Вы здесь

Теория и методика подготовки юных футболистов. II.Основные этапы и принципы тренировочного процесса (О. Б. Лапшин, 2014)

II.Основные этапы и принципы тренировочного процесса

Подготовка юных футболистов будет полноценной, когда обучение проходят, как ученики, так и их учителя – тренеры


ФИФА предлагает:

развитие и обучение молодых игроков


Обучение тренеров: современное состояние

Невозможно представить, как можно реализовать программу, нацеленную на юных игроков, если в ней не сделан упор на образование и тренировки. Это означает, очевидно, что квалифицированные тренеры также необходимы.

Несмотря на тот факт, что у нескольких тысяч тренеров была возможность получить инструкции и улучшить свои навыки на курсах ФИФА в последние годы, мы понимаем, что тренерская наука с ее упором на физические, педагогические и психологические аспекты постоянно развивается и прокладывает новые пути. Более того, принимая во внимание современную эволюцию игры и постоянно возрастающие потребности игроков, необходимо, чтобы современные тренеры и инструкторы – истинные архитекторы индивидуальной и коллективной подготовки игроков – были лучше «вооружены» в столкновениях со всеми требованиями своей работы. Для достижения этой цели мы намерены предоставить им эту техническую программу.

Эта программа была методически разработана и основана на хорошо устоявшемся, прогрессивном подходе, который нацелен на подготовку юных футболистов. Тем не менее, он также подходит для использования тренерами команд высшего уровня. Программа может использоваться для игроков как женского, так и мужского пола.

Задачи подготовки юных футболистов определяются многолетней эффективной методикой, возрастной диапазон сегодня простирается с 6 до 17–18 и даже 19–21 года. Каждый этап, которые я бы разделил на несколько: 6–9 лет, 10–12 лет, 12–15 лет, 15–17, 16–19. или даже 19–21 год, требует учета методических положений и выполнения задач, средств и методов при подготовке юных и квалифицированных игроков.

ФИФА рекомендует следующие этапы

ФИФА предлагает непрерывность обучения, в тренировках и развитии юных футболистов


Приведенные для различных стадий обучения возрастные рамки являются лишь примерными. Они должны варьироваться в зависимости от развития юного игрока и уровня его игры.

• Стадии обучения и, в особенности, начального обучения являются решающими. Поэтому основной акцент и цели тренировок, которые мы более подробно опишем в последующих главах, сконцентрированы в основном на этих двух уровнях.

• Стадия 1 Начальный этап подготовки 8-12 лет, где закладывается основы тренировочного процесса. Общая подготовка: знакомство с мячом и футболом через игру и развитие основных психомоторных навыков с мячом и без него – фундаментальные элементы образовательного процесса.

Выделяем возраст 10–12 лет, в котором продолжается обучение и развитие вышеперечисленных принципов. Это генеральный период игрока будущего, который ФИФА называет золотым годом обучения. Этот период называют экстенсивной фазой развития, в котором продолжается укрепление психической устойчивости, фундамента заученных элементов футбола. Особо обратить внимание на развитие координации, скорости, индивидуального технического мастерства. Этом периоде рекомендуется применять длительный интервальный метод тренировки.

В этом возрасте закладывается понятие игры в атаке и обороне.

• Стадия 2 Этап углубленного обучения 12–15 лет – в котором формируется игрок будущего.

• Стадия 3 Этап спортивного совершенствования, где индивидуальные и коллективные действия футболиста доводятся до автоматизма.

• Стадия 4 Основная подготовка: относится к игрокам от 19 до 21 года, которые хотя и не завершили полностью свое обучение и развитие, особенно развитие психических и ментальных качеств, уже приглашаются играть за первую команду своего клуба. В отношении этой важной стадии мы высказываемся в пользу особенной, индивидуально подобранной программы, которая гарантирует, что различные связанные с качеством исполнения способности, над которыми эти игроки не могут работать с первой командой или с профессионалами, все еще будут развиваться.

