Глава 2
Современные проблемы в теории и практике физического воспитания дошкольников
2.1. Личностно ориентированный подход в физическом воспитании детей
В отечественной и зарубежной науке дошкольное детство считается периодом рождения личности. Именно в этом возрасте ребенок приобретает индивидуальные особенности психики и поведения, делающие его неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями. Однако для того чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть ею. Подняться до уровня личности ребенок может только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и освоение духовного опыта, накопленного человечеством.
Среди многих факторов, влияющих на формирование личности дошкольника (социальных, культурных, гигиенических и др.), физическая культура занимает одно из важных мест. Она играет уникальную роль в комплексном развитии всех аспектов (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного) целостной личности, постепенно подготавливая ребенка для включения во все более усложняющиеся системы социальных отношений.
Результативность физического воспитания достигается благодаря использованию всей системы средств (физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы и т. д.), однако наибольший удельный вес приходится на физические упражнения. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма. Именно поэтому они рассматриваются как основной признак жизни, стержень всей жизнедеятельности и поведения человека и в то же время как формирующее начало в его развитии.
Хотя культура движений сама по себе не гарантирует духовного здоровья, но чем гармоничнее личность, тем более раскрепощен человек, свободнее его движения. И совершенно не случайно в современных исследованиях суть физического упражнения определяется как двигательное действие с моторной и духовной составляющими.
Наиболее полно личностное развитие ребенка осуществляется в теории личностно ориентированного обучения, которая признает право ребенка быть субъектом собственной жизни.
Под личностно ориентированным подходом понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности. Применение данного подхода предполагает построение процесса воспитания и обучения с максимальной актуализацией механизмов формирования личности ребенка: мотивации, ценностей, «Я-концепции», субъектного опыта. Происходит отказ от излишнего дидактизма, назидательности; на первый план выдвигается диалог, совместный поиск истины, развитие ребенка через создание воспитывающих ситуаций. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.
Впервые понятие субъектности выделил Аристотель, который назвал ее «причинностью» человеческого поведения. Современные ученые постоянно обращаются к теме субъектности. Наиболее значимыми являются работы В.В. Давыдова, В.А. Петровского, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской. Ученые определили, что субъектность ребенка реализуется в его отношениях с миром, предметной деятельности, общении и самосознании. В парадигме субъектности они обосновывают и личностно ориентированный подход в обучении.
Составляющими личностно ориентированного подхода являются:
• основные понятия – индивидуальность, личность, самоактуализированная личность, самовыражение, субъект, субъектность, «Я-концепция», педагогическая поддержка;
• принципы личностно ориентированного подхода – диалогизация педагогического взаимодействия (позиции взрослого и ребенка должны быть равноправными); проблематизация (взрослый не воспитывает, а актуализирует, стимулирует ребенка к личностному росту, создает условия для исследовательской активности); индивидуализация (выявление и развитие общих и специальных способностей, выбор адекватных индивидуальным возможностям содержания, форм и методов обучения); доверие и поддержка (вера в ребенка, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению);
• технологическая составляющая, включающая наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности (диалогичность, деятельно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений и т. д.).
Характерные черты личностно ориентированного подхода:
• целевые установки, связанные прежде всего с развитием индивидуальности и субъектности ребенка;
• личностно значимое для ребенка содержание учебного материала, способствующее самореализации и самоутверждению личности;
• актуализация жизненного опыта ребенка, создание ситуаций выбора и успеха;
• преобладание субъект-субъектных отношений, диалоговых форм общения;
• развитие индивидуальности и творческих способностей детей.
В качестве отправного пункта использования личностно ориентированного подхода ученые рассматривают введение в научный и практический обиход понятия «модель педагогического взаимодействия».
