Вы здесь

Теория и методика мини-футбола (футзала). Лекция 2. Принципы спортивной тренировки в мини-футболе (футзале) (В. П. Губа, 2016)

Лекция 2

Принципы спортивной тренировки в мини-футболе (футзале)

2.1. Общепедагогические принципы

При всем своеобразии подходов, возможных в различных случаях воспитательной и тренировочной практики, принципы приводят к действительно ценным результатам, когда согласуются (а не вступают в противоречие) с объективными закономерностями воспитания и тренировки. Практическое значение общепедагогических принципов, формулируемых на основе познания данных закономерностей, в том и состоит, что они позволяют не блуждать на пути к цели, преследуемой в воспитании, раскрывают логику решения детализирующих ее задач, очерчивают главные правила их реализации. В сфере физического воспитания и спортивной тренировки общепедагогические принципы преломляются в ряде кардинальных положений, обязывающих гарантировать единство всех сторон воспитания.

Общепедагогические принципы отражают общие педагогические закономерности, действующие и в сфере физического воспитания, и спортивной тренировки. В общей педагогике такие принципы сформулированы применительно к закономерностям обучения (дидактические принципы) и воспитания в узком смысле этого понятия (принципы педагогических воздействий, направленных на формирование сознания и поведения воспитываемых, развитие их личностных качеств). Фактически дидактические принципы (принципы сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и т. д.) содержат ряд универсальных методических положений, без соблюдения которых не мыслится рациональная методика не только в обучении, но и, вообще, ни в одном из основных аспектов педагогической деятельности.

Общепедагогические принципы являются, своего рода, общим руководством к действию во всех сферах воспитания. Но в качестве предельно обобщенных положений они, естественно, не раскрывают специфических закономерностей каждого отдельного вида воспитания.

Принцип сознательности и активности. Соблюдение этого принципа осуществляется через применение в тренировочном процессе упражнений-тренажеров, грамотного разъяснения пользы того или иного упражнения. При пассивном отношении юных спортсменов к тренировке эффект от занятий снижается на 50 % и более.

Принцип наглядности. Этот принцип предполагает активное и комплексное использование всех органов чувств, а не только опору на зрительно воспринимаемую информацию (использование учебных плакатов, показ ориентиров на местности, прохождение дистанций вместе с тренером или более квалифицированным спортсменом и т. д.).

Принцип доступности и индивидуализации. Соблюдение этого принципа предполагает соответствие задач, средств и методов спортивной тренировки возможностям занимающихся. Доступность – это не легкость, а посильная трудность. Методика определения доступности складывается из определения меры индивидуальной и групповой доступности. Конкретное определение и соблюдение этой меры – одна из самых важных и сложных проблем для тренера. Для определения и соблюдения меры доступности в спортивном ориентировании применяют «ступенчатую» систему повышения уровня сложности предлагаемых юным спортсменам дистанций. Эта система заключается в строгом соблюдении последовательности обучения техническим элементам ориентирования и соответствия предлагаемых дистанций возрасту и уровню подготовки спортсменов.

Условия доступности:

– постепенность (от простого к сложному, от легкого к трудному); использование подводящих и подготовительных упражнений;

– преемственность физических упражнений и элементов техники (от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному).

Принцип доступности неотделим от принципа индивидуализации: использование средств, методов и форм занятий с учетом функциональных возможностей и морфологических особенностей спортсмена. Также не стоит забывать о различии в интеллектуальном уровне юных ориентировщиков.

Поэтапное повторение ранее пройденного материала позволяет осуществить контроль усвоения материала и «подтянуть» отстающих спортсменов.

Принцип всесторонности. Соблюдение этого принципа осуществляется путем комплексного развития физических качеств и овладения техникой ориентирования, с одной стороны, и воспитания личностных качеств – с другой.

Принцип систематичности. Суть этого принципа состоит в регулярности занятий и чередовании нагрузок и отдыха, а также соблюдении последовательности занятий и взаимосвязи между отдельными сторонами их содержания. Процесс овладения разнообразными двигательными умениями и навыками, а также развитие физических, интеллектуальных, волевых, эстетических качеств у юных ориентировщиков должен проходить в логическом порядке и взаимосвязи. Бессистемность, неупорядоченность недопустимы, они приводят к резкому снижению эффекта занятий и всего процесса обучения.