Все приводимые на следующих страницах рекомендации и информация имеют ценность только в сопровождении квалифицированной тренерской деятельности и должной их адаптации под игроков, команду и цели тренировки.

Наиболее благоприятные возрастные периоды развития в подготовке футболистов


И – интенсивное развитие. В – наиболее высокие темпы развития. Ц – целенаправленное развитие. П- развивается плохо. С – снижение показателя О – основной период.

Ключевые компоненты, которые определяют выступление юных футболистов

Схема


Начальный этап обучения

Детский футбол. Возраст 6—12 лет

Исследование/Экспериментирование

• Возраст раннего детства – детства

• Возраст приобретения и заучивания жестов

• Возраст раскрытия и копирования других

• Навыки психомоторной координации

• Технический инстинкт и раскрытие жестов

• Индивидуальный контроль мяча

• Тактическая осведомленность (индивидуальная)

• Усвоение понятий атака и защита

• «Я и команда»

• Ментальные отношения, приобретенные через опыт


Координация – Базовые моторные функции

Игра – Упражнения с мячом – Игра


Тренировка для формирования игрока будущего

Средний возраст 12–15 лет

Консолидация/Ассимиляция


Этап полового созревания

Полный контроль жестов тела и их элементарных разновидностей

Сложный период в ментальном плане

Тренировка базовых технических навыков

Технические/тактические навыки

Индивидуальный контроль мяча «под давлением

Осознание индивидуальности и командная тактическая осведомленность

Тактическое поведение защиты и атаки

Ответственность в игре

Приобретение базовых ментальных отношений посредством опыта и через особые формы тренировки.


Координация – Базовая выносливость – Укрепление мышц – Скорость

Коллективная и специальная (индивидуальная) тренировка

Игровая практика (матчи) – Комбинированные технические и технико-тактические упражнения – Игра


Тренировка на результат

Тренировочный уровень/уровень развития

возраст 15–18/19 лет


Стабилизация/доведение навыков до автоматизма

• Этап юношества, рост заканчивается

• Особая атлетическая и физическая тренировка/развитие

• Возраст окончательного выбора; развитие в сторону статуса молодого взрослого; период «правды»

• Техническая работа по позициям и в команде «под давлением»

• Сложные технические/тактические навыки «под давлением»

• Индивидуальная техника с мячом; хороший тюнинг, точность (особые тренировочные занятия)

• Осведомленность о тактике команды

• Тактическое поведение атаки и защиты как часть игрового плана (организационная и игровая система)

• Особое тактическое поведение

Ментальные отношения, связанные с выступлением, развитые специальной тренировкой и другими техниками


Энергия-сила – Скорость – Особая выносливость

• Коллективная (командная) тренировка

• Соотношение тренировки с индивидуальными потребностями

Игровая практика (матчи) – Технико-тактические упражнения – Реальные матчи

Физическое состояние футболиста – золотой треугольник


Таблица показывает различные этапы, на которых у юных игроков должны развиваться различные спортивные качества (на основе Martin, 1982)




Развитие физических качеств у юных спортсменов






Три режима системы тренировки

I. Режим А: Упражнения на выносливость.

1. Основная выносливость.

Бег 500 и более метров.

2. Специальная выносливость.

а. 12 лет – бег – 15 м 3–3 серии.

13 – 14 лет – бег – 25 м 3–3 серии.

15 – 17 лет – бег – 30 м 3–3 серии.

б. Передача мяча с ударом в гол для нескольких возрастных групп.

Пульс в течение упражнений должен быть 130–140 уд/мин.


II. Режим В: Упражнения для различных качеств.

1. По скорости – Бег 30–60 м.

2. По скорости и силе.

а. Различные виды натяжений, с эспандером или резиной на силу.

б. Вес виды прыжков.

с. Различные виды бросков с мячами или набивными мячами

д. Удар с правой и левой ноги.

