Вы здесь

Теория государства и права. Глава 5. Форма государства (С. В. Бошно, 2016)

Глава 5. Форма государства

✓ Понятие формы государства.

✓ Развитие учения о форме государства.

✓ Форма правления. Монархия. Республика.

✓ Форма государственного устройства.

✓ Унитарное государство.

✓ Политический режим.

✓ Демократический режим.

✓ Антидемократический режим.

§ 1. Понятие формы государства. Развитие учения о форме государства

Учение о формах государства прошло длительный путь становления. Формы государства изучались еще в древности. По мнению философов Греции, Рима и стран Востока, вопрос о классификации государственных форм является одним из важнейших в науке. Отличительной особенностью учений о формах государства этого периода является то, что философы, как правило, не видели различия между сущностью и формой государства, к форме сводили саму природу государственной власти.

В период Средневековья в учениях о формах государства так или иначе обосновывался божественный источник политической власти.

Мыслители эпохи Просвещения (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.) в своих политических учениях стремились объяснять формы государства исходя не из воли Бога, а из деятельности человеческого разума. В их теориях разоблачалась несправедливость власти тиранов, разрабатывались формы государства, наилучшим образом соответствующие принципам естественного права.

Так, Ш. Монтескье разделял формы государства на республику (основой власти является добродетель, равенство), монархию (основой власти является честь), аристократию (принципом власти является умеренность). Он считал, что формы государства зависят от размеров территории, климата страны и других свойств географической среды. Идеальной Ш. Монтескье считал конституционную монархию английского образца.


Монтескье Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред и де М. (18.01.1689, Лабред, близ Бордо – 10.02.1755, Париж), французский просветитель, правовед, философ и писатель. Основная работа: «О духе законов» (1748).


В свою очередь, Ж.-Ж. Руссо считал, что высшая суверенная власть в государстве принадлежит только народу, который может передать исполнение этой власти различным лицам и органам. Он различал политические формы в зависимости от того, кому народ передавал исполнительную власть: если одному лицу, то в этом случае имеется монархия, если небольшому кругу лиц – аристократия, если все лица осуществляют власть – демократия. Монархию, аристократию и демократию Ж.-Ж. Руссо считал простыми и идеальными формами, т. е. такими, которые существуют как исключение. В реальной действительности существует смешение указанных принципов правления.

Теории форм государства XIX в. исходили из того, что основным критерием при обосновании понятия «форма государства» является правовое положение высших органов государственной власти.

Принципиальным представлялся вопрос о том, кто осуществляет государственную власть, или, иначе, кто те лица, которые подчинили себе волю всех лиц, живущих в пределах данной территории.

В отечественной юриспруденции высказывалось мнение, что по форме устройства все государства могут быть разделены, как это признается издавна, на монархии и республики, но их различие не в числе правящих лиц, а в их юридическом положении.

Юристы конца XIX – начала XX в. выдвигали также понятие формы государственного устройства, в которое они включали строение государства, организацию его территории, взаимосвязь между входящими в состав государства территориальными, административными, национальными и другими единицами. В связи с этим в понятии формы государства были выделены: формы правления (организация верховной, суверенной власти) и формы государственных соединений. Оба этих понятия употреблялись как тождественные форме государства, хотя предпочтение отдавалось форме правления.

В середине XX в. распространение получило мнение о том, что форма государства в широком смысле слова включает в себя форму правления и форму государственного устройства, в узком – только форму правления.

Наиболее спорным вопросом общего понятия формы государства является проблема политического режима, так как этот элемент появился значительно позже остальных (в XX в.) и не все специалисты признают его наличие. В необходимости выделения понятия политического режима в общем учении о форме государства убеждают факты из реальной жизни. Еще в историческом прошлом возникали такие государственные формы, для понимания специфики которых было недостаточно охарактеризовать их форму правления или форму государственного устройства. Особенности, присущие только этим формам, заключались не только в том, что они были монархиями, а главным образом – в особых способах осуществления монархической власти. Соответствующие термины «деспотия», «тирания» употребляются для характеристики особого режима политической власти в стране.

