Вы здесь

Теория менеджмента. Глава 2. Теория организации (С. Т. Тодошева)

Глава 2. Теория организации

2.1. Организация как система

2.1.1. черты и свойства организаций

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Термин «сознательно координируемое» подразумевает управление, термин «социальное образование» – что организация состоит из людей или групп лиц, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют лица, являются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации.

Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем.

Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому для достижения своих целей он создает интегрированные, кооперативные системы поведения. Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников.

Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, кто докладывает и кому, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия.

Организации присущи следующие свойства:

• комплексность;

• формализация;

• определенное соотношение централизации и децентрализации.

Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделение труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения частей организации.

Под формализацией понимаются заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально оперируют с такими стандартными директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать.

Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организациях этот процесс централизован, решения принимаются высшими руководителями, в других принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии. Принятые соотношения централизации и децентрализации определяют характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления.

Проектирование в современных условиях обусловлено растущей сложностью управления, необходимостью применения научно обоснованных методов для выполнения функций управления и специализации управленческого труда. При проектировании организации используется представление о ней как об организме, действующем рационально и целенаправленно, имеющем априори установленную цель и методы ее достижения.

Следует различать теорию организаций и категории дисциплины организационного поведения. Теория организаций и организационное поведение охватывают различные уровни и аспекты анализа организационного процесса.

Объект изучения теории организаций – организация в целом и ее основные части (макроуровень) с учетом условий и предпосылок поведения организации, ее общей эффективности, имеющихся возможностей для адаптации и достижения целей. Эта дисциплина имеет как описательный, так и нормативный аспекты.

В качестве объекта изучения такой научной дисциплины, как организационное поведение, принят микроуровень – поведение индивидуумов и групп. Поэтому внимание уделяется ролям, статусу, руководству, общению и конфликтам. В круг изучения входит производительность труда работников, текучесть кадров, удовлетворение работой.

Таким образом, эти две дисциплины (теория организаций и организационное поведение) весьма близко соприкасаются, дополняют друг друга при изучении проблем функционирования организаций. В одном случае конфликт рассматривается как проблема, возникающая между людьми, а в другом – как столкновение в результате имеющихся недостатков в построении организации. Например, если конфликт связан преимущественно с проблемами внутренней координации, он изучается в рамках теории организаций.

Осуществляя свою миссию (предназначение), организация добивается достижения определенных целей – выживания, роста, доходности. Примерная характеристика предназначения организации в обобщенном виде включает в себя:

• предлагаемые продукты или услуги;

• место и роль организации в системе рыночных отношений;

• цели организации (выживание, рост, доходность);

• технологию (процессы, инновации);

• философию (базовые взгляды, ценности, мотивации);

• внутреннюю концепцию (источники силы, степень конкурентоспособности, факторы выживания);

• имидж, внешний образ (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом).

2.1.2. Системные свойства организации

Основным методом теории организации является системный метод. Адекватное рассмотрение особенностей создания и функционирования организации должно предполагать выделение основных положений системного подхода в управлении.

Существенное проникновение во внутреннее строение организации обеспечивается использованием системного подхода. Системный подход – методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих:

1) внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой;

2) внутренняя структура – совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы.

Система представляет собой набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Системы характеризуются и отличаются друг от друга многими признаками и параметрами.

Каждая система характеризуется как дифференциацией, так и интеграцией. Уникальной характеристикой при рассмотрении систем являются внутренние отношения между частями.

Каждая часть организации выполняет свои определенные функции. Для поддержания отдельных частей и формирования завершенного целого в каждой системе осуществляется процесс интеграции, чтобы создать условия, при которых система не распадется на независимые единицы. В организациях интеграция обычно достигается координацией уровней иерархии, прямым наблюдением, правилами, процедурами, курсом действий.

Хотя организации созданы из частей или составных элементов, они сами являются подсистемами в рамках более крупной системы. Существуют не только системы, но и подсистемы, и сверхсистемы.

Классификация этих понятий зависит от особенностей предмета анализа. При этом целое не является простой суммой частей, поскольку систему следует рассматривать как единство.

Различаются системы открытые и закрытые. Закрытая система является самосдерживаемой. Ее главная характеристика в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию своему внешнему окружению. Закрытая организационная система имеет малую применяемость.

Открытая система признает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают свое сырье и человеческие ресурсы из окружающего мира. Они зависят от клиентов и заказчиков из внешнего мира, потребляющих их продукцию.

К примеру, банки во взаимодействии с окружающим миром используют депозиты, обращают их в кредиты и в инвестиции, используют полученную прибыль для поддержания самих себя, для развития, для выплаты дивидендов и уплаты налогов.

В промышленной организации как открытой системе технологический процесс создается для переработки сырья в конечный продукт, который, в свою очередь, продается заказчику. Финансовые учреждения, рабочая сила, поставщики и заказчики, правительство – все являются частью окружения.

В основе построения открытой системы лежат предпосылки экономического, научно-технического, политического, социального или этического характера. В этом смысле действенная организация не может быть статичной. Она должна представлять значение изменений среды, эффективно реагировать на воздействия среды, выбирая наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению целей.