3. По технике.

4. По тактике.

Пульс после этих упражнений должен быть 118–120 ударов/мин.


III. Режим D: Упражнения по технике.

1. Пласированный удар.

2. Свободные удары со стандартных положений.


Работа при активной высокой подготовленности футболистов.

1. Работа на скорость

2. Работа на выносливость.

3. работа на скорость и силу.


В течение всех видов тренировочных сезонов это важно учитывать:

1. Количество упражнений и их регистрация (учёт).

2. Время упражнений.

3. Интенсивность упражнений.

4. Время упражнений и отдыха.


I. Упражнения на скорость.

1. 7–8 упражнений из 7 или 8 серий.

2. Время в каждом упражнении не более чем 6–8 мин.

3. Выполнение упражнения с максимальной интенсивностью.

4. Отдых после каждого упражнения не более чем 3 мин.

5. Пульс должен быть 120–140 ударов/мин.


II. Упражнения на выносливость.

1. 6–8 упражнений из 6–8 серий.

2. Время упражнения.

3. Выполнение упражнения на 50 % интенсивности.

4. Отдых между упражнениями – 1,0–1,5 мин.

5. Пульс должен быть 135–140 ударов/мин.


III. Упражнения на скорость и силу.

1. 6–8 упражнений из 6–8 серий.

2. Время упражнения не более чем 4–8 секунд.

3. Интенсивности – 100 %.

4. Отдых между сериями – 25–30 секунд.

Отдых между упражнениями – 3–5 мин.

5. Пульс должен быть 105–110 ударов/мин.


Необходимые условия для совершенства 3-х режимов

1. Они должны быть подготовлены для этих видов и режимов работой.

2. Они должны понимать и знать отличие одного режима от другого.

3. Это также очень важное условие направления в вашей работе в течение недель или месяца.


Это очень важно, чтобы эти режимы сочетались между собой и чтобы один режим подготовки игроков был (готов основой) для другого режима.


Примерный недельный цикл тренировочной недели № 1:

понедельник – режим D

вторник – после 10 и более часов режим А

среда – после 7–8 часов режим D

четверг – режим В

пятница – режим А

суббота – режим А (игра)

воскресенье – отдых


неделя № 2: A – D – A – A – D – A

неделя № 3: A – D – B – A – D – D

неделя № 4: D – B – B – D – A – A


График изменения работ в течение различных недель.

Неделя № 2




Неделя № 3




График интенсивной работы в течение соревновательного периода




Неделя № 4




График тренировочных режимов работы в течение 2-х недель при двух разовых занятиях в день в подготовительном периоде




Схема для бега




Схема для прыжков




Первая неделя подготовительного периода

Вторник

Индивидуальная техника – техническая подготовка

1. Удары

2. Передачи

3. Остановки Развитие скорости и силы

Игровые упражнения

Мини-футбол


Четверг

Индивидуальная подготовка

Технико-тактические действия


Суббота

Тактика (индивидуальная и групповая)

Индивидуальная подготовка

1. Удары по воротам

2. Передачи – удары

Тактика – стандартные комбинации (свободные удары, и др.)

Мини-футбол

Развитие скорости

Профессор Никола Комуччи предлагает системную работу над скоростью.

Практика футбола и непосредственные наблюдения тех, кто занимается спортом вообще и атлетическими его видами в частности, показали, что скорость – качество врожденное, почти не поддающееся совершенствованию и определяющееся факторами нервной и конституционной природы. Обычно выдепяют три типа скорости:

1 скорость, определяемая сокращением отдельной мышцы или группы мышц. На практике – это способность мышцы к сокращению в самый короткий отрезок времени;

2 способность выполнить несколько движений (одинаковых или разных) одно за другим. На практике – это способность выполнить как можно больше движений за определенный отрезок времени;

3 реактивная скорость.

