ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
Вопросы:
1. Теоретическое содержание понятия «государство»
2. Сущность и основные признаки государства
3. Типология государств по формам правления и государственного устройства
4. становление и развитие гражданского общества в Республике Казахстан
2.1. Теоретическое содержание понятия «государство»
Рассмотрение всего комплекса проблем теории государственного управления следует начать с анализа базовой категории – государство.
При определении понятия государства важно учитывать не только субъективный характер, заключающийся в неодинаковом восприятии одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и объективные обстоятельства.
Из многих определений государства, которые встречаются в научной литературе, можно выделить два. Первое характеризует государство в самом широком смысле: государство – высшая форма организации человеческих сообществ, политический союз людей, подчиненных единой верховной власти, форма организации, имеющая главную цель выражение единой воли.В соответствии со вторым пониманием, государство – это политико-правовой институт, система особого типа социальных институтов, образующая организацию политической власти.
В соответствии с этим определением государство является сложной общественно-политической системой, важнейшими компонентами которой являются народ, территория, система права, система власти и управления.
Различные стороны государства могут стать основанием для определения государства различными авторами.
Социолог понимают государство – как определенным образом организованное население, форму организации общества.
Политолог определяет государство – как высший элемент политической системы общества, механизм власти.
Правовед видит в государстве определенный нормативный порядок, организующий жизнедеятельность людей.
Государство как субъект управления общественными процессами, существуя не одно тысячелетие, проявило себя как универсальная организация общества. Оно есть форма и способ упорядочения и обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности людей. Это самая большая и всеобъемлющая в мире организация, которой присуще такое качество, как всеобщность. Государство обладает всеми чертами организации, имеет иерархическую структуру, аппарат управления, т.е. государственный аппарат, подобного которому не имеет ни одна организация. Он специализирован по ветвям власти, наделен публично-правовыми функциями, выступает в качестве необходимого механизма обеспечения реализации общественных функций государства внутри страны и на международной арене [6].
Понятие «государство» иногда используется в самом широком смысле, например, для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества. Нередко же он применяется и в очень узком смысле для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например, органов управления, или же субъектов, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.
Понятие государства может употребляться:
– в юридическом смысле. Государство может представляться как юридическое лицо, правовой феномен, как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается при этом лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком. В силу этого с юридической точки зрения проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка;
– понятие государства может употребляться в социологическом смысле. В данном аспекте государство должно рассматриваться как некая «социологическая общность», социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности.
Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, характерной чертой является исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам. Фактически не существует таких государств, где все акты и действия (команды, подаваемые от имени государства) исходили бы первоначально от одного правительства. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур. В результате их деятельности всегда возникало значительное число доминирующих в обществе отношений, бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражала то, что называется социологическим государством;
– понятие государства может определяться как живой, «естественный организм». В соответствии с таким подходом оно рассматривается не иначе как «форма социальной биологии»;
– понятие государства определяется как система норм, нормативный порядок или же как политически организованное общество как государство-власть.
Государство, подчеркивают теоретики в области государственного управления, имеет политический характер. Оно является политической организацией потому, что устанавливает порядок использования силы, потому, что оно обладает монополией на применение силы.
Итак, сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективизм его восприятия различными авторами, с другой, объективно обусловливает возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.
Исходя из этого, вполне понятным является сам факт возникновения в различные периоды развития общества множества определений и понятий государства и их активного использования. Сколько существовало государствоведов и философов, столько существовало и определений государства. Весьма заметно при этом сказывался субъективизм.
Например, один из величайших мыслителей античности Аристотель определял государство как самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся, и ни от кого другого не зависящих.
Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения никколо Макиавелли определял государство как общее благо, которое должно получаться от реализации реальных государственных интересов. Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.
По мнению Макиавелли, максимально жизнеспособными государствами в истории цивилизованного мира были те республики, граждане которых обладали наибольшей степенью свободы, самостоятельно определяя свою дальнейшую судьбу. Он считал независимость, мощь и величие государства тем идеалом, к которому можно идти любыми путями, не задумываясь о моральной подоплеке деятельности и о гражданских правах. Макиавелли был автором термина «государственный интерес», который оправдывал претензии государства на право действовать вне закона, который оно призвано гарантировать, в случаях, если это соответствует «высшим государственным интересам». Правитель своей целью ставит успех и процветание государства, мораль и добро при этом отходят на другой план. «Государство» Макиавелли представляет собой своеобразное политтехнологическое наставление по захвату, удержанию и применению государственной власти.
Крупный французский мыслитель ХVI столетия Жан Боден рассматривал государство как правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства.
Известный английский философ ХVI века Томас Гоббс – сторонник абсолютной власти государства как гаранта мира и реализации естественных прав определял его как единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты.
Создатель идейно-политической доктрины либерализма, английский философ-материалист Джон Локк (1632-1704 гг.) представлял государство как общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы, то есть большинства граждан, входящих в государство. Он рассматривал государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.
По-разному определялось государство и другими авторами-юристами, философами, социологами, жившими в более поздний период и вплоть до настоящего времени. В немецкой литературе оно определялось, например, в одних случаях как организация совместной народной жизни на определенной территории и под высшей властью. В других – как союз свободных людей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием. В третьих же случаях государство рассматривалось как естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка.
