Вводная часть
1. Понятие холодного звонка
Холодный звонок – это звонок клиенту, с которым вы еще не знакомы. С этим клиентом не было никакого взаимодействия. Этот клиент в данный момент не желает покупать, не думает о вас или о вашей компании.
Звонок может быть в компанию или частному лицу. В обоих случаях он будет называться холодным.
Холодные звонки – это самый сложный канал продаж. Холодный обзвон связан с отказами и работой с возражениями. Арсенал продавца ограничен двумя каналами коммуникации: вербальный (что говорит) и паравербальный (как говорит). Клиент не видит продавца, поэтому отказывает с большей легкостью.
Чаще мы стремимся идти по самому простому пути, но не всегда он самый прибыльный. Зато сложный путь имеет меньше конкурентов.
Рынок труда разделился на три больших лагеря:
– Продавцы, которые боятся звонить. Они отказываются от любых предложений, связанных с этой работой.
– Кандидаты, которые готовы заниматься холодными звонками.
– Те единицы, которые любят холодные звонки.
Менеджер по продажам, а точнее продавец, который умеет совершать холодные звонки, автоматически становится привлекательнее на рынке труда.
Чем холодные звонки интересны для бизнеса? Это дешевый способ привлечения клиентов. Компания не заплатит ничего сотруднику, который не «нахолодил» клиента. Но затраты все равно есть: подбор, обучение, мотивация продавцов.
Если компания размещает рекламу, то она сталкивается со следующими трудностями:
– оценка эффективности рекламы;
– анализ конверсии;
– отсутствие диалога с клиентом;
– лишние расходы на контакт с нецелевой аудиторией.
При холодном звонке:
– всегда можно оценить работу менеджера, прослушав его звонки (в онлайн-режиме или записи);
– легко анализировать результат звонков;
– понятно, какой менеджер работает лучше, а какой хуже;
– известны возражения клиента и легко переработать скрипты;
– клиент может задать вопрос и уточнить любую информацию;
– качественно подготовленный звонок чаще приводит к целевому клиенту, избегая лишних затрат.
Даже плохой менеджер продает лучше хорошей рекламы. Но выстроить систему эффективных холодных звонков в отделе продаж сложнее, чем просто заплатить за рекламу рекламному агентству из бюджета отдела маркетинга. Поэтому удобнее сказать, что холодные звонки уже не работают, как это делают многие руководители.
Для продавца удобнее отрабатывать входящие заявки, которые пришли благодаря рекламе. Поэтому продавцу удобнее сказать, что холодные звонки не работают, и надеяться на входящий поток. На самом деле при правильном подходе данный канал может принести хорошие результаты.
2. Участники холодного звонка: лица мешающие
Давайте рассмотрим, с кем можно столкнуться при холодном звонке.
Некоторые продавцы разделяют собеседников только на две категории: секретарь и клиент (лицо, принимающее решения).
На самом деле данный вопрос несколько сложнее.
Первый участник холодного звонка – это секретарь. Секретари бывают нескольких категорий.
Личный секретарь руководителя сидит в приемной и фильтрует звонки, поступающие директору. Такой секретарь знает:
– расписание руководителя и составляет его;
– всех ключевых партнеров, друзей, членов семьи;
– потребности компании;
– имена заместителей;
– мобильный номер директора.
Общий секретарь компании находится на ресепшене и переключает звонки на всех сотрудников. Такой секретарь:
– реально не знает о расписании руководителя;
– не знает имен всех ключевых партнеров, друзей, членов семьи директора;
– иногда не знает имен и отчеств некоторых руководителей;
– иногда может знать мобильный номер директора.
Оператор работает на многоканальном телефоне, например 8—800. Как правило:
– не знает расписания ЛПР, иногда и ФИО;
– не знает имен заместителей;
– научен информировать клиентов о продукте компании, работает по скриптам;
– не сможет даже при желании переключить на директора;
– никогда не знает мобильный номер директора.
Второй участник холодного звонка – это один из прочих неруководящих сотрудников компании. Он может поднять трубку в том случае, если в компании нет секретаря или в базе был номер какого-то отдела.
Сотрудники, работающие в продажах, часто знают о холодных звонках. Они понимают, что руководитель не обрадуется продавцу. Специалиста отдела продаж преодолеть сложнее.
Сотрудник из отдела кадров не знает, что такое холодный звонок. Пройти такого сотрудника проще.
От должности сотрудника также во многом зависит, как пойдет диалог.
Руководитель отдела будет в меньшей степени слушаться вас, чем рядовой специалист. А сотрудник, работающий с людьми, проще в коммуникации, чем специалист IT.
Если трубку вдруг возьмет сторож, то не ждите какой-либо конкретной информации. Напугать такого человека проблемами из-за того, что он не переключит, также не получится, т. к. это вообще не относится к его обязанностям.
3. Участники холодного звонка: лица решающие и влияющие
Третий и самый главный участник холодного звонка – это лицо, принимающее решения (ЛПР). Это человек, который уполномочен решать о совершении сделки с вами. Им может быть как генеральный директор, так и человек уровнем ниже. Это зависит от размера бизнеса и предмета обсуждения.
На крупном предприятии генеральный директор не будет решать вопросы о мелких закупках. Этим может заниматься начальник отдела. В маленькой компании директор часто решает все вопросы по закупкам и даже по продажам. Необходимо еще до звонка понять, кто является лицом, принимающим решения.