Необходимо организовать проведение занятий не менее трех раз в неделю в течение учебного года, а также проведение спортивно-оздоровительных лагерей во время школьных каникул.

2.2. Специфические принципы

В сфере спорта объективно действуют не только общепедагогические, но и свои специфические закономерности. Они представляют собой внутренне необходимые существенные взаимосвязи принципов спортивной тренировки, определяющие динамику нагрузок и получаемый эффект, порядок построения различных циклов подготовки.

В теории и методике мини-футбола, имеющего дело с проблемами обучения и воспитания, первостепенное значение придается определению важнейших теоретико-методических положений – принципов, которые отражают основные закономерности в данной сфере практической деятельности и, в силу этого, служат руководством к действию.

В числе принципов, имеющих основополагающее значение в мини-футболе, следует выделить общие социальные принципы, такие как: всемерного содействия всестороннему гармоническому развитию личности; подготовки к трудовой и оборонной деятельности, оздоровительной направленности.

В мини-футболе объективно действуют не только общие, но и свои специфические закономерности. Они представляют собой внутренне необходимые существенные взаимосвязи в спортивной тренировке, определяющие динамику нагрузок и получаемый эффект, порядок построения различных циклов подготовки.

Таким образом, принципы спортивной тренировки, в конечном счете, конкретизируют объективные закономерности.

Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация.

Если при использовании физических упражнений без спортивных целей реализуется лишь некоторая, не предельно возможная степень достижений результатов, то для спортивной деятельности характерна направленность именно к максимуму.

Спортивные достижения важны, конечно, не сами по себе, а как конкретные показатели развития способностей и мастерства. Установка на высшие спортивные результаты имеет в этой связи существенное общественно-педагогическое значение, поскольку означает устремленность к высшим рубежам совершенства человека. Такая устремленность стимулируется всей организацией и условиями спортивной деятельности, особенно системой спортивных состязаний и прогрессирующих поощрений (от присвоения начального спортивного разряда до золотой медали чемпиона).

Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием наиболее действенных средств и методов, углубленной специализацией в избранном виде спорта.

Данная закономерность спортивной тренировки проявляется по-разному в зависимости от этапов многолетнего спортивного совершенствования. На первых этапах, когда занятия спортом проводятся, в основном, по типу общей подготовки, тренировочный процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специализации – установка на высшие достижения носит характер дальней перспективы. По мере возрастного формирования организма и повышения уровня тренированности эта установка реализуется в полной своей мере до тех пор, пока не начнут действовать ограничивающие возрастные и другие факторы. Таким образом, общий принцип прогрессирования приобретает в области спортивной подготовки особое содержание. Его нужно понимать, как требование обеспечить максимально возможную степень совершенствования в определенном виде спорта. А это означает необходимость углубленной специализации.

2.3. Характеристика принципов спортивной тренировки

Тренер требует, чтобы занимающиеся сознательно и осмысленно усваивали материал, так как принцип сознательности и активности обучения в отечественной дидактике означает оптимально благоприятные соотношения педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью ученика.

Без сознательного отношения к занятиям нельзя добиться высоких спортивных результатов. Успех приносят сознательная целенаправленная тренировка, активное отношение к ней. Нужно, чтобы занимающиеся понимали цель и значение преподносимых им упражнений. Важным средством повышения сознательности является самостоятельное выполнение и разучивание технических и тактических приемов, самостоятельные занятия под контролем тренера. К ним следует отнести и анализ футболистом своих ошибок, недостатков.

В процессе обучения и тренировки для правильного формирования двигательных навыков, более прочного их закрепления, повышения интереса к занятиям большое значение имеет принцип наглядности.

Тот или иной прием будет правильно воспринят и быстрее усвоен футболистом, если ему будет предоставлена возможность, помимо устного объяснения, наглядно воспринимать его.

Сочетание в процессе обучения и тренировки наглядности со словом – искусство, которым в совершенстве обязан владеть тренер. Способов такого сочетания много. Назовем некоторые из них:

а) просмотр видеозаписи игры с пояснением тренера;

б) наводящие вопросы тренера для помощи футболисту в обосновании рационального выполнения технического приема;

в) объяснение упражнения, сопровождаемое показом.

