Вы здесь

Теория инноваций и инновационных процессов. 5. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ (М. В. Райская, 2013)

5. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

5.1. Понятие технологии и технологического предела. S-образные логистические кривые. Технологический разрыв

« …в каждом процессе развития неизбежно присутствует разрушительный элемент, именно это делает возможным обучение и тем самым ведет к новым знаниям, продуктам, рынкам».

(Р. Фостер)7.

Технология (греч. искусство, мастерство + …логия) – совокупность методов изготовления, обработки, изменения состояния, свойств, формы сырья и материалов в процессе производства; совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства; это также научное описание способов производства.

Технология может выступать в виде конкретного процесса, например, химического – с помощью которого производят определенный продукт. Технология может рассматриваться как общий метод ведения дел и решения задач в компании.

В общем виде технология – это любое средство, способ, с помощью которого входящие элементы преобразуются в выходящие.

Технология всегда имеет предел либо в виде предела для конкретной технологии, либо в виде последовательности пределов для нескольких технологий, которые вместе образуют более крупную технологию, продукт или метод ведения дел.

В деловом мире пределы указывают, какие технологии, машины и процессы скоро начнут устаревать. Они представляют собой ту причину, по которой продукты в конце концов перестают приносить доход компании. Предел – это самый надежный ключ к выявлению момента, когда придется разрабатывать новую технологию. По мере приближения к пределу издержки, связанные с дальнейшим продвижением, резко возрастают. Следовательно, для компании чрезвычайно важно осознать технологический предел, чтобы предвидеть перемены и по меньшей мере перестать вкладывать деньги в то, что уже нельзя усовершенствовать.

Когда технология и продукт тесно взаимосвязаны, нетрудно распознать, как пределы отразятся на результатах деятельности и сбыте продукции. Когда функционирование базируется на тысячах технологий, распознать значение пределов не так легко. Обычно одна, две или несколько среди них имеют решающее значение для продукта или его производства, и именно этим технологиям нужно уделять внимание.

С помощью анализа, основанного на S-образной кривой, можно ответить на вопросы: 1) насколько глубоки возможные перемены, когда они произойдут, и 2) сколько они будут стоить.

S-образная кривая отражает зависимость между затратами, связанными с улучшением продукта или процесса, и результатами, полученными от вложенных средств (рис. 5.1).

S-образная кривая имеет следующие участки: зарождение, скачкообразный рост и постепенное достижение стадии полной зрелости технологического процесса или продукта. Вначале, когда вкладывают средства в разработку нового продукта, результаты незначительны. Затем, когда используются ключевые для достижения успеха знания, результаты улучшаются скачкообразно. Наконец, по мере инвестирования в продукт или процесс дополнительных средств технический прогресс становится все более трудным и дорогостоящим.


Рис. 5.1. S-образная логистическая кривая


Для того, чтобы S-образная кривая имела практическое значение, должны назревать технологические перемены.

Технологический разрыв – это период перехода от одной группы продуктов или процессов к другой, момент, когда одна технология замещает другую (рис. 5.2).


Рис. 5.2. Замещение S-образных кривых


В такой период начинает формироваться новая S-образная кривая, базирующаяся на совершенно новых (или других) знаниях, и возникает разрыв между S-образными кривыми.

5.2. Эволюция технологического мышления. Управление технологиями и технологическим развитием.

Развитие представлений о сущности и роли технологий в обеспечении процессов экономического роста происходило в несколько этапов.

1. Этап технологий. После второй мировой войны технология занимала важное и почетнее место, что было вызвано такими ее достижениями, как радар, синтетический каучук и атомная бомба.

2. Этап маркетинга. В конце 50-х гг. становилось все очевиднее, что надеждам на легкие прибыли из рога технологического изобилия не суждено сбыться. Наступил этап маркетинга, принеся с собой вторую эру управления технологией. Данный этап можно охарактеризовать как: «Маркетинг – ключ к успеху». Преобладало мнение, что компаниям успех в конкуренции обеспечен, если они учитывают запросы своих покупателей. Политику в то время диктовал рынок, а не технология.

3. Этап стратегического управления технологией. Третья эра наступила, когда технологию стали использовать в качестве средства получения и сохранения преимуществ в конкурентной борьбе и стали считать, что для успеха важны обе составляющие: и технология, и маркетинг. Необходимо удовлетворять запросы потребителей, но таким образом, чтобы это давало прочное преимущество в конкурентной борьбе, обеспечить которое способна технология. Технология стала объектом стратегического управления. Такой подход был предпочтительнее прежних, но не решал всех проблем. Лидеры попрежнему терпели неудачи. На смену им приходили новые компании с новыми технологиями и более экономичными продуктами. Стратегический подход «работал» в условиях непрерывных и постепенных технических перемен, но когда компании расширили его использование, наступил период быстрых и скачкообразных сдвигов.