Все системы ограничены. Границы могут быть физическими, иметь психологическое содержание через такие символы, как названия, форма одежды, ритуалы. Концепция границ требуется для более углубленного понимания систем.

Принципиальное значение для функционирования организаций имеет обратная связь. Это помогает приспособиться и позволяет предпринимать корректировочные действия по исправлению отклонений от принятого курса.

Степень разграничения открытой или закрытой систем меняется в рамках систем. Открытая система может стать более закрытой, если контакты с окружением уменьшаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация.

Открытые системы тяготеют к нарастанию усложненности и дифференциации. Иными словами, открытая система будет по мере своего роста стремиться к большей специализации своих элементов и усложнению структуры, нередко расширяя свои границы или создавая новую суперсистему с более широкими границами, т. е. создаются новые специализированные отделы, приобретаются сырье и материалы, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, организуются новые сбытовые конторы.

Открытые системы имеют некоторые специфические черты. Одна из таких черт – это признание взаимозависимости между системой и внешним миром. Изменения в окружении влияют на один или несколько атрибутов системы, и наоборот, изменения в системе воздействуют на окружение.

Прежде всего, организация должна отражать внешнюю среду (рис. 2.1).


Рис. 2.1. Внешняя среда организации


Организации укомплектовываются людьми, поэтому необходимо учитывать их различные недостатки и привычки. Весьма важно, кто будет работать в организации, ее персонал. Поведение членов организации может рассматриваться как ее внутренняя среда. В организации постоянно возникают проблемы, которые могут изменить ее положение. Производственный аппарат изнашивается, технология устаревает, материалы нужно пополнять, работники увольняются. Чтобы обеспечить жизнеспособность организации, эти ресурсы необходимо заменять элементами равной производительности.

Другие внутренние проблемы возникают из-за недостатков взаимодействия и недостаточной скоординированности разных участков организации. Так, одной из причин увольнения работников является неудовлетворенность условиями труда и вознаграждением, что может стать угрозой существованию организации. Внутренняя среда организации показана на рис. 2.2.


Рис. 2.2. Внутренняя среда организации


Для организации характерен циклический характер функционирования. Выходная продукция системы обеспечивает средства для нового инвестирования, что позволяет повторять производственный цикл. Доходы, полученные от заказчиков, должны быть достаточно адекватными для оплаты кредитов, труда рабочих, погашения займов и т. п. Если цикличность устойчива, то обеспечивается жизнеспособность организации.

Следует подчеркнуть и то, что организационные системы предрасположены к сокращению или распадению на части. Поскольку закрытая система не получает энергию и новые вложения из своего внешнего окружения, она может со временем сократиться.

В отличие от нее открытая система характеризуется негативной энтропией, т. е. способностью реконструировать саму себя, поддержать свою структуру, чтобы избежать ликвидации и даже вырасти, потому что имеет возможность получать энергию извне в большей мере, чем отдает. Приток энергии для предотвращения энтропии поддерживает некоторое постоянство обмена энергией, в результате чего достигается относительно стабильное положение.

Но даже несмотря на то, что существует постоянный приток новых вложений в систему и постоянный отток, обеспечивается определенная сбалансированность системы.

Исследования показывают, что большие и сложные организационные системы имеют тенденцию к дальнейшему росту и расширению. Они получают определенный запас прочности, выходящий за пределы обеспечения только выживаемости. Считается, что стабильное положение применимо к простым системам, но на более сложном уровне оно становится одним из факторов сохранения системы через рост и расширение.

По мере роста организации высшие ее руководители вынуждены все больше передавать свои обязанности по выработке решений нижестоящим звеньям. Однако, поскольку руководители высшего уровня отвечают за все решения, их роль в организации изменяется: от непосредственной выработки решений руководители высшего уровня переходят к управлению процессами выработки решения.

Увеличение размеров организаций приводит к необходимости разделения труда в сфере управления. Одна группа – руководители высшего уровня – обладает первичными полномочиями и несет ответственность за определение характера системы управления организацией, т. е. процесса, с помощью которого должны разрешаться проблемы организации. Другая группа руководителей подчиняется руководству высшего уровня. Входящие в нее люди являются компонентами системы управления, а их основная обязанность состоит в выработке решений.

Открытые системы добиваются одновременного применения двух, часто конфликтующих, направлений действий. Действия по поддержанию сбалансированности системы обеспечивают согласованность и взаимодействие с внешним окружением, что, в свою очередь, предотвращает очень быстрые изменения, которые могут разбалансировать систему. Напротив, действия по приспособляемости системы к различным изменениям позволяют адаптироваться к динамике внутреннего и внешнего спроса.

Одно направление деятельности, например, ориентировано на обеспечение стабильности и сохранение достигнутого положения путем покупки, поддержания, проверки и ремонта оборудования, набора и обучения работников, использования правил и процедур. Другое направление – сосредоточивается на изменениях посредством планирования, изучения рынка, развития производства новой продукции и т. п. И то и другое необходимо в интересах выживания организации. Даже стабильные и хорошо оснащенные организации, не приспособленные к изменению условий, долго просуществовать не смогут. С другой стороны, приспособляемые, но не стабильные организации будут не эффективными, и также маловероятно, что они смогут долго существовать.