Педагогическое взаимодействие определяется как воздействие педагогов и детей друг на друга, в результате чего осуществляется процесс личностного роста детей. Впервые это понятие прозвучало в концепции по дошкольному воспитанию, которая была разработана коллективом авторов под руководством В.А. Петровского. В этой концепции противопоставляются учебно-дисциплинарная и личностно ориентированная модели. При этом признается, что долгое время в отечественной образовательной системе преобладала именно учебно-дисциплинарная модель, убедительно доказывается необходимость ее замены моделью личностно ориентированного образования и педагогического взаимодействия.
О важности использования в личностно ориентированном подходе личностных механизмов самосознания свидетельствуют многие изданные в последнее время научные труды (В.А. Петровский, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
В основе работ известного психолога В.А. Петровского, посвященных субъектности ребенка, лежат три стратегических принципа: вариативность модели обучения; синтез интеллекта, аффекта и действия; приоритетность старта (каждый ребенок должен иметь возможность изначально выбирать те виды деятельности, которые представляют для него наибольшую ценность). Данные принципы реализуются в трех направлениях работы:
1) развитие познавательных устремлений (насыщение учебного процесса интеллектуальными эмоциями);
2) развитие волевых устремлений (установление баланса между свободой ребенка и различными ограничениями, запретами);
3) развитие эмоциональных устремлений (создание эмоциональной среды, являющейся основой для развития познавательной и волевой сфер личности).
Применение данных принципов является перспективным для становления и развития субъектности ребенка.
Относительно двигательной деятельности личностно ориентированный подход рассматривается как организация условий перехода возможности быть субъектом активности в действительную двигательную активность. Такие условия возникают при проявлении ребенком самостоятельности в реализации движений (расширение двигательного «креативного поля», формирование физического «образа Я»).
Формирование субъективного «Я» в процессе двигательной деятельности осуществляется в условиях привлечения внимания ребенка к красивому телу, визуализации ребенком красивого двигательного поведения окружающих взрослых (Л.Е. Си-мошина). Реализовать желание детей овладеть движениями в структуре красивого образа можно с помощью ритмической гимнастики, спортивного танца. Удачное сочетание общеразвивающих упражнений, элементов акробатики, художественной гимнастики и танцевальных ритмических мелодий оказывает влияние на моделирование собственного двигательного образа одновременно с образом красивого тела.
Много внимания проблеме субъектности ребенка в двигательной деятельности уделяет В.Т. Кудрявцев, который считает, что именно на этой основе можно культивировать у детей осмысленное отношение к собственному телу, его состоянию и возможностям. В работах, выполненных под руководством В.Т. Кудрявцева, двигательные эталоны изначально задаются взрослым, но осваиваются ребенком не в готовом виде, а в проблемной форме. Инструментом проблематизации является инверсия – «перевертывание» эталона. В настоящее время представлено теоретическое и экспериментальное обоснование данной технологии, создано ее программно-методическое и инструментально-диагностическое (мониторинговое) обеспечение применительно к работе со здоровыми и ослабленными детьми.
Наличие у педагога представлений о сути, строении и структуре личностно ориентированного подхода позволяет более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
2.2. Проблема развития личности дошкольника средствами физической культуры
Многие прогрессивные деятели науки считают, что физическое и психическое находятся в человеке в единстве и взаимосвязи, поэтому соответствующая организация двигательной деятельности может стать фактором формирования личности в целом. Одним из первых исследователей, рекомендовавших физические упражнения не столько для развития физических способностей, сколько для укрепления воли, характера, был знаменитый английский философ и педагог Дж. Локк. В его педагогической системе сочетались три аспекта: физическое воспитание, воспитание души (нравственное воспитание) и образование, т. е. такое состояние, которое может быть выражено формулой «Здоровый дух в здоровом теле».
