2 Соотношение общества, государства и права
2.1 Происхождение государства и права
2.1.1 Общая характеристика исторических концепций возникновения государства
Проблема происхождения государства всегда привлекала к себе внимание ученых. Вместе с возникновением государства стали возникать и теории его происхождения, так как люди всегда стремились познать окружающую их действительность, объяснить причины возникновения любого явления, в том числе и юридического, чтобы понять его сущность и выявить возможные тенденции его развития. Причем по мере развития государства теорий его происхождения становилось все больше, что обусловлено историческими особенностями развития общества, уровнем развития экономического строя, общественного сознания и научных знаний, различными методологическими позициями ученых в тот или иной период времени.
Основными теориями происхождения государства являются: теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, психологическая, марксистская.
Теологическая теория – одна из первых теорий происхождения государства, возникшая еще в Древнем мире. Окончательно она была сформулирована в трудах Фомы Аквинского в XIII в. и наиболее широкое распространение получила при феодализме, в настоящее же время представляет официальную доктрину Ватикана. Представителями данной теории были религиозные деятели Востока, средневековой Европы, идеологи ислама и католической церкви.
Основная идея современной теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства, государственной власти, что придает ей безусловную обязательность и авторитет. Исходя из этого, постичь природу и сущность государства невозможно, ибо невозможно проникнуть в тайну божественного замысла. Любая светская власть производна, по мнению богословов, от власти церкви, власти религиозных организаций, поэтому народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной. Государство – незыблемо и вечно, а попытки изменить государственную власть являются преступлением против церкви и бога.
Данная теория исходит из религиозных воззрений, не является научной, но отражает отдельные реальные процессы, имевшие место в процессе становления государств, особенно восточных. Ее нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть, так как вопрос об истинности данной теории является вопросом веры.
Патриархальная теория была окончательно сформулирована Робертом Фильмером в сочинении «Патриарх». По его мнению, люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Развитие и разрастание семьи, увеличение числа семей приводят к образованию государства. Таким образом, государство – это своеобразная разросшаяся семья, а власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха) в семье, который заботится об ее членах и обеспечивает их послушание. Подданные же должны беспрекословно подчиняться власти своего отца. Поэтому государство является естественной формой человеческой жизни, вне государства человеческое общение невозможно.
Но исторические свидетельства подобного возникновения государства отсутствуют. Семья возникала практически параллельно с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Договорная теория происхождения государства возникла в Древней Греции (Эпикур) и получила широкое распространение в период Просвещения в трудах Гроция, Голланда, Спинозы, Локка, Гоббса, Руссо, Радищева и других. По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. В то время, когда не было ни государства, ни права, люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но власти, способной защитить человека, не было. Поэтому люди объединились, и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, и обязуются подчиняться ему, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечивать их права. Если условия договора нарушались, то народ имел право на восстание, так как правители – это лишь уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним. При этом различали первичный договор объединения, создания гражданского общества и государства, и вторичный договор подчинения определенному лицу, которому передается власть. Под договором же понимался не какой-то реально существующий документ, а некое общее согласие, сложившееся естественным образом.
Хотя данная теория страдает антиисторизмом, игнорирует экономические, материальные предпосылки возникновения государства, то есть объективные факторы, и преувеличивает субъективные, но она впервые показала, что государство возникло как результат сознательной деятельности людей, положила начало учению о народном суверенитете, о естественных правах человека, о подконтрольности государственно-властных структур обществу.
В XIX в. появились новые концепции происхождения государства, одной из которых является теория насилия. В наиболее завершенном виде она была сформулирована в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского. Причину происхождения государства они видели не в экономических отношениях, а военно-политических факторах – завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями был нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Агрессивная завоевательная политика первобытных племен, захват территорий более слабых соседей, контроль над ними постепенно привели к необходимости образования специальных органов. Именно так возникала особая публичная власть – государство как организация властвования одного племени над другим. Следовательно, по мнению представителей данной доктрины, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила, оно более необходимо слабым племенам, чем сильным и становится средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен. Данная теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.
Если Л. Гумплович и К. Каутский являлись представителями теории внешнего насилия, то Е. Дюринг видел первоначальный фактор возникновения государства в непосредственной политической силе. Для возникновения государства, по его мнению, необходимо господство меньшинства над большинством. Государство возникает как результат насилия одной части общества над другой.
