15. Формационный и цивилизационный подходы
Говоря об истории развития государственности, о типологии государств, следует рассмотреть следующие подходы к рассмотрению данных вопросов:
1. формационный подход. Формационный подход к типологии государств был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно этому подходу тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, его классовой сущностью.
В данном случае история рассматривается как процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Каждому типу общества свойственен определенный тип производственных отношений и соответствующих ему политических правовых и иных учреждений. Государство и право представляют собой наиболее важные части надстройки, их сущность, содержание в конечном счете определяются экономическим базисом.
Можно сделать вывод, что согласно этой теории исторический тип государства представляет собой совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации.
Данный подход выделял следующие типы государств:
1) рабовладельческое;
2) феодальное;
3) буржуазное (в котором политическая власть принадлежит буржуазии);
4) социалистическое, выражающее волю всего народа.
В качестве движущей силы для последовательной смены исторических типов государств в данном случае рассматривалась классовая борьба, а сам этот процесс предопределен социально-экономическим развитием общества. Смена типа государства означает изменения в политической надстройке общества, которые вызваны развитием самого способа,
производства, производительных сил, требующих изменения и производственных отношений;
2. Цивилизационный. Существует несколько трактовок цивилизационного подхода к типологии государств. Наиболее часто термин «цивилизация» употребляется в качестве синонима культуры вообще и обозначает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Таким образом, можно говорить:
1) о цивилизациях древних и современных;
2) о цивилизациях западных и восточных и т. д.
Необходимо отметить, что с юридической точки зрения более ценным представляется цивилизационный подход к типологии государств, основанный не на внешних, а на внутренних особенностях функционирования государственности.
Данный подход определяет государство как организацию власти, поэтому анализируя особенности различных государств, внимание следует обращать прежде всего на аспекты формирования, принадлежности, осуществления государственной власти. С таких позиций при цивилизационном подходе к типологии государств в основу классификации кладется соотношение государства и личности.
В соответствии с этим подходом различают:
1) традиционные государства, к которым относятся прежде всего рабовладельческие и феодальные монархии. Здесь народ не является источником государственной власти, государство обладает практически неограниченными полномочиями в отношении большинства населения, отрицается равноправие людей, наличие у них естественных прав;
2) современные государства, являющиеся в основном буржуазными республиками и конституционными монархиями. Народ является источником государственной власти, им формируются законодательные органы, государство подчинено обществу, сфера его деятельности ограничена, признаны и гарантированы права человека.