Организационная система может достичь своих целей с различными вложениями и трансформационными процессами. Вот почему необходимо рассматривать разнообразные формы и способы решения возникающих проблем, а не искать какой-либо один «оптимальный» выход, приводящий к быстрым результатам.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите фундаментальные этапы развития организаций.

2. Охарактеризуйте черты и свойства организаций.

3. Каковы особенности основных этапов и стадий жизненного цикла организаций?

4. Чем определяется необходимость обновления организаций?

5. Обоснуйте объективность понятия жизненного цикла организаций.

2.2. Разновидности организаций

2.2.1. Социальные организации: виды, цели и задачи деятельности

Разделение организаций на социальные и хозяйственные связано с особенностями функционирования различных социальных систем. Они классифицируются как технические, биологические и социальные системы. В рамках теории организации изучаются главным образом социальные системы, так как все другие тем или иным образом можно свести к ним. В качестве главного звена социальной системы выступает человек. В зависимости от главной цели деятельности социальные системы могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др.

Социальные системы, которые занимаются производством товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. По целям деятельности можно выделить социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Для социально-экономических организаций главная цель деятельности – получение максимальной прибыли; для социально-культурных главным является достижение определенных эстетических целей, а получение прибыли стоит на втором месте; социально-образовательные организации стремятся к достижению высокого уровня современных знаний, а получение прибыли также вторично.

Отметим ключевые особенности социальных организаций:

• стремление к реализации всего потенциала человеческих возможностей и способностей;

• формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных), что является основой любой системы;

• сложность, подвижность, высокий уровень неопределенности.

Организации того или иного вида имеются практически во всех сферах общественной деятельности людей. Внутри организаций протекают процессы двух типов:

1) объективные, к которым относятся общеэкономические процессы роста и спада, и процессы, связанные с действием законов организации;

2) субъективные – порожденные волей человека (управленческие процессы).

Теория организации направлена прежде всего на изучение такой разновидности социальных организаций, как экономические (хозяйственные) организации (далее мы их будем называть просто организации). Экономическая организация взаимодействует с внешней средой, должна приспосабливаться к изменениям в ней, чтобы нормально функционировать, и в силу этого должна рассматриваться как открытая система.

Организация как открытая система – это механизм преобразования входной информации или ресурсов в конечную продукцию (в соответствии со своими целями). К ресурсам входа можно отнести материалы, оборудование, капитал, рабочую силу.

Ситуационный подход к организации акцентирует наше внимание на том, что в любой ситуации необходимо учитывать внешние и внутренние факторы и обстоятельства.

Независимо от того, относится организация к социальным или хозяйственным, она может быть помещена в рамки более общей классификации. При этом выделяют ряд классификационных признаков социальных и хозяйственных организаций.

Прежде всего можно говорить о статусе организации по отношению к своим членам; в этом смысле организации бывают первичными и вторичными. Первичность означает, что организация для объединяемых ею людей выступает как некая внешняя данность, образованная и существующая независимо от них. Включаясь в уже действующую организацию, люди признают и ее главенство над собой, невозможность влиять на решение принципиальных вопросов; подчиняются ее требованиям; действуют в соответствии с устанавливаемыми ею правилами, что и свидетельствует о первичности и абсолютной приоритетности организации над ними. Вторичные организации создаются, наоборот, их членами, наделяющими их определенными правами и ресурсами, устанавливающими «правила игры», которым на определенных условиях готовы подчиняться.

Для адекватного определения и анализа понятия «организация» необходимо раскрыть более общее понятие «социальная система». Социальная система – упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидов, их групп, вещей, процессов, образующая интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам.

Основным компонентом социальной системы является человек, как существо прежде всего общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми множеством разнообразных отношений и форм взаимодействия. Наличие человеческого компонента – сущностная и важнейшая черта социальной системы, отличающая ее от других целостных систем.

Второй компонент социальной системы – процессы (экономические, социальные, политические, духовные). Совокупность этих процессов представляет собой смену состояний системы в целом или какой-либо ее подсистемы.

Третий компонент социальной системы – предметы, используемые в хозяйственной и общественной жизни (производственные здания, сооружения, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника, средства связи, технологические устройства и т. д.).

Четвертый компонент социальной системы – общественные идеи, теории, культурные и нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования и другие социальные продукты, имеющие духовную природу.

Наиболее распространенным видом социальных систем, которые формируются и сознательно создаются людьми в процессе своей жизнедеятельности, являются организации, представляющие собой предметную среду, которую создает сам человек и в которой он обитает. Организация (от латинского organizo – «сообщать стройный вид, устраивать») – это группа людей, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий для решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели. Это элемент общественной системы, самая распространенная форма человеческой общности, которая не существует без общества, и общество не может существовать без организаций, которые оно создает ради своего существования.