Для наглядного обучения и тренировки тренер может использовать различные способы: показать прием сам или поручить это опытному футболисту, посмотреть с футболистами игру команд более высокого класса, использовать на занятиях фото, рисунки, схемы, чертежи, кинограммы, кинофильмы, видеозаписи.

Принцип наглядности реализуется на всех этапах обучения и тренировки: при разучивании и объяснении новых приемов, их закреплении и совершенствовании, независимо от уровня мастерства футболистов.

Обучение и тренировка футболистов осуществляются систематически. Материал обучения и тренировки распределяется в строгой последовательности.

В основу управления обучением и тренировкой футболистов должен быть положен комплексный подход. Футболист не сможет овладеть в совершенстве техникой и тактикой игры в футбол, если хорошо себя не подготовит физически. И, наоборот, слабая техническая и тактическая подготовка не позволят эффективно реализовать в игре физические способности. Высокий уровень технической подготовки будет сведен на нет слабостью тактического мышления. Самые совершенные тактические умения окажутся бесполезными при низком уровне техники владения мячом.

Односторонний подход, однообразие и ограниченный выбор средств и методов тренировки будет тормозить развитие и темп роста мастерства футболистов. Этим самым в подготовке футболистов как бы будет исключаться системный подход. В тоже время, будущее за системным подходом – одним из новых методических направлений развития современного научного подхода к процессам спортивной тренировки.

К тому же принцип систематичности, последовательности обучения и тренировки футболистов требует, чтобы физическая, техническая, тактическая подготовка осуществлялись систематически, а материал обучения и тренировки распределялся в строгой последовательности. Всякие беспричинные перерывы в занятиях, нарушение последовательности изучения упражнений, слишком частые состязания, отступления от оптимальных параметров состязаний, занятий и отдыха будут затруднять обучение и тренировку и замедлять спортивный рост футболистов.

Футболист не сможет овладеть в совершенстве техникой и тактикой игры в футбол и хорошо себя физически подготовить, если он не будет систематически и последовательно упражняться.

В силу физиологических закономерностей образования навыков, они не будут при этом развиваться, а упражнения, проводимые от случая к случаю, не дадут нужных результатов. Устойчивость и надежность технических действий в состязаниях будет невысока.

Систематическая тренировка имеет еще и то значение, что она приучает к системе в бытовой и трудовой деятельности к работе над собой.

Принцип последовательности в обучении обязывает располагать учебным материалом так, чтобы последующая работа являлась логическим продолжением предыдущей. На каждом новом этапе, периоде обучения трудность его увеличивается.

В росте спортивных достижений большую роль играет систематическое проведение контрольных испытаний, позволяющих получить необходимую информацию о динамике подготовленности футболистов.

Содержание и объем материала занятий, а также спортивные нагрузки должны соответствовать возрастным особенностям футболистов, уровню их общего и специального развития, условиям внешней среды. Только в этом случае преподносимый материал и нагрузки окажутся посильными. Опираясь на предшествующий опыт, можно будет постепенно увеличивать нагрузки.

В тоже время нельзя допускать чрезмерное облегчение процесса обучения и тренировки. Доступность обучения и тренировки не исключает необходимости приучать футболистов к преодолению трудностей, выполнению упражнений, требующих максимальных волевых усилий, связанных с неприятными ощущениями, а только предполагает установление строго оптимальных границ степени их трудности в зависимости от индивидуальных особенностей, занимающихся.

Прежде чем обучать новому техническому или тактическому приему игры, нужно восстановить связанные с этим новым старые представления, органически связать новое с предыдущим, известное с неизвестным. Так, прежде чем обучать нападающих тактической комбинации с перемещением, необходимо дать несколько упражнений на правильное открывание.

Следовать от близкого к далекому – это значит постепенно расширять круг двигательных умений. Известно, что основными навыками в футболе являются: сильный и точный удар, непринужденная остановка, быстрое ведение, надежный отбор мяча. Поэтому они изучаются прежде всего. Увеличение надежности и вариативности основных навыков, расширение их круга позволит приблизиться и овладеть вершинами технического мастерства.