В послереволюционный период в СССР (1917 г.), представлялось как особая организация силы, организация насилия для подавления какого-либо класса. В академических изданиях и в учебной литературе оно зачастую трактовалось в строго классовом смысле как политическая организация экономически господствующего класса, аппарата власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру или как исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспечивающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства.
В последнее десятилетие, начиная с так называемой перестройки 1985 г., когда на первый план в официальной общесоюзной, а затем казахстанской политике и идеологии вместо узко классовых стали выступать общечеловеческие ценности, классовая тональность в определениях государства и права стала постепенно вытесняться общесоциальной тональностью. Государство вновь пытаются определять как организацию или институт всех и для всех. Довольно типичным при этом является определение понятия государства, где оно рассматривается как единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
При определении понятия государства важно учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и внеклассовые, общечеловеческие признаки и черты.
Наиболее приемлемым определением государства было бы определение, в соответствии с которым оно рассматривается как организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества. Данное определение точнее других отражает не только понятие, но и социальное назначение государства как института, обслуживающего интересы и стоящих у власти классов или групп, и самого общества.
2.2.Сущность и основные характеристики государства
Вопрос о сущности и признаках государства является столь же сложным, как и само государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех времен. Главным является вопрос о политической власти. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и для бесклассового общества, как для общества в целом, так и для различных составных его образований. Соответственно принято различать виды власти: власть рода, племени, общины, власть общественных объединений, родительская, церковная, политическая, экономическая и т.д. Каждая из разновидностей общественной власти имеет известное своеобразие, отличается специфическими особенностями. Вместе с тем всем им присущи общие черты, синтез которых позволяет дать характеристику власти как общей социальной категории. Власть есть средство функционирования любой социальной общности, проявляющееся как отношение подчинения входящих в это сообщество лиц единой руководящей в ней воле. Отсюда неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение. Общественная власть немыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные содержание и форму. Государство представляет собой особую публичную власть, отделенную от общества. Государственная власть осуществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти – власть общественная, реализация которой характеризуется отсутствием социальных публичных учреждений [7].
Проблема сущности государства – это проблема определения самой важной его характеристики, совокупности наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые необходимые, глубинные связи и отношения предмета, явления, от которых зависят остальные их свойства и признаки.
В соответствии с современными философскими представлениями сущность, главная, определяющая характеристика любого предмета (явления, процесса), созданного или используемого человеком, обычно связывается с его назначением, со способностью удовлетворять те или иные потребности человека. С этих позиций сущность государства состоит в его социальном назначении, в регулировании общественных отношений, управлении обществом. Для продолжения существования человеческого общества необходимо обеспечивать постоянное производство и воспроизводство общественной жизни, что достигается наличием социального управления. Назначение государства как особой организации власти заключается в управлении процессами реализации стоящих перед обществом задач. Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства на систему общественных отношений с целью их упорядочения и планомерного развития. Практически все проблемы теории государства связаны с категорией «сущность государства» [7].
С точки зрения отражения в управленческой деятельности определенных интересов в современной теории государства и права принято различать две стороны сущности государства, поскольку управление обществом может осуществляться государством как в интересах всего общества, так и в интересах отдельных классов или социальных групп. С одной стороны, государство есть особая организация власти, которая выступает в качестве инструмента организации жизни общества, средства управления им с учетом общественных интересов. С другой стороны, государство может служить орудием насилия в руках меньшинства для подавления большинства населения, например, эксплуатируемых классов, является средством реализации интересов относительно немногочисленных социальных групп, которым принадлежит экономическая или политическая власть. Эти две стороны сущности в различных сочетаниях присутствуют во всех государствах.
ХХ век, несмотря на войны, революции, другие общественные драмы глобального и локального масштабов, так и не прояснил в должной мере сущность государства, его место и роль в жизнедеятельности людей. Не прекращается дискуссия между либералами и этатистами, по-прежнему популярна односторонняя трактовка государства как машины насилия, орудия подавления. Государство нередко рассматривается и как собственность тех политических сил или лиц, которые обладают в нем в данный момент властью. Ряд теоретиков пишут о государстве как о структуре, обеспечивающей всеобщее благоденствие, обязанной каждому человеку сделать добро.
Государство предстает перед каждым человеком в качестве формы общества. Оно связано системой общественных отношений людей, соучаствует в их сознании, поведении и деятельности, способствует организации жизни, в том числе экономической, на определенной территории. Государство объединяет людей, проживающих на очерченной государственными границами территории, и обеспечивает их взаимодействие между собой.
Государство – это территориальная организация людей, что имеет принципиальное значение. Во-первых, тем самым преодолеваются родоплеменные взаимосвязи, и они заменяются сугубо общественными. Во-вторых, создается структура, нейтральная по отношению к национальным, религиозным и социальным признакам разных людей. Исторически государство ведет к новому сообществу людей.