Швейцарский педагог, основоположник теории научного обучения Г. Песталоцци рассматривал физическое воспитание в теснейшей связи с трудовым и нравственным. Он предлагал создать систему последовательно выполняемых упражнений, которая не только разовьет ребенка в физическом отношении, но и подготовит его к жизни, сформирует трудовые навыки, даст возможность проявить нравственные качества, волю, выдержку, самообладание. Этой же точки зрения придерживался основатель научной системы физического образования в России, крупный ученый-педагог П.Ф. Лесгафт. По его мнению, воспитание должно осуществлять формирование нравственных качеств человека и его воли, а образование – поступательное умственное, эстетическое и физическое развитие. Между умственным и физическим развитием существует тесная связь, и всякое одностороннее развитие непременно разрушит гармонию в образовании.
Знаменитый педагог современности В.А. Сухомлинский физическую культуру относил не только к культуре тела и здоровья человека, но и к таким сложным сферам личности, как моральные и эстетические критерии, оценка окружающего мира, самооценка.
Следуя идеям педагогов-классиков, современные ученые доказывают, что здоровье детей, физическая подготовленность, гигиенические умения и навыки определяют состояние их психики, общий уровень культуры, степень разносторонности развития. Такая тесная взаимосвязь физических и психических функций ребенка объясняется тем, что развитие любого двигательного качества связано, с одной стороны, с совершенствованием психической деятельности (улучшение внимания, восприятия, памяти, мышления, без которых невозможна практическая деятельность), а с другой – развитием центральных нервных механизмов, среди которых главную роль играет созревание коркового отдела двигательного анализатора и формирование его связей с иными отделами мозга. Общий механизм этих взаимоотношений представлен следующим образом. Каждый двигательный акт осуществляется в пространстве и во времени, поэтому активно двигающийся ребенок имеет возможность получить в единицу времени больший объем информации, что и способствует ускоренному формированию его психики (Г.М. Кольцова). Этой же точки зрения придерживался американский врач-психолог Г. Доман, который считал, что чем раньше ребенок начинает развиваться физически, тем быстрее развивается его мозг, что, в свою очередь, способствует гармоническому совершенствованию ребенка как личности.
Исследования развития двигательных действий ребенка, обусловливающих его психическое развитие, выполнил А.В. Запорожец. Он выделил макроструктуру двигательной деятельности и рассматривал предметное содержание двигательной деятельности («схему движения»), условия, в которых скрыты средства ее осуществления, цели, мотив и результат.
В двигательной деятельности, как и в любой другой, условиям и средствам соответствуют операции, а целям – действия. Специфическое соотношение элементов или частей двигательной деятельности и составляет, по мнению А.В. Запорожца, макроструктуру.
Эффективность движений ребенка во многом зависит от особенностей поставленной двигательной задачи. Одни и те же компоненты деятельности могут занимать разные места в различных условиях реализации движений. То, что в одних условиях может быть целью задачи, в других может стать средством и этим изменить структурный состав деятельности. В описании движений дошкольника научные достижения лаборатории, возглавляемой А.В. Запорожцем, состоят в следующем:
• выделение двигательной деятельности ребенка в качестве психологического явления;
• разведение операционально-технического содержания и мотивационно-потребностной стороны двигательной деятельности;
• обозначение возрастных изменений мотивационно-потребностной стороны двигательной деятельности у детей;
• установление исходных возрастных возможностей рефлексии ребенком содержания двигательной деятельности.
Взаимосвязь двигательной активности и психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и т. п.), лежащих в основе психики ребенка, раскрыта в работах многих других ученых. Так, в исследовании А.С. Дворкина и Ю.К. Чернышенко мышление, внимание, память, воображение, восприятие развивались с помощью физических упражнений и игр. Ученые установили, что темпы прироста психических процессов максимальны в двух возрастных периодах: с 3 до 4 и с 4 до 5 лет. И только для развития способности к восприятию наиболее благоприятным является возраст 5–6 лет.