Конечно, элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского). Но насилие необходимо рассматривать лишь в качестве одной из причин возникновения государства. Военно-политические факторы играют вторичную роль и без соответствующих экономических предпосылок причиной возникновения государства быть не могут.
Успехи естествознания в XIX в., популярность теории Ч. Дарвина привели к попыткам распространения открываемых закономерностей развития живой природы на процессы развития человеческого общества. Так, органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер, считает государство результатом органической эволюции. Государство рассматривается как общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Сущность государства возможно понять лишь из строения и функций этого организма. Люди объединяются в государство в процессе естественного отбора. Таким образом, биологические закономерности распространяются на социальные процессы. Появление правительств и дальнейшее функционирование государства определяет естественный отбор в процессе внешних войн и завоеваний. При этом правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции государства (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).
Но биологические законы невозможно распространить на развитие человеческого общества, хотя законы социальной жизни предопределяются естественными законами. Положительным в данной теории при всей ее ненаучности является то, что она вводит в понятие об обществе и государстве системный признак и обосновывает дифференциацию и интеграцию общества и государственной жизни.
Психологическая теория (Г. Тард, Л. И. Петражицкий, З. Фрейд) объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, потребностью одних к повиновению, подчинению, а других – к господству, власти, стремлению людей к определенной организации. Постепенно управленческая деятельность обособляется в руках сильных личностей. Вместе с тем, всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления. Для сдерживания этих психологических начал личности и возникает государство. Государство, по мнению представителей данной теории, – продукт разрешения противоречий между активными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.
Конечно, общество и государство и есть следствие психологических закономерностей развития человека. Но человеческая психика сама формируется под влиянием экономических, социальных и иных внешних условий, эти условия и должны учитываться в первую очередь.
Марксистско-ленинская теория происхождения государства исходит из того, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества в силу социально-экономических причин: общественного разделения труда, возникновения прибавочного продукта и появления частной собственности, а затем раскола общества на классы и борьбы между ними. Экономически господствующий класс для защиты своих интересов создает новую политическую структуру – государство. Государство выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. С уничтожением классов отмирает и государство.
Существуют также волевая (волюнтаристская) теория, которая объясняет происхождение государства волевой деятельностью сильной личности (Ф. Мейтленд – Джонс); патримониальная (Галлер), согласно которой государство произошло от права собственника на землю; гидравлическая (К. Витфогель), в соответствии с которой государство возникло из необходимости организовать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных странах; расовая (Ж. Гобино, Ф. Ницше) и множество других.
Ни одна из всех этих теорий не может претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины.
В настоящее время выделяется второй подход к историкоматериалистической теории. Он исходит из того, что в результате экономического развития усложняется само общество, его производительные и распределительные сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.
2.1.2 Закономерности возникновения государства
История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя. В одиночку в тех суровых природных условиях человек выжить не мог. Основной формой социальной организации была родовая община. Родовая община объединяла несколько поколений родственников, ведущих совместную хозяйственную деятельность и обладающих общим имуществом. Экономика первобытнообщинного строя характеризовалась как экономика присваивающая. Люди занимались собирательством, охотой, рыбной ловлей, то есть присваивали то, что им давала природа. Власть носила сугубо общественный характер. Она исходила из рода, который и формировал органы управления. Основным органом управления являлось общее собрание всех членов рода, на котором решались наиболее важные вопросы. Из наиболее уважаемых опытных членов рода избирались старейшины. Их власть основывалась на авторитете, никаких привилегий первоначально они не имели. Функции власти во время войны выполняли военачальники. Религиозные функции власти осуществляли жрецы. Особой публичной власти, специального аппарата управления в родовой организации не было.
Роды входили в более крупные объединения. Несколько родов объединялись в племя, общими делами племени руководил совет старейшин.
В таком виде первобытное общество существовало тысячелетия.
Процесс возникновения государства связывается с неолитической революцией, которая началась 10-12 тысяч лет назад. Произошел переход от присваивающей экономике к производящей. От собирательства и охоты люди перешли к земледелию и скотоводству. Начал осуществляться обмен, развивались товарные отношения. Появились ремесла, а также лица, осуществляющие обмен товаров, – купцы, не участвующие в процессе производства. Эти три общественных разделения труда и связанное с ними совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. Человек стал производить большее количество продуктов, чем необходимо для поддержания его жизни. В результате этого появился прибавочный продукт, что, в конечном счете, привело к частной собственности. Экономическая самостоятельность отдельных семей вызвала разложение родовой общины, которая сменилась общиной соседской. Общество стало дифференцироваться по имущественному признаку. Интересы индивидов стали несовместимы. В новых экономических условиях родоплеменная организация власти не могла выполнять свои задачи. Усложнение социальной жизни потребовало реорганизации управления обществом. Появились специальные должностные лица, органы, которые осуществляли только управленческие функции. Постепенно сформировалась особая публичная власть, выделившаяся из общества и управляющая обществом.