4. Этап «управления технологическими разрывами». Данный этап требует определения и измерения эффективности технологий, поиска и осмысления альтернативных подходов и их границ. Потребуются радикальные изменения в управлении, которые повлияют на все стороны деятельности компаний.

Знание пределов для технологии имеет важное значение, поскольку от этого зависит будущее предприятия.

Приближение к пределу означает, что все существенные возможности улучшения дел в компании на основе совершенствования технологии уже использованы. Чтобы предприятие продолжало расти и преуспевать в будущем, ему следует уделить больше внимания не технологической, а другим службам, например, сбытовой, производственной или снабжения. То есть, когда достигнут предел для технологии, ключевые факторы успеха предприятия меняются. Действия и стратегии, которые обусловливали успехи в прошлом, в будущем окажутся недостаточными. Приближается момент технологического разрыва. Зрелость технологии, то есть ее приближение к пределу, открывает для конкурентов возможность догнать признанного лидера рынка.

Ограничения в использовании технологических пределов:

1. Необходимость выражения параметров использования продукта или процесса в технических показателях. Если желательное свойство продукта нельзя выразить в технических терминах, то его пределы установить невозможно. Это проблема соотнесения поддающихся измерению технических параметров продукта с параметрами, которые покупатели считают важными, принимая решение о его приобретении.

2. Постоянное изменение эксплуатационных параметров продукции, а значит, и методов и стандартов их измерения. Такие перемены могут быть связаны с переменами в социально-экономических условиях, например, с новым законодательством об охране окружающей среды, изменением цен на энергоносители, появлением ранее неизвестных конкурирующих товаров.

3. Отсутствие «места для маневра» в данной технологии. Однако, тот факт, что достигнут предел для одной технологии не означает отсутствия другой технологии, способной решить проблемы потребителя более эффективным способом.

4. Возможность просчетов в оценке пределов технологий. В случае просчетов можно прийти к ошибочным хозяйственным решениям.

Польза S-образной кривой заключена именно в ее прогнозирующей способности. В реальности одна-единственная технология редко способна удовлетворить все запросы потребителей. Почти всегда существуют конкурирующие технологии, каждая со своей Sобразной кривой. Нередко друг с другом «воюет» несколько технологий, стремящихся вытеснить старую технологию с определенного сегмента рынка. Расшифровать разрыв на S-образных кривых, когда он происходит, очень трудно, поскольку для периодов технологических разрывов характерен «хаос».

Компании, которые научились преодолевать технологические разрывы, избежали этой ловушки. Они вкладывают деньги в исследования, чтобы знать, где они находятся на соответствующих Sобразных кривых и чего следует ждать в начале, середине и конце кривых.

Однако многие компании все еще пребывают на третьем этапе –этапе стратегического управления технологией. Но эти компании приобрели большой опыт в регулировании формы кривой, делая ее более крутой путем более быстрой по сравнению с конкурентами разработки новых продуктов и процессов. Необходимость сокращения сроков разработки зависит от ее стоимости и прибыли, которая может быть упущена в случае задержки. Было установлено, что издержки, связанные с запозданием разработки, превышают затраты, обусловленные ускорением сроков.

При управлении технологиями всегда возникает противоречие между экономичностью и результативностью. Экономичность относится к нынешнему использованию ресурсов, а результативность – к осуществлению стратегического курса. Переход к новой технологии почти неизменно представляется менее экономичным, чем сохранение старой технологии.

Трудности перехода на новые технологии или причины отказа компаний вкладывать средства в новые технологии:

1) затраты на развитие нарождающейся технологии выше затрат на совершенствование старой технологии;

2) затраты на разработку новой технологии обычно намного превышают нынешние расходы компании;

3) отсутствие видимых результатов и выгоды в настоящий момент;

4) отвлечение ресурсов от преуспевающих подразделений;

5) отсутствие практичного метода учета альтернативных издержек, или упущенной выгоды, в связи с отказом вкладывать средства в новую технологию;

6) использование принципа: «обороняющийся имеет преимущество».

При управлении технологиями необходимо понимать как взаимосвязаны технический прогресс и прибыли компании. Для этогоприбыль от вложений в технические разработки следует «разделить» на две части. Первая часть относится к техническому прогрессу, получаемому за счет соответствующих вложений. Он дает потенциал получения прибыли. Вторая часть – это прибыль, получаемая благодаря этому прогрессу.




Общая отдача от НИР, то есть сумма денег, получаемая за счет вложений в данную техническую разработку, равна произведению «величины» технического прогресса, которого компания добилась за счет вложений в НИР (техническая отдача НИР), на объем денежных поступлений от технического прогресса (денежная отдача НИР).

Известно, что за счет новой технологии компании имеют обычно 5-кратное превосходство над конкурентами (иногда даже 20и 30-кратное). Денежная отдача НИР зависит от ценности нового продукта для покупателя и способности компании защитить эту ценность от дублирования конкурентами.

