Глава 1. Теория музыкального образования как учебный предмет
Поднять на новый, теоретически более осознанный и практически более результативный, уровень всю жизнь общеобразовательной школы и всю систему подготовки музыкально-педагогических кадров.
1.1. Сущность теории музыкального образования
Проблема повышения профессионального уровня специалистов становится все более острой. Дилетантизм – антипод профессионализма – губит качество всякой работы, а это особенно опасно и потому недопустимо в педагогической деятельности, поскольку речь идет о формировании личности ребенка и его образовании.
Будущий педагог-музыкант, желающий стать профессионалом в своем деле, должен овладеть теорией музыкального образования, без которой достижение профессионального мастерства практически невозможно.
Теория музыкального образования рассматривает следующие аспекты:
• положения и закономерности, раскрывающие возможности искусства и педагогики в музыкальном воспитании, обучении и развитии учащихся;
• представление о ребенке как субъекте музыкального образования;
• приоритетные профессиональные качества личности педагога-музыканта;
• целостную модель компонентов музыкального образования;
• сущность, виды и особенности профессиональной деятельности педагога-музыканта.
В настоящем учебнике теория музыкального образования рассматривается в качестве самостоятельного вузовского учебного предмета. В нем находит отражение современное состояние педагогики музыкального образования, которая, в свою очередь, охватывает различные аспекты теории и практики. При этом авторами ставится задача охарактеризовать теорию музыкального образования на основе обобщения коллективного опыта педагогов-музыкантов – исследователей, выдающихся мастеров исполнительского музыкального искусства, музыкальных педагогов-практиков.
«Педагогика музыкального образования» как научный термин
В настоящее время в среде педагогов-музыкантов распространен термин музыкальная педагогика. Однако многие ученые возражают против подобной терминологии. Так, известный методолог В. В. Краевский отмечает, что «в последнее время появились десятки новых “педагогик”, среди них: “театральная педагогика”, "музейная педагогика” и т. д. Процесс пошел давно, а сейчас принял обвальный характер. Новые педагогики плодятся, как кролики, потом разбегаются, как тараканы. Если педагогик слишком много, теряется смысл самого термина, его категориальность».[1]
Исследователь в области теории и методики музыкального обучения и воспитания Т. Г. Мариупольская также считает, что термин музыкальная педагогика, как и термины педагогика искусства, художественно-творческая педагогика, строго говоря, не корректны с научной точки зрения. Вместе с тем автор полагает, что ввиду их широкой распространенности в кругах специалистов, занимающихся преподаванием музыки (живописи и др.), в отдельных случаях подобные терминологические «симбиозы» могут быть использованы.[2]
Данную позицию по отношению к термину музыкальная психология разделяет и Г. М. Цыпин, отмечая, что такой термин «не вполне корректен. Однако широкое, можно сказать, традиционное использование в массовом обиходе (выходят даже учебники с таким названием) в известной мере оправдывает его употребление».[3]
В данном учебнике по отношению к музыкально-педагогической науке в качестве основополагающего будет употребляться термин педагогика музыкального образования.
Содержание понятия «музыкальное образование»
Изучение теории музыкального образования невозможно без раскрытия и усвоения важнейших понятий, определений, положений, входящих в некий обязательный тезаурус педагога-музыканта (терминологический словарь, относящийся к данной науке, предмету изучения).
Овладение будущими педагогами-музыкантами профессиональным тезаурусом педагогики, относящейся к области музыкального образования, является одним из показателей профессионализма (в теоретическом плане) педагога-музыканта, ибо обеспечивает корректность (т. е. точность, правильность) употребления специальной терминологии, помогает с профессиональных позиций анализировать специальную литературу по вопросам музыкального образования, активно участвовать в обсуждении его насущных проблем.
Приступая к изучению вузовской учебной дисциплины «Теория музыкального образования», следует обратить специальное внимание на термин музыкальное образование. В современном толковании этот термин рассматривается как интегративный, объединяющий музыкальное воспитание, обучение, развитие.