Как правило, под понятием скорость подразумевается способность передвигаться с возможно большей быстротой. Существует много спортивных дисциплин, для которых скорость, в разных ее проявлениях, является определяющим фактором при достижении определенных результатов. Если же принять во внимание, что скорость – это проявление динамической энергии, то станет ясно, что одной из главных задач тренеров и самих спортсменов всегда было и остается стремление улучшить этот показатель. Когда спрашивают, какой методикой следует пользоваться для достижения этой цели, чаще всего можно услышать обескураживающий ответ: «Ничего не поделаешь – медлительный человек всегда будет медлительным».

Но это суждение верно лишь частично и в какой-то мере подходит ко всем другим физическим качествам. Большинство из нас, даже тренируясь всю свою жизнь, не научилось бы пробегать одну милю меньше, чем за четыре минуты, прыгать в высоту на 2 м 30 см, поднимать 180 кг или играть в футбол, как Пеле. А все потому, что мы для этого просто «не так устроены». И все же говорят, что выносливость, сила, координация движений, подвижность – качества, которые можно усовершенствовать, что они поддаются влиянию тренировки гораздо больше, чем скорость.

Однако и скорость, пусть и не в такой мере, как другие физические качества, можно развить с помощью направленной тренировки.

Прежде всего необходимо принимать в расчет, что психологическими предпосылками ускорения являются процессы, происходящие в нервной системе (возбуждение и торможение). Быстрый переход от возбуждения к торможению и наоборот способствует быстрой же консолидации мышечных групп-антагонистов.

Однако на скорость влияют и другие факторы: внутреннее состояние, врожденные конституционные особенности, способность к выполнению физических упражнении (тренированность), психическое состояние (мобилизация воли к состязанию), внешние условия (погода, температура, атмосферное давление, состояние спортивных сооружений и т. д.).

Разумное наращивание скорости требует прежде всего устранения факторов, снижающих ее. Первым из этих факторов, как мы уже говорили, является тормозящее Действие мышечных групп-антагонистов. Вот почему так необходимо владение техникой движения. По мнению специалистов, прежде чем «выдать» максимальную скорость, спортсмен должен как следует отработать свою технику на средней или не вполне максимальной скорости, чтобы избежать вредного мышечного напряжения в этом же деле очень полезен так называемый бег с ускорением. Секрет скорости заключается в умении выполнять определенное движение в как можно более расслабленном состоянии, то есть стараться сознательно расслаблять все мышцы, не участвующие в беге. «Если вы хотите бегать быстрее, – утверждают специалисты, – научитесь ходить быстрее. Это умение придет само собой, если вы научитесь во время ходьбы расслабляться. Так вам представится возможность использовать ослабление динамической напряженности».

Действительно, скорость передвижения не столько зависит от быстроты мышечных сокращений, сколько от быстроты, с которой расслабляются мышцы-антагонисты, переставая быть тормозом в нашем движении. Кроме того, если мышцы не могут расслабляться достаточно быстро, не только снижается скорость движения мобилизованной конечности (например, ноги): само ускорение отрицательно действует на частично напряженную связку и может вызвать ее разрыв. Жесткая связка показывает, что спортсмен обладает посредственной способностью к расслаблению.

Поскольку стимулы увеличения скорости тем эффективнее, чем быстрее нервная система достигает своей максимальной возбудимости, тренировке на скорость движения не должны предшествовать никакие утомительные упражнения. После фазы предварительного разогревания нужно немедленно переходить к максимально интенсивным упражнениям по наращиванию скорости.

Продолжительность стимулирования должна быть относительно короткой. Упражнение по наращиванию скорости должно длиться ровно столько, сколько времени индивид выдерживает максимальную интенсивность бега. Как только первые симптомы усталости вызывают снижение максимальной скорости, сам стимул тренировки приобретает характер сопротивления. Что касается бега, то замечено, что расстояние, на котором достигается максимальная скорость, после 30 м разбега возрастает с 20 до 45 метров, в зависимости от индивидуальных способностей спортсмена.