Но, будучи самостоятельной подсистемой общества, организация имеет свои специфические потребности, интересы, ценности, предлагает обществу продукты своей деятельности и предъявляет обществу определенные требования. В значительной мере индивидуальное и групповое поведение современного человека определяется включенностью в организации и организационные процессы.

Социальные системы особо устойчивы, но обладают при этом большой подвижностью – динамизмом. Он обусловлен тесной взаимосвязью всех элементов и подсистем, непрерывностью изменений состояния в процессе производства, изменчивостью структуры, изменением и развитием элементов и самой системы.

Организация также является вероятностной системой. Это связано с отсутствием однозначных причинно-обусловленных связей между элементами, в результате чего возникает неопределенность поведения как системы в целом, так и ее составных частей.

Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем – управляемой и управляющей (объекта и субъекта управления). К управляемой системе относятся все элементы и подсистемы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных благ или оказания услуг. К управляющей – все элементы и подсистемы, обеспечивающие процесс управления, т. е. процесс целенаправленного воздействия на ресурсы управляемой системы.

К организации традиционно относят всю систему связей и отношений, в которые человек вступает в процессе своей жизни и которые формируют его как человека. Во все периоды жизни человек включен в различные социальные группы, а следовательно, и в отношения с другими людьми. Когда рассматриваются отношения и связи человека, то, на первый взгляд, связи и отношения в обществе осуществляются посредством его воли и сознания, но в действительности отношения представляют собой материальную основу, из которой вырастает сознание и по отношению к которой оно является вторичным.

Человек в его взаимоотношениях с внешней средой является субъектом производства или производящим существом. Конечно, человек производит и условия своего существования, или все то, без чего жизнь человека оказывается невозможной. Но производство материальных (объективных) условий жизни людей – это только производство условий, а не самой жизни, поскольку человеческая жизнь есть как раз те самые взаимоотношения человека с другими людьми.

Производя свои взаимоотношения, люди производят не только себя, но и общество. В свою очередь общество производит человека. Общественный характер присущ всему движению; как само общество производит человека как человека, так и он производит общество.

Но человеческое общество не просто одна из многих систем. Оно – самая сложная из всех известных науке систем. И поэтому знания только общих принципов и закономерностей явно недостаточно для того, чтобы пытаться организовывать деятельность людей или руководить ими.

Теория организации рассматривает преимущественно социальные системы, так как все другие, так или иначе, приводятся к ним. Как уже упоминалось, основной связующий элемент социальной системы – человек. На рисунке 2.3 приведены основные виды социальных систем по направленности их деятельности.


Рис. 2.3. Виды социальных систем


В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т. д. Продукция таких организаций – это товары (услуги), информация или знания.

Таким образом, социальная организация – это социальная (общественная) подсистема, характеризующаяся наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов и реализующая себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний.

Социальные организации играют существенную роль в современном мире. Для них характерны:

• реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

• формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

• сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности;

• реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

• сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

2.2.2. Хозяйственные организации

Хозяйственные организации – организации, создаваемые для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний (рис. 2.4).


Рис. 2.4. Виды выпускаемой продукции


К хозяйственным организациям относятся:

• юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. д.;

• неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуально-тpyдoвoй деятельности и т. д.

При этом юридическим лицом признается организация, которая:

1) зарегистрирована в установленном порядке;

2) имеет расчетный счет в банке;

3) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

5) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

6) выполняет возложенные обязанности;

7) имеет самостоятельный баланс или смету;

8) может быть истцом и ответчиком в суде.

Неюридическим лицом признается организация, которая в отличие от юридического лица не имеет или не выполняет каких-либо пунктов, перечисленных для юридического лица.

Хозяйственные организации могут быть разной формы собственности: государственной, муниципальной, частной. Встречаются организации со смешанной (совместной) формой собственности, например акционерные общества, в которых государство имеет только часть акций, а остальное принадлежит частным лицам – юридическим или физическим.

Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе. Законодательно утверждены критерии для отнесения организации к субъекту малого предпринимательства (МП), среди которых:

1) доля уставного капитала МП, принадлежащая его учредителям, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 % от уставного капитала МП;

2) предельные значения среднесписочной численности работников (без совместителей и работников несписочного состава) не должны превышать 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек.

Хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам:

• по времени действия: бессрочные и созданные на время. Можно зарегистрировать организацию на год, месяц и даже на один день;

• сезону активного действия: летние, зимние, в сезон дождей и т. д.;

• масштабу производства: единичное, серийное и массовое;

• специализации производства: специализированное и универсальное;

• номенклатуре выпуска продукции: монономенклатурное и многономенклатурное производство.

Хозяйственные организации с численностью персонала до 15 человек считаются микроорганизациями. Таких организаций подавляющее количество в мире. В таблице 2.1 представлен характер изменения отдельных параметров хозяйственных организаций.