Исследование Н.Т. Тереховой доказало положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность дошкольников. Она утверждала, что двигательная разрядка наиболее эффективна при ее проведении до накопления умственного утомления и требует использования физических нагрузок средней интенсивности, которые обусловливают повышение работоспособности. Малые физические нагрузки не оказывают существенного влияния на повышение работоспособности ребенка, а большие дают даже отрицательный эффект. На занятиях с различной умственной нагрузкой необходимы разные формы активного отдыха: двигательные игровые компоненты, подвижные игры, физкультминутки.
Содержание и методы умственного развития дошкольников в процессе физического воспитания представлены в исследовании И.В. Стародубцевой и Е.А. Коротковой. Воздействие оказывалось на компоненты, являющиеся ведущими в умственном развитии детей (восприятие, мышление, внимание, память, речь). Суть использования физических упражнений заключалась в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, реализуемого в форме дидактической игры. За основу были взяты упражнения с включением ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания. При их выполнении создавались условия для овладения разными видами познавательных ориентировочных действий, лежащих в основе умственного развития дошкольников. Дополнительно были использованы задания и упражнения для совершенствования сенсомоторных координаций, развития речи, воображения, памяти, внимания. Проведенное исследование показало, что средства физического воспитания содержат неограниченные возможности для развития психических функций ребенка, что обосновывает целесообразность их использования для решения задач умственного развития.
Следовательно, включение в образовательный процесс игр и упражнений для развития познавательных процессов не только содействует психическому развитию ребенка, но и перестраивает саму моторику, обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание двигательных действий.
Поскольку личность – постоянно развивающаяся система, ее нельзя исследовать вне динамики отношений, в которые она включена. В педагогике одним из направлений формирования личности традиционно считается нравственное воспитание. Дети приходят в детский сад с неодинаковыми эмоциональными мироощущениями, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и формирует отношение к себе. Далеко не всегда взаимоотношения детей складываются благополучно, а преобразование возникших нежелательных характеристик личности требует больших усилий. Поэтому, прежде чем вывести ребенка на уровень взаимоотношений, следует научить его относиться к сверстнику как социально значимому существу, развить воображение, связанное с предвосхищением проблемных ситуаций, обогатить эмоции, возникающие в ответ на восприятие человека.
Среди разнообразных форм и методов, используемых в педагогическом процессе для формирования социального поведения и культуры детей дошкольного возраста, важнейшее значение придается игре, игровой деятельности. Дошкольная педагогика должна стремиться к тому, чтобы все запросы, интересы, общение детей были организованы и удовлетворены преимущественно с помощью игр. При этом подчеркивается важное значение подвижных игр в формировании личности.
В исследовании Т.С. Блощициной представлена система подвижных игр и упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником (от игр, где дети не зависят от других участников, до игр, в которых прослеживалась необходимость согласованного исполнения игрового задания, и игр, где явно видна роль каждого участника в достижении общего результата). Формирование дружеских взаимоотношений проходит под влиянием правил совместной игровой деятельности, способов взаимодействия при решении двигательных задач, оценки воспитателем поведения играющих. Все это обеспечивает высокий развивающий эффект в нравственном совершенствовании детей.
О.В. Козырева разработала игровую программу «Друзья Спартиашки» для формирования социального поведения дошкольников. В этой программе предусмотрена определенная модификация спартианских игр, их адаптация к особенностям физического и психического развития детей. Основными направлениями модификации и адаптации являются:
• организация и проведение спартианских игр на сюжетной основе;
• обязательное сочетание соревновательных игр с несоревновательными, в которых нет победителей и побежденных;
• поощрение детей за улучшение ими своих прежних результатов;
• использование игр, забав, конкурсов, которые связаны с национальными и народными традициями;
• адаптация всех физических упражнений к особенностям развития детей дошкольного возраста и др.
В соревновательные игры детей включен подражательный образ – Спартиашка, который никогда не пасует перед трудностями, действует активно, настойчиво, мужественно, уважительно относится к соперникам, не хвастается своими победами, достойно переносит поражения, оказывает помощь всем участникам игр. Этот образ помогает детям освоить социальнокультурные нормы и правила поведения.