Методом наращивания скорости считается «повторение». Между забегами должно выделяться время, позволяющее спортсмену полностью восстановить силы. Однако интервал этот не должен быть слишком долгим, чтобы возбуждение нервной системы не успело улечься. Обычно восстанавливающий силы интервал не должен превышать 4–6 минут. Что касается количества «повторений» за одну тренировку, то как правило их бывает достаточно от 5 до 10. При большем числе повторов редко удается удержать максимальную интенсивность; как только дают себя знать первые симптомы снижения скорости, продолжение занятий лишь увеличивает сопротивление организма наращиванию скорости движения.

В еженедельном цикле упражнений по наращиванию скорости их редко проводят больше двух раз в неделю (обычно во вторник и в пятницу).


Начальные упражнения по повышению скорости бега

Бег с подскоком. Подскоки повторяются на каждом третьем шаге.

1-й вариант: при каждом касании пола следует энергичное отталкивание вверх с махом согнутой в колене ноги.




2-й вариант: попеременный подъем на возвышении то с одной, то с другой ноги




Бег на месте с упором руками о стену. Надо следить за правильным положением туловища, чтобы опорная нога находилась с ним на одной линии




Попеременные прыжки на скамейку или на ступеньку со сменой ног. Опираясь одной ногой на скамейку, энергично выпрямить согнутое колено и выпрыгнуть вверх. Опускаясь, поменять положение ног так, чтобы толчковая нога стала опорной и наоборот.




Прыжок вниз с последующим выпрыгиванием вверх. Спрыгнув вниз с возвышения высотой 80—100 см, сразу же, оттолкнувшись от опоры, выпрыгнуть верх на ту же высоту. Упражнение следует повторять, используя ряд препятствий, расположенных на некотором расстоянии друг от друга.




Старт с наклоном корпуса вперед. Не сгибая колен, медленно наклоняться вперед так, чтобы туловище и ноги находились на одной линии. Когда наклон достигнет примерно 30° по отношению к земле, начните бег. Ноги должны то/жать тело вперед, а не следовать за телом.




Старт быстрого бега на месте. Бег на месте должен быть очень интенсивным – с высоко поднятыми коленями. После десяти минут такого упражнения нужно выдвинуть бедра и продолжать бег на расстояние 25–30 м, стараясь сохранять начальную скорость.

Бег с ограничением нагрузки. На пути бегущего спортсмена на земле укладываются палочки или скакалки на расстоянии примерно 1 м 20 см друг от друга. Спортсмены должны быстро пробегать дистанцию, не касаясь препятствий. Постепенное увеличение расстояния между препятствиями должно увеличивать ширину шага.




Упражнения для развития скорости

1 Разбившись на группы по 2–3 человека, игроки начинают упражнение из точки «А», находящейся на лицевой линии В легком темпе они добегают до точки «а» (это примерно 40 м). После этого следует постепенное ускорение с тем, чтобы к отметке «в» набрать максимальную скорость, с которой они добегают до точки «с». После чего, по инерции сбросив скорость, добегают до лицевой линии и за ней медленно доходят до пункта А (1) Отсюда упражнение повторяется в обратном направлении по той же максимальной скоростью выполняются примерно 8 сек Упражнение надо повторять 6–8 раз.




2. Разбившись на группы по 2–3 человека, спортсмены начинают упражнение из точки «А» (центр линии ворот) и, ускоряясь, пробегают расстояние до точки «а» (примерно 20 м) с тем, чтобы на этой отметке развить максимальную скорость, которую надо удержать до точки «в» (примерно 25 м). Отрезок между отметками «в» и «с» преодолевается со снижением скорости, по инерции, а отрезок между точками «с» и «d» вновь с максимальной скоростью. Бег между отметками «d» и «А» (1) проходит со снижением скорости. Достигнув точки «А» (1), спортсмены переходят на шаг, а затем медленно бегут вдоль боковой линии поля для восстановления сил Время на выполнение всего упражнения – 3 мин. Время бега на максимальной скорости – 8—12 сек. Это упражнение не только помогает совершенствовать скоростные качества, но и приучает к смене скоростей. Занятие состоит из 6–8 повторов.