Следовать от простого к сложному – это значит начинать с простого. До изучения тактических комбинаций принято обучать занимающихся передачам мяча; прежде чем обучать удару с полулета, следует научить ударам с места и с лета, т. е. постепенно подготавливать занимающихся к усвоению более сложных приемов. Этим принципом руководствуются и при объяснении.

Следовать от главного к второстепенному – это значит уметь из всего многообразия направлений, средств, форм и методов тренировки выбрать для применения ведущие, определяющие в данной конкретной ситуации, на данном этапе или периоде подготовки, имеющие решающее значение.

Задачей обучения является овладение футболистами прочными, основательными знаниями, навыками, умениями, которые необходимы для достижения высоких спортивных результатов.

Непрочные навыки, неясные, смутные представления об игре не могут обеспечить успешное выступление футболиста в соревнованиях. Если футболист в процессе соревнований не может противостоять сбивающему воздействию внутренней и внешней среды, не знает твердо правил игры, тонко не разбирается в тактике игры и т. д., он не сможет решить поставленные перед ним задачи в состязаниях.

Принцип прочности означает необходимость такой постановки обучения, при которой футболист проходит основательную школу физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки, а полученные знания, навыки и умения способен воспроизвести в условиях спортивной борьбы. Прочное усвоение достигается всем ходом учебно-тренировочного процесса и зависит от реализации тех принципов, о которых уже говорилось и будет говориться в дальнейшем и, в частности, наглядности, сознательности, систематичности и последовательности.

Чтобы реализовать принцип прочности, необходимо обратиться к одному из основополагающих принципов обучения и тренировки – принципу повторности.

В основу принципа повторности положено важное физиологическое требование о необходимости повторных воздействий для образования условно-рефлекторных связей, для изменения, перестройки и усовершенствования органов и систем и их функций.

Для роста спортивных достижений футболиста важно закрепить полученные им знания, навыки и умения. Этого можно добиться, многократно повторяя усвоенные приемы. Повторность должна быть оптимальной, что достигается правильным чередованием работы и отдыха.

Повторение тех или иных технических приемов, тактических комбинаций нужно также для полного восстановления того, что было усвоено ранее и несколько забылось. При многократном повторении на занятиях футболист глубже осмысливает то или иное движение, прием, комбинацию, находит новые варианты более удачного и надежного их выполнения в условиях игры.

Регулярное, систематическое проведение занятий и состязаний обеспечивает успешную реализацию принципа повторности.

Основу принципа всесторонности составляет известная физиологическая закономерность взаимозависимости всех органов и систем человеческого организма, их органической связи через центральную нервную систему при ведущей роли коры головного мозга.

Всесторонняя подготовка футболиста – основа его спортивной специализации. В тренировке футболиста реализация этого основополагающего принципа выражается в разносторонней физической, тактической, технической, психологической и теоретической подготовке и отражает требования комплексного подхода к системе тренировки футболиста при строгом сбалансировании всех ее сторон.

Содержание тренировки футболиста составляют упражнения на развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости, на совершенствование техники владения мячом и тактики.

Специализированная тренировка в футболе предусматривает наибольший процент упражнений с мячом. В том случае, когда используются дополнительные упражнения (общеразвивающие), предпочтение отдается средствам тренировки, положительно взаимодействующим с основными двигательными навыками, с тем, чтобы получить необходимые изменения в органах и системах организма футболиста применительно к требованиям игры в футбол. Таков, в наиболее общих чертах, путь реализации принципа специализации в обучении и тренировке футболиста.

Специализированная тренировка футболиста строится таким образом, что она ведет к его всестороннему развитию. Это достигается через соответствующую направленность специальной подготовки и соответствующий подбор специальных упражнений, а также путем оптимизации соотношений общей и специальной подготовки.

Единство общей и специальной подготовки, их взаимосвязь – гарантия роста спортивного мастерства футболистов.

