4. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
4.1. Понятие инновационного процесса. Жизненный цикл нововведения
Понятие «инновационный процесс» также неоднозначно по своему содержанию, как и понятие «инновация». В специальной литературе оно используется как в узком, так и в широком значении.
В узком понимании инновационный процесс предстает как законченный цикл развития конкретной инновации, что является наиболее распространенным подходом.
В широком понимании инновационный процесс представляет собой не единичный цикл, а непрерывное поступательное развитие, связанное с созданием, распространением и использованием инноваций.
Инновационный процесс – это процесс преобразования инновационной идеи в конечный результат интеллектуальной деятельности или интеграционный процесс формирования, разработки, внедрения и использования инноваций.
Общепринятая схема инновационного процесса (жизненный цикл нововведения) представлена на рис. 4.1.
Применительно к нововведению как процессу создания и переноса новшества в сферу своего применения его жизненный цикл будет включать следующие стадии:
– зарождение – осознание потребности и возможности изменений, поиск и разработка новшеств;
– освоение – внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;
– диффузия – распространение, тиражирование и многогранное повторение на других объектах;
– рутинизация – реализация нововведения в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.
Рис. 4.1. Жизненный цикл нововведения
4.2. Эволюция моделей инновационного процесса
Инновационные потребности и возможности предприятия определяются (или оцениваются) двумя основными факторами: возможностями и требованиями научно-технического прогресса и требованиями рынка. Однако такому пониманию инновационного процесса предшествовал целый ряд других моделей3.
Начиная с 50-х годов преобладала так называемая модель «технологического толчка» (technology push), или линейная «толкающая» модель, в которой технологические инновации представляли собой линейный процесс, начинающийся с научного открытия, проходящий далее стадии промышленных НИОКР, инженерных разработок и производства. Заканчивался весь процесс созданием готовой к использованию технологии или продажами новых продуктов на рынке. В этой модели определяющая роль отдавалась стадии НИОКР, а возникновение инноваций являлось результатом собственно научных исследований.
В конце 60-х годов появилась другая линейная модель – модель «рыночного влияния» (market pull), или «тянущая» модель, где рынок был главным источником новых идей, то есть появление инноваций определялось возникновением потребительских нужд, на основе которых проводились НИОКР, обеспечивающие выход на рынок новых продуктов.
Из-за повсеместного доминирования «линейной» модели инновационного цикла, в соответствии с которой считалось, что инновационный цикл протекает линейно и состоит из стадий научных исследований, изобретений, нововведений и диффузии технологических инноваций, регулирование развития инновационной сферы во всех странах сводилось, как правило, лишь к научной политике, а инновационная политика ограничивалась ускорением продвижения нововведений по всем этапам инновационного цикла. И, как следствие, было оправдано использование показателей статистики науки в качестве основных индикаторов инновационной активности. Линейная модель критиковалась многими специалистами, поскольку в ней большинство элементов и факторов инновационной деятельности оставалось за пределами внимания исследований.
Появившаяся в 80-х годах «интегрированная (объединенная) модель» (integrated model), или «интерактивная» модель, базируется на том, что инновационный процесс формируется в результате технологических возможностей и рыночных потребностей и является не последовательным, а параллельным процессом, допускающим одновременное развитие всех его этапов (рис. 4.2)4.
Реальный инновационный процесс, как правило, не протекает в одном направлении, он может содержать различное число стадий и с любой из них возвращаться на предшествующие стадии по различным (внешним и внутренним) причинам (рис. 4.3)5.
Причинами появления новой идеи, которая впоследствии может трансформироваться в вполне конкретное, а в ряде случаев базисное или радикальное нововведение, могут послужить:
а) научные исследования и их результаты, открытия в области, имеющей непосредственное прямое отношение к деятельности конкретного промышленного предприятия или отрасли;
б) научные достижения и исследования в смежных с данной областях;
в) потребности рынка (часто именно эта причина, оказывая воздействие на начальные этапы инновационного процесса, может в немалой степени стать залогом будущего успеха новшества на рынке).