Две группы из двоих игроков (один мяч на двоих):

– для развития ловкости не давать мячу упасть и подбивать его то левой, то правой ногой, потом головой, грудью и коленями. Варианты: жонглировать мячом стоя на месте и в движении;

– два игрока стоят на расстоянии примерно 15 м друг от друга. Игрок А посылает мяч игроку Б, тот обрабатывает мяч и возвращает его партнеру. Пасы проводятся левой ногой, правой ногой и подъемом ноги;

– исходная позиция та же, что и в предыдущем упражнении. А посылает мяч Б, который принимает его на бегу, и остановившись отправляет его обратно партнеру. При этом упражнении надо стараться улучшать технику игры более слабой ногой;

– два игрока стоят на расстоянии примерно 10 м друг от друга. А на бегу передает мяч Б то правой, то левой ногой. Б возвращает мяч А, стараясь бить подъемом ноги;

– расстояние между игроками 20–25 м. А несет на груди мяч в сторону Б, который принимает его тоже на грудь и отбивает А;

– А и Б в движении передают мяч друг другу, находясь на расстоянии примерно 10 м, периодически замедляя бег.


Расписание на неделю

Расписание тренировок на неделю в разгар сезона*.

Суббота. Матч.

Воскресенье. Свободная тренировка. Помощь врача и массажиста игрокам, получившим травмы.

Понедельник. Утром или во второй половине дня легкие тренировки для основного состава команды, более трудные упражнения – для второго состава. Если у команды нет проблем и она находится в хорошей форме, то игроки основного состава отдыхают и в понедельник.

Вторник. Бег в лесу или вообще в зеленой местности. Во второй половине дня тренировки с мячом. Замечание 1 в начале недели усиленные занятия с вратарем.

Среда. Утром занятия с мячом и разбор тактики. Вторая половина дня свободна. Замечание, в этот день тренировки ведутся с учетом особенностей противника, с которым предстоит играть в ближайшем матче. Так, например, ведутся отработка положения вне игры и занятия со стоппером, которому предстоит противостоять нападающему, хорошо играющему головой Подготовка игроков ко всяким неожиданным ситуациям, которые могут возникнуть в субботнем матче.

Четверг. В утреннюю тренировку включаются упражнения с мячом, чередующиеся с упражнениями по развитию скорости. Во второй половине дня отдых для основного состава и тренировки для запасных игроков.

Пятница. Утром: занятия по тактике, отработка штрафных ударов и выстраивание стенки. Для нападающих – отработка паса ногами и головой. Для вратарей – бег, отработка своевременного выхода из ворот на перехват мяча. Во второй половине дня – переезд на сборы.

* С учетом того, что в Германии матчи чемпионата проводятся по субботам, а не по воскресеньям, как в Италии.


Время – перед матчем

Примерно за час до начала игры я собираю игроков и мы вместе обсуждаем состояние поля и решаем вопросы, вызывающие сомнения. Обычно в это время мы подгоняем обувь для игры на данном поле. За час до начала матча команда как бы перестает быть таковой и превращается в одиннадцать индивидуальностей. Напряженность возрастает и все это чувствуют. Девяносто минут «истины» неуклонно приближаются и каждый старается освободиться от напряженности одним ему известным способом, с помощью особого ритуала.


ФИФА предлагает упражнения для работы над скоростью

В зависимости от возраста, от 2 до 8 серий с интенсивностью 80—100 %.




