Вы здесь

Теория государства и права. Глава 6. Понятие и основные признаки права. Социальная роль и ценность права (С. В. Бошно, 2016)

Глава 6. Понятие и основные признаки права. Социальная роль и ценность права

✓ Понимание права.

✓ Различные учения о сущности права.

✓ Позитивизм.

✓ Социологический подход к праву.

✓ Признаки права.

✓ Формальная определенность.

✓ Длительность существования.

✓ Многократность применения.

✓ Нормативность.

✓ Стабильность и динамизм.

§ 1. Правопонимание. Типы понимания права

Право представляет собой одно из сложнейших явлений человеческой цивилизации. Ровесником общества является поиск смысла права, его сущности и места в системе ценностей общества.

Правопонимание представляет собой отражение и оценку права в соответствии с конкретными социально-политическими и культурно-историческими явлениями и ценностями. Правопонимание является отношением субъекта познания к правовой действительности и одновременно научным направлением, теорией.

Истории человечества известно множество теорий права, типов правопонимания. Их центральной проблемой является понятие права, его основных категорий и принципов.

Каждая эпоха человеческой цивилизации предлагает свое понимание права. За историческими, географическими и иными границами возникновения соответствующее определение права теряло свое значение. Отечественный законодатель никогда не формулировал легальных определений права, оставляя это поле для ученых упражнений, научных дискуссий. Впрочем, официальное определение закона также отсутствует.

Выработанные наукой определения права достаточно четко разделяются в зависимости от того, на какие традиции опирались их авторы – естественного права или юридического позитивизма.

Основные типы понимания права разделяются на три вида: естественно-правовые, позитивистские и социологические.




Сторонники естественно-правовой теории именуют право естественным постольку, поскольку оно вытекает из природы человека, всеобщего, универсального порядка. Естественное право – результат развития общества – существует независимо от того, закреплено оно в каких-либо источниках или нет. В некоторой степени эти права обусловлены экономическими, духовными и иными условиями, но по сути своей они являются прирожденными, отсюда следует их непоколебимость, неизменность, абсолютность. Естественные права возникают независимо от того, выражены ли они в юридических нормах или нет.

Такие права выступают в виде идей, представлений, они выражаются в морали, нравственности, обычаях и в юридических нормах. Право на жизнь, безопасное существование, свободное передвижение – примеры закрепления естественных прав в юридических нормах.

Теория естественного права представляет собой совокупность концепций, основывающихся на следующем определении права: право – это возведенная в закон справедливость.

Таким образом, естественно-правовая традиция несет в себе мысль о единстве, тождестве справедливости и права. Учение о справедливости занимает центральное место в теориях естественного права, как древних, так и современных. Справедливое право действует в противоборстве добра и зла, света и тьмы как активный творец и защитник добра. Основатель естественно-правового подхода Гуго Гроций полагал, что одновременно с позитивным правом действует неизменное вечное естественное право, которое согласно с природой общества разумных существ. Это право не связано ни с временем, ни с местом, оно неизменно. Естественное право представляет собой идеальное право, обусловленное природой человека.

И. Кант (1724–1804) развивал положение теории естественного права на основании теории практического разума. Согласно Канту, нравственный принцип естественного права состоит в том, чтобы человек поступал так, чтобы его свобода совмещалась со свободой каждого и всех.

Позитивистскому пониманию права соответствует определение права как системы норм, принятых или санкционированных государством. Это государственнический (этатический) позитивизм. Кроме государства, источником права в позитивизме может быть Бог, всеобщий разум и другие силы. Позитивизм выводит формулу «закон есть закон» независимо от содержания. Эта теория вообще исключает из понятия права вопрос о его содержании и справедливости. «Закон справедлив всегда» – это аксиома для позитивистов. И. Бентам, создавая теоретическую основу позитивистского понимания права, обосновывал идею, что государство создает нормы права для удовлетворения интересов человека. Он указал, что главное назначение правительства состоит в ограждении индивида от страданий.


Шершеневич Габриэль Феликсович (1863–1912), профессор; в 1901–1911 гг. преподавал на юридическом факультете Московского университета курс торгового права и судопроизводства. В 1906 году преподавал историю политических учений. Ушел в отставку в 1911 г. вместе с большой группой преподавателей университета в знак протеста против правительственной политики в области просвещения.