Вся специфика, имеющая сущностное значение, состоит здесь в том, что государство особым, юридическим способом объединяет людей, формой чего выступает институт гражданства. Однако, он до сих пор не получил у нас того внимания, которого заслуживает, поскольку институт гражданства в правовом смысле делает людей равными между собой, а по отношению к государству еще и равноправными.
Поскольку государство объединяет людей, проживающих на его территории, в том числе лиц без гражданства, а также граждан других государств, оно объективно выражает общие для всех, интегрированные потребности и интересы и цели жизнедеятельности всего сообщества людей. История, однако, знает немало примеров, когда по вине бездарных правителей или по их злому умыслу власть противостояла интересам своих граждан, что не способствовало прочности государственных основ.
Задача государства заключается в том, чтобы на каждом этапе развития находить то решение проблемы, которое, с одной стороны, обеспечивало бы права и свободы человека, давало простор его активности и творчеству, а с другой – вносило в общество определенное организованное начало, упорядочивало деятельность индивидуумов. Государство само по себе не решает проблемы, как обычно считается, так как ничего не производит, а создает и поддерживает организационные и правовые условия для решения проблем, на которые направляются усилия всего общества, людей, занятых производством материальных, социальных и духовных благ. Для государства важно видеть, в чем заключаются национальные интересы своего народа, каковы их взаимосвязь с интересами народов мирового сообщества и зависимость от них, и делать все необходимое для их практического осуществления.
Особый статус государства в обществе заключается в том, что только через его структуры и механизмы формируется и закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер. Государство посредством своих органов принимает законы и другие нормативные акты и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными и уголовно-правовыми. Можно сказать, что государству принадлежит легитимная монополия на законодательство и принуждение при его реализации.
Следует отметить, что государство отличается от общественных организаций и объединений своими специфическими признаками и чертами:
– наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Этот аппарат состоит из особого слоя людей, основное занятие которых заключается в выполнений властных и управленческих функций. Важнейшими составными частями этого аппарата являются органы государственной власти, органы управления, суда, прокуратуры и др. Отличительной особенностью государства является наличие, наряду с аппаратом власти и управления, аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, а также всякого рода принудительных учреждений как тюрьмы, лагеря и т.д. Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей в литературе нередко называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение;
– объединение населения по признаку гражданства на определенной территории. Государство в пределах своей территории является единственным официальным представителем всего населения. Территория государства – это своего рода материальная база любого государства, без которой оно не может существовать. Это естественное условие существования и функционирования государства. Один из важнейших признаков государства – суверенитет. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, и, во-вторых, независимость ее на международной арене. Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных, общественных органов и организаций. В суверенитете выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.
В большинстве конституций современных государств содержатся указания на то, что их власть исходит от народа и принадлежит народу. Теоретически государственная власть должна выражать интересы всего народа и служить народу. Однако практически это далеко не всегда так. Государственная власть и суверенитет не всегда совпадают с народной властью и суверенитетом народа.
Характерным признаком государства являются займы и налоги. Первоначально они были необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на различные образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные программы, осуществляемые государством;
– наличие законов, целой системы правовых норм и нормативно- правовых актов, которые регулируют все разнообразные отношения, возникающие в обществе.
Кроме названных отличительных признаков каждое государство имеет свои атрибуты, символы, памятные даты. У каждого государства есть свои гимн, флаг, герб, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия, которые, как правило, отличаются краткостью, экспрессивностью и легкостью произношения. Вместе с присущими каждому государству признаками и чертами они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и негосударственной организацией, с другой.
Сущность государства также заключается и в том, что для обеспечения реализации своих целей и функций оно создает и поддерживает в определенном объеме и состоянии свой аппарат – совокупность людей (с соответствующими средствами), профессионально занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей и воли, институциональным закреплением последних и разработкой государственно-правовых норм общества. Этот аппарат имеет сложную структуру и разнонаправленную деятельность. Одна его часть обслуживает законодательную функцию, исполнение законов и судебную защиту граждан, то есть связана с государственным управлением в функциональном его понимании, другая – поддерживает внутреннюю и международную устойчивость и безопасность государства, его взаимоотношения с мировым сообществом.
Состояние аппарата, его связанность с обществом или отчужденность от него, его объем и иерархическое построение, качество персонала и многие другие параметры имеют решающее значение для самого государства, общества и государственного управления.
Из многих определений государства, встречающихся в научной литературе, можно остановиться на следующих двух. Первое характеризует государство в самом широком смысле: как высшую форму организации человеческих сообществ; как политический союз людей, подчиненных единой верховной власти; как форму организации, имеющей главной целью выражение единой воли, обеспечение общих интересов, а также защиту прав и свобод человека. В соответствии с другим пониманием, государство – это система политических и правовых связей и отношений между людьми, регулирующих общезначимые виды их поведения и деятельности. Государство – политико-правовой институт, а точнее, система особого типа социальных институтов, образующих организацию политической власти. Позиция, акцентирующая институциональную сторону государства, наиболее четко выражается в сведении его к системе норм, определяющих поведение людей в обществе.
2.3. Типология государств по формам правления и государственного устройства
Существующие ныне государства существенно отличаются друг от друга. Эти различия – от глубоких, принципиальных до незначительных – имеют свое значение и сказываются на государственном управлении. Поэтому необходимо знать основные признаки, по которым различаются государства.