Термин музыкальное воспитание употребляется в двух значениях. В узком смысле под музыкальным воспитанием понимают воспитание прежде всего определенных качеств личности учащихся – т. е. данный термин употребляется в первую очередь в психологическом аспекте. В широком смысле – это нравственное, эстетическое, художественное воспитание.
Термин музыкальное обучение также применяется в двух значениях. В узком смысле слова под музыкальным обучением понимают освоение учащимися музыкальных знаний, умений и навыков. В широком – данный термин, помимо музыкальных знаний, умений и навыков, включает опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и их музыкально-творческой деятельности. Такое представление о содержании обучения, как мы видим, принципиально отличается от первого – оно значительно полнее и глубже.
Говоря о музыкальном образовании, нельзя не иметь в виду и музыкальное развитие учащихся, ибо именно оно находится в центре внимания педагога-музыканта при обучении и воспитании ребенка. При этом речь идет о самых разных аспектах музыкального развития, направленных на становление музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой и важной части всей его духовной культуры. Это и развитие музыкальных интересов, вкусов, потребностей учащегося; и развитие всех сторон его музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, воображения; интуиции и ассоциаций; и развитие музыкально-творческих способностей, исполнительских, слушательских и даже композиционно-творческих умений и навыков и т. п.
Еще одно уточнение. Педагогика музыкального образования, в том числе теория музыкального образования, как уже отмечалось, изучает деятельность, связанную с музыкальным образованием, направленную на приобщение учащихся к музыкальной культуре в целом, а не только к музыкальному искусству. Вот почему Д. Б. Кабалевский при обсуждении вопроса о школьном учебном предмете настаивал именно на названии «Музыка», имея в виду музыкальную культуру, а не «Музыкальное искусство» и тем более «Пение».
Предназначение учебного предмета «Теория музыкального образования»
Эффективность деятельности педагогов-музыкантов во многом зависит от того, в какой мере они владеют теоретическими знаниями в области музыкального образования. Овладение теорией музыкального образования способствует:
• раскрытию значимости теории музыкального образования для педагога-музыканта;
• приобретению знаний о сущности теории музыкального образования, ее основных категориях, закономерностях, понятиях;
• формированию теоретического профессионального мышления;
• накоплению опыта творческого применения теоретических знаний в области музыкального образования в своей практической педагогической деятельности; становлению профессиональной позиции по отношению к актуальным вопросам музыкального образования;
• развитию способности самостоятельного обогащения профессиональных знаний, умений и навыков, опыта творческой музыкально-педагогической деятельности.
В содержании учебного предмета «Теория музыкального образования» рассматривается прежде всего общее музыкальное образование. Под общим музыкальным образованием понимается образование, направленное к каждому учащемуся, ибо общее среднее образование в нашей стране является обязательным. Оно осуществляется в школах, гимназиях, лицеях в рамках учебного предмета «Музыка» под руководством учителя музыки, который имеет среднее специальное или высшее педагогическое (музыкально-педагогическое) образование и работает по одной из учебных программ, в соответствии с Государственным стандартом общего образования.
Система музыкального образования включает в себя и дополнительное музыкальное образование, которое не является обязательным. Дети по желанию могут заниматься музыкой в студиях, кружках, в музыкальных школах, которые теперь официально называются «Музыкальные учреждения дополнительного образования детей» и др.
Основное предназначение таких учреждений заключается в реализации дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства. При этом учитывается, что музыке, как писал А. Б. Гольденвейзер, «нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами-музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень немногих».[4]
Данная педагогическая установка продолжает действовать и в наши дни. Поэтому работа с детьми в музыкальных учреждениях дополнительного образования ведется по двум основным направлениям:
• общее музыкально-эстетическое развитие;
• подготовка наиболее одаренных из них к поступлению в специальные учебные заведения для получения выбранной ими музыкальной специальности.
Музыканты, работающие в этой сфере, имеют среднее специальное или высшее музыкально-педагогическое или музыкальное образование с квалификацией педагог дополнительного образования.