С точки зрения перспектив развития футбольного мастерства, принцип специализации имеет ведущую роль. Одной из тенденций его развития является приобщение к занятиям футболом детей с самого раннего возраста (5–6 лет). Экспериментально доказано, что занятия футболом оказывают благотворное влияние на физическое развитие детей и состояние их здоровья. Возрастная педагогика и психология также свидетельствуют о положительном значении для детей занятий спортом в раннем возрасте и преимуществах в темпах прироста в развитии двигательных качеств, умений и навыков.

Однако продолжительность и характер спортивных нагрузок должны отвечать возрастным и индивидуальным возможностям детей. Следует избегать преждевременной нацеленности на спортивный результат.

Человеческому организму присуща инертность, что учитывается в случаях его переключения на каждую новую работу. К тому же не все системы организма с одинаковой скоростью включаются в новую работу. Для того, чтобы все системы организма настроить на определенную работу, нужно время. Особенно осторожного и постепенного подхода требует совершенствование функций центральной нервной системы.

Когда в практике спортивной деятельности эта особенность организма не учитывается, происходят неприятные явления (перенапряжения, травмы и др.).

Отсюда и вытекают требования постепенности в повышении и снижении спортивных нагрузок, о недопустимости форсирования тренировки, о возрастных ограничениях, соблюдении принятой специализации, правильной организации разминки, заключительной части занятия и т. д.

Принцип постепенности в тренировке футболистов реализуется в виде постепенного повышения и снижения спортивных нагрузок в занятии, тренировочных и межигровых циклах, годовом цикле и в плане многолетней тренировки футболистов.

Свое выражение этот принцип также получает в последовательном переключении в занятиях на различные по характеру выполнения упражнения, после пауз между упражнениями, выполняемыми с предельной и околопредельной мощностью.

Особенного внимания заслуживает реализация принципа постепенности в регуляции спортивных нагрузок. Постепенное повышение тренировочных нагрузок не следует рассматривать как равномерный процесс. В спортивной тренировке, в т. ч. и футболистов, повышение нагрузок чаще всего имеет волнообразный, ступенчатый характер, т. к. нередко приходится периодически снижать нагрузки для полного восстановления сил с тем, чтобы в последующем поднять их на более высокий прогрессивно повышающийся уровень.

Чтобы достичь надлежащей эффективности тренировки, необходима ее строгая индивидуализация. Индивидуализация тренировки позволяет ускорить темпы роста спортивного мастерства футболистов, продлить спортивную деятельность.

При индивидуальной тренировке футболиста, в отличие от групповой, налицо все условия для более обоснованных выбора, использования и применения средств и методов тренировки, контроля их воздействия на занимающихся, развития и совершенствования мастерства футболистов с учетом их индивидуальных особенностей.

Однако командный характер игры в футбол предусматривает повышенные требования к взаимодействию в ее процессе, необходимость решать групповые задачи, способность подчинять свою индивидуальную цель – командной.

Занятия футболом предусматривают достижения футболистом наивысших спортивных результатов. Это находит свое конкретное выражение в структуре соревнований по футболу и системе поощрений за победу в состязаниях различных уровней.

Стремление к высшим спортивным достижениям сопряжено и стимулирует самоотверженную и напряженную учебно-тренировочную работу на протяжении многих лет спортивной жизни, строжайший режим работы и отдыха, неустанное повышение своих теоретических знаний и морально-волевую закалку, творческий подход к использованию всего богатства научно-теоретической мысли.

Высокие спортивные достижения, прогресс в футболе возможен при соблюдении единства общей и специальной подготовки футболиста.

Единство общей и специальной подготовки следует понимать, как строгое соблюдение принципа всесторонности в обучении и тренировке футболиста, причем тренер должен уметь видеть общее в специальном и специальное в общем.

Это предполагает такое взаимодействие средств и методов тренировки, при котором специализированный процесс направлен на всестороннее развитие, а процесс всесторонней подготовки является условием прогресса в футболе.

Тренировка футболиста рассматривается как непрерывный круглогодичный процесс чередования состязаний, занятий и отдыха. При этом футбольные состязания из сезонной формы тренировки стали круглогодичными. Для футбола стало типичным проведение занятий и состязаний на фоне частичного недовосстановления, что должно предусматриваться режимом состязаний, занятий и отдыха. Как показывает практика и специальные исследования, проведение занятий и состязаний на фоне частичного недовосстановления не только допустимо, но и рационально. Адаптация к подобного рода режиму состязаний в конечном итоге выражается в повышенной работоспособности организма футболиста и адаптации к режиму состязаний с укороченными интервалами (2–3 дня), что отрывает перспективы для круглогодичных соревнований по футболу как одного из условий его прогресса.

