Вы здесь

Теория жизненного театра. Часть 2. Феноменология жизненного театра (Ефим Рейтблат)

Часть 2. Феноменология жизненного театра

Глава1. Явление житейской драматургии

Описание явления житейской драматургии

В период, предваряющий проявление человеком внешней активности, наблюдается явление житейской драматургии, заключающееся в том, что личность создает пьесу жизненного спектакля.

Наблюдается явление житейской драматургии в форме создания стратегии предстоящей деятельности (поведения), в том числе ошибочной и безошибочной.

Наблюдается явление житейской драматургии в форме создания стратегии предстоящего межличностного взаимодействия, в том числе ошибочной и безошибочной.

Наблюдается создание пьес жизненных спектаклей – стереотипов, в том числе успешных и безуспешных. Расхожая поговорка «на ошибках учатся» не подтверждается. Даже видя свои ошибки, индивид продолжает создавать те же самые безуспешные пьесы жизненных спектаклей, а затем принимает участие в этих спектаклях

Наблюдается тотальное создание пьес жизненных спектаклей.

Наблюдается многообразие создаваемых пьес жизненных спектаклей.

Возникновение желаний, хотений и намерений наблюдается как форма явления житейской драматургии.

Наблюдается создание ролей – составных частей пьесы жизненного спектакля.

Наблюдается создание ролей-для-себя. Львиная доля ролей создается для последующего исполнения самим собой.

Наблюдается создание ролей-для-другого (начальник для подчиненного, родитель для ребенка).

Наблюдается создание патологизирующих и проигрышных ролей.

Наблюдается создание выигрышных ролей.

Наблюдается создание ролей-стереотипов.

Наблюдается тотальное создание ролей, в том числе социальных, внутригрупповых, межличностных.

Все указанные наблюдения осуществляются благодаря косвенному признаку – разыгрыванию жизненных спектаклей. Весь ход жизни человека сопровождается созданием пьес жизненных спектаклей и, в их составе – ролей. Человек – это человек драматургирующий (житейский драматург).

Явление житейской драматургии протекает во внутреннем мире человека.

Явление житейской драматургии не осознается.

Роль – составная часть пьесы жизненного спектакля

Впервые понятие социальной роли было предложено Р. Линтоном и Дж. Мидом независимо друг от друга. Несмотря на различные подходы, Линтон и Мид рассматривали социальную роль как особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека сопоставляются с общественными нормами. Позднее термин «социальная роль» прочно вошел в содержание социологии и социальной психологии. Первой ролевой теорией стал символический интеракционизм Дж. Мида. Согласно Миду, социализация и взросление человека – это, прежде всего процесс «обретения роли». Начиная с детства, все люди учатся исполнению ролей, придуманных человечеством, и благодаря этому приобретают различные социальные качества, способности, умения, привычки. Наша личность – это социальный продукт, который формируется в процессе ролевого поведения, и человек таков, каковы его роли, самостоятельно созданные или предложенные другими людьми. По мнению Мида, человек «принимает роль другого» и мысленно переходит на позицию «требовательных зрителей». Если Дж. Мид уделяет главное внимание научению и освоению ролей в процессах межличностного взаимодействия, то Р. Линтон описывает прежде всего социокультурную природу ролевого поведения и взаимодействия людей. Статус, понимаемый им как структурная единица, характеризуется определенной совокупностью прав и обязанностей. Роль определяется как «динамический аспект статуса». Она приводит в действие статус личности. Данное понимание статуса и роли признано в социологии классическим.

Разумеется, существуют роли, возникающие из статуса: студент, пенсионер, контролер, тренер, покупатель, учитель, пассажир. Однако, существуют также роли, приводящие к статусу. Например, девочка ухаживает за своей младшей сестрой. Исполнение девочкой роли няни приводит к возникновению статуса няни. Мужчина, не являющийся преподавателем ни одного из учебных заведений и, не имеющий диплом педагога, просвещает, разъясняет, учит других. Исполнение мужчиной роли учителя приводит к возникновению статуса учителя. При внимательном рассмотрении можно обнаружить также множество безстатусных ролей: чудак, романтик, обжора, недотепа, умник, одинокий, строптивый, весельчак, хвастун, упрямец, обидчик, обиженый простофиля, гурман, неряха, лоботряс, шалун, щеголь, невежда, оптимист, пессимист, мститель, эгоист, жизнелюб, зануда, болтун.