Ценность продукта можно выразить через снижение издержек на производство. Если новая технология позволяет компании производить товар с более низкими затратами, тогда можно получить большую прибыль, продавая товар по прежней цене. Если же повысить ценность товара, добавив к нему определенные новые качества, то покупатель согласиться платить новую цену.

Отдача от НИР, то есть доход от НИР минус вложения в НИР, должна быть положительной. Это возможно, когда и техническая, и денежная отдача НИР положительны. Однако в реальности они могут быть равны нулю или быть отрицательными:

− нулевая техническая отдача означает, что компания не добивается никакого технического прогресса за счет своих вложений в НИР;

− отрицательная техническая отдача имеет место тогда, когда улучшение одного из качеств товара сопровождается снижением других его качеств, и новый товар становится не столь привлекательным для покупателей, как прежний;

− денежная отдача равна нулю, если технический прогресс не приносит прибыли;

− денежная отдача отрицательна, если более качественный товар приносит меньше прибыли, чем его предшественник. Это может произойти, если на рынке присутствуют более совершенные товары.

Отдача от НИР может быть отрицательна, когда техническая отдача НИР высока, но отрицательна денежная. Следует также избегать ситуации, когда денежная отдача высока, а техническая равна нулю, поскольку возможности технологии уже исчерпаны.

5.3. Отрасли высоких технологий. Нанотехнологии

Высокие технологии (англ. high technology, high tech, hi-tech) – наиболее новые и прогрессивные технологии современности. К высоким технологиям обычно относят самые наукоемкие отрасли промышленности.

Отрасли высоких технологий:

‒ полупроводниковые технологии (микро- и наноэлектроника, квантовая и оптическая электроника, радиоэлектроника);

‒ информационные технологии и телекоммуникации (вычислительная техника, системы хранения данных, программирование, Искусственный интеллект, Интернет-технологии, беспроводные технологии);

‒ робототехника и электромеханика (микро- и наноэлектромеханические системы);

‒ нанотехнологии и новые материалы (технологии нанообъектов, наноструктур, неразмерных параметров);

‒ чистые технологии (cleantech) и альтернативная энергетика (рециклинг; атомная, солнечная и водородная энергетика; технологии энергосбережения);

‒ системы безопасности, контроля и автоматизации (биометрика, системы контроля и управления доступом, датчики и аналитическое оборудование, навигационные технологии, технологии разведки (жучки));

‒ оборонные технологии и технологии двойного назначения (самолето- и ракетостроение, космическая техника);

‒ живые системы и биотехнологии (генная инженерия и генотерапия, биохимия и биофизика, микробиологическая промышленность).

Нанотехнология ‒ междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники, представляющая совокупность теоретических и практических методов исследования, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомарной структурой путем контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами.

Чаще всего нанотехнологии определяются как комплекс методов работы с объектами размером менее 100 нанометров.

Объекты нанотехнологий:

1) могут иметь характеристические размеры указанного диапазона:

‒ наночастицы, нанопорошки (объекты, у которых три характеристических размера находятся в диапазоне до 100 нм);

‒ нанотрубки, нановолокна (объекты, у которых два характеристических размера находятся в диапазоне до 100 нм);

‒ нанопленки (объекты, у которых один характеристический размер находится в диапазоне до 100 нм);

2) могут быть макроскопические объекты, атомарная структура которых контролируемо создается с разрешением на уровне отдельных атомов.

Нанотехнологии качественно отличаются от традиционных дисциплин, поскольку на таких масштабах привычные макроскопические технологии обращения с материей часто неприменимы, а микроскопические явления, пренебрежительно слабые на привычных масштабах, становятся намного значительнее: проявляются квантовые эффекты и эффекты межмолекулярных взаимодействий, такие как Ван-дер-Ваальсовы взаимодействия.

В практическом аспекте это технологии производства устройств и их компонентов, необходимых для создания, обработки и манипуляции атомами, молекулами и частицами, размеры которых находятся в пределах от 1 до 100 нанометров.

Однако нанотехнология сейчас находится в начальной стадии развития, поскольку основные открытия, предсказываемые в этой области, пока не сделаны. Тем не менее проводимые исследования уже дают практические результаты. Использование в нанотехнологии передовых научных результатов позволяет относить её к высоким технологиям.

Нанотехнология и, в особенности, молекулярная технология‒ новые области, очень мало исследованные. Развитие современной электроники идет по пути уменьшения размеров устройств. С другой стороны, классические методы производства подходят к своему естественному экономическому и технологическому барьеру, когда размер устройства уменьшается не намного, зато экономические затраты возрастают экспоненциально. Нанотехнология ‒ следующий логический шаг развития электроники и других наукоемких производств.

Контрольные вопросы

1. Что означает понятие «предел технологии»?

2. В чем состоит практическая польза S-образной кривой?

3. Назовите причину вызникновения технологического разрыва.

4. В каких случаях отдача от НИР считается отрицательной?

5. Чем определяется принадлежность той или иной отрасли к отраслям высоких технологий?