Интересы разных ЛПР в разных ситуациях могут отличаться. В зависимости от отношения ЛПР к организации и деньгам компании можно выделить несколько типов.
ЛПР – собственник бизнеса. В этом случае все деньги в бизнесе – это его деньги. К расходам он относится внимательно и редко потратит необоснованно много. Интерес такого ЛПР – это окупаемость вложений и прибыль компании. Также в его интересах снижение напряженности в коллективе, спокойствие, трата меньшей энергии на решение прежних задач. Часто собственник думает о том, как захватить рынок, как стать лидером, как опередить конкурентов. Если при звонке говорить с ним на эти темы, то успех более вероятен. ЛПР всегда хочет слышать, какую выгоду он получит от общения или встречи с вами. Разговор должен быть максимально конкретным.
Собственники бизнеса хорошо разбираются в продажах. Поэтому при общении с ними откажитесь от примитивных манипуляций и пользуйтесь какими-либо хитростями с крайней осторожностью. Обычному покупателю на продуктовом рынке вы можете смело говорить, что арбузы завтра закончатся и надо брать сегодня. Владелец бизнеса о таком приеме не только слышал, но и сам его активно применяет. Попытка манипуляции, давления и шантажа сыграет против вас.
ЛПР – акционер или один из учредителей. Часть бизнеса принадлежит ему. Отношение к расходам будет более терпимым, чем в предыдущем случае. Но для принятия ряда решений он будет совещаться с другими акционерами, что затянет срок прохождения сделки. Интересы обычно совпадают с интересами ЛПР первого типа, так как бизнес частично принадлежит ему.
ЛПР работает директором по найму. Он получает заработную плату от собственника и премию, связанную с ключевыми индикаторами деятельности. Такой ЛПР заинтересован в получении большей прибыли и снижении затрат. Его интересом может быть выполнение конкретных задач, поставленных собственником: закупка техники ил снижение текучки кадров. В решении подобных вопросов время может быть гораздо более ценным, чем деньги. Деньги такой ЛПР тратит не свои, поэтому торговаться будет меньше и потратит больше необходимого минимума при наличии личной заинтересованности. В работе с ЛПР первого и второго типа потребности и мотивы могут быть более очевидными. Мотивы принятия решения наемного директора могут идти вразрез с интересами бизнеса. Учитывайте это при построении диалога.
ЛПР, не заинтересованный в финансовых показателях компании. Начальник отдела маркетинга не отвечает за прибыль компании, но является ЛПР в вопросах сотрудничества с рекламными агентствами. Начальник отдела обучения персонала не отвечает за прибыль, но принимает решения о взаимодействии с тренинговыми компаниями. Каждый из них действует в рамках утвержденного бюджета, но тратят они чужие деньги и окупаемость вложений считают не всегда. Поэтому тратят деньги легче и иногда бывают ориентированы на личные выгоды больше, чем на выгоды компании.
Четвертый тип участников холодного звонка – лицо, влияющее на решения (ЛВР). Здесь есть две принципиально разные ситуации.
ЛВР имеет свои интересы. Это могут быть интересы материальные и интересы иного порядка. Например, ЛВР не хочет менять ситуацию, т. к. это принесет ему дополнительную работу. Следовательно, такой человек будет всячески мешать проведению сделки.
ЛВР служит интересам компании. Такой человек реально переживает, чтобы сделка прошла выгодно для компании. Он будет помогать, если убедится в выгоде сделки.
4. Цели звонка: продажа по телефону или назначение встречи
В холодных звонках две главных цели: продажа продукта и продажа встречи. В некоторых сферах можно продать по телефону, а в других только на встрече. Рассмотрим факторы, которые определяют выбор цели.
Первый фактор – сложность продукта.
При продаже бумаги для принтера сказать о продукте почти нечего. Бумага отличается брендом, плотностью, размером и ценой. Вряд ли клиент захочет встречаться, чтобы обсуждать данный вопрос. Встреча будет для подписания договора, а основные параметры клиент потребует озвучить по телефону.
При продаже оборудования или финансового продукта сделка сложная. Это невозможно обсудить по телефону. Цель звонка в таком случае – назначить встречу.
Если продукт можно показать и дать потрогать, то лучше так и сделать. Это всегда будет более эффективно, чем просто о нем рассказать.
Второй фактор – возможность купить сразу.
Есть смысл продавать продукт по телефону, если клиент его может оплатить моментально. Если решение о покупке будет вынашиваться несколько дней, то без личного контакта вас могут быстро забыть. Сделка не состоится.
Третий фактор – значимость покупки для клиента. Чем больше ответственности при покупке, тем важнее встреча. Ответственность может быть перед самим собой, перед руководителем, перед акционерами.
Четвертый фактор – известность бренда.
У известной компании можно купить не глядя. Кто-то закажет себе Mercedes без предварительного знакомства с продавцом и даже без тест-драйва. Известность и надежность данной марки продают лучше любого продавца.
Но представим, что вы представитель неизвестной компании ООО «Ромашка». К вам нет доверия, о вас не знают. Единственный шанс получить доверие – это провести личную встречу. Когда у клиента нет рисков, он купит и по телефону.
Пятый фактор – география вашей деятельности.
Если вы работаете только в своем регионе, то встречи возможны. Если вы продаете по всей стране, то это будут продажи по телефону.
Совокупность этих факторов определяет решение: продавать продукт или назначать встречу.