.

Теория, организации не может рассматриваться как дисциплина с неизменным содержанием, поскольку сами организации находятся в постоянном развитии. Отсюда возникает необходимость исторического подхода ко всем концепциям теории организации.

При изучении теории организации в прошлом преобладал аналитический метод. На данном этапе необходимо усилить и дополнить его синтезом, основываясь на появившихся в последние годы обобщающих теориях (теория систем, кибернетика, синергетика и др.).

1.5 Задачи теории организации и связь с другими дисциплинами

Задачами курса «Теория организации» являются:

– знакомство с типами и формами организаций их общими характеристиками;

– изучение принципов построения организации как системы и взаимосвязи её элементов;

– изучение сфер организационной деятельности в производственных системах;

– изучение сфер организационных отношений как основы управления;

– исследование системы управления и формирования ее функциональной структуры;

– знакомство с характеристиками и формами организационных структур;

– изучение законов и принципов теории организации;

– изучение теоретических основ проектирования организационных систем;

– знакомство с субъектами организационной деятельности и их функциями ;

– исследование современных форм ассоциации и интеграции организаций ;

– знакомство с оценкой эффективности организационной деятельности ;

– знакомство с понятием и содержанием организационной культуры;

– исследование проблем реорганизации, изменения и реформирования организаций.

– знакомство с развитием организаторской и организационно-управленческой мысли.

Связь рассматриваемой дисциплины с другими науками вытекает, прежде всего, из истории возникновения теории организации как научной организации организаций, которая выделилась как самостоятельная область знаний из системы управленческих наук. Вместе с тем она является частным случаем общей теории организации, которая представляет собой фундаментальную всеобщую организационную науку о законах функционирования и принципах формирования целостных образований (систем) самой различной природы.

Теория организации как понятие включает в себя теорию организаций как частный случай, имеющий более узкое, социальное приложение применительно к человеческим организациям.

В связи с этим использование концепций, законов, принципов и методов теории организации в теории организаций и наоборот вполне допустимо и правомерно.

Большую роль в развитии теории организации оказывает применение методологии и методов теории систем и кибернетики.

Современная теория организации и теория систем схожи в том, что они рассматривают организацию как интегрированное целое.

Из кибернетики теория организации использует принципы управления сложными системами, способы работы с информацией, модель обратной связи, методы поддержания стабильности систем в ходе изменений, контроля и регулирования.

Использование достижений кибернетики, теории систем и общеорганизационной науки позволяет перейти на новый современный уровень научной организации организаций.

Будучи социальной наукой, изучая социально-экономические организации, теория организаций имеет связь с целым комплексом как социальных, так и экономических наук, используя их методы и достижения.

Важнейшим элементом социальных организаций является человек, что требует при анализе и исследовании предприятий, фирм, компаний использовать результаты научных достижений, связанных с изучением человека, общества, социальных связей.

В новых условиях хозяйствования повышается значение использования творческих возможностей работников организаций в целях роста общей эффективности их работы. Использование знаний в области социологии, психологии, социальной психологии, антропологии при изучении организаций способствует более глубокому представлению о мотивах, стимулах, заинтересованности работников в результатах своего труда.

Так, психология выявляет условия, способствующие или мешающие рациональным действиям людей. Социология за счет изучения социальных систем расширяет методологические основы теории организаций. Социальная психология отвечает на вопросы, почему люди ведут себя в групповой деятельности так, а не иначе.

Теория организаций тесным образом связана с экономикой, экономической теорией, организацией производства.

Связь с экономикой определяется объективной потребностью формировать цель и стратегию организаций, как основу построения её структуры, а проблемы эффективности имеют отношения ко всем аспектам эффективной деятельности организаций. Многие положения теории организации положены в основу организации производства.

Велика связь теории организации с менеджментом. Современная теория организации представляет собой теоретическую базу, философию, методологию, передовой край исследований, имеющий большое значение для управления.

Теория организации как научная организация организаций является основой управления развитием организаций как нового направления общей теории управления. Только эффективное управление создает экономическое и социальное развитие.

В некоторых работах теория организации все еще рассматривается как часть менеджмента, а в других выделяется в самостоятельную область знаний. Во втором случае позиция авторов в том, что теория организации отвечает на вопрос, чем управлять, а менеджмент – как и зачем воздействовать на объект управления.

Связана теория организации и с организационным поведением, в котором кроме поведения работников в организациях, рассматривается и организационное поведения менеджеров, то есть поведение руководителей по организации функционирования и развития производственных систем. Причем, если теория организации изучает макроуровень, т.е. организацию в целом и её составные части, то организационное поведение – микроуровень, т.е. поведение индивида и групп в организациях.