Для современной жизни характерны неустойчивость хозяйственной конъюнктуры, неопределенность ситуаций, постоянная смена приоритетов, связей, ориентиров. Успеха могут добиться организации, действующие на основе совершенно иных принципов – так называемые органические, которым присущи такие признаки, как размытость границ, значительная самостоятельность отдельных звеньев и их широкая специализация, слабая иерархичность, немногочисленность правил и процедур, свобода выбора вариантов деятельности, оценка результатов на основе реального рыночного эффекта, а не централизованно установленных показателей, преобладание неформальных отношений. Все это придает таким организациям большую гибкость, маневренность, оперативность в работе, дает их членам дополнительные стимулы к труду.


Таблица 2.1. Параметры хозяйственных организаций

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите виды социальных организаций.

2. Каковы цели и задачи деятельности социальных организаций?

3. Охарактеризуйте правовые формы хозяйственных организаций в соответствии с российским законодательством.

2.3. Организация и управление

2.3.1. Организация как процесс

Понятие «организация» может использоваться в двух смыслах:

1) организационная форма предпринимательской деятельности;

2) процесс поиска эффективных форм деятельности.

Понятие «организация» является наиболее универсальным и конкретным как с экономической, так и с юридической точки зрения. В качестве юридического лица организация является участником хозяйственного оборота. В таком значении организация тождественна принятому в российской экономической науке понятию «предприятие». При этом любая организация является сложной системой, что не противоречит ее пониманию как единого субъекта экономической жизни.

Однако подвергаться изменениям могут и организация в целом и ее отдельные элементы.

Согласно современному подходу к определению понятия «организация» ее характеризуют:

• совокупность участников (наличие определенной группы людей);

• согласие или несогласие относительно целей и средств;

• формальная координация, определяющая структуру.

Организация – это сознательно координируемая (имеющая определенную структуру) группа лиц (совокупность участников), действующая на постоянной основе для осуществления единой цели (цели данной организации).

Выделяют следующие общие характеристики организации.

1. Наличие ресурсов. К ним относятся: кадры организации, капитал, материалы, технология, информация, которые составляют внутреннюю среду организации. Каждая организация преобразует имеющиеся ресурсы для достижения определенной цели.

2. Организации зависят от внешней среды и в отношении ресурсов, и в отношении своих клиентов.

3. Организации основаны на разделении труда. Разделение труда может быть горизонтальным и вертикальным. Горизонтальное разделение труда – это разделение на параллельно функционирующие подразделения внутри организации. В крупных организациях горизонтальное разделение труда производится путем образования подразделений (отделов, служб), имеющих свои конкретные цели.

Вертикальное разделение труда предполагает координацию работы составных частей организации: отделов, служб, различных подразделений, т. е. управление ими.

4. Необходимость управления. Хотя перед каждым подразделением ставятся конкретные цели, их деятельность должна быть скоординирована для реализации общей цели организации.

Чтобы цели организации были реализованы, ее деятельность должна быть тщательно скоординирована. Следовательно, управление является необходимым видом деятельности для организации. Сложность управленческой деятельности и необходимость ее отделения от других функций зависят от размеров и структуры организации. В малых и микроорганизациях зачастую нет особой группы управляющих. Так, в партнерстве с двумя участниками оба, скорее всего, будут сочетать управленческие функции с неуправленческими: координировать деятельность немногочисленных наемных работников, заниматься закупками и обслуживать покупателей. Для успешного функционирования крупной организации необходимо отделить управление от других видов деятельности, так как оно усложняется и отнимает довольно много времени.

Отношение ко времени во многом определяется национальной культурой. В одних странах (например, США) время считается ограниченным ресурсом, и работники стараются не допускать задержек и опозданий. В Южной Америке опоздание считается нормальным, рядовым явлением. Отношение к действию отражает психологические особенности и характер выполнения определенной работы.

В практике управления сложились различные методы исследования времени, которые отражают фиксацию времени, необходимого для выполнения задачи после того, как выбран предпочтительный способ ее решения. Имеются два метода исследования во времени, заменяющие произвольные оценки руководителей – хронометрирование и нормирование.

При хронометрировании важно, чтобы каждый временной элемент не зависел от предыдущего и последующего элементов.

При нормировании допускается, что для всех основных видов работ, безотносительно к ситуации, установлено определенное время. В этом случае необходимы специалисты, основная задача которых и заключается в управлении различными аспектами деятельности организации.

Под термином «Организация» также понимается процесс по выполнению набора определенных функций: например, планирования, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь определенных целей.

Планирование предполагает постановку целей организации и определение набора действий персонала, необходимые для достижения данных целей. С помощью планирования организации пытаются частично преодолеть неопределенность окружающей среды. Планирование должно осуществляться непрерывно с постоянной корректировкой целей на основе достигнутых промежуточных результатов.