Период от момента зарождения идеи и до появления новшества на рынке не обязательно будет включать все перечисленные этапы (фундаментальные и прикладные исследования, проектные разработки, создание опытных образцов и выпуск опытной партии) в силу разнообразных причин. Например, новизна идеи может состоять в синтезе уже существующих разработок, проводимом с целью адаптации их к требованиям рынка, для чего потребуется проведение определенных проектных разработок, минуя стадии исследований, и т.д.
Рис. 4.2. Интегрированная модель инновационного процесса
Рис. 4.3. Модифицированная интегрированная модель инновационного процесса
При этом новшество может быть успешно принято рынком и тогда последует стадия его распространения (увеличение объемов производства, производство на других предприятиях и т.д.), либо оно также попадет на рынок и будет распространено, но уже после необходимых доработок в соответствии с имеющимися потребностями, либо надолго или навсегда исчезнет, так и не пройдя стадию коммерциализации (это случай, когда дошедшее до рыночной стадии новшество не становится инновацией).
Окончание жизненного цикла нововведения может быть связано с приближением или даже достижением технологического предела, с появлением замещающего продукта, удовлетворяющего те же потребности, но другим способом, или с появлением продукта, основанного на совершенно ином принципе. Но в любом случае данный процесс повторится вновь. Таким образом, предлагаемая модель характеризует, с одной стороны, существующую стадийность инновационного процесса, а с другой, его нелинейность, влияние значительного числа факторов, наличие множества сценариев его осуществления.
Выявление и учет основных закономерностей протекания научно-технического прогресса, а в общем случае – инновационного развития, в современном мире считается обязательным условием успешного функционирования экономики и признано одним из главных источников ее развития.
Техническому прогрессу свойственна непрерывная смена моделей, видов, поколений техники и материалов, которая часто сопровождается взаимозависимыми процессами создания новых изделий, технологий, методов организации производства и управления трудовыми ресурсами, проходящими одновременно, последовательно или с некоторым разрывом во времени. Поэтому можно представить траекторию инновационного развития в виде спиралевидной последовательности, представленной в модели ТАМОS на рис. 4.46.
Рис. 4.4. Модель ТАМОS
В модели ТАМОS:
– технологические инновации затрагивают изменения в технологии (способах) создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции;
– продуктовые инновации связаны с изменениями, вносимыми в продукцию, производимую в сфере материального и нематериального производства;
– маркетинговые инновации связаны с новыми технологиями продвижения товаров на рынок, освоением новых рынков;
– организационно-управленческие инновации направлены на внедрение новых методов организации каких-либо систем и управления ими;
–социальные инновации представляют собой новые методы, способы достижения социального результата в соответствии с целями общества по наиболее полному использованию человеческих ресурсов, воспроизводству рабочей силы.
Контрольные вопросы
1. Почему модели «технологического толчка» и «рыночного влияния» считаются линейными моделями инновационного процесса?
2. Назовите основные причины окончания жизненного цикла нововведения.
3. Каково современное представление о содержании инновационного процесса?
4. В чем суть модели ТАМОS?
Подготовить креативную презентацию с элементами интерактивного обучения одного из предлагаемых методов психологической активизации мышления и систематизированного поиска идей:
1. Мозговой штурм.
2. Обратная мозговая атака. Теневая мозговая атака.
3. Корабельный совет.
4. Метод фокальных объектов.
5. Метод аналогии. Синектика.
6. Метод «Приемы аналогий».
7. Оператор РВС.
8. Конференция идей.
9. Метод маленьких человечков.
10. Метод гирлянд ассоциаций и метафор.
11. Метод «Шесть шляп мышления».
12. Метод «Коучинг».
13. Списки контрольных вопросов (по Т. Эйлоарту, А.Ф. Осборну и др.).
14. Морфологический анализ.
15. Функциональный анализ.
16. Функциональный метод проектирования Мэтчетта.
17. Метод многократного последовательного классифицирования.
18. Метод синтеза оптимальных форм.
19. Метод системного экономического анализа и поэлементной отработки конструктивных решений.
20. Метод «Пять почему».
21. Функционально-физический метод поискового конструирования Р. Коллера.
22. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).