Огромное количество исследований посвящено принятию и исполнению ролей и мизерное количество – возникновению ролей. В своих исследованиях ученые обращали внимание на то, «как возникают роли?», но не на то, «где возникают роли?» Хотя, зачем нужны такие исследования? Жизненная роль – аналог театральной. Театральная роль создается одновременно с театральной пьесой. Это – аксиома. Аналогично и жизненная роль создается одновременно с пьесой жизненного спектакля.

Нонсенс: в то время, как авторы научно-популярных произведений налево и направо разбрасывают мысль о том, что жизненные роли исполняются в жизненном спектакле, ученые это положение не осознают. А иначе чем объяснить, что дальше ссылки на Шекспира дело не сдвинулось?

Прежде чем роль принять и исполнить, ее надо иметь. Осознание того факта, что жизненные роли создаются одновременно с пьесой, принимаются, а затем исполняются в жизненном спектакле, приводит к удивительным результатам.

Механизм явления житейской драматургии

Театральный спектакль является отображением жизненного спектакля. И в театральном, и в жизненном спектаклях наблюдаются сцены. И в театральном, и в жизненном спектаклях участники исполняют роли. Разыгрывание театрального спектакля осуществляется по театральной пьесе, а жизненного спектакля – по пьесе жизненного спектакля. Создание пьесы жизненного спектакля подобно созданию театральной пьесы. Логично предположить, что механизм действия явления в обоих случаях одинаков. Как происходит создание театральных пьес? Драматург создает замысел, драматургический сюжет, перечень действующих лиц, картины, сцены, монологи, диалоги и реплики. Драматург создает театральную пьесу, в составе которой присутствует роль.

По-видимому, механизм явления житейской драматургии состоит в создании личностью замысла жизненного спектакля и состава участников жизненного спектакля.

Потребности являются движущими силами создания пьесы жизненного спектакля. Но бывает и так, что пьеса жизненного спектакля создается под влиянием установки. Возникновение желаний, хотений и намерений обусловливаются потребностями. Вызывая желания и хотения, формируя намерения, личность создает пьесы жизненных спектаклей. Тем самым индивид становится житейским драматургом, автором пьес жизненных спектаклей.

Являясь членом общества, индивид демонстрирует другим членам общества свои умения. Демонстрирование происходит в виде жизненного спектакля.

Жизненные спектакли порождаются надындивидуальными социальными отношениями и взаимосвязями между людьми, осуществляющими совместную деятельность. За свою жизнь индивид принимает участие в огромном количестве жизненных спектаклей. Необходимость разыгрывания жизненных спектаклей вынуждает личность постоянно создавать пьесы жизненных спектаклей. Личность – это своего рода «фабрика создания пьес жизненных спектаклей». Необходимость разыгрывания жизненных спектаклей обусловливает потребность в пьесах жизненных спектаклей. Налицо причинная связь явлений: изменение силы действия причины (жизненный спектакль) соответствующим образом изменяет интенсивность следствия (создание пьесы жизненного спектакля). Потребности также являются движущими силами создания роли. Но бывает и так, что роль создается под влиянием установки. Возникновение желаний, хотений и намерений обусловливаются потребностями. Вызывая желания и хотения, формируя намерения, личность создает роли. Тем самым индивид становится житейским драматургом.

Являясь членом общества, человек демонстрирует другим членам общества свои умения. Демонстрирование происходит в виде жизненного спектакля. Жизненные спектакли порождаются надындивидуальными социальными отношениями и взаимосвязями между людьми, осуществляющими взаимодействие. За свою жизнь человек принимает участие в огромном множестве жизненных спектаклей. Постоянное разыгрывание новых жизненных спектаклей вынуждает личность создавать роли. Личность – это своего рода «фабрика создания ролей». Необходимость разыгрывания жизненных спектаклей обусловливает потребность в ролях. Налицо причинная связь явлений: изменение силы действия причины (исполнение роли) соответствующим образом изменяет интенсивность следствия (создание роли).

Сущность явления житейской драматургии

Как мы увидели, индивид, проживая жизнь, принимает участие в жизненных спектаклях. Но жизненный спектакль не начнется до тех пор, пока не будет пьесы жизненного спектакля. Именно по пьесе разыгрывается жизненный спектакль, который и наблюдается. Между пьесой жизненного спектакля и самим жизненным спектаклем устанавливается прямая связь, какой является созданная пьеса, таким и будет жизненный спектакль. Но природа жизненного спектакля отличается от природы театрального спектакля.