Особый научный интерес вызвала у ученых проблема развития волевых качеств личности и произвольности поведения ребенка в процессе двигательной деятельности. В исследовании Е.А. Сагайдачной выполнение движений любых видов, включенных в программу по физической культуре в детском саду, – гимнастических, общеразвивающих, основных подвижных и спортивных игр – затрудняется их объемом, сложностью, интенсивностью и продолжительностью. Усложнение упражнений осуществляется путем создания следующих трудностей:
• постепенное повышение количества повторений однообразных ациклических физических упражнений (подскоков, приседаний, прыжков и т. п.);
• постепенное увеличение продолжительности циклических упражнений (бег, ходьба и др.);
• изменение степени интенсивности выполнения разных упражнений, чаще в сторону увеличения (приседать определенное количество раз в медленном темпе, чуть быстрее, быстро);
• изменение обстановки и условий выполнения упражнений (индивидуально или совместно с кем-либо, без отягощающих пособий или с ними).
Большое значение в обеспечении успешности работы имеет применение методов и приемов стимулирования волевых усилий: контроль и учет степени развития волевых качеств, наглядная демонстрация результатов выполнения физических упражнений и др.
При изучении проблемы развития и становления волевых качеств дошкольников особое внимание уделяется самостоятельности. Это качество выступает как интегральное личностное свойство, существенной характеристикой которого является взаимосвязь уровня овладения всей структурой двигательной деятельности и способности независимо осуществлять перенос двигательного опыта, проявляя творчество в движениях. Первичные проявления самостоятельности в двигательной деятельности (сюжетные, подвижные игры) связаны с общим стремлением детей к двигательной активности. Педагог создает атмосферу коллективной деятельности, положительную эмоциональную обстановку, в которой дети чувствуют себя спокойно, уверенно, не испытывают огорчений по поводу неудач.
При выполнении физических упражнений рекомендуется создать ряд условий (внутренних и внешних), обеспечивающих воспитание самостоятельности ребенка:
• накопление информации в виде идеомоторных образов физических упражнений, двигательного опыта, имеющего личностный смысл;
• овладение эталонами техники физических упражнений;
• овладение разнообразными двигательными моделями, которые ребенок может выбрать для себя в момент становления «Я»;
• получение оценки, сравнение задуманной цели и результата выполнения физического упражнения;
• прогнозирование, контроль своих действий и действий товарищей.
Таким образом, у детей возникает своеобразный «детский ориентировочный двигательный идеал» (Т.Э. Токаева), и они могут переносить движение в другие виды деятельности, что важно для самоопределения в собственном поведении.
Благоприятные условия для формирования опыта самостоятельного выполнения движений раскрыты в исследованиях В.А. Шишкиной:
• организация физкультурно-игровой среды;
• закрепление в распорядке дня времени для самостоятельной двигательной деятельности (во время утреннего приема детей, до занятий и между ними, на прогулке, после сна, в вечернее время в детском саду и семье);
• владение воспитателем специальными (опосредованными) методами активизации двигательной активности детей (предусматривать для каждого ребенка место для движений, привлекать детей к размещению физкультурных пособий, объединять в двигательной деятельности детей разной степени подвижности и др.).
Развитие произвольности поведения с помощью физических упражнений и игр связано с формированием направленности ребенка на собственные внешние или внутренние действия, в результате чего рождается способность управлять собой. В исследовании Н.В. Феногеновой такая работа имеет четкую последовательность. На первом этапе дети обучаются продуктивному взаимодействию. Этому способствуют игры-забавы «Карусели», «Пузырь», «Каравай» и др. В них играющие согласовывают свои действия не по ролям, а по смыслу деятельности, проявляют находчивость и изобретательность. После освоения игр-забав используются сюжетно-ролевые подвижные игры, в которых взаимодействие детей заключается не только в повторении движений за водящим, но и в ответной реакции на его слова или действия. Затем дети обучаются работе по собственному плану, ориентируясь на правила, обобщенно определяющие способ действия. Для этого используются спортивные игры (баскетбол, футбол и др.).
