Вы здесь

Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе. Глава 3. Фольклор и мифология. Мифопоэтическая модель мира (А. Ю. Никитченков, 2011)

Глава 3. Фольклор и мифология. Мифопоэтическая модель мира

Попробуйте самостоятельно раскрыть понятия «миф» и «мифология».

Рядовой читатель, скорее всего, определит «миф» как недостоверный рассказ, выдумку и/или древнее народное сказание о богах, героях, явлениях природы; «мифологию» – как совокупность, систему мифов и/или науку о мифах. В науке же существуют на этот счет различные теории и соответствующие им определения, которые по-разному осмысливают культурный статус и функции мифа, его соотношение с религией, искусством, философией [11, c. 12-162]. Квалифицированный читатель должен, прежде всего, осознавать, что миф как повествовательный текст, представляющий собой древнее сказание, возникающее на ранних этапах истории, фантастические образы которого были попыткой обобщить и объяснить различные явления окружающего мира, порождается и определяется особым типом культуры с соответствующим ему мировоззрением, со свойственным ему образным синкретическим представлением о мире. Этот тип культуры тоже может быть назван «мифом» (К. Хюбнер) или «мифологией».

А может ли, должен ли осознавать это младший школьник?

Вопрос о том, должны ли мифологические тексты и мифологическая культура стать предметом изучения в начальной школе для современной методики актуальный, имеющий сторонников положительного его решения (М. Ю. Новицкая, Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Тамарченко, Л. А. Ефросинина, О. В. Кубасова, В. А. Лазарева, Н. А. Чуракова и другие). Для того, чтобы аргументировано принять ту или иную точку зрения, учитель сам должен владеть такими знаниями и умениями, которые позволили бы ему понимать мифологические тексты через их соотношение с соответствующим этим произведениям культурным контекстом. Поэтому материалы настоящего раздела направлены, прежде всего, на совершенствование читательской деятельности учителя, которая, в свою очередь, позволит принимать ему верные методические решения.

Проведём эксперимент. Прочитайте тексты № 1 и № 7, которые даны в Приложении. Первый из них – причитание, исполненное известной северно-русской плакальщицей и сказительницей И. А. Федосовой, второй – быличка (о быличках более подробно будет рассказано в главе 8 данного пособия). Ваша задача – прочитать эти тексты и проанализировать их образную систему: попытаться понять смысловое наполнение конкретных образов и их роль в произведении. Вы вновь вернетесь к анализу текстов после изучения материалов раздела и сравните результаты. Ю. М. Лотман отмечал, что особая природа искусства как системы, служащей для познания и информации одновременно, определяет двойную сущность художественного произведения – моделирующую и знаковую. «Литературные тексты описывают каждый – свой универсум, между тем все фольклорные тексты – по крайней мере, тексты данной традиции – описывают один и тот же мир», – отмечал Г. А. Левинтон [10, с.77]. И этот мир – мифологический по преимуществу. Однако знаки фольклорно-мифологических текстов-моделей связывались с фактами действительности не прямо, а посредством отсылки их к определённым элементам, деталям, структурным компонентам мифопоэтической модели мира, которая определяется в науке как совращённое и упрощённое отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции [14, с. 161–164].

Конец ознакомительного фрагмента.