При внимательном рассмотрении можно заметить, что создание пьесы жизненного спектакля является подготовкой к жизненному спектаклю. Глубинные связи, определяющие сущность явления житейской драматургии, кроются в недрах жизненного спектакля. Что же такое жизненный спектакль?

Осмелюсь выдвинуть гипотезу: жизненный спектакль представляет собой житейское произведение. Житейское произведение – это творение человека. Не каждый индивид является композитором, писателем, поэтом, художником, архитектором, музыкантом, певцом либо танцором, но каждый индивид является творцом, создающим житейские произведения. Такие произведения обнаруживают сходство с произведениями искусства, литературы, архитектуры, техники, науки, театра. Их можно наблюдать на каждом шагу. Житейское произведение подобно музыкальному произведению: «Не лукавьте, не лукавьте. Ваша песня – не нова. Ах оставьте, ах оставьте. Это все – слова, слова». Житейское произведение подобно произведению живописи: «Ваню так разрисовали дружки, что его не узнала собственная жена». Житейское произведение подобно архитектурному произведению: «Федор является опорой в моей жизни». Житейское произведение подобно литературному произведению: «Петр дописывал последнюю страницу любовного романа». Житейское произведение подобно произведению техники: «Вера наладила взаимодействие сотрудников, и фирма заработала как часы». Житейское произведение подобно произведению кулинарного искусства: «Муж устроил разборку с женой и снова пересолил». Сходство между спортивной игрой и житейским произведением подметили волейболисты. Во время игры в кругу волейболисту, по вине которого мяч вышел из круга, говорят: «Автор – за произведением». Большое сходство обнаруживается между житейским произведением и произведением театрального искусства: «Мы сами – сценаристы и режиссеры своей жизни! Мы сами – актеры в собственном «жизненном театре». Мы ставим спектакли и проигрываем их, приглашаем близких в «актерскую труппу», а наших друзей и знакомых – в «зрительский зал».

Думать легко, придумать трудно. Позволю себе усомниться в выдвинутой гипотезе и предложить следующую гипотезу: пьеса жизненного спектакля представляет собой житейское произведение. Тут же с ходу я отвергаю новую гипотезу, и вот по какой причине. Любое произведение осязаемо либо наблюдаемо. Его можно увидеть, пощупать, услышать и, даже лизнуть. Пьесу жизненного спектакля никто никогда не видел, тогда, как жизненный спектакль можно наблюдать.

Произведение театрального искусства характеризуется театральной пьесой, житейское произведение – пьесой жизненного спектакля. Автором театральной пьесы является драматург, автором пьесы жизненного спектакля – житейский драматург. Театральным спектаклем управляет режиссер, жизненным спектаклем – житейский режиссер. В театральном спектакле играют актеры, в жизненном спектакле – участники жизненного спектакля (житейские актеры). Актеры исполняют роли, а житейские актеры – жизненные роли.

Пьеса жизненного спектакля обусловливает качество житейского произведения. Качество житейского произведения оценивается в широком диапазоне: от наивысшего до наинизшего, содержащего ошибки. Нередко люди создают житейское произведение-брак, в то время как можно – житейское произведение-шедевр. Соответственно и созданные пьесы жизненного спектакля находятся в диапазоне от безуспешных до успешных, от безумных, трагических до гениальных.

Самооценка и оценка поведения других людей – это ничто иное, как оценивание житейского произведения. Наряду с оцениванием житейских произведений другими людьми производится оценивание собственных житейских произведений. Неадекватная самооценка, по-видимому, связана с трудностями в оценивании собственных житейских произведений.

Человек наделен свободой создания житейских произведений. Житейское произведение является жизненно важным для него. Житейское произведение может не только возвысить человека до заоблачных высот, но и нанести ему значительный вред и даже привести к смерти. Житейское произведение предполагает активное воздействие: его создают и устанавливают с ним обратную связь.

