Допущено Советом УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению 080200 «Менеджмент»
Рецензенты:
А.В. Глотко, д-р экон. наук, проф.,
Е.Е. Шваков, д-р экон. наук, проф.
Предисловие
Без знания прошлого опыта невозможно прогнозировать будущее. Не понимая закономерностей развития организаций, нельзя в современных условиях эффективно использовать их потенциал, а искусство управления людьми становится средством обеспечения конкурентоспособности организаций и стабильности их предпринимательского успеха.
Актуальность проблем, связанных с историей менеджмента, пониманием сущности организаций, поведением людей в организациях, не вызывает сомнений. В современную, постиндустриальную эпоху коренным образом меняются подходы к решению многих экономических проблем, в том числе связанных с взаимодействием людей в организациях. Именно поэтому проблемы личности, группы и организации должны рассматриваться в тесной взаимосвязи друг с другом и вопросами повышения эффективности производительной деятельности.
Отличительной особенностью курса «Теория менеджмента» является междисциплинарный подход к его изучению. В рамках курса рассмотрены такие дисциплины, как «История управленческой мысли», «Теория организаций» «Организационное поведение». Кроме того, «Теория менеджмента» тесно связана с такими дисциплинами, как психология (изучает основы поведения личности), социология (предметом которой является социальная система, в которой индивид осуществляет свою социальную роль), социальная психология (которая изучает непосредственное влияние людей друг на друга), экономика, история, философия и др.
Таким образом, «Теория менеджмента» представляет основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин, и в первую очередь с учетом исторических тенденций развития, для принятия управленческих решений с целью воздействия на организационную систему в целом и поведение людей для обеспечения успешной деятельности организаций.
История управленческой мысли предполагает объективное видение причинно-следственных связей, что позволяет укреплять фундаментальные знания, дает возможность применять их на практике, отражать сложные процессы формирования современных концепций экономического управления, определять стиль менеджмента и его культуру. Именно поэтому в данном учебном пособии проблемы личности, группы и организации рассматриваются в тесной взаимосвязи друг с другом и вопросами повышения эффективности производительной деятельности.
В настоящее время коренным образом меняются подходы и к решению многих экономических проблем, в том числе тех, которые связаны с организациями. Прежде всего, современные организации становятся не просто гибкими, они превращаются в «виртуальные» системы сетей, в совокупность контрактов между поставщиками, специалистами, потребителями и обществом в целом. В силу чего создается как бы новый «социальный контракт», определяющий взаимные обязательства финансистов, работников и менеджеров.
Следовательно, в современных условиях не может существовать идеальной организации и идеальной структуры. В силу чего организацию следует рассматривать как социальную систему, состоящую из комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих переменных. Части системы, имеющие стратегическое значение, представляют собой индивидуума, формальную структуру, неформальную организацию, статусные и ролевые характеристики и организационную среду. Эти составляющие находятся в определенном соотношении. Организация как система, процессы, происходящие в ней, все аспекты ее деятельности и представляют собой предмет науки управления, в рамках которой развивается и такое направление, как организационное поведение.
Знание основ организационного поведения позволяет решить ряд задач: более полно раскрыть потенциал персонала организации и выбрать направления совершенствования ее деятельности, используя для этих целей современные технологии; разработать такие проекты организационных систем, которые соответствовали бы критериям, ставящим в центр человека и его потребности; определить стратегии профессионального вмешательства, позволяющие исключать консерватизм в организации труда; преодолеть традиционные подходы к информационным технологиям.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие примеры или практические ситуации подтверждают влияние научных достижений в области естествознания на управленческие отношения?
2. Что такое организация и какое место в ней занимают менеджеры?
3. Почему менеджеры должны изучать, уметь анализировать и прогнозировать поведение людей в организации?
4. Как наука о поведении людей в организации помогает решать современные проблемы в области управления персоналом?