В каждой организации существует иерархия целей. На самом верху находится миссия организации – глобальная цель, для которой она и была создана. Остальные цели вырабатываются исходя из миссии и для ее реализации. Следующими по важности являются ценности и цели, обусловленные необходимостью разделить по масштабу на цели общие для всей организации и цели, отдельных подразделений. К целям предъявляется ряд требований:

конкретность – позволяет четко поставить задачи сотрудникам и повысить их удовлетворенность работой;

измеримость – позволяет оценить результаты работы, при необходимости внести корректировку (т. е. осуществить функцию контроля);

конкретный горизонт планирования – необходим для более адекватной оценки результатов работы. Цели для осуществления функции планирования могут быть долгосрочными (около пяти лет); среднесрочными (от года до пяти лет); краткосрочными (в пределах года). Горизонт планирования определяет и степень конкретности цели: чем он короче, тем конкретнее должна быть цель;

достижимость – необходима для повышения эффективности деятельности организации. При отсутствии данной характеристики мотивация работников, как правило, ослабевает;

взаимно поддерживающие цели – цели, например различных подразделений, не должны конфликтовать, чтобы не возникало соперничества из-за ресурсов. Кроме того, они должны поддерживать общую цель всей организации.

Организация как одна из функций управления предполагает создание некоторой структуры. Для достижения поставленных целей необходимо структурировать работу множества элементов и в первую очередь определить, кто какие задания будет выполнять.

Мотивация предполагает использование внешних факторов (стимулов) таким образом, чтобы работники стремились (у них были мотивы, т. е. внутренние желания) выполнить порученные им задания наилучшим образом. Функция мотивации целиком и полностью лежит на руководителях. Очевидно, что успешно мотивировать можно только после выявления потребностей, что подчеркивают многочисленные теории мотивации.

Контроль позволяет обеспечить достижение организацией поставленных целей. Отметим следующие необходимые элементы (стадии) контроля:

• установление стандартов;

• измерение достигнутого и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;

• корректировка серьезных отклонений от плана. Возможен пересмотр целей исходя из ситуации.

2.3.2. Соотношение организации и управления

Разграничение теории организаций и науки об управлении – вопрос неоднозначный. В работах ряда авторов теория организаций рассматривается как составная часть науки об управлении, поэтому управление – как целенаправленная деятельность по переводу объекта в желаемое состояние – не может рассматриваться в отрыве от природы и свойств управляемого объекта. В работах по теории управления авторы, формулируя основные категории, закономерности, принципы и типологию организационных систем, не различают, к какому ответвлению общей теории – к организации или к управлению – относится тот или иной постулат.

В широком смысле термин «организация» означает установленный определенный порядок, а повышение степени организованности – упорядочение. Организация как система представляет собой взаиморасположение и взаимосвязь элементов некоторого комплекса (предметную и структурную части организации), их действие и взаимодействие (функциональную часть), обусловленные единством целей или выполняемых ими функции и определенными обстоятельствами места и времени. Структура обеспечивает определенный порядок и взаимодействие элементов для осуществления их функций. Но все основные аспекты строения и деятельности организации определяет цель, как главный системообразующий фактор, и ее подцели.

Таким образом, каждый элемент имеет свою задачу, обладает ресурсом для ее достижения и выполняет свою строго определенную управленческую функцию.

Имеется большое количество работ, выделяющих проблемы организации в относительно самостоятельную область знаний и целиком им посвященных. Исходная позиция авторов здесь состоит в том, что «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» – зачем и как воздействовать на объект. Понимание сущности организации создает основу для изучения управления. Такая позиция позволяет, на наш взгляд, глубже и всестороннее исследовать закономерности и принципы построения организаций разных типов, условия и пути обеспечения действенности отдельных элементов, их взаимосвязей и взаимозависимостей, учесть особенности каждой стадии жизненного цикла субъектов хозяйствования. Разумеется, и при таком подходе сохраняется объективно существующая связь и неизменное взаимовлияние организации и управления в рамках единого процесса целенаправленной деятельности.

В интересах комплексного решения проблем организаций требуется неизменно учитывать, что в состав их элементов входят объекты двоякой природы. С одной стороны, это факторы, определяющие социально-экономическую структуру организации (индивидуумы с их способностями, интересами и подготовленностью, социальные совокупности, подразделения, распределение полномочий и ответственности, неформальные отношения, потоки информации). С другой, – элементы, определяющие производственно-техническую структуру организации (орудия труда, материальные ресурсы, технологические правила).

Особое значение в связи с этим приобретает роль современных информационных систем, связывающих воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности. Организации должны быть структурированы так, чтобы максимизировать способности системы управления справиться с необходимой информацией, добиться требуемой скорости и реактивности при принятии, реализации и контроле управленческих решений. Организации должны обеспечить получение требуемой информации в определенной форме и в нужное время теми, кому она необходима. Изменения в этой области происходят в настоящее время быстрее, чем когда-либо ранее, за счет расширения масштабов и повышения роли информационных технологий, компьютерных сетей и телекоммуникаций. В перспективе значение этого фактора будет нарастать.

Современная теория рассматривает организацию как координируемое социальное образование с решающей ролью индивидуального и группового поведения. Поэтому во всех проектах и программах преобразования организаций, на всех «поворотах» реформирования и реорганизации принципиально важно возвышать значимость человека – как субъекта и как объекта управления – с его интересами, мотивами, стимулами, компетентностью, степенью удовлетворенности.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему организация понимается как процесс?

2. В чем заключается значение временного фактора в теории организации?

3. Почему самоорганизация понимается как процесс, происходящий в природе и обществе?

