Вы здесь

Теория и методика акробатического рок-н-ролла. Актуальные проблемы подготовки спортсменов. Глава 1. Характеристика акробатического рок-н-ролла и тенденции его развития (М. Ю. Баранов, 2015)

Глава 1. Характеристика акробатического рок-н-ролла и тенденции его развития

1.1. Истоки возникновения и содержание акробатического рок-н-ролла

Акробатический рок-н-ролл один из новых, развивающихся видов спорта, который благодаря своей яркой индивидуальности, колорита привлекает большое количество занимающихся различных возрастов.

В известной степени, акробатический рок-н-ролл больше, чем танец, и больше, чем вид спорта. Это живое воплощение эмоционального духа современной молодежи, ее стремления к свободному, раскованному и энергичному образу жизни и самовыражению.

Исторические корни рок-н-ролла следует искать в негритянском ритм-энд-блюзе и деревенской музыке кантри. Как парный танец рок-н-ролл оформился в середине пятидесятых двадцатого столетия, хотя появился несколько раньше.

В начале шестидесятых в Европе были проведены первые конкурсы рок-н-ролла. В 1974 году швейцарец Р. Сигарра впервые описал движения основного хода. В том же году были проведены первые в Европе соревнования по рок-н-роллу. Среди ведущих исполнителей в этом виде спорта были представители Германии, Италии и Швейцарии, к которым присоединились спортсмены Франции, Словакии и России.

География акробатического рок-н-ролла довольно широка. В мире существует более 30 национальных федераций, развивающих этот вид спорта, в число которых входит и Россия. Только в Европе его развивают более, чем в двадцати странах. В настоящее время развитие этого вида спорта в мире ведется при активном участии Всероссийской федерации акробатического рок-н-ролла. В нашей стране первый клуб был создан в Москве в 1986 году под руководством Алексея Борисовича Голева. Сегодня акробатический рок-н-ролл представлен в 46 регионах России.

В настоящее время спортсмены в данном виде спорта соревнуются в смешанных парах (личные соревнования) и группах (формейшн) в следующих дисциплинах.

В личных соревнованиях:

«Е класс – микст» юноши и девушки,

«Д класс – микст» юноши и девушки,

«В класс – микст» мальчики и девочки,

«А класс – микст» мальчики и девочки,

«В класс – микст» младшие юноши и младшие девушки,

«В класс – микст» юноши и девушки,

«А класс – микст» юноши и девушки,

«В класс – микст» юниоры и юниорки,

«А класс – микст» юниоры и юниорки,

«В класс – микст» мужчины и женщины,

«А класс – микст» мужчины и женщины,

«М класс – микст» мужчины и женщин.


В групповых соревнованиях:

«Формейшн – микст» мужчины и женщины,

«Формейшн – микст» юниоры и юниорки, юноши и девушки,

«Формейшн – женщины,

«Формейшн – девушки.


Спортсмены выполняют под музыкальное сопровождение соревновательную программу, представляющую собой упражнение длительностью от 55 секунд до 3-х минут в зависимости от дисциплины. Соревновательные программы спортсменов характеризуются быстрым темпом движений и музыки, подчеркнутостью акцентов, своеобразием хореографии, оригинальностью поддержек и специфичностью акробатики.

Содержание соревновательных программ можно условно классифицировать на элементы хореографии и акробатические элементы.

В элементах хореографии можно выделить: основной ход и его разновидности, классическую хореографию, народно-характерную хореографию, элементы латиноамериканских и джазовых танцев, вращения (повороты на 180, 360, 540, 720, 1080 градусов), смены (перемещения и перестроения), другие элементы современной хореографии.

Все движения во время танца, а также основной ход и его разновидности составляют «технику ног», которая оценивается по правилам соревнованиям по акробатическому рок-н-роллу.

Под «танцевальными фигурами» понимается совокупность танцевальных движений партнеров, которые они могут исполнить в паре и самостоятельно друг от друга. Для того, чтобы перечисленные движения соответствовали требованиям данного вида спорта, они должны выполняться под «рок-н-ролльную» музыку с перемещениями в разных направлениях и поворотами, разнообразными по координации и сложности исполнения, сочетаться с элементами полуакробатики и акробатики.

Акробатические элементы в соревновательных программах подразделяются на полуакробатические и акробатические.

Акробатика в правилах соревнованиях представлена четырьмя категориями сложности (высшая, первая, вторая и третья).

Мастерство спортсменов в акробатическом рок-н-ролле как в других технико-эстетических видах спорта складывается из трех компонентов: трудность, композиция и исполнение. Отличительной особенностью технического исполнения всех элементов в акробатическом рок-н-ролле является точность формы движений, соблюдение правильной осанки, четкость всех фаз движения и специфический стиль исполнения.