Особенно актуальной проблема политического режима стала в связи с победой фашизма в некоторых государствах. Все это продемонстрировало, что и при республиканской форме правления возможны грубые нарушения прав человека и идей демократии.

Форма государства в современной науке рассматривается как сложное понятие, включающее ряд элементов.

Под формой государства следует понимать организацию государственной власти, охватывающую форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

§ 2. Форма правления: понятие, виды

Форма правления представляет собой способ организации государственной власти и характеризует способ замещения должности главы государства и высших должностных лиц.

Порядок замещения должности главы государства предусматривает две основные формы правления: монархию и республику. Разновидности этих форм определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.




Монархия. В переводе с греческого языка данный термин означает единовластие. Однако монархия – это не просто власть одного лица, а в современном понимании – власть наследуемая. В Средневековье монархами становились в результате выборов в узком кругу, чаще насилия, изредка приглашения. Эта власть нередко обожествлялась. Так, в Японии до 1945 года император считался сыном Солнца. Выделяют монархии абсолютные и ограниченные.

Абсолютная монархия. Эта форма правления типична для позднего феодализма, когда в недрах аграрного строя стали проявляться признаки строя индустриального.

Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредоточивается вся полнота государственной власти: он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью, назначать для этого правительство, вершить высший суд. Его власть не имеет никаких ограничений, по крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные рамки могут присутствовать и обычно в той или иной мере имеют место. Подданные юридически бесправны, поскольку все их права принадлежат монарху.

В современных условиях абсолютная монархия – раритет. В качестве примера можно привести Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства сегодня могут иметь даже конституции, которые в полном смысле таковыми не являются, поскольку не ограничивают власть монарха.

Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим. Ограниченная монархия бывает нескольких видов в зависимости от того, каким образом ограничена власть монарха (конституцией, парламентом).

Дуалистическая монархия является первоначальной формой ограниченной или конституционной монархии. Здесь уже можно наблюдать возникающее разделение властей, во всяком случае отделение законодательной власти от исполнительной.

Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными или определенной их частью, если избирательное право – цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть в какой-то степени независимой.

Разделение властей при данной форме правления, как правило, урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, т. е. без его утверждения закон не вступит в силу. Кроме того, монарх может давать чрезвычайные указания, имеющие силу закона и даже более высокую силу, а главное – он может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись только в 1989 году – через 15 лет.

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, используя лишь свое право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот достаточно мощный, однако использовать его можно только один раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него – с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.

Как для абсолютной, так и для дуалистической монархии типичен авторитарный политический режим. А сама дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, основу которой составляет монарх и его окружение.




Парламентарная монархия существует обычно в высокоразвитых странах, где переход от аграрного строя к индустриальному не был связан с ломкой прежних институтов власти. Напротив, они постепенно их преобразовали и приспособили к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада и др.).

Данная форма правления сочетается с развитым разделением властей при признании верховенства парламента над исполнительной властью, демократическим или, по крайней мере, либеральным политическим режимом.

Верховенство парламента обычно выражается в том, что правительство, которое, как правило, назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или нижней его палаты при двухпалатном парламенте), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей большинство в парламенте (его нижней палате), либо лидера коалиции партий, располагающих таким большинством.

При данной форме правления монарх «царствует, но не правит». Правом налагать вето в отношении законов, принятых парламентом, он либо не пользуется, либо осуществляет его по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, так как сам монарх не ответственен.

Главный политический признак парламентарной монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно быть отправлено в отставку монархом. Однако часто это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Республиканская форма правления характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.

Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально.

При прочих равных условиях республика – наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете основываются на мандате народа.

Следует при этом иметь в виду, что существуют разновидности республик, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, однако ее демократическая сущность выхолащивается.

Различие между отдельными видами республик состоит в характере взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью, порядком назначения на ведущие государственные должности и ответственностью органов государственной власти.

В президентской республике наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа сдержек и противовесов.