Житейское произведение способно влиять на личность и трансформировать ее. В детстве человек использует один репертуар пьес жизненных спектаклей, в зрелости – другой, в старости – третий. В детстве человек принимает участие в одних жизненных спектаклях, в зрелости – в других, в старости – в третьих. Судьба – это не что иное, как галерея неповторимых, исторических, масштабных житейских произведений. Житейское произведение несет в себе интегративный характер: это и воспитательное, и кулинарное, и спортивное, и педагогическое, и благотворительное, и изобретательное, и финансовое, и любовное и множество других. Все житейские произведения имеют авторство, свой стиль и почерк. Жизнь – это нестандартная задача. Всякий раз, воплощая свои планы в жизнь, человек создает житейское произведение. Проживание жизни – это не что иное, как создание множества житейских произведений. Создание житейского произведения сопровождается постановкой задач: что сделать, кто и что конкретно будет делать? Как и любое другое, житейское произведение имеет проект. Проект обусловливается замыслом житейского произведения. Результатом является пьеса жизненного спектакля. Пьеса жизненного спектакля – это проект житейского произведения. Житейское произведение невозможно без его основы, без его проекта – пьесы жизненного спектакля. Необходимость в проекте житейского произведения влечет за собой создание пьесы жизненного спектакля. По-видимому, сущность явления житейской драматургии состоит в создании личностью проекта житейского произведения.

Как в оркестре каждый музыкант имеет свою партию, так и в жизненном спектакле каждый участник имеет свою роль. При исполнении музыкального произведения каждый участник выполняет свою часть работы. То же самое происходит с житейским произведением. Как и любое другое, житейское произведение имеет исполнителей. Каждый исполнитель имеет четкие обязанности. Выдача задания исполнителю житейского произведения обусловливается содержанием житейского произведения. Результатом является роль. Роль – это задание исполнителю житейского произведения.

Создание стратегии деятельности (поведения), создание стратегии межличностного взаимодействия – кажимость создания пьесы жизненного спектакля

При внимательном рассмотрении можно обнаружить, что создание стратегии деятельности (поведения), создание стратегии межличностного взаимодействия, а также создание пьесы жизненного спектакля являются формами выбора внутренней активности. Пьеса жизненного спектакля трудноуловима. На поверхность же выходит стратегия деятельности (поведения), стратегия межличностного взаимодействия.

Чем же выступает создание стратегии деятельности (поведения), создание стратегии взаимодействия в рассматриваемом явлении? Поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием. Великий философ Гегель показал внутреннюю противоречивость, взаимопроникновение и переходы такой парной категории как явление и сущность.

«Все материальные системы, заключая в своем содержании причино-следственные связи, имеют обусловленное и обусловливающее. Нет ни одной системы, которая бы имела бы одно и не имела бы другого; нет сущности без проявления, нет явления без сущности. Сущность и явление неразрывно связаны друг с другом. Они связаны и тогда, когда сущность проявляет себя неадекватно в форме видимости (кажимости) ” [34, с. 475].

В процессе чувственного восприятия мы нередко сталкиваемся с тем, что явления кажутся не такими, каковы они есть на самом деле. Это и есть видимость (кажимость). Видимость проистекает из-за недостаточной осведомленности, искажающей картину реальности, из-за не осознаваемости явления. Категория видимости (кажимости) выражает, прежде всего, факт несоответствия сущности и ее внешнего обнаружения. Это несоответствие нередко принимает характер явной противоположности. Быть и казаться – это такие стороны объекта, которые требуют постоянного различения. «Кажимость искаженно выражает сущность. Но и будучи противоположной сущности, ее искаженным выражением, она остается объективной, находится в единстве с явлением» [34, с. 475].

Создание стратегии деятельности (поведения) – это кажимость создания пьесы сольного жизненного спектакля. Создание стратегии межличностного взаимодействия – это кажимость создания пьесы группового жизненного спектакля.

Не следует забывать, что сущность обнаруживается и в массе явлений, и в единичном существенном явлении. В форме создания стратегии деятельности (поведения), создания стратегии межличностного взаимодействия сущность выступает прозрачно, тогда как в форме создания пьесы жизненного спектакля – неотчетливо. Сущность замыкается на внутренние устойчивые связи наблюдаемого объекта, на те необходимые отношения, которые являются законом его развития. И в этом смысле сущность отличается от видимости (кажимости), ориентированной на несущественные отношения.

Явление совсем не похоже на то, что за ним скрывается. Проследив формирование выбора внутренней активности, мы наблюдаем одну из форм его действия – создание стратегии деятельности (поведения), создание стратегии межличностного взаимодействия.

