Вы здесь

Теория и практика оценки конкурентоспособности. 2 Тема 2 Движущие силы и резервы повышения конкурентоспособности ( Коллектив авторов, 2013)

2 Тема 2 Движущие силы и резервы повышения конкурентоспособности

2.1 Факторы и резервы повышения конкурентоспособности

Одним из основных критериев, характеризующего деятельность объекта является его конкурентоспособность. Конкурентоспособность объекта – это его способность конкурировать (управлять своими конкурентными преимуществами) с аналогичными объектами на данном рынке в данное время.

На конкурентоспособность в условиях рыночной экономики оказывают влияние множество факторов. Под факторами конкурентоспособности можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величин затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы воздействуют как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону ее уменьшения.

Всю совокупность движущих сил конкурентоспособности предприятия можно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние факторы – это объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. К ним относятся:

1) производственно-технологический потенциал;

2) научно-технический потенциал;

3) финансово-экономический потенциал;

4) кадровый потенциал (структура, профессионально-квалифицированный состав);

5) потенциал маркетинговых служб (эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта);

7) уровень материально-технического обеспечения;

8) условия хранения, транспортировка, упаковка продукции;

9) подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;

10) производственный контроль, испытания;

11) уровень технического, сервисного, гарантийного обслуживания.

Внешние факторы – это социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. К ним относятся:

1) меры государственного воздействия:

2) экономические (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда);

3) административные (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);

4) основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);

5) деятельность общественных и негосударственных институтов;

6) деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

Существует пять укрупненных групп резервов конкурентоспособности предприятия:

1) резервы использования благоприятной рыночной ситуации с учетом государственного регулирования;

2) резервы использования научно-технического потенциала предприятия;

3) резервы использования производственно-технологического потенциала предприятия;

4) резервы использования финансово-экономического потенциала предприятия;

5) резервы использования кадрового и административного потенциала предприятия.

Первая группа резервов зависит от того насколько предприятие эффективно полно использует формальные правила деятельности, установленные государством. Это резервы:

1) связанные с введением различных налоговых льгот для отдельных сфер деятельности;

2) использование системы государственных дотаций и субсидий, кредитов, страхования деятельности;

3) использование государственных программ по повышению конкурентоспособности предприятий;

Для эффективной работы предприятия также важно определить целевой рынок своей деятельности на основе анализа соответствующих показателей рынков или их сегментов, где оно может обеспечить себе наиболее высокую рентабельность и создание четкой производственной программы.

В современных условиях, когда отраслевые рынки поделены между участниками, наибольший интерес представляют изучение отдельных сегментов и выявление резервов конкурентоспособности за счет четкой целевой ориентации производства на требования конкретных потребителей. Наряду с правильным выбором целевого рынка и его сегмента важное значение, на наш взгляд, имеет оценка условий деятельности на данном рынке. Связанные с этим резервы конкурентоспособности могут быть выявлены при составлении объективных экономических и политических прогнозов, технико-технологических условий, позволяющих определять и экстраполировать тенденции спроса, конкуренции и рентабельности.

Резервы использования научно-технического потенциала предприятия реализуются через:

1) повышение уровня патентно-правовой работы;

2) обеспечение технико-экономических и качественных показателей, определяющих приоритетность продукции предприятия на рынке;

3) изменение качества изделия, его технико-экономических параметров с учетом требований потребителя;

4) повышение внимания к надежности продукции;

5) выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;

6) выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на своем предприятии;

7) определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик таких, как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение дизайна;

К третьей группе резервов относятся:

1) резервы использования основных фондов (производственных площадей, фонда времени работы оборудования, инструмента и приспособлений);

2) резервы обновления структуры основных фондов;

3) резервы совершенствования технологии производства (улучшение технологической преемственности, интенсификация технологических процессов, сокращение технологической подготовки производства);

4) резервы улучшения материально-технического обеспечения производства;

5) резервы совершенствования монтажных, пусконаладочных и погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.

Большое значение в последнее время приобретают резервы повышения конкурентоспособности на стадии эксплуатации продукта, поскольку они связаны с расширением сети производственного, сервисного и гарантийного обслуживания своей продукции предприятием-производителем.

В четвертой группе резервов выделяют:

1) резервы финансовой устойчивости предприятия (использование собственного капитала, привлечение заемного капитала);

2) резервы инвестиционной привлекательности предприятия;

3) резервы использования ценовых факторов повышения конкурентоспособности, в том числе применяемых фирмами-конкурентами (скидки с цены, сроки и гарантии).

