Вы здесь

Теория государства и права. Шпаргалки. 29. Монократическая форма государства (А. В. Петренко, 2012)

29. Монократическая форма государства

Монократическая форма государства характеризуется единовластием. Государственная власть концентрируется в руках либо монарха, либо диктатора, либо военной хунты, либо органов правящей партии (например, коммунистической) и т. д. При этом не имеет принципиального значения, принадлежит власть одному органу или системе определенного рода органов. Разделение властей в монократическом государстве отсутствует. Участие населения в формировании органов государственной власти или не допускается, или носит формальный характер. Местного самоуправления нет. Устанавливаются, как правило, авторитарные и тоталитарные режимы, которые опираются на принуждение, насилие, обязательную государственную идеологию, носящую иногда религиозный характер.

Для монократической формы государства зачастую характерны огосударствление экономики и всей общественной жизни, крайне элитарный характер государственной власти и отсутствие подлинно демократических прав и свобод личности.

Монократическая форма имеет несколько разновидностей. Выделяются, в частности, такие как: теократическая монократическая форма государства, существующая в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и др.); экстремистская монократическая форма (в фашистских и полуфашистских государствах); милитаристская монократическая форма (современный Ирак); монократическая государственная форма тоталитарного социализма (СССР).

Любая из этих форм может быть прикрыта парламентской оболочкой, могут существовать выборные органы, конституция, провозглашаться права и свободы личности, однако в действительности все это реального значения не имеет.

На форму государства, в том числе на форму правления, форму государственного устройства и политический режим, влияет прежде всего то, кому принадлежит государственная власть и чьи интересы она выражает. Принадлежность государственной власти каким-либо классам, сословиям, социальным группам характеризует содержательную сторону государства, а содержание с точки зрения философии является фактором, непосредственно влияющим на форму. У государств, имеющих одинаковое содержание, могут быть разные формы, и, наоборот, государства с разным содержанием могут иметь одинаковые формы. Это обусловлено тем, что на форму государства помимо его содержания влияют и другие факторы, причем как внутреннего, так и внешнего свойства.