Человек решает жизненные задачи, начиная с дня рождения и до самой смерти. Решение этих задач сопровождается стратегией и тактикой. Итоги решения этих задач – разные, нередко – отрицательные. И зависят они от выбранных стратегии и тактики. Жизнь – это сплетение цепи дел с цепью поступков и цепью событий.

Осмелюсь выдвинуть гипотезу: житейское дело представляет собой тактические действия, соединенные стратегическим замыслом.

Стратегия и тактика – это воздух для человека. Ни один человек ни минуты не может обойтись без стратегии и тактики. Все удачи и неудачи – это результат правильно либо ошибочно выбранных стратегии и тактики. Советы, которые дает один человек другому – это стратегия и тактика чистой воды. Стратегия и тактика имеют тотальный характер и используются всеми людьми в повседневной жизни. Известный психолог П. Я. Гальперин отмечает: «В ориентировочной основе действий различается две части:

– образ объекта, который предстоит получить, с определенным внутренним строением, свойствами и признаками, словом модель будущего результата, соотнесенная со свойствами исходного материала;

– образ системы операций, подробный план действий. С помощью этих операций сначала проверяется состав, качество, состояние всех условий задачи, а потом выполняются преобразования, обеспечивающие последовательное превращение исходного материала в заданный продукт» [35, с. 228].

Другими словами, в ориентировочной основе действий различается две части – стратегия и тактика.

Стратегия деятельности представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для удовлетворения потребностей либо достижения поставленных целей: заняться тем-то, сделать то-то, делать то-то, удовлетворить потребность в том-то.

«Под сущностью любого явления понимается его смысл, внутреннее содержание, основание, то, что оно представляет само по себе, то, чем отличается от других явлений и от изменчивых состояний самого себя, вызванных внешними обстоятельствами. Существование означает изменчивое многообразие явлений в их всесторонней связи. Оно характеризуется данностью, пребыванием, становлением и развитием вещи. Существовать – значит проявлять свою определенную жизнедеятельность в пространстве и времени, сохранять себя в системе связей и отношений реального мира и изменяться, действовать и подвергаться воздействию, участвовать в процессе жизни» [36, с. 395]. Что же мы имеем в действительности? Не создание пьесы жизненного спектакля, а создание стратегии деятельности (поведения), создание стратегии межличностного (межгруппового) взаимодействия проявляется в пространстве и времени. Не создание пьесы жизненного спектакля, а создание стратегии деятельности (поведения), создание стратегии межличностного взаимодействия подвергается воздействию. Не создание пьесы жизненного спектакля, а создание стратегии деятельности (поведения), создание стратегии межличностного взаимодействия участвует в процессе жизни.

Не следует забывать, что сущность обнаруживается и в массе явлений, и в единичном существенном явлении. В форме создания стратегии деятельности (поведения), создания стратегии межличностного (межгруппового) взаимодействия сущность выступает прозрачно, тогда как в форме создания пьесы жизненного спектакля – неотчетливо.

Жизненные спектакли подобны театральным. На долю одних театральных спектаклей выпадает успех, а другие его не имеют. Основа успешного спектакля – успешная пьеса. Точно также пьеса жизненного спектакля может быть успешной либо безуспешной. Успешная пьеса жизненного спектакля – это безошибочная стратегия деятельности (поведения), безошибочная стратегия межличностного взаимодействия. Безуспешная пьеса жизненного спектакля – это ошибочная стратегия деятельности (поведения), ошибочная стратегия межличностного взаимодействия. Конфликты и неудачи – это результат безуспешной пьесы жизненного спектакля. Успех, согласованные межличностные взаимодействия – это результат успешной пьесы жизненного спектакля. В групповом жизненном спектакле для одних участников пьеса жизненного спектакля может быть успешной, а для других – безуспешной. Например, в групповом жизненном спектакле «Продажа алкоголя» торговец извлекает прибыль, а алкоголик теряет здоровье, приобретает болезнь. Для торговца пьеса жизненного спектакля «Продажа алкоголя» является успешной, для алкоголика – безуспешной.

Глава. 2. Явление сценарной подготовки жизненного спектакля

Контексты сценария

Сценарий употребляется в разных контекстах: театра импровизации, театральный, жизненного спектакля, кинематографический, действий, прогнозирования.