Таким образом, основными предпосылками, факторами, способствовавшими переходу от родового строя к государству, являлись: а) переход от присваивающей экономики к производящей; б) три крупных общественных разделения труда; в) развитие производительных сил и появление прибавочного продукта; г) возникновение частной собственности; д) распад родовой общины на отдельные семьи и переход к территориальной организации общества; е) имущественная и социальная дифференциация общества; ж) преобразование родоплеменной власти в особую публичную власть.
Процесс формирования государства у различных народов, в различных регионах шел различными путями. В настоящее время выделяют два основных исторических пути формирования государства: западный и восточный.
В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс выделил три формы возникновения государства на территории Европы, каждая из которых подробно изучена на примере государств в Афинах, Риме и у древних германцев.
Классической формой является возникновение государства в силу действия только внутренних факторов развития общества, расслоения на антагонистические классы, как было в афинском государстве. Формирование государства у афинян произошло без всякого насильственного вмешательства, из родового строя возникла весьма высоко развитая форма государства – демократическая республика. Это самая чистая «классическая» форма возникновения государства.
В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным плебсом. Длительная борьба плебеев с патрициями, развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, стимулировала разложение родового строя. В итоге победа плебеев взорвала старый родовой строй и возникло государство.
У германских племен государство возникло как непосредственный результат завоевания обширных территорий Римской империи, для господства над которыми родовой строй не дает никаких средств и поэтому перерождается в феодальное государство.
Восточный путь возникновения государства характерен для стран Древнего Востока, Африки, Америки, Океании. Здесь очень устойчивыми оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу. Так родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, преобразовалась в государственные органы, а общественная собственность – в государственную. Частная собственность играла вторичную роль. На данный путь формирования государства значительное влияние оказали географические и климатические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение и эксплуатация ирригационных систем), объединение в этих целях значительных масс людей и необходимость централизованного руководства этими массами. Для восточных государств было характерно отсутствие четко выраженной классовой дифференциации, они обладали мощным чиновничьим аппаратом, являлись деспотическими монархиями и характеризовались сильным влиянием религии, соединением светской и религиозной властей.
Таким образом, государство возникает как результат естественного развития общества, развития, прежде всего, экономического, которое обуславливает эволюцию, преобразование других сфер жизни общества.
2.1.3 Особенности возникновения права
Право формировалось одновременно с государством. Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные, как внешнее, так и внутреннее, влияния.
В первобытном обществе все отношения регулировались особыми правилами поведения – обычаями, традициями, обрядами. Обычай – исторически сложившееся правило поведения людей, путем многократного повторения вошедшее в силу привычки. Обычаи передавались из поколения в поколение, в равной степени выражали интересы всех членов сообщества, при этом личные интересы во внимание не принимались. Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие между ними противоречий. Обычаи закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения людей в определенных ситуациях. Обычаями регламентировались все сферы жизни первобытного общества.
Обычаи догосударственного общества имели характер «мононорм», то есть были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными, и обрядовыми правилами. Они, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей нарушителя на смерть.
Следовательно, можно выделить следующие характерные черты обычаев:
а) устный характер, передача из поколения в поколение, сохранение в памяти людей;
б) действие в силу привычки и добровольное исполнение;
в) выражение воли и интересов всего рода;
г) обеспечение всем родом, мерами общественного воздействия;
д) отсутствие различия между правами и обязанностями членов общества;
е) регламентация всех сфер жизнедеятельности родовой общины.
Таким образом, социальные нормы первобытнообщинного строя являлись общественными и по своему содержанию, и по способам обеспечения, и по характеру существования.
Расслоение первобытного общества привело к тому, что установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. Из общей массы обычаев выделились те, которые могли быть приспособлены к интересам верхушки общества. Они уже не соответствовали интересам большинства населения, а были навязаны обществу властью. На их добровольное выполнение рассчитывать было уже нельзя, поэтому возникла необходимость в систематическом применении принуждения. Так обычаи перерастали в нормы права, закрепленные для всеобщего сведения в письменном виде. Обычаи, санкционированные государством, становились обычным правом. Впоследствии, с развитием потребностей политических сил, стоявших у власти, государство восполняло недостающие в обычном праве нормы своей законодательной деятельностью.
Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:
а) перерастанием обычаев в нормы обычного права и санкционированием их силой государства;
б) правотворчеством государства, которое выражается в разработке, принятии и издании специальных документов, содержащих нормы права;
в) прецедентным правом, состоящим из конкретных решений, принимаемых судебными или административными органами, и приобретающих характер образцов для решения аналогичных дел.
При этом право формировалось разными путями на Востоке и на Западе. Так, на Востоке, где велика роль традиций, право возникало и развивалось под воздействием религии и нравственности, а основным его источниками стали религиозные положения. В европейских же странах право развивалось от обычая к правовому обычаю, то есть такому обычаю, который обеспечен возможностью государственного принуждения, и от правового обычая к прецедентам и обширному законодательству, создаваемому государством, его органами.
Однако, несмотря на особенности формирования права в различных регионах, общим для них было то, что появление права шло параллельно с формированием государства, поскольку именно право выступало основой организации государственной власти.
2.2 Гражданское общество
2.2.1 Понятие общества. Соотношение общества и государства
Понятие «общество» в его современном понимании возникло сравнительно недавно. В античной и средневековой научной мысли использовался такой термин, как «община». Лишь в конце XVIII – начале XIX в.в. это понятие приобрело свой современный смысл. Его окончательное научное признание происходило по мере превращения социологии как науки об обществе в самостоятельную область знания.
В современной научной мысли понятие «общество» рассматривается в двух основных значениях.
В широком смысле общество определяется как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.
Общество при этом рассматривается не просто как совокупность индивидов, а как сложный социальный организм, результат взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная, прежде всего, с производством, обменом и потреблением жизненных благ. Это сложная динамичная система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями, в которой действуют уже не биологические, а социальные законы.
Поэтому в узком смысле общество – это исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.
Рассмотрение общества в качестве совокупности общественных отношений позволяет: а) подходить к нему конкретно-исторически (выделять различные общественные формации, различать этапы развития общества); б) выявлять специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и т. д.); в) определять субъектов социального общения (личность, семья, нация, государство).
Объединение индивидов в общество происходит на основе общих интересов, осуществляемых в результате взаимного сотрудничества. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов, при этом интересы должны иметь постоянный и объективный характер и служить удовлетворению значимых для индивидов потребностей.
Для общества характерен организующий фактор, который определяет границы человеческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выполняет само общество через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного поведения.
Таким образом, понятие общества характеризуют следующие основные признаки:
– объединение людей, наделенных волей и сознанием;
– устойчивое и постоянное взаимодействие индивидов;
– общие интересы и единые социальные цели, положенные в основу взаимодействия индивидов;
– регулирование посредством общеобязательных правил проведения;
– наличие организационной силы (власти), способной обеспечить ему внутренний порядок и внешнюю безопасность;
– способность и реальная возможность к самообновлению и совершенствованию.
Следовательно, общество – это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.
Общество организуется в целостный организм благодаря внутренним и внешним силам. Внутренней силой, сплачивающей общество, служит определенная идея, часто возводимая в идеологию. Внешней силой, производной от внутренней, является государство.
Государство и общество – понятия несовпадающие. Понятие «общество» шире понятия «государство», так как в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, общественные организации и объединения, трудовые коллективы). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент. В то же время государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль, так как это форма организации общества.
Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают. Общество возникло намного раньше государства и имеет более богатую историю своего развития. Если государство возникло около 6 тысячелетий тому назад, то история общества насчитывает свыше двух миллионов лет. Государство – продукт общественного развития, оно выделилось из общества на определенной ступени его развития. Рожденное развивающимся обществом, государство приобретало по отношению к нему относительную самостоятельность. Степень этой самостоятельности постоянно изменяется и зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.
Общество определяет характер государства и является основой его существования. Без общества нет и государства. Именно общество образует государство и его органы. По мере того как развивается общество, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным. Кроме того, именно общество содержит государство, выделяя для него часть общественного продукта в виде налогов.
Но и государство, в свою очередь, влияет на общество. Государство призвано управлять обществом, его делами в разных общественных сферах, поддерживать общественный порядок, обеспечивать стабильность отношений между его частями, осуществлять охрану от внешних врагов. Оно заботится об обществе и способствует его развитию. Но чем менее демократично государство, тем более оно становится над обществом, уже практически не заботясь о его развитии, а в ряде случаев даже препятствуя этому вплоть до сокрушения общественного организма.