Типология государств различна и зависит от подхода. Согласно марксистскому подходу, наиболее общим критерием типологии государств считается общественно-экономическая формация. Она представляет собой исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень поступательного развития человечества. Каждой социально-классовой формации соответствует определенный исторический тип государства. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой и смену соответствующего типа государства.
Согласно этой схеме выделяется пять исторических общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая).
Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. Цивилизация – понятие весьма емкое и неоднозначное. Это синоним культуры и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры.
Основываясь на различных подходах к понятию цивилизация, государствоведы выделяют следующие виды цивилизации и соответствующие им типы государства:
– восточные, западные и смешанные;
– древние, средневековые и современные;
– крестьянские, промышленные и научно-технические;
– доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;
– локальные, особенные и современные.
Цивилизационный подход имеет один серьезный недостаток: здесь не выделяется то главное, что характеризует государство, – принадлежность к политической власти.
Однако определенный познавательный смысл имеют и типологии государств, основанные на типах общества, и существовавших человеческих цивилизациях, особенности которых обусловили своеобразие тех или иных типов государств. Цивилизационный подход больше внимания уделяет внутренним особенностям функционирования государственности, то есть за основу классификации берется соотношение государства и личности. В соответствии с этим подходом различают государства традиционные и современные или конституционные.
К традиционным государствам относятся ранее существовавшие, прежде всего, рабовладельческие и феодальные монархии. При этом народ не являлся источником государственной власти, государство обладало практически неограниченными полномочиями в отношении большинства граждан, отрицалось равноправие, наличие у народа естественных прав.
Современные или конституционные государства – это буржуазные республики и конституционные монархии. Народ является источником государственной власти, им формируются законодательные органы, государство подчинено обществу, признаны и гарантированы права человека.
Во второй половине ХХ в., особенно на рубеже ХХ и ХХI вв., появилась укрупненная градация в развитии человеческого общества, а именно выделение 3-х эпох (цивилизаций):
– доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной [8];
– первой, второй и третьей волны цивилизации [9];
– «экономика, движимая факторами производства», «экономика, движимая инвестициями», «экономика, движимая инновациями» по М. Портеру.
В последнее время весьма широко применяется хронологическая классификация государств: древние, средневековые, государства нового времени и современные. Существуют и другие, уточняющие и дополняющие классификацию типов государств по различным признакам.
По источнику и суверенному (то есть самостоятельному, независимому и верховному) носителю властной силы со времен классификации Аристотеля государства подразделяются на:
а) монархию;
б) аристократию;
в) демократию.
В монархическом государстве верховная власть принадлежит наследственному монарху, несущему ответственность за свои действия лишь перед богом, что подчеркивалось церемонией коронации, в которой участвовали, благословляя нового монарха, религиозные иерархи [5].
История и современность знают различные виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования. На современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов: дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная – у парламента, фактически подчиняющегося монарху.
В аристократическом государстве верховная власть должна принадлежать элите общества, опытным и лучшим его представителям. В демократическом государстве верховная власть должна принадлежать народу – гражданам данного государства.
В настоящее время сохранившиеся монархии превратились в конституционные, ограниченные законом, сочетающие в себе в разных вариантах и пропорциях монархические, аристократические и демократические начала.
Сложнее с выделением чисто аристократических государств, поскольку организационная консолидация элиты всегда была трудным делом. Нередко элита правила и правит под прикрытием либо монархии, либо демократии.
Следует иметь в виду, что каждый тип верховной власти определяет свою логику организации и функционирования государственного управления.
Форма правления рассматривается как организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом, или же она принадлежит коллективному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская.
По форме правления, то есть организации общегосударственной власти, различают парламентские и президентские республики. Имеются и смешанные формы: полупрезидентская республика и парламентарная монархия. При этом важным является признание принципа разделения власти и специфика механизмов его практической реализации.
В парламентской республике известным приоритетом пользуется выборный законодательный орган, из состава которого формируется правительство, подотчетное ему (Италия, ФРГ). Таков же механизм формирования и соотношения законодательной и исполнительной власти в парламентарных монархиях, где существует пост премьер-министра.
Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично. Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Япония, Дания, Голландия, Швеция и др.
В президентской республике законодательный орган (конгресс или орган с иным названием) и глава исполнительной власти (он же глава государства) избираются населением, самостоятельны в своих функциях, но связаны между собой посредством сдержек и противовесов (США, Аргентина, Мексика и др.). Особый статус имеют президенты – главы государств в Казахстане, России, Франции и других странах, которые в качестве арбитра и гаранта обеспечивают функционирование и взаимодействие органов «разделенной» государственной власти. В таких странах существует правительство, подотчетное в основном президенту. Выбор формы правления, функций, структуры и других параметров общегосударственной власти существенно влияет на государственное управление.
Форма государственного устройства представляет внутреннее строение государства, его деление на составные части – административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных его частей.