а)




б)




в)




г)

Координационные упражнения в футболе

Дети начинают заниматься футболом в шесть лет и поэтому содержание начальной подготовки должно быть направлено, во-первых, на формирование положительной мотивации юных спортсменов к занятиям этим видом спорта Тренировочные занятия должны быть насыщены интересными для детей упражнениями, и они должны получать удовольствие от их выполнения. Во-вторых, футбол – один из самых сложных по координации видов спорта. И поэтому развитию координационных механизмов, от которых зависит становление технического мастерства спортсменов, нужно уделять внимание с первых дней занятий футболом Для решения этих задач на начальном этапе подготовки необходимо разнообразить средства тренировки, а также создать условия для повышения положительного фона этих занятий. Кроме того, на данном этапе обучения необходимо расширять объем двигательных умений и навыков юных футболистов, являющихся базой для разучивания всех игровых двигательных действий. Именно в этот период обучение необходимо строить по принципу от простого к сложному», то есть сначала разучивать отдельные элементы двигательных действий (учить «буквы»), а потом складывать из них игровые приемы и комбинации («слова» и «фразы»)

В игровых упражнениях юные футболисты должны уметь быстро и тактически целесообразно перестраивать свои двигательные действия в зависимости от изменяющихся условий. Эффективность такой перестройки зависит от уровня их координационной подготовленности. Например, точные удары по мячу после ведения возможны лишь в тех случаях, когда нервно-мышечный аппарат футболиста способен быстро перестраивать как форму двигательного действия, так и структуру мышечной активности.

При выполнении координационных упражнений мышцы «учатся» умениям точно дозировать степень своего напряжения и расслабления. Потом, в соответствии с закономерностями переноса двигательных навыков и физических качеств, на основе этих умений будет регулироваться сила ударов, а также задаваться нужное направление движения мяча. Все это диктует необходимость того, чтобы каждый тренер использовал комплексы упражнений для развития двигательно-координационных способностей футболистов. Некоторые из таких комплексов представлены ниже.


Координационные упражнения для юных футболистов

1. Исходное положение – ноги на одной линии, руки на пояс. Круговые движения головой. На счет 1–4 – вправо, 5–8 – влево. Спина прямая, амплитуда движения – максимальная. Для усложнения упражнения его можно периодически выполнять с закрытыми глазами

2. Исходное положение – основная стойка. На счет 1–2 – круг руками вперед, 3 – поворот вправо, руки в стороны, 4 – исходное положение, 5, б, 7 – пружинистые наклоны вперед к левой ноге (правой рукой коснуться стопы левой ноги, левую руку – вверх), 8 – исходное положение. Затем на счет 9-10- круг руками назад, и далее на счет 11–16 упражнение выполняется в другую сторону. При наклоне вперед ноги в коленных суставах не сгибать. Можно постепенно увеличивать темп движения

3. Исходное положение – основная стойка. На счет 1–2 – круг правой рукой вперед, на счет 3–4 – круг левой рукой назад, на счет 5–6 – круг левой рукой вперед, на счет 7–8 – круг правой рукой назад Руки в локтевых суставах не сгибать. Можно постепенно увеличивать темп движения

4. Исходное положение – основная стойка. На счет 1 – правая рука в сторону, на счет 2 – левая рука в сторону, на счет 3 – круг правой кистью вперед, на счет 4 – круг левой кистью вперед, на счет 5 – правая рука вниз, на счет 6 – левая рука вниз, на счет 7–8 – два круга плечами назад. То же упражнение, но на счет 3–4 – круги кистями назад, на счет 78 – два круга плечами вперед

5. Исходное положение – основная стойка, ноги на ширине плеч, руки вверх Круговые движения руками. На счет 1–4 – правой рукой вперед, левой – назад; на счет 5–8 – левой вперед, правой назад. Спина прямая, руки в локтевых суставах не сгибать. Можно начинать упражнение из исходного положения основная стойка, правая рука вверх, левая вниз (это более сложный вариант)

6. Исходное положение – основная стойка, ноги на ширине плеч. На счет

1 – правая рука на пояс, 2 – левая на пояс, 3 – правая перед грудью, 4 – левая перед грудью, 5–6 – два рывка согнутыми в локтях руками, 78-1,5 круга руками вперед. Выполнять упражнение с максимальной амплитудой

7. Исходное положение – основная стойка, ноги на ширине плеч. На счет 1 – левая рука к плену, 2 – правая к плечу, 3 – левая перед грудью, 4 – правая перед грудью, 5–6 – два рывка назад согнутыми в локтях руками, 7–8 – 1,5 круга руками назад.

