23. Историческая эволюция концепции сущности государства
Вопросом, что такое государство, задавались мыслители еще в древности. Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Через два тысячелетия Н.М. Коркунов утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Но в основном все сходились на том, что государство создано ради поддержания правопорядка, видели в этом его суть и главное назначение. Однако это лишь один из признаков государства.
В новое время суть государства определяли как совокупность людей, территории, где они живут, и власти. Л. Дюги выделяет четыре элемента государства:
1) совокупность человеческих индивидов;
2) определенную территорию;
3) суверенную власть;
4) правительство.
В этом вопросе единогласия не было: кто отождествлял государство со страной, кто – с обществом, кто – с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством).
Ф. Ф. Кокошкин считал, что «государство не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Наибольшую сложность, по М. Веберу, представляло то, что «государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности.
Энгельс сказал о сути государства кратко, но емко: «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». Ленин слегка его поправил, и «подавление» заменил на «поддержание господства».
Как сегодня считается, эта формулировка верна только в отношении тиранических и диктаторских режимов.
Наиболее точной будет другая формулировка: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.