По форме государственного устройства, то есть по способу разделения государства на определенные части с соответствующим разделением власти по управлению ими, существуют две основных разновидности форм государственного устройства. Наиболее простая из них – унитарное государство. Это – единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части, управляемые по вертикали единой системой государственной власти. В них могут создаваться автономные образования, а также существовать развитое местное самоуправление.
Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции. Унитарными государствами являются Великобритания, Франция, Италия, Венгрия, Монголия и др.
Более сложной формой государственного устройства является федерация. Федеративное государство состоит из ряда других государств или государственных образований – членов федерации (штатов, кантонов, союзных или автономных республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. Наряду с существованием и деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти и управления, на территории каждого из них действуют также свои собственные высшие и местные органы государственной власти. Аналогично обстоит дело с конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и иными органами.
Исходя из вышеуказанных определений, Казахстан является унитарным, а Россия – федеративным государством. В Казахстане унитарное государство разделено на 14 областей и три города республиканского значения – Астану, Алматы и Байконыр.
Одной из важнейших, хотя и менее распространенных по сравнению с другими формами государственного устройства, является конфедерация. Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства – члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные – экономические, политические, военные и иные цели.
Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации. В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария. Хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве независимых государств.
Важное значение имеет разграничение государств по действующему политическому режиму – содержанию методов и приемов практической реализации государственной власти. Именно политический режим есть действительность государственной власти.
Под политическим (или государственным) режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления государственной власти.
Политический режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующим на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества.
О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важными из них являются способы и порядок формирования органов государственной власти, управления и правосудия; порядок распределения между различными госорганами компетенции и характер их взаимоотношений; степень реальности прав и свобод граждан; роль права в жизни общества и в решении государственных дел; место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур; степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством; основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов и др.
Политическая практика полностью подтвердила справедливость тезиса о том, что стоящий у власти слой или класс во всех странах неизменно вырабатывает две системы управления, два метода борьбы за свои интересы и отстаивания своего господства, причем эти два метода то меняют друг друга, то переплетаются вместе в различных сочетаниях. Это, во-первых, метод насилия, метод отказа от всяких уступок рабочему движению, метод поддержки всех стран и отживших учреждений, метод непримиримого отрицания реформ. Второй метод – метод «либерализма», шаг в сторону развития политических прав, в сторону реформ, уступок и т.п. В зависимости от того, какой из этих методов осуществления государственной власти в той или иной стране выступает на первый план, исторически зафиксировано несколько типов политических режимов:
– деспотический, к которому относятся тоталитарный, автократический, авторитарный режимы, при котором способом выражения государственной власти, олицетворяемой верховным правителем (император, король, дуче, вождь, фюрер, кормчий и т.п.) является насилие, подавление, произвол, ограничение свобод, установление сыскного контроля за поведением каждого человека. Авторитарное управление осуществляется через единую вертикаль власти, идущую только сверху вниз, и преимущественно в совокупности методов принуждения и физического подавления объекта властвования.
– авторитарный режим характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.
Логически завершенной и наиболее опасной крайней формой авторитарного режима является фашизм. В 1930-1940-х годах в ряде западных стран фашистский режим полностью ликвидировал буржуазно-демократические права и свободы, уничтожил все или почти все оппозиционные организации и учреждения, выдвинул на первый план и широко использовал террористические методы правления. Широкая социальная база была создана в основном за счет мелкой, жаждущей власти и богатства, буржуазии, отчасти – средней буржуазии и обманутых слоев рабочего класса и крестьянства.
Появление фашистских режимов является показателем резкого обострения социально-классовых противоречий внутри общества, кризиса политической власти господствующего класса, свидетельством того, что правящая элита не в состоянии больше обеспечить свое господство лишь либерально-демократическими методами. Она вынуждена под угрозой утраты государственной власти прибегать к широкому использованию террористических методов. Ярким примером тому могут служить фашистские режимы, существовавшие в довоенный период в Германии и Италии.
Характерными чертами фашистских режимов в этих странах были сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав неимущих слоев. Официально насаждаемый через средства массовой информации антикоммунизм и антисемитизм. Прикрытие антинародной политики лозунгами заботы о благе народа, постоянно проводимая на государственном уровне охота на коммунистов и всех иных, не согласных с проводимой фашистскими лидерами политикой. Повседневная опора правящих кругов на армию, полицию и другие репрессивные органы, непререкаемая власть вождя – фюрера, дуче, ставших «богами» фашистской Германии и Италии.
Кроме названных существует ряд и других особенностей фашистских режимов. Одной из важнейших среди них является абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной. Диктатура исполнительной власти устанавливается повсеместно под предлогом проведения «кардинальных реформ», борьбы за «единство нации», за установление подлинной демократии, торжества законности и справедливости.
Деятельность парламентских структур при этом полностью парализуется и политически нейтрализуется. Представительная власть народа заменяется властью политиканствующей клики. Парламент практически лишается своей традиционной компетенции – творить законодательство.
