Вы здесь

Теория обучения. 13. Культура как основа построения и определение содержания образования ( Коллектив авторов)

13. Культура как основа построения и определение содержания образования

Одним из источников формирования содержания образования является культура. Культура (наряду с социальным опытом) определяет факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру. Культура определяет наличие таких элементов в содержании образования как опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания и т. п.

Существует ряд принципов формирования содержания образования из области культуры (искусства):

1) принцип единства идейного содержания и художественной формы;

2) принцип гармоничного культурного развития личности;

3) принцип идейной общности и взаимосвязи искусства;

4) принцип учета возрастных особенностей. Внедрение вышеприведенных принципов направлено на повышение общего культурного уровня учащихся и педагогов, в том числе.

Предметы, базирующиеся на данных принципах, представляют собой культурологический цикл, состоящий из дисциплин в соответствии с определяющей ролью личностной культуры. Такие предметы направлены на преодоление в традиционной школе запущенности личностной культуры педагога и учащегося.

Цель культурологического цикла – формирование личностной культуры как способа самореализации личности в профессиональном и непрофессиональном творчестве. Культурное образование обеспечивается учебными курсами, в которых представлены:

1) фундаментальные знания о культуре как способе жизнедеятельности человека, выражающем его родовую специфику;

2) знание о конкретных формах культурной деятельности, теоретическое и практическое освоение которого обеспечивает необходимый уровень личностной культуры человека;

3) основные понятиями теории культуры (представление о ее строении, закономерности ее развития, понимании человека как творца культуры, помощь ученику в осознании личностного смысла культуры).

Необходимо сделать элементы культурологического цикла дисциплин обязательной составляющей каждого занятия. С этой целью существуют особые формы внеклассных мероприятий: урок-экскурсия, урок-дискуссия и т. д.

Экскурсия – один из видов внеклассной воспитательной работы. Это могут быть экскурсии такого рода как поход в музей, на какое-либо предприятие, в театр и т. д. Достаточно эффективным способом является проведение диспутов, вечеров вопросов и ответов на определенные темы, чаще на культурологические или темы морали.

Эстетическое воспитание в обучении осуществляется как в процессе преподавания ряда общеобразовательных дисциплин (литературы, географии, истории), так и с помощью эстетических дисциплин (музыки, изобразительного искусства).