Как и во всех групповых видах спорта в акробатическом рок-н-ролле происходит демонстрация индивидуального технического мастерства спортсменов и коллективного, которые проявляются в единообразии, согласованности, четкости движений и умелом взаимодействии спортсменов между собой. Спортсменам в парах и группах необходимо выполнять движения с одинаковой амплитудой, скоростью, силой, высотой, дальностью, темпом между партнерами. От этого зависит их общий успех выступлений.

Мастерство спортсменов в акробатическом рок-н-ролле преимущественно развивается согласно традициям российской спортивной школы. Российских спортсменов на международных соревнованиях в этом виде спорта отличает артистизм исполнения, изящность костюма, оригинальность представления композиций, исполнение технически выверенных акробатических элементов, оригинальные фонограммы.

1.2. Тенденции развития акробатического рок-н-ролла

Акробатический рок-н-ролл является сложной, развивающейся дисциплиной. Постоянное отслеживание и анализ тенденций развития данного вида спорта является необходимым условием для разработки, с одной стороны, эффективной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов, а с другой, методов оценки их соревновательной деятельности. Для любого вида спорта характерны как общие, так и специфические тенденции.

Общими для спорта высших достижений являются три основные:

– повышение мотивации и престижности высших спортивных достижений;

– рост спортивно-технических результатов;

– обострение конкуренции в борьбе за высшие спортивные титулы.


Для акробатического рок-н-ролла бурное развитие в мире приходится на период конца 1990–2008 годов. Однако, в настоящее время наблюдается некоторый спад, происходит сокращение географии участников международных соревнований. В настоящее время в этом виде спорта появились новые дисциплины – «формейшн». Увеличивается количество сложных элементов, в ходящих в соревновательные программы спортсменов «М» класса.

Однако, из-за отсутствия научно-обоснованной системы функционирования этого вида спорта, наблюдаются не только позитивные тенденции, но и направления негативного характера, препятствующие его развитию:

– отсутствует адекватная методика подготовки высококвалифицированных спортсменов;

– не существует единого подхода к пониманию техники движений и обучению двигательным действиям спортсменов;

– для оценки мастерства спортсменов применяются несовершенные правила соревнований;

– отсутствуют научные публикации по различным аспектам тренировочной и соревновательной деятельности;

– отсутствует научно-обоснованная система подготовки специалистов для акробатического рок-н-ролла;

– подготовку спортивного резерва осуществляют лица, не имеющие специального профессионального образования.


К сожалению, данные тенденции носят устойчивый характер. И не смотря на общий рост сложности соревновательных программ, высокий уровень двигательной подготовленности в целом, координационных и артистических способностей наблюдается малое количество тех спортсменов, которые демонстрируют двигательные действия адекватные двигательной задаче. Особенно это просматривается у юниоров по критерию «техника ног». Данная проблема усугубляется на этапе высшего спортивного мастерства, где отсутствие необходимого и достаточного уровня базовой подготовленности «тормозит» дальнейший рост.

1.3. Особенности оценки исполнительского мастерства спортсмена акробатического рок-н-ролла

Акробатический рок-н-ролл должен развивается в соответствии с общими закономерностями, присущему спорту в целом. Эта спортивная дисциплина относится к тем видам спорта, где результаты работы оцениваются методом экспертной оценки, т. е. субъективной измерительной системы. Это несовершенный способ оценивания, так как зависит от мнения человека – судьи.

Спортивная деятельность всегда осуществляется в рамках определенных правил. Правила спортивных соревнований призваны гарантировать сохранение сущности спорта, заключающейся в объективном сравнении человеческих возможностей и выявлении на этой основе их максимального уровня в условиях неантагонистического соперничества.

Анализ правил соревнований по акробатическому рок-н-роллу позволяет отметить наличие существенных моментов, нуждающихся в серьезной доработке с целью совершенствования системы судейства. Это позволит повысить объективность оценивания компонентов исполнительского мастерства спортсменов. Первостепенной задачей в этом направлении является разработка критериев для оценки исполнения каждого элемента по правилам соревнований. Учет этих критериев позволит адекватно ранжировать спортсменов по местам.

Одним из действенных путей конкретизации критериев оценки техники элементов является применение научных методов исследования, позволяющих получить объективные характеристики двигательного действия. Это, с одной стороны, является основой для разработки моделей движений, с другой – критериями оценки и руководством для судей при оценке исполнительского мастерства спортсменов. В целом же уровень достижений в акробатическом рок-н-ролле определяется мерой исполнительского мастерства, которая слагается из многих компонентов: сложности соревновательных программ, технического и артистического исполнения.

Оценка этих компонентов должна осуществляться также при наличии соответствующих критериев.

Таким образом, необходимы такие методы управления процессом судейства соревновательной деятельности спортсменов акробатического рок-н-ролла, которые свели бы к минимуму ошибки судей. Одним из путей совершенствования этого процесса является создание научно обоснованных правил соревнований, включающих адекватные критерии оценки компонентов исполнительского мастерства. Документ, управляющий развитием акробатического рок-н-ролла, должен воздействовать на вид спорта с целью упорядочения, нормального функционирования и дальнейшего его развития.