Например, согласно Закону о ликвидации бедственного положения народа и государства, принятому 23 марта 1933 г. в Германии, вся законодательная деятельность была фактически закреплена за правительством. Оно наделялось полномочиями принимать любые законы без какой-либо санкции парламента – рейхстага. При этом допускалось, что такие законы могли и не соответствовать конституции. Международные договоры не нуждались более в ратификации парламента. Канцлер наделялся исключительными прерогативами на разработку и внесение на рассмотрение правительства проектов законов. Последние ступали в силу на следующий день после их утверждения;
– либеральный, при котором государственная власть исходит, прежде всего, из прав и свобод человека и подчиняет их осуществлению свои возможности. Этот режим чаще выступает политическим лозунгом, чем реальностью, и по причинам, которые зависят не только от государства. При либеральном режиме власть как бы обслуживает свободу;
– демократически-правовой, сущность которого состоит в проведении в жизнь демократически сформированной всеобщей воли народа строго в рамках материального и процессуального законодательства.
Характерными чертами буржуазно-демократического режима являются конституционное провозглашение и частичное осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организаций, существование ряда политических, в том числе оппозиционных партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, официальное признание принципа буржуазно-демократической законности и конституционности, принципа разделения властей и др.
Демократический тип государственного управления представлен иерархической структурой политических институтов и руководящих должностных лиц, избранных народом и сменяемых им. Этой структуре управления присуща вертикаль государственной власти, но идущая как сверху вниз, так и наоборот – снизу вверх, что предполагает контроль общества над властными структурами.
В настоящее время налицо стремление к установлению именно демократического политического режима.
Представленная типология относительна, так как в мировом сообществе существуют различные модификации авторитарных и демократических систем, в том числе смешанные и переходные.
2.4. становление и развитие гражданского общества в Республике Казахстан
События, радикально преобразовавшие бывший Советский Союз, стали достоянием истории. В настоящее время молодое суверенное государство – Республика Казахстан – признано мировым сообществом.
Развитие демократии, реформирование отношений собственности и движение к рыночной экономике признаны безальтернативным средством вывода экономики из кризиса, создают благоприятный климат для становления национального государства. При этом главное, чтобы все общественные преобразования осуществлялись в соответствии со сложившейся психологией и традициями народа, с обязательным учетом прежнего тоталитарного режима в нашем сознании и поступках, от которых невозможно быстро освободиться.
Республика Казахстан ставит стратегические цели в сфере политики, к которым можно отнести:
– развитие молодого суверенного государства в направлении формирования сильной президентской республики;
– создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества;
– обеспечение стабильности как главной политической цели как необходимого условия успешного осуществления экономических и государственных реформ;
– использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мирохозяйственные связи.
В сфере экономики:
– формирование социальной рыночной экономики, основанной на многообразии форм собственности и конкурентных началах;
– форсированное индустриально-инновационное развитие, способствующее модернизации и изменению структуры экономики в пользу обрабатывающей промышленности при сохранении роли и значения горнодобывающих отраслей;
–создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека;
–повышение уровня локализации и увеличение казахстанского содержания в государственных закупках и закупках иностранных компаний и компаний квазигосударственного сектора.
Главные ориентиры развития социальной сферы до 2050 года заключены в конкретных индикативных цифрах:
– увеличить показатель объёма ВВП на душу населения до 60 тысяч долларов с тем, чтобы Казахстан стал страной с преобладающей долей среднего класса;
– доля городских жителей вырастет с нынешних 55 до 70 процентов всего населения, а города и населенные пункты свяжут качественные дороги и скоростные маршруты всех видов транспорта;
– утверждение здорового образа жизни и развитие медицины позволит увеличить продолжительность жизни казахстанцев до 80 лет и выше;
– Казахстан станет одним из ведущих евразийских центров медицинского туризма;
– завершится формирование передовой национальной образовательной системы;
– Казахстан должен стать одной из самых безопасных и комфортных для проживания людей стран мира;
– мир и стабильность, справедливое правосудие и эффективный правопорядок – это основа развитой страны.
В сфере духовного развития:
– развитие духовной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия страны;
– обеспечение национальных и равных гражданских прав представителям всех наций и народностей, проживающим в Казахстане, создание условий для развития их языка и культуры.
– забота о будущем казахской нации, о судьбе других наций, населяющих республику, сохранение дружбы и единства между ними как залога процветания нашей страны.
Концептуальная модель развития Казахстана предусматривает создание общества открытого типа, демократического, миролюбивого государства. После распада СССР постсоветские республики начали строить государственность на базе старой Конституции и союзных законов, которые, отражая принципы прежней системы, абсолютно не отвечали новым реалиям и не могли служить правовой основой государственного строительства. В связи с этим в 1993 году была принята первая Конституция суверенного Казахстана.
Вместе с тем с течением времени становилось ясно, что в модели государственного устройства имелось непреодолимое противоречие между новой президентской формой правления и старой системой советского периода. И в 1995 году была принята новая Конституция Республики Казахстан.
Благодаря этому в стране создан устойчивый и преемственный институт сильной государственной власти, что позволило стабилизировать все внутриполитические процессы и сосредоточить усилия на наиболее сложных участках – экономической реформе и ее законодательном обеспечении. Благодаря Конституции, в стране заложены фундаментальные основы новой государственности, сформирована единая государственная власть, способная направлять общественное развитие.