Отдельно следует выделить работы, в которых раскрыта возможность формирования с помощью физических упражнений и игр такого важного компонента личности, как самооценка. В исследовании Л.И. Бершедовой формирование самооценки дошкольника осуществлялось в процессе спортивных занятий через игровую деятельность, путем ее целенаправленного усложнения и обогащения за счет введения учебных задач и действий спортивной направленности. В эксперименте широко использовались подвижные и спортивные игры, в которых актуализировались групповые формы оценки детей, направленные на осознание способов действий, самостоятельная оценка детьми деятельности сверстников; самооценка детей, выражающаяся в осознании собственной двигательной активности, ее сильных и слабых сторон.
В исследовании Г.А. Петрушиной формирование самооценки на физкультурном занятии проходило успешно в условиях, обеспечивающих непосредственное участие детей в оценочном процессе. Ребенок осуществляет самооценку с опорой на анализ своей деятельности, ее способов и результатов.
Абсолютно новое видение и осмысление в работах отечественных и зарубежных авторов приобрела проблема усвоения детьми двигательного материала с позиции культуротворческой деятельности. Согласно такому подходу физическая культура является для ребенка не системой готовых, застывших, окончательно сложившихся элементов, а открытой для изменения структурой. Процесс культуроосвоения считается творческим. Для того чтобы запустить механизм творческого присвоения ребенком ценностей физической культуры, необходимо предусмотреть своего рода «перекодирование» различных двигательных проблем на «язык» детских движений. Это позволит детям подключиться к активному восприятию и решению указанных проблем на доступном им уровне (Л.Д. Глазырина, Е.А. Сагайдачная, Т.С. Яковлева, В.Н. Шебеко).
В работах Э.Я. Степаненковой применение разнообразных комбинаций движений в подвижных играх активизирует творчество детей, способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач и основного фактора их выразительности. При ведущей роли педагога дети привлекаются к составлению вариантов игр, учатся самостоятельно их организовывать. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по сюжету знакомых художественных произведений. Творческая направленность игровой деятельности детей определяется продуманной эмоционально-образной методикой руководства игрой. Задача состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей эмоционально положительное отношение к игровым образам, чувство сопереживания и творческое соучастие в игровой ситуации.
В последние годы в технологию развития творческих способностей дошкольника активно включаются методы психофизического (театрального) тренинга – погружение в атмосферу, условия, среду. Использование психофизического тренинга и методик погружения позволяет безболезненно для ребенка создавать настрой на обучение, психологическую готовность усваивать большие объемы информации.
Таким образом, в современном физическом воспитании дошкольников физические упражнения рассматриваются как средство не только физического, но и личностного развития ребенка.
1. Дайте определение понятия «личностно ориентированный подход». Кто из ученых исследовал данную проблему?
2. Назовите основные составляющие и характерные черты личностно ориентированного подхода.
3. Продолжите фразу: «Тесная взаимосвязь физических и психических функций ребенка объясняется тем, что развитие любого двигательного качества связано с…».
4. Кому из известных ученых принадлежит следующее высказывание: «Воспитание должно осуществлять формирование нравственных качеств человека и его воли, а образование – поступательное умственное, эстетическое и физическое развитие. Между умственным и физическим развитием существует тесная связь, и всякое одностороннее развитие непременно разрушит гармонию в образовании»?
5. Назовите научные достижения лаборатории А.В. Запорожца в изучении движений дошкольника.
6. Раскройте методы умственного развития дошкольников в процессе физического воспитания.
7. Перечислите условия, способствующие формированию опыта самостоятельного выполнения движений.
8. Какие условия стимулируют волевую активность детей при выполнении физических упражнений? Назовите возможные пути усложнения упражнений.