Социологический подход к праву выражается в том, что законодатель не создает право, а лишь открывает его. Такой подход оправдан, особенно в той мере, в какой отрицает волюнтаризм законодателя. Данная теория исходит из того, что право создается в общественной жизни. Его источником выступают противоборствующие интересы отдельных людей. Право создается применительно к конкретным случаям путем прецедентов. Суд ближе к жизни и сталкивающимся интересам. Оценивая их, он создает право. Законодатель этому праву может придать свою силу. Таким образом, законодатель не придумывает право, он только дает форму закона тому праву, которое сложилось в обществе и выявлено судом. Социологическая юриспруденция формировалась в трудах Е. Эрлиха, Т. Жени, К. Певеллина, Д. Фрэнка, О. Холмса и других. Сторонники этого подхода полагали, что закон, изданный государством, автоматически правом не становится. Он может стать правом, только воплотившись в конкретные правоотношения, реальные социальные действия. Нередко в данной теории преувеличивалась роль судов, т. е. только акты судов оценивались как реализация, как применение права. Среди всех форм права выделяется судебный (административный) прецедент. Сами же законы существуют только тогда, когда они воплощены в судебных решениях.

Достоинством данного подхода к пониманию права является соединение права с социальной средой.

Путь России к праву большей частью позитивистский. До Октябрьской революции Россия входила в романо-германскую правовую семью. Основные черты русской юриспруденции второй половины XIX в. сформировались в позитивистском русле. Именно этатический позитивизм преподавался в университетах, им руководствовались судьи и чиновники. В начале XX в. юридический позитивизм раскололся на ряд течений, оставивших существенный след в отечественной и мировой юридической мысли.


Ковалевский Максим Максимович (1851–1916), социолог. Он выступил одним из идеологов Партии демократических реформ (1905–1907), позднее был членом ЦК Партии прогрессистов (1912–1917). В 1906 году – член 1-й Госдумы, с 1907 г. – член Госсовета по выборам от Академии наук и университетов.


После революции 1917 г. правовые учения в России пережили упадок ввиду победы нигилистических позиций в отношении как права, так и государства. Октябрьскую социалистическую революцию рассматривали как первый шаг на пути к мировой революции, которая приведет к прекращению всех государственно-правовых институтов. Однако этим ожиданиям не было суждено осуществиться. Окончание Гражданской войны и военного коммунизма привело к развитию права. Ведущим моментом в правопонимании стал классовый подход, точнее, интересы господствующего класса, порождающие систему (порядок) общественных отношений.

Не только Россия стала страной господствующего позитивизма. Это учение главенствовало в большинстве стран мира, чего никогда не удавалось естественно-правовым концепциям. Характерное для многих разновидностей юридического позитивизма отождествление права с системой законов, помимо серьезных концептуальных потерь, сильно привязало науку к воле законодателя, привело к тому, что из юриспруденции выпало самое главное – право как справедливость. Такой подход делает законодателя абсолютным властителем над обществом, он может создавать право по своему усмотрению. Это объясняет притягательность позитивизма в качестве государственной доктрины. Типичное позитивистское мировоззрение отражается в выражениях: «Закон суров, но справедлив».

Сегодня человечеству необходимо совершенно новое ценностное мировоззрение, которое может представлять собой осмысленное, синтезированное начало положительного опыта различных концепций. Его основу может составить учение о естественной справедливости.

§ 2. Понятие права как институционного образования

В юриспруденции имеет место немало школ, по-разному объясняющих происхождение государства и права, содержание и предназначение их в жизни людей. Рассматривать подробно все их не представляется возможным, но в этом и нет необходимости. Все дальнейшее изложение в книге построено на понимании права, которое является наиболее распространенным в нашей стране. В этом подходе к праву определенным образом видится взаимодействие государства, права и общества. Эти три системы влияют друг на друга как в процессе создания права, так и во время его реализации.

Право как нормативно-регулятивная система есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения, которой присущи нормативность, формальная определенность, выраженность в официальных источниках и обеспеченная возможностью государственного принуждения.

Под правом можно понимать систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения.

