Вы здесь

Теория и методика акробатического рок-н-ролла. Актуальные проблемы подготовки спортсменов. Глава 2. Базовая техническая подготовка как основа исполнительского мастерства спортсменов (М. Ю. Баранов, 2015)

Глава 2. Базовая техническая подготовка как основа исполнительского мастерства спортсменов

Современный этап развития акробатического рок-н-ролла характеризуется динамизмом и постоянным ростом координационной сложности. Это достигается не только за счет создания новых форм соревновательных элементов, но и заимствования уже имеющихся из смежных видов спорта, в том числе, из гимнастических дисциплин. Интеграция и взаимопроникновение видов с одной стороны, обогащает арсенал средств реализации двигательного потенциала спортсмена и создания яркого художественного образа, но с другой – предъявляет повышенные требования к уровню овладения техникой профилирующих элементов.

Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется и это обусловлено следующими факторами:

– возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности спортсменов;

– поиском более совершенных способов выполнения движений;

– повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;

– совершенствованием методик обучения;

– появлением нового инвентаря, оборудования, экипировки.


И учитывая, что процесс освоения и обновления техники двигательных действий реализуется в технической подготовке, последняя должна отражать и предполагать происходящие изменения в своем содержании.

В основе всех имеющихся и вновь появляющихся элементов лежат двигательные навыки акробатического рок-н-ролла, предопределяющие надежность и стабильность техники их исполнения – базовые. «Базовым называется элемент данной структурной группы движений, дающий наибольший методический эффект и обеспечивающий положительный перенос доступного начального навыка на возможно большее число родственных упражнений» (Аркаев Л. Я.). Базовые навыки приобретаются в процессе специальной технической подготовки, содержание которой выходит за пределы соревновательных упражнений и определяется закономерностями формирования сложных двигательных навыков. Физиологической основой базового навыка является двигательный динамический стереотип – система возбудительно-тормозных процессов в ЦНС, обеспечивающая закономерное и последовательное включение в действие составляющих двигательный навык двигательных актов.

К числу базовых навыков относятся: элементарная начальная школа движений и универсальные базовые навыки, входящие в состав движений многих сложнокоординационных видов спорта. Базовых навыков, которые необходимо довести до технически совершенного исполнения навыка высшего порядка, практически немного. Однако без их овладения невозможно качественное освоение огромной группой упражнений в любом виде спорта. Данный факт указывает на то, что составной частью и фундаментом всей технической подготовки и в акробатическом рок-н-ролле является базовая подготовка. Базовая техническая подготовка завершает формирование основы техники упражнений и устанавливает начальный, исходный уровень технического мастерства спортсмена.

Технику двигательных действий в акробатическом рок-н-ролле можно условно классифицировать на танцевальную технику ног и технику акробатических упражнений. При этом освоение данных подгрупп, хотя имеет свои специфические особенности, осуществляется с учетом дидактики параллельно.

Структурный анализ техники упражнений в акробатическом рок-н-ролле позволил установить, что, не смотря на наличие общей технической основы, характерной для большинства двигательных навыков сложнокоординационных видов спорта, специфика спорта накладывает отпечаток и вносит свои коррективы. Базовые навыки общего назначения – динамической осанки и отталкивания ногамипочти не имеют отличий от таковых в акробатике и спортивной гимнастике. Например, независимо от принадлежности элемента к какой-либо структурной группе или его сложности спортсмен должен демонстрировать одну из четырех возможных динамических осанок: прямую, согнувшись, прогнувшись или в группировке (табл. 1).


Таблица 1. Факторы, предопределяющие детали техники профилирующих элементов в акробатическом рок-н-ролле


Наличие и характер демонстрации всех остальных базовых навыков (навык отталкивания руками, стойки, приземления, вращения) предопределены спецификой вида спорта и приобретаются в процессе специальной технической подготовки.

Это предопределяет необходимость разработки методики обучения базовым навыкам с учетом особенностей акробатического рок-н-ролла, поиска путей для быстрого и прочного овладения сложными упражнениями, указывая на то, что без наличия у спортсменов соответствующей базовой подготовленности невозможны ни качество, ни безопасность исполнения. Однако, в практике часто из-за отсутствия достаточного количества времени, трудоемкости процесса или нежелания тренера нередки случаи «натаскивания» учеников на сложные элементы без формирования необходимого фундамента базовой подготовленности. Спортивные педагоги не учитывают тот факт, что, чем большим количеством базовых навыков владеет спортсмен, тем совершеннее и универсальнее будет его уровень технической подготовленности, тем лучше ему будет даваться разучивание новых упражнений. Совершенное владение техникой базовых элементов – основа для овладения современными и перспективными комбинациями в акробатическом рок-н-ролле. При этом необходимо соблюдать одно из основных правил: от базовых навыков к профилирующим упражнениям и профилирующим соревновательным комбинациям.

Полнота содержания базовой технической подготовки в акробатическом рок-н-ролле должна определяться наличием в ее составе ряда характерных навыков, которые должны быть разделены на базовые навыки общего назначения и специфические базовые навыки. Наиболее важными, на наш взгляд, базовыми навыками общего назначения являются:

– навык основного хода;

– навык сохранения необходимой динамической осанки;

– владение техникой отталкивания ногами;

– владение техникой приземления и восстановления равновесия при элементах разной структуры и сложности.


К специфическим можно отнести:

– владение вариантами техники «танцевального хода» и смены позиций;

– владение технически правильной стойкой на руках и разнообразными приходами в нее;

– владение основами бросковых движений в различных рабочих положениях и отталкивания руками;

– владение различными по сложности вращений вокруг фронтальной и продольной оси, включая навык ориентации в пространстве – времени в разных фазах и ситуациях полета.


Формирование выше перечисленных базовых навыков является ведущей задачей начальной технической подготовки спортсмена в деятельности тренера. При этом в процессе разработки технологии обучения можно и нужно руководствоваться отдельными методическими наработками, сложившимися в других сложнокоординационных видах спорта.

Так важным компонентом, которым также необходимо в совершенстве владеть во всех сложнокоординационных спортивных дисциплинах является «универсальный навык» динамической осанки. Осанка – это сложившаяся привычная поза человека, сохраняемая при определенных условиях. Динамическая осанка – это осанка, сохраняемая при примененных условиях (изменение ориентации в пространстве). Точнее, динамическая осанка – это удержание заданного взаимного расположения звеньев тела в переменном силовом поле.

Таких рабочих поз в акробатическом рок-н-ролле немного. Это:

– прямая поза тела с различными положениями рук;

– положения «прогнувшись» (открытая) и «полусогнувшись» с округленной спиной и выпрямленной поясницей (закрытая);

– положение «согнувшись»;

– положения в группировке и полугруппировке.


В основе формирования навыка сохранения рациональной динамической осанки лежит сложный механизм межмышечной координации, связанный с поочередным напряжением одних мышечных групп и относительным расслаблением других. Отсутствие прочного навыка динамической осанки, сочетающееся, как правило, с недостаточным уровнем развития специальных двигательных качеств, приводит к появлению ошибок.

Конец ознакомительного фрагмента.