1. Сценарий – краткое содержания пьесы, сюжетная схема, по которой создаются спектакли в театре импровизации. (Контекст театра импровизации).

2. Сценарий – литературное произведение, предназначенное для воплощения с помощью средств киноискусства и телевидения. (Кинематографический контекст).

3. Сценарий – план постановки спектакля. (Театральный контекст).

4. Сценарий – план организации всех работ жизненного спектакля. (Контекст жизненного спектакля).

5. Сценарий – заранее подготовленный детальный план осуществления чего-либо. (Контекст действий).

6. Сценарий – система предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза. (Контекст прогнозирования).

Если обратиться к литературному языку и разговорной речи, то можно обнаружить разные контексты сценария. Чем же обусловлены возникшие разные контексты сценария? Язык постоянно развивается, чутко реагируя на изменения в жизни общества. Рождаются новые слова, старые – наполняются новым содержанием. Изменение словарного состава литературного языка связано с перемещениями слов из одной сферы употребления в другую. Такие перемещения обусловлены обычно изменениями носителей литературного языка, степенью речевой активности различных социальных групп. В этих перемещениях проявляется и постоянное взаимодействие между литературным языком и языком наук, специальностей, профессий, а также разговорной речью народа. Творческое отношение носителей языка к повседневной речи рождает огромное множество самых разных вариантов общеизвестного термина, его дополнений и толкований, контекстов. Иногда термин превращается в общеупотребительное слово. Нередко протекает обратный процесс: общеупотребительное слово, попадая в определенную терминосферу, становится термином. Так случилось с термином «сценарий». Вначале сценарий принадлежал кинематографической терминосфере. Затем стал общеупотребительным словом. И, наконец, попав в терминосферу действий и в терминосферу прогнозирования, он вновь превратился в термин. Так появились сценарий в контексте действий и сценарий в контексте прогнозирования.

В театре термин «сценарий» используется крайне редко, в тех спектаклях, которые состоят из экстралингвистических сценических действий. Наблюдается парадоксальная картина. По отношению к существованию сценария в театре общество разделилось на два лагеря – театральные деятели и «остальной народ». Театральные деятели – режиссеры и артисты – считают, что в театре сценария нет, а «остальной народ» – что есть. «Остальной народ», а это 99, 999% населения, полагает, что режиссер ставит спектакль на основании сценария. Под сценарием подразумевают постановочный план. Вот такие представления приводят к тому, что сценарий в театре – это виртуальный сценарий. Сценария самого нет, но есть эффект присутствия сценария. Налицо виртуальная реальность.

Между сценариями различных контекстов существует прямая связь. Сценарий в контексте действий либо в контексте прогнозирования является визави режиссерскому сценарию в контесте жизненного спектакля. Если представить сценариий в виде айсберга, то макушкой является сценарий в контексте действий либо в контексте прогнозирования, а подводной частью – сценарий в контексте жизненного спектакля. Осознается сценарий в контексте действий либо в контексте прогнозирования, не осознается – режиссерский сценарий в контексте жизненного спектакля.

Путаница контекстов сценария

Термин «сценарий» употребляется в разных контекстах: театра импровизации, театральный, жизненного спектакля, кинематографический, действий, прогнозирования. Отсутствие типологии контекстов сценария породило контекстуальную путаницу, привело к непониманию и логическим ошибкам.

Существует определение реальное и определение номинальное. «Определение реальное – определение, дающее описание каких-либо объектов. Определение номинальное – определение, выражающее требование, как должно употребляться вводимое понятие. Определение номинальное противопоставляется определению реальному, представляющему собой описание определяемых объектов. Описать предмет – значит перечислить те признаки, которые ему присущи. Описание говорит о том, каким является предмет, предписание говорит о том, каким он должен быть. Является ли некоторое определение описанием или же предписанием, во многом зависит от контекста употребления этого определения. Кроме того, некоторые определения носят смешанный, описательно-предписательный характер и функционируют в одних контекстах, как описания, а в других – как предписания. Зачастую утверждение в одном контексте звучит как определение реальное, а в другом выполняет функцию номинального. Реальное определение является истинным или ложным, как и всякое описательное высказывание. Определение номинальное, как и всякое предписание, не имеет истинного значения. Оно может быть целесообразным или нецелесообразным, но не истинным или ложным» [37, с. 249].