Главный признак данной формы правления – отсутствие у исполнительной власти ответственности перед парламентом за проводимую ею политику. Парламент не может смещать должностных лиц исполнительной власти, если они не нарушили закон. В своей деятельности они не нуждаются в доверии парламента.

Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может приостановить законодательную деятельность, налагая на принятые им законы отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство в обеих палатах парламента. В свою очередь, верхняя палата может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, кроме того, она ратифицирует подписанные президентом международные договоры.

Парламентская республика (Австрия, Италия) имеет много общих признаков с парламентарной монархией с точки зрения взаимодействия ветвей власти. Президент выбирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей в себя наряду с парламентом депутатов парламентов субъектов федерации или региональных представителей самоуправления. Правительство формируется парламентом из членов партий, получивших значительное количество мест в законодательном органе. Министры – члены правительства являются одновременно депутатами.

Президент парламентской республики обладает обширными полномочиями: он глава государства, формирует правительство, назначает на высшие государственные должности, созывает парламент и др. Он также обладает правом роспуска парламента.

Парламент республики имеет право осуществлять контроль за деятельностью правительства. Контрольные полномочия могут осуществляться в форме парламентского расследования, которые в данном типе республики являются достаточно эффективным инструментом. Также парламент может выражать свое отношение к различным аспектам деятельности правительства в форме резолюций.

Главный признак этого типа республики – политическая ответственность правительства перед парламентом, которая зачастую является солидарной: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает разным. Примером такого сочетания является право парламента выражать недоверие правительству, которое уравновешивается правом президента распустить парламент. Правительство в смешанных республиках формируется парламентом при активном участии президента.

В странах такой формы правления президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется.

Как показывает опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации.

При другом расположении политических сил данная форма правления теряет свою устойчивость и проявляются ее скрытые дефекты. Так, залог надежности президентской республики на прочность позиций правительства в смешанной форме правления испытывает угрозу со стороны значительных контролирующих функций парламента.

Такое достоинство чистой парламентской республики, как ответственность правительства перед парламентом может легко превратиться в фикцию в случае расширения властных полномочий президента.

§ 3. Форма государственного устройства: понятие, виды

Государственное устройство – внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти. Государственное устройство представляет собой политико-территориальную организацию государственной власти.

Выделяют два основных вида государственного устройства: унитарное и федеративное.

Унитарное государство – единое неделимое государство, подразделяющееся лишь на административно-территориальные единицы, не имеющие признаков государственности и не включающие в себя никаких государственных образований.

В унитарном государстве господствуют единые конституционные принципы, существует одна система центральных органов власти, как правило, функционирует единая валютная система, одна армия и т. д. Структурные элементы унитарного государства не имеют собственного законодательства, судебной системы, гражданства.

Общегосударственные органы управления обладают всей полнотой власти. Аппарат государства является единым для всей страны, и ни юридически, ни фактически центральная власть не ограничена местной властью.

В зависимости от степени централизации унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные. В бюрократических централизованных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначенные центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. Демократическая форма централизации допускает большую степень самостоятельности выборных местных органов государственной власти в отношении региональных вопросов.

Федерация – это форма государственного или национального государственного устройства, включающая государственные образования.

ЗАКОН ГЛАСИТ –

12 декабря 1993 года

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Федеративное государство соединяет государственные образования: края, области, земли, штаты, кантоны. Федерация обладает собственным суверенитетом, федеративными органами государственной власти, федеративной конституцией, армией, системой федерального законодательства и системой федеральных налогов.

Федерации чаще являются результатом договора между государствами, которые до вхождения в союз были независимыми. Другой способ образования федерации – присоединение к государству территорий, которые сохраняют за собой элемент государственной самостоятельности. Федерации могут быть также результатом стремления к самостоятельности и расширению правомочий единиц унитарных государств.

Суверенитетом обладает федерация, а не ее составные элементы. Субъекты федеративного государства не обладают суверенитетом.

Известны договорные и конституционные федерации в зависимости от того, в каком правовом документе определены основные принципы взаимодействия субъектов федерации.