1.2. Теория музыкального образования в подготовке педагога-музыканта
Сегодня теория музыкального образования выступает в качестве одной из учебных дисциплин, входящих в содержание вузовской теоретико-методической подготовки будущих педагогов-музыкантов. В основных образовательных программах и учебных планах высших учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование» с профилем «Музыка»[5] или сдвоенными профилями – «Музыка» и, к примеру, «Дополнительное образование»,[6] – к таким дисциплинам отнесены:
• теория музыкального образования;
• методика музыкального образования;
• музыкально-педагогические практикумы;
• музыкальная психология и психология музыкального образования;
• история музыкального образования;
• основы исследовательской деятельности педагога-музыканта;
• практика.[7]
Изучение теоретических основ музыкального образования предвосхищает освоение курса «Методика музыкального образования», а последняя в опоре на усвоение теории направлена на познание и творческое, практическое применение будущими педагогами-музыкантами основных методов, средств и форм организации процесса музыкального образования, изучение различных школьных и внешкольных программ по музыке и методических рекомендаций в области общего и дополнительного музыкального образования.
Одновременно с теорией и методикой музыкального образования вводятся «Музыкально-педагогические практикумы», задача которых – привить будущим педагогам музыкантам практические навыки по руководству, педагогической организации всеми имеющими место видами музыкальной деятельности школьников.
Следующая дисциплина «Музыкальная психология и психология музыкального образования» призвана создать надежный фундамент для того, чтобы психологический аспект музыкального образования осуществлялся на высоком профессиональном уровне.
Вместе с изучением музыкально-педагогических проблем в психологическом ракурсе начинается и изучение дисциплины – «История музыкального образования», в которой вопросы теории и методики музыкального образования рассматриваются как в историческом аспекте, так и в плане прослеживания их связи с современностью.
Необходимо особо выделить два предмета профессионально ориентированного теоретико-методического цикла вузовских учебных дисциплин, как бы стоящие над остальными: «Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта» и «Практика».
1. Дисциплина «Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта» ставит задачу познакомить будущего педагога-музыканта с основами исследовательской деятельности, которая получит конкретное выражение в выпускной квалификационной работе.
2 «Практика», центральным компонентом которой является педагогическая практика в учреждениях общего основного и дополнительного образования, выступает (вместе с выпускной квалификационной работой) в качестве индикатора для выявления того, как усвоены будущим педагогом-музыкантом профессионально ориентированные теоретико-методические дисциплины, в том числе и «Теория музыкального образования». В содержание вузовской подготовки входит также и культурно-просветительская практика.
Столь широкая и многокомпонентная теоретико-методическая подготовка педагога-музыканта в вузе объясняется необходимостью создания системы, обеспечивающей возможность разработки студентом собственной модели общего и или дополнительного музыкального образования, которая отвечала бы его личностным особенностям как музыканта и педагога и в то же время решала бы актуальные задачи, которые ставит перед школой и системой дополнительного образования общество.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте основное содержание дисциплины «Теория музыкального образования».
2. Раскройте основные задачи изучаемого курса и объясните необходимость их решения для становления профессионального мастерства педагога-музыканта.
3. Почему термин «музыкальная педагогика» считается недостаточно корректным в научном понимании?
4. Что означает термин «профессиональный тезаурус»?
5. Охарактеризуйте современное понимание термина «музыкальное образование» и укажите его основные разновидности.
6. Раскройте содержание термина «общее музыкальное образование».
7. Охарактеризуйте содержание термина «дополнительное музыкальное образование».
8. Раскройте содержание термина «профессиональное музыкальное образование».
9. Охарактеризуйте основные направления работы с детьми в музыкальных учреждениях дополнительного образования.
10. Сравните приводимые ниже формулировки термина «музыкальное образование» с его трактовкой, принятой в данном учебном пособии:
Музыкальное образование – процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с нею умений и навыков, полученных в результате обучения. Под музыкальным образованием нередко понимают и самую систему организации музыкального обучения. Основной путь получения музыкального образования – занятия под руководством педагога, чаще всего в учебном заведении. Важную роль может играть и самообразование, а также усвоение знаний и умений в процессе профессиональной музыкальной практики или участия в самодеятельном музицировании.