С номинальным определением термина «сценарий» нужно обращаться вдумчиво и осмотрительно. В противном случае можно прийти к ложным выводам.

Зададимся вопросом, правомерно ли использовать термин «сценарий» для игры? На этот вопрос невозможно ответить правильно, так как он поставлен не корректно. Дело в том, что контексты самого сценария различны. Различно толкование термина «сценарий», различна его сущность. Точным вопросом будет следующий: «В каком контексте (прогнозирования, действий, театральный, кинематографический, жизненного спектакля) правомерно использовать термин „сценарий“ для игры?»

Использование термина «сценарий» в контексте прогнозирования является правомерным. В игре одно событие следует за другим, и можно спрогнозировать ход этих событий. Использование термина «сценарий» в контексте действий также является правомерным. В игре можно наблюдать, как игроки реализуют намеченный план (схему, программу, последовательность) действий.

А вот использование термина «сценарий» для игры в театральном контексте либо в контексте жизненного спектакля является неправомерным. В этом случае изменится смыслообразующий контекст. Такое переструктурирование контекста приводит к изменению картины мира. В измененной, субъективной картине мира авторы начинают приписывать игре характеристики спектакля. Это приводит к ложному выводу – наличию в игре режиссера, актеров, героев, действующих лиц, ролей, фигур, персонажей, сюжета, сцен, мизансцен, декораций, представлений, постановки, театральных действий. Такой вывод противоречит понятию «игра». Механизм совершения ошибки следующий. В начале рассуждений об игре термин «сценарий» используют в контексте прогнозирования либо в контексте действий. Затем в подсознании происходит переход к театральному контексту или к контексту жизненного спектакля. И в завершение делают ложный вывод о наличии в игре режиссера, актеров, героев, действующих лиц, ролей, фигур, персонажей, сюжета, сцен, мизансцен, декораций, представления, постановки, театральных действий.

Алгоритм может быть противоположным. В начале рассуждений о театральном спектакле (о жизненном спектакле) термин «сценарий» используют в театральном контексте (в контексте жизненного спектакля). Затем неосознанно осуществляют переход к контексту прогнозирования либо к контексту действий. И в завершение делают ложный вывод о наличии в спектакле (жизненном спектакле) игроков, игр, правил, выигрыша, результата, победителей. Такой вывод противоречит понятию «спектакль» («жизненный спектакль»).

Приведу несколько примеров, иллюстрирующих такого рода ошибки.

«Основной сюжет остается прежним, но действие развивается несколько по-другому… Пройдя через несколько таких адаптаций, человек подходит к основному представлению – и к финальному выигрышу. Если сценарий „благоприятный“, финал проходит в форме прощального обеда» [26, с. 195].

«Игра идет по следующему сценарию: получение информации о ключевых фигурах территории, установление с ними контакта с целью их подчинения и установления их полной от него зависимости. Далее сценарист ставит написанную им пьесу с ними в главных ролях. Спектакль начинается и сценарист «уходит в тень», наблюдая его со стороны и изредка подправляя. Когда главные действующие лица подготовили ему результат, сценарист появляется «на сцене» [19, с. 229].

Использование термина «сценарий» для игры в кинематографическом контексте также является неправомерным. Это приводит к ложному выводу – наличию в игре кинооператора, звукооператора, артистов, режиссера, монтажера, сцен, сюжета. Понимание между людьми возможно только тогда, когда они общаются в одном контексте. Если нет наложения и смешения контекстов партнерами по общению, проще понять друг друга. Отсутствие необходимой контекстуальной информации порождает контекстуальную путаницу и приводит к логическим ошибкам.