Реализация требования постепенного и максимального увеличения тренировочных нагрузок в подготовке футболистов находит свое конкретное выражение в распределении нагрузок в тренировочных и межигровых циклах, предусматривающих волнообразный характер их возрастания с учетом фазности развития работоспособности.

Первая фаза – расшатывание сложившегося на данный момент тренировки стереотипа двигательных навыков и качеств. Подготовка организма к восприятию последующей более высокой нагрузки.

Вторая фаза – формирование новых соотношений двигательной и вегетативной функций. Создание условий для мобилизации возможно больших ресурсов организма при выступлениях в состязаниях. Использование неспецифических средств тренировки с наивысшей, максимально возможной целесообразной интенсивностью, в том числе соревновательной.

Третья фаза – упрочение выработанного режима работы на фоне достаточно высокой интенсивности течения восстановительных процессов. Уменьшение объема упражнений, увеличение пауз отдыха при относительно высокой интенсивности (в отдельные дни до соревновательных).

Четвертая фаза – разгрузка от работы большой по объему и интенсивности. Переключение на другие виды работы, выполнение основных движений со сниженным объемом и интенсивностью. Широкое использование восстанавливающих упражнений и средств, ускоряющих процесс восстановления.

Для тренировки футболистов типичен волнообразный характер нагрузок, позволяющий удерживать высокую спортивную форму продолжительное время (8–9 месяцев) за счет соответствующего распределения различного уровня спортивных нагрузок, объема и интенсивности упражнений и отдыха с учетом взаимодействия процессов утомления и восстановления. Микроциклы «ударного» характера чередуются с разгрузочными микроциклами.

В недельных, месячных и годовых циклах предусматриваются периодические разгрузки, в зависимости от числа и плотности состязаний, взаимодействие объемных и интенсивных упражнений, в зависимости от периодов и этапов тренировки и др., что находит свое практическое решение в рекомендациях по планированию тренировки.

Так, в подготовительном периоде тренировки упражнения выполняются в большем объеме, чем в соревновательном. В тоже время интенсивность упражнений значительно выше в соревновательном периоде, чем в подготовительном.

Недельные тренировочные и межигровые (малые) циклы ударного характера чередуются с меньшими по объему и интенсивности упражнениями, циклами, в т. ч. и разгрузочными. В определенной последовательности и по содержанию чередуются месячные и годовые (большие) циклы и циклы многолетней подготовки (олимпийские циклы).

Таково выражение требования цикличности тренировочного процесса в футболе.

Повторность и вариативность циклов тренировки позволяют прочно усвоить и совершенствовать знания, навыки и умения футболистов для достижения малых и больших целей тренировки на основе их поступательного развития.

2.4. Характеристика принципов управления процессом тренировки

Под принципом управления процессом тренировки следует понимать основное правило деятельности руководителей, тренеров, врачей, научных работников и др., призванных управлять процессом тренировки футболистов.

Принцип управления вытекает из самой сущности, природы присущих процессу спортивной тренировки закономерностей.

Управление процессом тренировки немыслимо без познания и умелого использования объективных закономерностей.

Строгое следование требованиям объективных закономерностей процесса обучения и тренировки, реальных возможностей развития футболистов, действительного их состояния составляют важный принцип управления процессом тренировки – принцип объективности. Попытки действовать вопреки объективным закономерностям приводят к нежелательным последствиям. Убедительным примером этому служит отсутствие стабильного, ритмичного календаря соревнований, диспропорции между видами подготовки.

Здесь речь идет не о формальном следовании объективным закономерностям, а об активном и умелом их использовании в практике работы руководства и тренеров.

Успешно управлять процессом тренировки футболистов можно лишь тогда, когда тренер овладеет объективными закономерностями и, умело опираясь на них, осуществит процесс тренировки.