Национально-территориальные федерации состоят из субъектов, на территории которых проживает население определенной национальности, объединенные особенностями культуры, языка, обычаев и традиций.

Административно-территориальное деление федерации означает, что субъекты формируются исключительно по территориальному признаку.

Смешанная федерация сочетает национально-территориальное и административно-территориальное деление.

В зависимости от того, каковы отношения субъектов федерации с центральной властью, выделяют симметричные (права всех субъектов равны) и асимметричные (права субъектов различаются) федерации. Так, например, в Российской Федерации республики имеют правомочия, отсутствующие у других видов субъектов (краев, областей и др.): гражданство, национальный государственный язык, конституцию.

Особенность федеративного государства состоит в наличии двух уровней государственной власти: общегосударственного (федерального) и субъектов федерации. Властные полномочия распределяются между этими уровнями и образуют предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения субъектов и федерации, а также предметы ведения субъектов федерации.

Федерации допускают двойное гражданство: федеральное и гражданство субъекта. Субъекты федерации имеют законодательство, которое должно соответствовать общегосударственному законодательству.

Традиционно наряду с формами государственного устройства рассматривается конфедерация, хотя этот союз не является государством.

Конфедерация – это союз государств, образующийся для решения определенных политических, военных, социально-экономических и других вопросов.

Исторический пример конфедерации – Соединенные Штаты Америки с 1781 по 1787 г., 80-е гг. XX в. – конфедерация Гамбии и Сенегала.

Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из союза, чего нет в федерациях.

Суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, входящим в ее состав. Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия субъектов конфедерации.

В предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов: войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, общей системы коммуникаций, разрешения споров между членами конфедерации.

В конфедерациях образуются только те государственные органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам. В частности, нет судебных органов, ограничен круг органов исполнительной власти.

Парламент конфедерации формируется органами ее субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям. Постоянно действующие государственные органы конфедерации лишены властных полномочий.

Бюджет формируется за счет добровольных взносов субъектов. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг, капиталов. В конфедерации нет союзного гражданства; как правило, отсутствует единая система денежного обращения.

Конфедерация является временным союзом, который при наличии централизованных тенденций может перерасти в федерацию, соответственно, стать государством. Возможен и другой вариант развития конфедерации – прекращение союза. Это может произойти в случае достижения целей, заявленных конфедерацией. Причиной распада конфедерации может быть усиление децентрализованных тенденций, противоречий между членами данного союза.

Кроме конфедераций известны и другие виды межгосударственных объединений (содружества, союзы), отношения доминионов и метрополий, личная и реальная унии, вассалитет и другие.

§ 4. Политический режим: понятие, виды

Политический режим – это система методов и способов осуществления государственной власти, определенная форма государственного властвования.

Политический режим обусловливает присущий тому или иному периоду жизни страны порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления. Это функциональная характеристика государства, так как она отражает реальное осуществление тех прав и обязанностей, которые формально закреплены в законодательстве. Политический режим отражает отношения между государством и обществом, государством и человеком. Данное понятие имеет значение как в узком смысле слова – совокупность приемов государственного руководства, так и в широком смысле слова – уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни. На тип политического режима оказывают воздействие такие факторы, как сущность государства, форма правления, исторические тенденции, включая особенности политической культуры. В сфере экономики на политический режим оказывает влияние тип экономики, формы собственности, способы участия государства в хозяйственных отношениях, состояние экономики. В политической сфере большое значение имеют формы взаимодействия и взаимного влияния государства и общества, борьбы и сотрудничества. Значение имеют также система органов власти, их полномочия, правовой статус. В юридическом аспекте важен уровень развития законодательства, его соотношение с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Человеческой цивилизации на разных этапах известны следующие виды политических режимов: деспотический, теократический, аристократический, олигархический, рабовладельческой демократии, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, диктаторский, фашистский и другие.

Все многообразие политических режимов может быть сконцентрировано в двух основных разновидностях: демократический и антидемократический.

Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов. Граждане могут оказывать влияние на государственное управление обществом. Демократический режим обычно находит выражение в конституциях и иных правовых актах, регулирующих развитые формы участия граждан в политической жизни. В данном режиме развиты институты представительной и непосредственной демократии, гарантированы гражданские (личные) и политические права и свободы, имеются независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, гарантии меньшинства. Органы публичной власти прибегают к насилию лишь в крайних случаях. Органы государственной власти формируются открытым, законным, преимущественно выборным способом. Действует принцип гласности и открытости органов государственной власти. Гражданам гарантируется доступ к информации о деятельности органов государственной власти. В демократическом обществе реально функционирует принцип разделения властей, плюрализм, идеологическое многообразие.

Антидемократические режимы представлены двумя основными разновидностями: авторитарным и тоталитарным.

Авторитарный режим характеризуется полным или почти полным отсутствием реальных демократических политических отношений. Оппозиция либо прямо запрещена, либо ставится в такие условия, которые не позволяют ей нормально функционировать. Публичная власть часто прибегает к средствам подавления, администрирования и даже физического насилия. Формальным характером отличается разделение властей. Самоуправление практически отсутствует. Реально все функции сосредоточены в руках диктатора.

В авторитарном режиме граждане отстранены от управления государством. Власть функционирует на жестких вертикальных связях. Реальные права и свободы граждан не осуществляются, несмотря на их возможное закрепление в законодательстве. Среди методов воздействия государства на общество преобладают устрашение и запреты.

В отношении инакомыслящих граждан осуществляется преследование, имеют место политические репрессии. Повсеместно нарушаются права человека. Политическая партия власти может не только ограничивать другие партии, но и вообще запретить их функционирование. Власть парламента является номинальной. Он превращается в орган, единогласно голосующий за решения, принимаемые ведущей партией власти. Парламент может принимать законы, нарушающие права человека и гражданина, если это соответствует политическому заказу.

Антидемократический режим имеет своим следствием резкое расслоение общества по имущественным, классовым, сословным, религиозным и другим признакам. При этом основная часть населения находится в неблагоприятных социально-экономических обстоятельствах, что сопровождается бедностью, повышением преступности, уничтожением системы моральных ценностей.

Разновидностью авторитарного режима являются военные диктатуры разного рода. Предельная форма авторитаризма – тоталитаризм, который характеризуется желанием государства контролировать все, включая даже мысли граждан, т. е. влияние государства является всеобъемлющим.

Тоталитаризму способствует доминирующее положение государства и его фактическое господство над обществом, человеком, правом. Государство применяет внеправовые методы властвования, подавляет права и свободы граждан. Политическая власть принадлежит одной партии, которая оказывает мощное идеологическое воздействие на общество. Увеличивается карательный аппарат государства, экономика милитаризируется. Полицейские силовые органы государственной машины определяют деятельность всех других органов власти.

Фактически происходит ликвидация законности и демократии. Внешняя политика отличается агрессивностью. Вся общественная жизнь, включая средства массовой информации и культуру, подвергается политической цензуре. В политической борьбе принимаются такие методы, как шантаж, репрессии, террор.

Тоталитарные режимы поощряют и расширяют свою опору – бюрократический аппарат. Чиновники имеют широкие привилегии, они отделены от общества. Отсутствует ответственность государства перед обществом и личностью. Основным принципом власти является вождизм.

Рекомендуемая литература

1. Арзамаскин Н.Н. Форма современного Российского государства: эволюция и правовая основа. Смоленск, 1997.

2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

3. Бошно, С.В. Правоведение: основы государства и права. М.: Юрайт, 2014.

4. Гукепшоков M.X. Форма государства: основание и проблемы классификации. Нальчик, 2001.

5. Ильин В.И. Монархия и республика // Вопросы философии. 1991. № 4.

6. Осипян Б.А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства // Современное право. 2009. № 1.

7. Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. – Саратов, 1994.

8. Тихомиров Л А. Монархическая государственность. М., 1992.