Жизненный сценарий

Не дав себе труда на обдуманное использование термина «сценарий», Э. Берн создал концепцию жизненных сценариев, согласно которой жизненный сценарий представляет жизненный план, основанный на принятом в детстве решении, подкрепленный родителями, оправданный последующими событиями. По мнению Э. Берна, «у каждого индивидуума есть подсознательный план жизни или сценарий, в котором он размечает длительные промежутки жизни – месяцы, годы, всю жизнь, – заполняя их периодами рациональной деятельности, развлечениями и играми, которые содействуют развитию сценария и одновременно приносят индивиду удовлетворение, обычно прерываемое периодами ухода в себя или короткими эпизодами близости» [26, с. 188]. В понятие сценария Э. Берн вкладывает совершенно иной смысл и дает собственное определение: «Сценарий – это постоянно действующий жизненный план, созданный в детстве под воздействием родителей» [26, с. 190]. «В раннем детстве каждый решает, как он будет жить и как умрет, и этот план, всегда присутствующий в сознании человека, мы называем сценарием» [26, с. 189]. Э. Берн допустил логическую ошибку difinito latior – слишком широкое определение понятия [16, с. 549]. Эта логическая ошибка вызвана нарушением правила определения понятия. Определение должно быть соразмерным. Существо допущенной ошибки заключается в том, что объем определяющего Э. Берном понятия «жизненный сценарий» оказался больше объема определяемого понятия «сценарий». Расширение объема понятия «сценарий» до жизненного сценария является неправомерным. Э. Берн без всякого на то основания наделил сценарий свойством колоссальной продолжительности, размером в целую жизнь, глобальности, превратил его в «жизненный сценарий», свел многочисленные сценарии к одному, «постоянно действующему жизненному плану, начинающемуся в детстве». Между тем, ежедневно человек принимает участие в нескольких жизненных спектаклях. Жизненные спектакли – непродолжительны. Такими же непродолжительными являются и сценарии жизненных спектаклей. На протяжении всей жизни каждый человек является автором (соавтором) бесчисленного количества непродолжительных сценариев жизненных спектаклей. И многие из них влияют на судьбу человека. Определение сценария, данное Э. Берном, относится к так называемому определению реальному. Описание определения «сценарий», данное Э. Берном, не соответствует действительности и является ложным.

Как после всего этого можно доверять индексу Гарфилда? По цитируемости Э. Берн вплотную приблизился к З. Фрейду. Все громко воздали хвалу Берну. Авторитет Берна заслонил собой глубинную психологию на сорок лет. Вслед за Берном психологи (доктора психологических наук!) и не психологи пошли по ложному пути. Остается загадкой, как в течение десятилетий никому в голову не приходило сомнение относительно правомерности введения Берном понятия «жизненный сценарий». Очевидно лишь одно: Берн не выписывал и не читал русский журнал «Прикладная психология». Иначе бы он вычитал, что «Психология – это наука объясняющая и доказывающая». Тогда бы он не поленился, записался бы в библиотеку, взял бы учебник логики и…

Ничто так не заразительно, как заблуждение, поддерживаемое громким именем. Под сильным гипнозом Берна находились М. Джеймс и Д. Джонгвард, говоря о сценарии. «Психологический сценарий – это план действий жизненной драмы личности, который предписывает, где личность подойдет к концу своей жизни и каким путем она будет к нему идти» [38, с. 83]. В определении, сформулированном этими авторами – как и у Берна, все тот же сценарий, размером в целую жизнь. Jurare in verba magistri – слепое следование за авторитетом.

Не правы сестры по разуму М. Джеймс и Д. Джонгвард, утверждая: «Психологический сценарий имеет поразительное сходство с театральным сценарием. И в том и в другом есть список исполнителей, определены диалоги, действия, сцены, темы и сюжеты, которые движутся к кульминации и оканчиваются занавесом» [38, с. 83]. При внимательном рассмотрении обнаруживается, что в сценарии жизненного спектакля нет ни списка исполнителей, ни диалогов, ни действий, ни сцен, ни тем. М. Джеймс и Д. Джонгвард смешали понятия «сценарий» и «пьеса». Не театральный сценарий, а театральная пьеса характеризуется списком исполнителей, диалогами, действиями, сценами, темой. Но в пьесе жизненного спектакля диалоги не известны. Невозможно знать заранее реплики, ответы других. Не известен и список исполнителей. Список исполнителей является результатом другого явления – явления житейской драматургии. Пьеса жизненного спектакля лишена картин, действий и сцен. Картины, действия и сцены в театральной пьесе имеют текст, их можно представить. В пьесе жизненного спектакля такого текста нет. И лишь во время воплощения пьесы жизненного спектакля в жизненный спектакль образы либо мыслеобразы превращаются в сцены, которые можно наблюдать. Особо надо остановиться на сюжете. В одних жизненных ситуациях ход событий известен и сюжет определен. Но довольно часто жизнь представляет собой нестандартную задачу. В этих случаях ход событий не известен и сюжет не определен.

Конец ознакомительного фрагмента.