Среди основных резервов пятой группы можно выделить:

1) уменьшение потерь рабочего времени (снижение целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени);

2) повышение квалификации кадров;

3) повышение творческой активности кадров;

4) выбор оптимальных методов, способов и стилей управления.

Таким образом, резервы повышения конкурентоспособности предприятия – это неиспользованные возможности развития субъектов хозяйствования наиболее эффективными экономическими, управленческими и маркетинговыми методами.

Приведенная классификация резервов повышения конкурентоспособности предприятия является укрупненной. Она может быть детализирована в зависимости от конкретных условий рынка и особенностей деятельности субъекта экономики.

2.2 Качество продукции как фактор повышения конкурентоспособности

Согласно международным стандартам, качество определяется как совокупность характеристик объекта (деятельности или процесса, продукции, услуги и др.), относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. [33] Качество продукции представляет собой объективную особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.

В зависимости от роли, выполняемой при оценке, различают следующие показатели качества [3]:

– классификационные;

– оценочные.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной группе в системе классификации и определяют назначение, тип, размер, область применения и условия ее использования. Вся промышленная и сельскохозяйственная продукция систематизирована, имеет кодовое обозначение и в виде различных классификационных группировок включена в Общероссийский классификатор продукции (ОКП).

Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства, потребления и/или эксплуатации. В свою очередь, оценочные показатели разделяют на:

– функциональные;

– ресурсосберегающие;

– природоохранные.

Функциональные показатели характеризуют свойства, определяющие функциональную пригодность продукции. К ним относятся следующие показатели:

1) показатели функциональной пригодности характеризуют техническую сущность продукции, ее свойства, определяющие способность выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению. (например, единичные показатели – грузоподъемность, вместимость, водонепроницаемость, и комплексные калорийность, производительность и т.п.);

2) показатели надежности характеризуют способность продукции сохранять во времени в установленных пределах значения всех заданных показателей качества при соблюдении режимов и условий применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования. Единичными показателями надежности являются показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохранности, восстанавливаемости;

3) показатели эргономичности характеризуют удобство и комфорт потребления продукции в производственных и бытовых процессах системы «человек-предмет-среда». В эту группу входят подгруппы гигиенических, антропометрических, психологических и психофизических показателей;

4) показатели эстетичности характеризуют эстетическое воздействие продукции на человека и предназначены для оценки эстетической ценности, степени соответствия продукции эстетическим запросам тех или иных групп потребителей в конкретных условиях потребления. Выделяют подгруппы показателей художественной выразительности, рациональности формы, целостности композиции, совершенства производственного исполнения и сохранности товарного вида;

Ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства продукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении и включают следующие подгруппы:

а) показатели технологичности характеризуют особенности состава и структуры продукции, влияющие на уровень затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени для производства (добычи) продукции и ее потребления (эксплуатации);

б) показатели ресурсопотребления характеризуют затраты материалов, топлива, энергии, труда и времени при непосредственном использовании продукции по назначению.

Природоохранные показатели качества продукции характеризуют ее свойства, связанные с воздействием на человека и окружающую среду, они объединяются в две группы:

1) показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека при потреблении или эксплуатации, транспортировке, хранении и утилизации продукции;

2) показатели экологичности характеризуют свойства продукции, определяющие вредные воздействия на окружающую среду при производстве, монтаже, потреблении или эксплуатации продукции, а также при ее хранении и утилизации.

Помимо перечисленных показателей, характеризующих качество продукции, применяются и другие, например, органолептические свойства продукта (вкус, запах, цвет и др.).

Однако, ряд свойств и характеристик продукции различных промышленных предприятий регламентируется стандартами, установленными как на уровне предприятия, так и на уровне государства. А в ряде случаев те или иные требования к качеству могут быть установлены и международными стандартами. И если хозяйствующий субъект стремится обеспечить своему продукту (и, как следствие, себе) высокую конкурентоспособность, то стандартизированные свойства и характеристики должен обеспечивать в первую очередь. Достигается это за счет разумной, эффективной политики качества.

Политика в области качества – это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные и документально оформленные высшим руководством в виде системы качества. Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Технический комитет международной организации по стандартизации (ИСО) разработал стандарты серии 9000, содержащие требования к системе качества и определяющие элементы, необходимые для включения в систему качества:

ИСО 9000 94 «Стандарты по общему руководству качеством и обеспечению качества». Основное назначение стандарта – помочь предприятию в выборе и применении стандартов ИСО 9000. Стандарт содержит ряд концептуальных положений о со временных системах качества;

ГОСТ Р ИСО 9001 96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

ГОСТ Р ИСО 9002 96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже, обслуживании»;

ГОСТ Р ИСО 9003 96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

Важнейшим элементом системы качества является жизненный цикл продукции, или «петля качества». «Петля качества» («спираль качества») ‒ концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества», или жизненного цикла продукции (рисунок 6).