4. Каковы основы соотношения организации и управления?

2.4. Теория организации и ее место в системе научных знаний

2.4.1. Теория организации в системе наук

Основы теории организаций разрабатывались на стыке разных отраслей знаний – менеджмента, социологии, антропологии, психологии, социальной психологии, экономической науки, юриспруденции и др.

При изучении этой дисциплины необходимо учитывать, что существуют коренные различия в трактовке самого термина «организация». В одних случаях под ним понимается деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве, однако, как правило, организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением, для которого характерна целенаправленность функционирования и развития. Она – самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу всего комплекса знаний о теории организаций как научной дисциплины.

Такой сложный организм, каким является современная организация, не может быть понят и изучен только с позиций его формальной структуры и разложения на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет поведенческий угол зрения, нацеленный на выявление динамики организации, ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и к достижению установленных целей. Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, достижение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди складывают свои способности и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности.

Таким образом, основополагающая задача теории организаций – изучение влияния индивидуумов и групп людей на функционирование организации и происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Для решения этих задач в теории организаций используются подходы и достижения смежных научных дисциплин – психологии, социологии, социальной психологии, антропологии.

Вклад психологии в теорию организаций проявляется в наибольшей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуума, измерение и выявление возможностей изменения поведения людей. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям и поступкам людей. В последнее время расширилась база психологических исследований, непосредственно связанных с поведением человека в организации. Речь идет о приемах восприятия, обучения и тренировки, выявлении нужд и разработке мотивационных методов, степени удовлетворенности работой, психологических аспектах процессов принятия решений, об оценке поступков, измерении позиций и о природе хозяйственной предприимчивости.

Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организаций за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отношения между собой. Принципиально важными являются изучение группового поведения (особенно в формальных и сложных организациях) и социологические выводы и рекомендации, касающиеся групповой динамики, процессов социализации, организационной структуры, бюрократии, коммуникаций, статуса и власти. Особый вклад социологии обусловлен изучением природы социальных конфликтов, и прежде всего конфликтов межличностных, между малыми, средними и большими социальными группами. Для теории организаций большую научную значимость приобретает изучение мотивации человеческой деятельности, места и роли человека в социальных и технических системах, факторов социальной активности, социальной патологии, моделирования социальной значимости деятельности человека, его социальных возможностей, ожиданий, ограничений, социальных перемещений, мобильности, идентификации.

На возникающие в процессе функционирования организации вопросы, как и почему индивидуумы ведут себя в групповой деятельности так, а не иначе, ответы дает сравнительно новая научная дисциплина – социальная психология. При изучении межличностного поведения главный ориентир – как происходят изменения, в каких формах они осуществляются, как преодолеваются барьеры их восприятия. Исключительную ценность для организаций представляют исследования, посвященные измерению, пониманию и изменению позиций, форм коммуникаций и путей удовлетворения индивидуальных нужд в условиях групповой деятельности.

Вклад антропологии в теорию организаций обусловлен тем, что эта наука занимается поведением и деятельностью людей в широком контексте жизни общества, распознаванием того, как люди себя ведут, т. е. речь идет о культуре – своеобразном механизме, отбирающем из имевшихся в прошлом ценностей и норм те, которые могут служить настоящему и проявляться в поведении людей в организациях.

Связь теории организаций с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу для их построения, обеспечения внутренних и внешних взаимодействий в соответствии с избранным курсом. Исследования отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования субъектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерителей, методов экономического стимулирования имеют непосредственное отношение не только к ориентации организаций, но и ко всем аспектам их эффективной деятельности.

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организаций и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении.

2.4.2. Формирование теории организации, ее взаимосвязь с естественными и общественными науками

Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям, принципов и методов управления ими. Для решения вопроса, какая схема организации является наилучшей для данных конкретных условий, необходимо принимать во внимание различные подходы, предлагаемые теориями формирования организаций.

Теории, утверждающие, что существует «единственный лучший способ» построения организации, называются универсальными.

Теории, согласно которым оптимальная структура может различаться от ситуации к ситуации в зависимости от таких факторов, как технология и различие окружающих условий, называются ситуационными.

Имеющиеся теории различаются также по способу их разработки. Например, некоторые из них являются результатом логической дедукции, тогда как другие сформулированы на основе исследовательских разработок.

Различают также теории, сосредоточенные на различиях в подходах и предмете анализа. Все это затрудняет разработку общей теории формирования организаций. Однако наиболее полное представление об имеющихся методологических разработках, о теоретических исследованиях и эволюции мирового опыта в этой области, определенный синтез используемых подходов помогают правильно ориентироваться при выборе эффективных форм организации управления.

Идеи и концепции, охватываемые классической теорией организации, представляют собой результат работы многих ученых и практиков:

1) научное управление – Ф. В. Тейлор, Ф. Гилбретт, Л. Гилбретт, Г. Л. Гантт, Х. Мюнстерберг[24], Х. Эмерсон, Г. Л. Таун, М. Л. Кук;

2) собственно теория организации – А. Файоль, Дж Д. Лизней[25], А. К. Рейли[26], Л. Урвик[27];

3) бюрократическая теория организации – М. Вебер[28].

