Вы здесь

Теория государства и права. Краткий курс. 7. Формы государства ( Коллектив авторов, 2016)

7. Формы государства

1. Юридическая классификация предполагает отнесение реального государства к определенной государственной форме.

Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти.

Форма государства как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает три взаимосвязанных аспекта:

1) форму правления;

2) форму государственного устройства;

3) форму политического режима.

Понятие формы государства дает представление о процессе воспроизводства государственной власти в целом, показывая источник власти, т. е. как группа лиц превращается в ее носителей, как образовавшаяся власть распределяется по территории и каким образом организуется взаимодействие власти с ее источником.

Юридический подход носит формальный и институциональный характер:

• исследует процедуры, образующие государственную власть, ее распределение между государственными органами и территориальными образованиями, а также способы взаимодействия государственной власти с гражданами (подданными) государства;

• исследует эти процедуры в виде юридических институтов, т. е. правил, зафиксированных в юридических актах. Государство, таким образом, сводится к законодательству о государстве, или точнее, рассматривается как форма правовой организации общества.

2. Форма правления – принцип организации государственной власти.

Монархия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследования. Монархия подразделяется на несколько видов в зависимости от объема властных полномочий монарха:

• абсолютную монархию: все правомочия государства – законодательные, правительственные и судебные – сосредоточены в одном лице. В таком государстве нет граждан, а есть только подданные, лишенные политических прав. Абсолютное государство относится к своим подданным как к потенциальным правонарушителям и потому широко применяет меры превентивной (предупреждающей) репрессии против них;

• ограниченную (конституционную) монархию, часто называемую также «дуалистической»: действия монарха регламентированы правовыми нормами – конституцией, которая всегда носит октроированный (дарованный) характер; монарх является не только главой государства, но и главой исполнительной ветви власти; конституционная монархия предполагает неизменяемость конституции по произволу монарха, наличие избираемого законодательного органа (парламента) при широких полномочиях монарха в этой области по образцу английской конституционной формулы «king in parliament»;

• парламентскую: реальная власть принадлежит правительству и парламенту, глава государства выполняет номинальные (представительские) функции.

Республика – форма правления, когда должность главы государства, а также иные высшие государственные должности замещаются на определенный срок в порядке политических выборов либо посредством утверждения их непосредственными представителями народа, избранными в ходе политических выборов (депутатами парламента, президентом). Республиканская форма правления предполагает, что государство – это государственно организованный народ. В зависимости от этого выделяют:

• прямую республику (непосредственную демократию) – народ не только является источником суверенитета, утверждая конституцию и определяя тем самым исходные начала государственного строя, но и сам осуществляет этот суверенитет. В прямой республике отсутствует либо слабо выражен государственный аппарат;

• представительную республику – народ выступает только источником государственного суверенитета – создателем конституции, который тем самым определяет основные начала государственного устройства. Однако народ не является носителем государственной власти. Свое суверенное право народ делегирует своим представителям прямо (через политические выборы либо косвенно – через назначение на должности, которое осуществляют собственной властью избранные им представители. В представительной республике государство включает в себя два субъекта государственного суверенитета: народ и государственный аппарат.

Представительные республики в свою очередь делятся на ряд типов в зависимости от объема полномочий представительных государственных органов и главы государства:

• президентская республика;

• парламентская республика;

• полупрезидентская республика.

4. Формы государственного (территориального) устройства фиксируют устойчивые способы распределения государственной власти по территории.

Унитарное государство – форма территориального устройства, когда носителем государственного суверенитета выступает народ. Государственные органы, реализующие функции государства на отдельной территории, являются делегированными носителями суверенитета государства. По всем предметам государственного ведения решения всех центральных органов государственной власти являются обязательными. Виды унитарных государств:

централизованное – не предоставляет правотворческих полномочий территориальным органам власти, утверждает весь персональный состав территориальных органов и осуществляет контроль не только за правомерностью действий этих органов, но и за целесообразностью таковых;

децентрализованное (унитарное государство с территориальными автономиями) – в таком государстве часть правомочий центральных органов власти делегируются органам власти территориальных образований, создаваемых по этническому или иному, например, географическому и историко-политическому признаку.

Для унитарного государства характерна единая система права. Ее базу образует единая конституция – основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны. В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны.