Музыкальное образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности. Под музыкальным образованием понимают также систему организации музыкального обучения в музыкально-учебных заведениях. Важную роль может играть и самообразование.
11. Раскройте значение термина «музыкальное воспитание».
12. Охарактеризуйте общее и особенное в приводимых ниже авторских трактовках термина «музыкальное воспитание»:
Музыкальное воспитание – целенаправленное и систематическое развитие музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, воспитание в нем эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания ее содержания. Музыкальное воспитание есть процесс передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению, оно включает элементы музыкального обучения и музыкального образования…
Музыкальное воспитание, осуществляемое в общеобразовательной школе, детском саду и других внешкольных учреждениях через хоровое пение, игру на инструментах, слушание музыки и музыкальную грамоту, способствует формированию мировоззрения, художественных взглядов и вкусов, воспитанию чувств и нравственных качеств.
13. Проанализируйте приводимую ниже характеристику сущности теории музыкального воспитания с точки зрения того, какие термины и в каком значении в ней применяются.
Важнейшими в теории музыкального воспитания являются проблемы музыкального восприятия и музыкальных способностей. Восприятие музыки (слушание, переживание, понимание, оценка) основано на сложном взаимодействии эмоционального и рационально-логического механизмов психики, в результате которого в сознании слушателя рождается музыкальный образ.
<…> Формирование музыкальных способностей рассматривается в теории музыкального воспитания как процесс, подчиненный общим психическим закономерностям развития творческих способностей.
Музыкальное воспитание, процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества.
14. Охарактеризуйте термин «Музыкальное обучение» в узком и широком смысле слова.
15. Поясните, чем руководствуются педагоги-музыканты, считая, что школьный учебный предмет должен называться «Музыка», а не «Музыкальное искусство». Согласны ли вы с такой точкой зрения?
17. В чем заключается разница между музыкальным и музыкально-педагогическим образованием?
18. В чем видит специфику музыкально-педагогического образования Н. А. Терентьева, когда пишет:
Высшее музыкально-педагогическое образование является по существу показателем духовного состояния общества, принципиальным фактором его гуманизации. Музыкально-педагогическое образование мы определяем как интегративную воспитательную систему, как процесс и результат духовно-практического постижения созидательно-гуманистических функций музыки, направленный на оптимизацию личности во всем богатстве проявлений ее ценностных позиций, действенно-эстетического отношения к культуре и обществу.
19. Раскройте в общей форме содержание цикла профессионально направленных теоретико-методических дисциплин.
Рекомендуемая литература[8] Основная
Гончарова О. В., Богачинская Ю. С. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей // Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. – М., 2012.
Гришанович Н. Н. Теоретические основы музыкальной педагогики. – М., 2011.
Дополнительная
Абдуллин Э. Б. Музыка // Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.
Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада – к начальной школе). – Воронеж, 1998.
Алиев Ю. Б. Музыкальное воспитание // Музыкальная энциклопедия. – Т. 3. – М., 1976.
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.
Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. – М., 1982.
Баренбойм Л. А. Музыкальное образование // Музыкальная энциклопедия. – Т. 3. – М., 1976.
Безбородова Л. А. Сущность теории музыкального образования // Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. – М., 2002.
Кабалевский Д. Б. Требование времени // Музыка в школе. – 1983. – № 1.
Киященко Н. И. Цели, задачи и принципы эстетического воспитания // Эстетическое воспитание: теория и практика / Отв. ред. В. И. Самохвалова. – М., 1990.
Медушевский В. В. Музыкальное образование // Спутник учителя музыки / Сост. Т. В. Челышева. – М., 1993.
Медушевский В. В. Углублять концепцию музыкального образования // Советская музыка. – 1981. – № 9.
Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Школяр. – М., 2001.
Неменский Б. М. Педагогика искусства. – М., 2007.
Рапацкая Л. А. Музыкальное воспитание // Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.
Сухомлинский В. А. Музыка // Избр. пед. соч.: В 3-х т. – Т. 1. – М., 1978.
Терентьева Н. А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования. – СПб., 1996.
Яфальян А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе. – Ростов н/Д., 2008.