На основании отмеченного, можно выделить основные закономерности развития государственности в Республике Казахстан: формирование свободного рынка; развитие частной собственности как основы экономической свободы индивида; демократическое переустройство общества с учреждением приоритета прав и свобод человека; плюрализм мнений, убеждений, интересов; политэтничность состава казахстанского общества; развитие и укрепление гражданского общества и т.д.
Основная и главная сущность государства Республики Казахстан провозглашена в пункте 1 статьи 1 Конституции: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» [10].
Демократическое государство – понятие, определяющее Казахстан как республику, государство с республиканским строем, при котором народ является единственным источником государственной власти и обладает правом непосредственно избирать главу государства и Парламент, сменять их по истечении срока их полномочий. Республиканский строй независимо от формы правления представляет собой возможности для реального изъявления воли и последовательного отстаивания интересов большинства казахстанцев высшими органами государственной власти.
Демократическое государство создает возможности выражения интересов меньшинства и отдельных граждан независимо от социального и национального происхождения, предоставляя им в соответствии с Конституцией Республики Казахстан свободу слова, совести, выбора языка и национальности, право на объединения, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, а также равное право на доступ к государственной службе, на участие в управлении делами государства и др.
Республика Казахстан утверждает себя в качестве социального государства, которое служит человеку и обществу в целом, а не отдельным его слоям и классам, стремится нивелировать, смягчать социальное неравенство путем содействия равномерному распределению тягот в обществе и благу всех граждан. Характеристика государства как социального означает гарантированную поддержку государством таких направлений развития общества как образование, здравоохранение, наука, культура, социальная занятость, охрана труда, социальное обеспечение и адресная поддержка групп населения с низкими доходами. Социальное государство признает право человека и гражданина требовать от него обеспечения прожиточного минимума и достойных условий существования, включая экологическую безопасность.
Светское государство указывает на то, что религиозные учреждения и различные вероисповедания отделены от государства, которое в равной мере относится к исламу и православию в Казахстане, к конфессиям других вероисповеданий.
Постсоциалистические преобразования открыли путь к формированию гражданского общества. Основы такого общества, необходимые его структурные компоненты нашли свое закрепление в Конституции Республики Казахстан. В 2011 году были подведены итоги Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы. На этом развитие гражданского общества в Казахстане не завершается. Совершенствование системы государственной поддержки неправительственных организаций, с целью дальнейшего развития гражданского общества, будет продолжено.
Гражданское общество – общество, где главным действующим лицом и субъектом происходящих в нем процессов и отношений выступает человек со всей системой его потребностей, интересов и ценностей. Это понятие также обозначает всю совокупность существующих независимо от государства и его органов общественных отношений: политических, экономических, культурных, национальных, религиозных, семейных и других, отображает многообразие частных интересов.
Общество становится гражданским лишь на определенной стадии демократического развития и формируется по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. становление гражданского общества и развитие демократии в стране находятся в тесной взаимосвязи: чем более развито гражданское общество, тем демократичнее государство [11]. Определяющее значение для всего процесса формирования в стране гражданского общества имеют конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина, их прирожденном и неотчуждаемом характере. Без такого гуманитарного компонента – свободных и полноправных индивидов – невозможно формирование гражданского общества. Именно усилия свободных индивидов, преследующих свои цели и реализующих свои частные интересы в рамках общего для всех правопорядка, определяют природу, содержание и характер формируемого гражданского общества.
Социальная структура казахстанского общества (социальный компонент гражданского общества) находится еще в стадии формирования. Формирование социальных групп, классов идет по имущественному признаку. По этому признаку общество делится на три слоя: 1) незначительный по численности олигархический слой (так называемые «новые казахи» – в основном представители банковского капитала, верхушка торгового и промышленного капитала, а также верхний слой бюрократии); 2) основная масса населения (большинство «бюджетников», пенсионеры, мелкие предприниматели); 3) промежуточный средний слой (предприниматели со средним доходом, основная масса чиновников, верхушка «бюджетников» [7].
Экономический компонент гражданского общества определяется наличием различных форм собственности – государственной и частной, которые признаются и защищаются равным образом, то есть за каждым членом общества признается право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Предпосылками развития гражданского общества являются появление у граждан экономической самостоятельности при многообразии форм собственности и возрастание статуса человеческой личности. Экономическую основу гражданского общества составляют многообразие форм собственности и суверенитет индивидуальных собственников, которым обеспечены законодательные гарантии равного признания и защиты.
Существенной характеристикой нашего государства является свобода труда. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения [10]. Конституция закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Духовный компонент гражданского общества отличается идеологическим многообразием, отсутствием государственной или обязательной идеологии, свободой совести и вероисповедания, свободой мысли и слова, правом на образование, свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, правом на доступ к культурным ценностям [7]. С духовной жизнью современного общества связан информационный аспект гражданского общества. Конституция гарантирует свободу массовой информации, что включает в себя свободную деятельность радио, телевидения, печати, компьютерной связи, цензура запрещена. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Одним из главных базовых условий существования гражданского общества является гласность, которая обеспечивается через независимые средства массовой информации – периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного освещения.