Праву присущи следующие признаки: нормативность, формальная определенность, системность, динамизм и стабильность, всеобщность и общеобязательность, письменная форма, государственная охрана, волевой характер. Эти признаки принадлежат так называемому позитивному положительному праву которое преимущественно выражено в законодательстве. Это право связано с государством, что и предопределяет большинство его свойств. Рассмотрим основополагающие признаки права.

Нормативность выступает собирательным признаком права. Наличие или отсутствие именно этого признака решает вопрос о признании предписания правом. Нормативность имеет много проявлений. Первое: правовые предписания рассчитаны на вид общественных отношений (регистрация брака, выплата заработной платы и др.), т. е. в них закрепляются типичные для неопределенного круга лиц правила поведения. Второе: предписания действуют неопределенное количество раз вне зависимости от того, кто и сколько раз воспользовался ими. Не имеет значения даже тот факт, что никто вообще не пользуется какой-либо нормой. Нормативность проявляется в том, что право не предназначено никому лично. Оно в равной степени адресовано всем потенциальным субъектам, которые разделяются на большие группы. Например, правовые нормы могут быть адресованы пенсионерам, детям, военнослужащим и другим многочисленным коллективам субъектов.

Для понимания нормативности большое значение имеет обширная территория действия правовых предписаний. Границами действия правовой нормы может быть Россия, субъект Российской Федерации, территория муниципального образования (например, города). Не может быть нормативным предписание, действующее на территории улицы, подъезда, квартиры.

Представляется, что свойство нормативности – это отсутствие определенного, конкретного адресата, т. е. такого лица, которое определено индивидуальными, идентифицирующими его признаками. Причем эта идентификация позволяет выделить именно этого субъекта из субъектов такого же вида. Так, например, для человека его определенность, индивидуализация определяется при помощи фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства, для юридического лица – наименования, организационно-правовой формы и места нахождения.

Праву присущ такой признак, как формальная определенность. Она проявляется в четкости, однозначности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями правил законодательной техники. Именно поэтому субъекты права знают границы правомерного поведения, свои права и свободы, обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм.

ЗАКОН ГЛАСИТ –

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2007 г. № 48

О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ

25. Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Формальная определенность достигается особыми требованиями к правовому языку стилю изложения. В нормативных правовых актах запрещаются все приемы изложения, препятствующие определенности: использование метафор, уменьшительно-ласкательных слов, стихотворной формы, вопросительных и восклицательных предложений и т. п. В то же время четкость внешнего выражения неписаного права, например, обычая, достигается иными способами: вполне достаточно, если субъекты права понимают правила и единообразно их исполняют.

Право должно содержать положения, однозначно понимаемые субъектами, адресатами норм. Это является условием их одинакового исполнения и, как следствие, порядка в общественных отношениях.

Системность права означает, что нормы права для выполнения своих функций составляют взаимосогласованную, связанную систему. Системность в право вносится законодательно: закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, законодатель обязательно должен согласовывать их с уже существующими. Только системное, непротиворечивое, официально существующее право способно выполнить стоящие перед ним задачи. Эффективность права также находится в прямой зависимости от его системности. Ярким проявлением этого свойства является система права, которая выражает внутреннее строение права, его деление на отрасли и институты. Упорядочена и система законодательства, в которой также выделяют отрасли и институты.

С системностью связана иерархическая организация права. Право не может быть массивом равнодействующих правил: одни нормы обладают большей силой, другие – меньшей и не должны противоречить первым.

Нормы высшей юридической силы заключены в основном законе государства – конституции, меньшей силы – в федеральном законе и далее – постановления, приказы, инструкции и т. п. Противоречие недопустимо для права, так как в противном случае на один вопрос о содержании правомерного поведения оказывается несколько разных ответов. Для преодоления противоречий право содержит самозащитные механизмы: толкование, судебные процедуры.

Динамизм права проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее наглядно проявляется в период бурных социально-экономических и политических преобразований. Именно тогда интенсивно меняются и отменяются устаревшие нормативные правовые акты, активно разрабатываются и принимаются новые. Этот признак может входить в некоторое противоречие с требованием стабильности права, но постепенное развитие права не должно обострять эти принципы.

Конец ознакомительного фрагмента.