В центре внимания этих работ – вся организация, а не просто деятельность части организации или отдельных ее членов. В рамках этих исследований были сформулированы принципы организации, создающие основу и критерии для формирования организационных структур, определения управляемости и делегирования прав и ответственности:

• четкое разделение труда;

• иерархичность уровней управления;

• наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов;

• формальная обезличенность выполнения официальными лицами должностных обязанностей;

• структурирование по производственным уровням (одноуровневая, двухуровневая, трехуровневая);

• структурирование по воспроизводственному процессу (одноуровневая, двухуровневая, трехуровневая).

К ключевым разделам классической теории организации прежде всего относится концепция научного управления. Основополагающим условием этого направления является то, что работа, в частности работа исполнителей, может и должна изучаться с помощью научных методов.

Сущность научного управления выражена Тейлором в следующих четырех основных положениях:

1) вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;

2) с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу;

3) обеспечивать выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки;

4) обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками.

Эти четыре положения выражают главную идею научного управления: для каждого вида деятельности человека вырабатывается теоретическое обоснование, а затем осуществляется обучение его выполнению работы в соответствии с утвержденным регламентом.

Тейлор полагал, что посредством более эффективной организации труда общий объем благ может быть увеличен, а доходы будут возрастать. Для этого необходимо:

• разделять планирование работ и их выполнение на основе специализации;

• функциональное руководство группой;

• исследование в действии и во времени (взаимосвязь между исследованием действия и временем настолько тесна, что отделить одно от другого невозможно).

Сторонники теории научного управления считали важнейшей задачей и отбор людей, способных отвечать требованиям работы, но систематизированные, научно направленные методы отбора кадров еще отсутствовали.

Область промышленной психологии начала принимать определенные очертания с работой Х. Мюнстерберга, профессора Гарвардского университета. Психологические методы были развиты для отбора рабочих, чьи умственные и физические качества удовлетворяли бы требованиям практической работы.

Разработка проблем научного управления требовала анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом.

Так, А. Файоль предложил 14 организационных принципов, которые он рассматривал как искусство управления, хотя утверждал, что их может быть намного больше. Приведем основные принципы организации управления.

1. Принцип разделения труда – естественный способ произвести больше и лучше с теми же усилиями.

2. Принцип единства цели и руководства. Виды работ должны быть скоординированы и направлены к единой цели.

3. Принцип соотношения централизации и децентрализации. Он утверждает: для каждой ситуации существует оптимальный баланс, который нельзя определить без учета способностей руководителя, который назначен для координации деятельности департаментов (отделов).

4. Принцип власти и ответственности. Должна существовать связь между ответственностью руководителя и той властью, которой он наделен. Желаемая связь состоит в равенстве этих двух факторов.

5. Принцип цепи – создание соподчиненной цепи руководителей от «высшей власти до низших уровней».

Бюрократическая теория организации рассматривает бюрократию в одних случаях как понятие, характеризующее форму правления с жестко отработанными процедурами, в других же бюрократией обозначаются негативные последствия деятельности больших организаций (чрезмерная «канцелярщина», бесполезная деятельность, процедурные задержки, волокита, неэффективные организационные связи).

Исследование факторов эффективной организации, которые исследовал Лайкерт в Мичиганском университете, привело его к утверждению, что эффективна та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на стремлении создать эффективную рабочую группу с высокопроизводительными целями.

Теория Гласиер выделяет сосуществование по меньшей мере четырех подсистем в каждой организации: исполнительной, апелляционной, представительской и законодательной. Каждая из этих подсистем выполняет исключительные функции в рамках организации, соответствующие своему названию, и в то же время они частично перекликаются и взаимодействуют друг с другом.

Теория организационного потенциала, которую разработал в начале 1970-х гг. профессор И. Ансофф (США), касается подходов к пониманию и развитию организационных структур управления. Он выделяет два подхода к их формированию: структурный (разделение функций и рационализация управления) и динамический (анализ связей фирмы со средой, в которой она действует, и с источниками ресурсов).

Теория институтов и институциональных изменений. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. американский ученый Д. Норт в своих работах выдвигает фундаментальные вопросы о связи экономических изменений, технического развития и институциональных условий.

Раскроем современные направления теоретических разработок. Во-первых, это – реинжениринг, т. е. перестройка на современной информационной и технологической основе организации производства и управления. Это – и теория, и методы комплексного оздоровления корпораций, управленческого ренессанса с охватом и реконструкцией всех без исключения элементов, включая систему человеческих мотиваций и стимулов.

Во-вторых, это – концепция внутренних рынков корпораций (или организационных рынков). Речь идет о перенесении закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю деятельность корпораций. Такие революционные преобразования должны охватить все подразделения – линейные, функциональные, маркетинговые и даже аппарат высших руководителей.

В третьих, теория альянсов, предполагающая расширение кооперирования среди конкурентов, поставщиков и потребителей и тем самым меняющая представление о границах организации.

Конец ознакомительного фрагмента.