8. Основная стойка, ноги на ширине плеч, руки к плечам. На счет 1–2 два круга руками вперед, на счет 3–4 – два круга, правая рука вперед, левая – назад; на счет 5–6 – два круга руками назад, на счет 7–8 – два круга левая – вперед, правая – назад. Спина прямая.

9. Исходное положение – основная стойка на счет 1 – правую руку на пояс, на счет 2 – левую руку на пояс, на счет 3 – правую руку к плечу, на счет 4 – левую руку к плечу, на счет 5 – правую руку вверх, на счет 6 – левую руку вверх, на счет 7 и 8 – два хлопка руками вверху. На счет 9 – левую руку к плечу, на счет 10 – правую руку к плечу, на счет 11 – левую руку на пояс, на счет 12 – правую руку на пояс, на счет 13 – правую руку вниз, на счет 14 – левую руку вниз, на счет 15 и 16 – два хлопка руками внизу. Постепенно увеличивать темп движений. Для усложнения: задания движения руками можно сочетать с прыжками. Например, на счет 1 – прыжок, ноги вместе, на счет 2 – прыжок, ноги врозь, на счет 9 – прыжок ноги в стороны, на счет 10 – прыжок ноги скрестно.

10. Исходное положение – основная стойка, руки на пояс. На счет 1 – поднять пятку левой ноги, на счет 2 – одновременно опустить пятку левой ноги и поднять пятку правой йоги. На счет 3 – правая нога в сторону на носок, на счет 4 – исходное положение. То же упражнение, но начать его с подъема пятки правой ноги и все движения выполнять в другую сторону.

11. Исходное положение – стоя на одной ноге (свободная нога прижата к пятке опорной), руки на поясе. Насчет 1 наклон вперед, на счет 2 – исходное положение, на счет 3 – поворот туловища вправо, руки в стороны, на счет 4 – исходно е положение, на счет 5 – мах правой рукой вперед, на счет 6 – исходно е положение, на счет 7 – подъем на носок ноги, на счет 8 – исходное положение. То же на друзей ноге. Выполнять задание с максимальной амплитудой, следить за осанкой стараться не терять равновесия и не касаться свободной ногой пола. Для усложнения задания на счет 8 делать перепрыжку на другую ногу.

12. Исходное положение – стоя на одной ноге (свободная нога прижата к пятке опорной), руки на поясе. На счет 1 – подъем на носок, на счет 2 – исходное положение, на счет 3 опора на пятку, на счет 4 – исходное положение, на счет 5 – поворот на 90°,на счет 6-исходное положение, на счет 7 – мах ногой вперед, на счет 8 – исходное положение. То же на другой ноге. Можно чередовать махи ногой (вперед, назад и в сторону), во время маха – спина прямая, стараться сохранять равновесие.

13. Исходное положение – стоя на одной ноге (свободная нога прижата к пятке опорной), руки на поясе. На счет 1- приседание «пистолетик», на счет 2 – исходное положение, на счет 3 – подъем на носок, на счет 4 – исходное положение, на счет 5 – поворот вправо на 90°, на счет 6 – исходное положение, на счет 7 – мах свободной ногой вперед, на счет 8 – исходное положение. То же на другой ноге. При выполнении «пистолетика» следить за положением свободной ноги. Пятку опорной ноги от пола не отрывать.

Конец ознакомительного фрагмента.