Принцип объективности исключает игнорирование объективных условий, закономерностей процесса тренировки, субъективизм. Субъективизм приводит к волевым необоснованным решениям и наносит вред обучению и тренировке футболистов. Свидетельством этому служат многочисленные попытки форсировать тренировку, не выполнять требования педагогического и врачебного контроля.

Содержание принципа объективности управления процессом тренировки футболистов составляет изучение и использование тренером его закономерностей – доля обеспечения оптимального функционирования и развития системы тренировки.

Изучение конкретного содержания процесса тренировки, ее законов и их действия в конкретных условиях, значение для практической деятельности тренера и спортсмена составляет принцип конкретности.

Главная цель управления процессом тренировки заключается в принципе оптимальности, суть которого состоит в том, чтобы обеспечить решение поставленных задач тренировки в возможно короткий срок при наименьших затратах энергии.

Главное в реализации принципа оптимальности – разумное и расчетливое распределение состязаний, занятий и отдыха, предотвращение потерь неэффективных затрат времени.

Важным в управлении процессом тренировки является вопрос об оптимизации планов тренировки. Оптимизация планов тренировки предполагает разработку различных вариантов планов, распределения состязаний, занятий и отдыха в тренировочных и межигровых циклах, упражнений в занятиях, их сопоставление и выбор наилучших вариантов.

При наличии множества параметров тренировки большое значение имеет выбор критериев оптимальности, одного оптимального критерия или их сочетания, численное значение которых принимается в качестве измерителя эффективности функционирования системы тренировки.

Среди множества параметров, главным, обычно используемым в практике тренировки футболистов, являются сроки подготовки к соревнованиям. Чем рациональнее используется время на подготовку и восстановление, тем эффективнее процесс тренировки.

Время неразрывно связано с пространством. Хорошо продуманные организация соревнований, расположение мест занятий и состязаний, размещение оборудования и специальных устройств в местах занятий позволяют высвободить время для тренировки.

Оптимальный план тренировки, календарь соревнований предполагают такое максимальное использование достижений науки, передового опыта тренировки, материально-технического обеспечения процесса тренировки на уровне современных требований.

Реализация принципа научного управления процессом тренировки насущный вопрос. Получение контрольных результатов от применения системы управления процессом тренировки составляет сущность принципа эффективности. Положительные результаты в росте спортивного мастерства, состоянии здоровья футболистов являются критерием оценки успешной реализации принципа эффективности управления процессом тренировки.

Важным звеном управления процессом тренировки футболистов является систематичность контроля реализации программы тренировки воздействия на занимающихся, динамики развития спортивной формы футболистов и их здоровья. Все это составляет требования принципа систематичности контроля.

Принцип основного (ведущего) звена. Управление процессом тренировки представляет собой комплекс взаимосвязанных друг с другом задач, неодинаковых по своему значению.

Футболистам приходится выступать в самых различных состязаниях. Умение выбрать из всех состязаний самое главное, успех выступления в котором позволит решить всю совокупность участия в футбольных соревнованиях, – принцип управления основного звена.

Заключение

Четкое использование общепедагогических и специфических принципов позволяет тренеру эффективно выстроить тренировочный процесс и добиваться высоких спортивных результатов на протяжении многолетней подготовки высококвалифицированных мини-футболистов.

? Контрольные вопросы

1. Что Вы понимаете под термином «принципы тренировки»?

2. Перечислите основные общепедагогические принципы?

3. Дайте краткую характеристику общепедагогическим принципам.

4. Раскройте сущность специфических принципов спортивной тренировки в мини-футболе (футзале).

5. Охарактеризуйте механизм применения принципа наглядности в процессе многолетней подготовки мини-футболистов.

6. Охарактеризуйте механизм применения принципа систематичности в процессе многолетней подготовки мини-футболистов.

7. Охарактеризуйте механизм применения принципа всесторонности в процессе многолетней подготовки мини-футболистов.

8. Охарактеризуйте механизм применения принципа постепенности в процессе многолетней подготовки мини-футболистов.

9. В чем заключается сущность принципа волнообразно-сти в мини-футболе (футзале)?

10. Что Вы понимаете под термином «принципы управления»?

11. В чем заключается сущность принципов объективности, оптимальности, научного управления и основного (ведущего) звена в мини-футболе (футзале)?