Рисунок 6 – Петля качества


Петля качества ‒ это замкнутая последовательность мер, определяющих качество товаров или процессов на этапах их производства и эксплуатации. Качество создается и поддерживается на всех этапах петли качества, начиная с исследования потребностей и рыночных возможностей, и заканчивается утилизацией продукта, отслужившего свой срок.

По характеру воздействия на этапы «петли качества», в системе качества могут быть выделены три направления:

обеспечение качества – все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества;

управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера используются для выполнения требований по качеству и направлены как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах «петли качества» для достижения экономической эффективности;

улучшение качества – мероприятия проводятся для повышения эффективности и результативности деятельности и процессов в целях получения выгоды как для организации, так и для потребителя.

Основные положения системы качества отражают следующие документы:

– руководство по качеству для предприятия;

– методические документы общего характера;

– рабочие инструкции, справочники и др.

Руководство по качеству – документ, включающий разработку политики в области качества и систему качества организации. Оно может охватывать всю деятельность организации или только ее часть. Руководство по качеству обычно содержит или ссылается на:

а) политику в области качества;

б) ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который исполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на качество;

в) методики системы качества и инструкции;

г) положение по пересмотру и корректировке руководства.

В процессе обеспечения качества обычно используются экономикоматематические методы: линейное, нелинейное, динамическое программирование; планирование эксперимента; имитационное моделирование; теория игр; теория массового обслуживания; функционально-стоимостный анализ, метод Тагути и метод структурирования функции качества (СФК).

Метод Тагути базируется на понятии функции потери качества, которая характеризует меру связи между качеством и потерями от его снижения. Этот метод направлен на создание устойчивых технологических и управленческих процессов системы качества, позволяющих быстро реагировать на изменение потребностей рынка и охватывать весь жизненный цикл изделия.

Метод структурирования функции качества разработан доктором Мицуно (Токийский технологический институт) и заключается в формировании функции качества с помощью «голоса покупателей». Постепенно запросы покупателей воплощаются в конкретные свойства продукции. Строится объемная матрица, позволяющая соединить желаемые свойства изделия с потенциальными возможностями предприятия и конкурента. Этот метод указывает наиболее короткий путь к потребителю и снижает затраты по достижению намеченного уровня качества.

При управлении улучшением качества должен реализовываться цикл: планируй – выполняй – контролируй – регулируй. Методическим средством для этих целей служит круговой цикл Деминга, или цикл РDСА: Р – план; D – выполнение работ в соответствии с планом; С – проверка соответствия полученного результата запланированному; А – принятие необходимых мер в случае отклонения полученного результата от запланированного. После достижения определенных результатов этот цикл повторяется, но на более высоком уровне. Круг Деминга – это метод управления, позволяющий руководству предприятия постоянно двигаться в направлении достижения главной цели, получая важные промежуточные результаты, контролируя свои действия.

2.3 Стандартизация и сертификация продукции

Стандартизация и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта коммерческой деятельности. Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее требования) в целях обеспечения:

– безопасности продукции, работ, услуг (объектов стандартизации) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

– технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

– качества продукции и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

– единства измерений;

– экономии всех видов ресурсов;

– безопасности хозяйствующих субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

– обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей друг с другом, с государственными органами управления устанавливаются стандартами государственной системы стандартизации (ГСС РФ).

Объектами стандартизации являются продукция, работа (процесс), услуги, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.

Перечень нормативных документов по стандартизации, применяемый на территории России, и общие требования к нему закреплены Законом Российской Федерации «О стандартизации». Нормативный документ по стандартизации содержит правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступен широкому кругу потребителей (пользователей).

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России, относятся:

– государственные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р;

– международные (региональные) стандарты, применяемые в установленном порядке (ГОСТ Р 1.5 92);

– общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

– стандарты отраслей;

– стандарты предприятий;

– стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений;

– нормы и правила по стандартизации.

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) – стандарт, принятый Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России).

Международный (региональный) стандарт – стандарт, принятый международной (региональной) организацией по стандартизации. Развитие международной торговли и международного сотрудничества приводит к необходимости разработки и широкому применению международных (региональных) стандартов. К стандартам регионального типа относятся межгосударственные стандарты.

Конец ознакомительного фрагмента.