Федеративное государство – форма территориального устройства, когда государственный суверенитет разделен между народом как целым в лице центральных органов власти и территориальными подразделениями народа в лице местных (территориальных) органов власти. Суверенитет государства совместно образуют волеизъявления центральных органов власти и органов власти территориальных образований.

В федеративном государстве предмет государственного ведения делится на три части:

• предмет ведения, закрепленный за центральными (федеральными) органами;

• исключительный предмет ведения территориальных образований;

• предмет совместного ведения центральных и территориальных органов власти.

Существует несколько классификаций федеральных устройств.

1. По способу образования (формирования):

• федерация образуется посредством преобразования унитарного государства в федеративное или вследствие распада другого федеративного государства, субъектом которого было новообразованное государство;

• преобразование конфедерации (объединения нескольких независимых государств, которые в конфедерации сохраняют свою независимость) в федерацию.

2. По способу закрепления правомочий центрального (федерального) правительства территориальных преобразований в составе федерации, выделяются:

• конституционные федерации;

• договорные федерации.

Конституционные федерации предполагают, что права участников федерации определяют посредством общегосударственного референдума, который принимает федеративную конституцию. Договорная федерация обычно образовывается во время преобразования конфедерации в федерацию.

Посредством договора предмет совместного ведения становится либо предметом исключительного ведения федерации, либо предметом исключительного ведения территориальных образований.

3. По способам формирования территориальных образований существуют:

• территориальные федерации, т. е. территориальные образования выделяются по географическим, историческим или экономическим основаниям;

• национальные федерации – территориальные образования совпадают с границами компактного проживания какого-то одного этноса, который называется титульным.

4. По правовому положению территориальных образований делятся:

• на симметричные федерации – обладают равными правами и обязанностями;

асимметричные – тип, при котором территориальные образования имеют разный статус.

Помимо унитарного и федеративного государства существуют межгосударственные объединения, имеющие некоторые признаки государственности, к ним относятся:

• уния;

• конфедерация.

Уния – это объединение двух или более государств посредством одного главы государства (обычно монарха).

Конфедерация – форма добровольного межгосударственного объединения с общим правительством и иными атрибутами государственности типа вооруженных сил, денежной системы, законодательства. Но при этом участники конфедерации сохраняют свой суверенитет и передают часть своих суверенных прав правительству конфедерации в порядке делегирования (а не отчуждения).

Для конфедерации характерны институты цессии и сецессии, которые гарантируют обоюдовыгодный характер конфедерации. Цессия – процедура вхождения государства в состав конфедерации. Сецессия – процедура его выхода. Цессия участников конфедерации осуществляется в добровольном порядке, сецессия – в добровольном и недобровольном.

4. Политический (государственный) режим – это совокупность приемов и способов осуществления государственной власти. Эта составляющая формы государства показывает содержание «обратной связи» между государственной властью и народом.

Обычно выделяют либерально-демократический и недемократический режимы, которые являются противоположными друг другу.

У государственно-правового режима, особенно недемократического, можно выделить политическую и правовую составляющую. Необходимость выделения политической составляющей обусловлена тем, что осуществление государственной власти не в полной мере совпадает с законодательными положениями.

Для демократического режима характерны: признание народа источником власти; многопартийность; избрание высших должностных лиц государства на определенный срок; наличие свободных, честных и справедливых выборов; признание и защита основных прав и свобод граждан со стороны государства; принцип разделения властей и т. д. Все эти явления являются предметом изучения политологии. Правовая составляющая государственного режима – это совокупность правовых, законодательных средств, обеспечивающих взаимодействие государственной власти с народом как своим источником. Рассматриваемый с этой стороны демократический режим оказывается правовым государством.

Разновидностями недемократического режима являются авторитарный и тоталитарный.

Авторитарный режим – это способ управления на основе контроля власти над политическим волеизъявлением народа. Носители государственной власти стремятся к длительному сохранению себя во главе государства под предлогом сохранения стабильности в государстве, проведения жизненно важных, но непопулярных реформ и необходимости противодействия экстремизму. Разделение властей носит формальный характер. Исполнительная власть доминирует над всеми остальными.

Тоталитарный режим – способ управления на основе полного (тотального) контроля над всеми сторонами жизни общества. Тоталитаризм устанавливает принудительный коллективизм, принудительное идеологическое единомыслие, однопартийность, резкое ограничение частной собственности, лишение граждан всех публичных, политических прав и значительной части гражданских прав. Государственное управление часто включает применение мер массового насилия.