В информационной сфере жизни современного общества важную роль играет общественное мнение. Общественное мнение как независимый социальный фактор формируется лишь в условиях самостоятельного и независимого от политико-властного деления гражданского общества. Такое свободное общественное мнение возможно лишь там, где человек свободен как частный индивид, а не только как гражданин. Только там, где есть гласность, где имеется реальный плюрализм индивидуальных мнений, может появиться и общественное мнение как самостоятельный, общественно значимый феномен как общественный институт.
Именно поэтому политическая государственная власть Казахстана стремится законодательно регламентировать отношения, связанные с публичным распространением сведений об общественном мнении в средствах массовой информации.
Современное правовое государство и гражданское общество предполагают развитые институты представительной и непосредственной демократии и различные формы самоуправления.
Местное самоуправление – это негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определенным территориальным сообществом населения в целях развития и укрепления гражданского общества, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения [10].
Важным компонентом гражданского общества в Казахстане являются разнообразные общественные объединения – политические партии, профессиональные, различные общественные организации, учреждения, движения, фонды, трудовые коллективы.
Задачей демократического, светского, правового и социального государства является создание необходимых условий для всемерного развития гражданского общества, в котором различные по своей природе объединения граждан и юридических лиц (партии, правительственные объединения, средства массовой информации, союзы, ассоциации, инициативные группы и другие) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать власть.Задача гражданского общества – быть посредником между индивидуумом и государством.
К институтам гражданского общества относятся политические партии, местные сообщества, профессиональные союзы, религиозные объединения, творческие, общественные и научные союзы и объединения, средства массовой информации, а также неправительственные организации, реализующие широкий спектр услуг для общества, осуществляющие различные виды деятельности, созданные в виде негосударственных фондов, некоммерческих учреждений, союзов юридических лиц, других организаций и инициативных групп в целях решения общественно-полезных задач.
Политическая партия – добровольное объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании.
Профессиональные союзы – самостоятельные, с фиксированным индивидуальным членством общественные объединения, добровольно создаваемые гражданами на основе общности их профессиональных интересов, для представления и защиты трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов, улучшения условий труда.
Религиозные объединения – местные религиозные объединения (общины), религиозные управления (центры), а также духовные учебные заведения и монастыри [11].
Конституция РК закрепляет право граждан на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений. никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Существенное значение имеет признание в Казахстане идеологического и политического многообразия и многопартийности, равенства общественных объединений перед законом. Запрещается создание и деятельность лишь таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Республики Казахстан, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Перспективы демократических преобразований и достижение стабильного социально-экономического и политико-правового развития страны во многом зависят от характера взаимоотношений между гражданским обществом и государством. Эти взаимоотношения должны включать в себя два взаимосвязанных момента:
– всестороннее развитие общественной инициативы и самодеятельности;
– утверждение прочного правопорядка во всех сферах гражданского общества и государства.
Республика Казахстан стремится создать демократическое общество с многоукладной экономикой, открывающей каждому человеку равные возможности самостоятельного выбора и экономического самоопределения в реализации своих экономических, социальных, национальных, политических интересов, общество, где будут верховенствовать закон, воля народа и здравый смысл, а предприимчивые и трудолюбивые станут состоятельными и зажиточными гражданами.
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Назовите основные признаки, которые характеризуют государство.
2. Укажите типы государств по различным основаниям и раскройте их основные характеристики.
3. Рассмотрите классификацию государств по форме государственного устройства.
4. Раскройте типы государств по типу политического устройства.
5. Определите тип политического устройства в Казахстане.
Тесты по теме
1. Тип верховной власти:
A) монархия, аристократия, демократия
B) парламент, правительство, судебные органы
C) парламентская и президентская республики
D) государственная и муниципальная власть
E) командно-административная, рыночная экономики
2. Форма государственного устройства:
A) унитарная, федеративная
B) деспотическая, либеральная, демократическая
C) президентская, королевство
D) республика – автономия – округи – области
E) верховное, самостоятельное, независимое устройство
3. Политический режим представляет собой:
A) стиль государственного управления, в котором воплощается способность управленческих кадров
B) деятельность государства по изданию юридических правил поведения людей
C) совокупность способов, средств и методов осуществления высшими должностными лицами государственной властной воли
D) конституционный принцип распределения и осуществления государственной власти
E) поиск гипотезы при отклонениях от норм общественного поведения
4. Под термином «государство» понимается:
A) основное орудие политической власти в классовом обществе, появление которого обусловлено наличием разных классов, общин
B) форма общества, которая в сознании и в жизни общества отражается разными гранями;
C) демократическое общество, которое не вовлекает трудящихся в управление государственными и общественными делами
D) совокупность людей, профессионально занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей на определенной территории
E) государство олицетворяет собой сложное образование, воспроизводящее и содержащее в себе много общественного и одновременно оказывающее большое влияние на состояние и развитие общества, т.е публичная и легитимная властная сила общества
5. По источнику и суверенному носителю властной силы со времён классификации Аристотеля государство подразделяется на:
A) самостоятельное, независимое, верховное
B) парламентское и президентское
C) унитарное и федеративное
D) политическое и административное
E) монархию, аристократию, демократию