Вы здесь

Теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы. 20. Принцип «не запрещенное законом дозволено» (А. В. Селянин, 2009)

20. Принцип «не запрещенное законом дозволено»

Данный принцип можно рассматривать как проявление демократии. Он возник как отражение объективных потребностей постфеодального рынка, бурного развития товарооборота, частного предпринимательства, торговли, конкуренции, утверждения идей свободы, демократии, прав человека. В этом принципе усматривалась суть индивидуальной свободы, идеи равных возможностей, равных условий.

Принцип дозволения – это ставка на доверие и добросовестность самих субъектов общественных отношений, на те механизмы и стимулы, которые определяют их поведение (мотивы, цели, интересы).

У нас принцип «не запрещенное законом дозволено» с самого начала не вписался, да и не мог вписаться в административно-командную систему, поэтому либо замалчивался, либо прямо отвергался как неприемлемый для жестко управляемого, «дисциплинированного» общества.

Сегодня в названном принципе многие склонны видеть причину бесчисленных зол и бед. Принцип «не запрещенное законом дозволено» в полной мере осуществим лишь в зрелом гражданском обществе, каковым Россия пока не является. Одним из существенных изъянов рассматриваемого принципа оказалось то, что у нас целые сферы общественных отношений вообще юридически не урегулированы, хотя объективно нуждаются в этом. Сначала появляются новые пространства общественных отношений, только потом возникает необходимость их урегулировать, поэтому в законодательстве имеются многочисленные пробелы.

Принцип «не запрещенное законом дозволено» можно трактовать в узком смысле и широком. В узком смысле под законом понимается только акт органа законодательной власти. А поскольку законов у нас (по сравнению с другими правовыми актами) не так уж много (и к тому же они общего характера), то они, строго говоря, мало что запрещают.

В результате перед субъектами открывается огромное поле для вполне легальной деятельности. В широком смысле под законом подразумевается всякий нормативно-правовой акт государства. В этом случае круг запрещенных действий раздвигается до невероятных размеров, ведь всевозможные запреты и ограничения исходят в основном от управленческого, бюрократического аппарата, министерств, ведомств, местных органов и т. д. Иными словами, вопрос упирается в понятие законодательства: включает ли оно в себя только законы или же и все иные юридические нормы.

Имеет место практика обхода законов. В ее основе лежит принцип «если нельзя, но очень хочется, то можно».

Понятно, что принцип «не запрещенное дозволено» эффективен лишь при наличии твердого нравственного фундамента, устойчивых демократических традиций законопослушания, культуры, внутренней готовности к самоограничению. Всего этого у нас явно не хватает. Тем более что между «да» и «нет», «можно» и «нельзя» есть много оттенков. Границы эти, как правило, нечетки, условны, размыты.

Принцип «что не запрещено, то разрешено» отражает общедозволительный тип правового регулирования. Такое регулирование осуществляется главным образом гражданско-правовыми методами, являющимися по природе своей «дозволительными, характеризуются наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью к правообладанию, диспозитивностью и инициативой, обеспечивают установление правоотношений на основе правовой самостоятельности».

Итак, свободные дозволения рассчитаны прежде всего на добросовестных и позитивно настроенных граждан, а не на криминальные элементы. Злоупотребления указанным принципом возможны, но они возможны везде, и только на этом основании его отрицать нельзя. Проблема заключается в том, чтобы систематически и настойчиво повышать правосознание и правовую культуру всех членов общества.