Таким образом, с появлением государства общество раскалывается на две части – государственную и остальную, негосударственную часть, которую определяют как гражданское общество.
2.2.2 Гражданское общество: понятие, институты
Понятие гражданского общества начало формироваться античными мыслителями (Аристотель, Платон, Цицерон).
Термин «гражданский» (латинский – «цивильный») получил распространение в римском праве и стал входить во многие юридические понятия и выражения (гражданский иск, гражданское право и т.д.).
В античном праве гражданское общество фактически отождествлялось с государством. Так, Аристотель полагал, что «государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество», основой же гражданского общества называл частную собственность, которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным. В то же время он анализировал ту часть жизнедеятельности общества – экономическую, брачно-семейную, духовную, где государственное вмешательство не требовалось. Платон, рассуждая об естественных социальных потребностях человека, утверждал, что кроме государственно-организованной, есть и другие формы жизнедеятельности человека. Таким образом, еще в период древнего мира были сделаны попытки «развести» государство и гражданское общество, не во всем государству подвластное.
Н. Макиавелли, утверждая, что высшим проявлением человеческого духа является государство, а смыслом жизни – служение ему, в тоже время говорил о том, что государство не должно нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы не возбудить их недовольство.
В период Просвещения идея гражданского общества получила развитие в трудах Гроция, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо. Они считали, что гражданское общество соответствует не всем, а только прогрессивным формам государственного устройства, основанным на естественно-правовых, договорных началах. По мнению Дж. Локка, люди, заключив общественный договор, создали гражданское общество, которое образовало ряд защитных структур между индивидом и государством. Основой свободы индивида, гарантией его самостоятельности, по Локку, также являлась частная собственность.
Сам же термин «гражданское общество» стал устойчиво употребляться лишь в XVIII веке (Гумбольдт, Кант, Гегель, Вебер, Маркс, Энгельс) и рассматривался в противопоставлении понятию «государство». Под гражданским обществом стали понимать особую сферу отношений, главным образом имущественных, которые должны были находиться в известной независимости от государства.
Кант сформулировал философскую характеристику устоев гражданского общества. Главными в теории гражданского общества он считал следующие идеи: а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное; б) становление человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей; в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства. Гражданское общество, по мнению Канта, основано на следующих принципах: свобода члена общества как человека; равенство его с другими как подданного; самостоятельность члена общества как гражданина.
В. Гумбольдт в понятие гражданского общества включал систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами, естественное и общее право, а также человека.
Глубокое осмысление понятие гражданского общества получило в «Философии права» Г. Гегеля, определившего гражданское общество как связь лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). Гражданское общество, с точки зрения Гегеля, – относительно независимая от государства совокупность отдельных индивидов, групп, классов, взаимосвязь которых регулируется гражданским правом. Правовыми основами гражданского общества, по его мнению, являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана прав от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществе выступал человек – его роль, функции, положение. При этом отдельная личность является для самой себя целью, ее деятельность направлена, прежде всего, на удовлетворение собственных потребностей. В тоже время человек без соотношения с другими «не может достигнуть всего объема своих целей». Поэтому не гражданское общество является, по мнению Гегеля, движущей силой исторического прогресса, а государство как более организованная сила, гражданское общество же и индивиды подчинены ему. Государство является гарантом свободы и развития гражданского общества.
Представления о гражданском обществе получили развитие в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. В их произведениях показана динамика соотношения общества и государства, основанная на изменении форм собственности и разделения труда. К. Маркс рассматривал гражданское общество как фундамент всего человеческого общества, а жизнедеятельность индивидов – как решающий фактор исторического развития.
Таким образом, гражданское общество: во-первых, является продуктом исторического развития человека, появившимся в период разрушения сословно-феодального строя; во-вторых, обязательным условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан возможности экономической самостоятельности на базе частной собственности; в-третьих, важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и обеспечение юридического равенства граждан.
Исходя из этого, вопрос о гражданском обществе был исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия.
2.2.3 Признаки и структура гражданского общества
В настоящее время гражданское общество определяется как совокупность внегосударственных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Для гражданского общества характерно наличие следующих признаков:
1) невмешательство государства в частную жизнь граждан;
2) равенство всех перед законом, юридическая защищенность личности;
3) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
4) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
5) политический и идеологический плюрализм;
6) самоуправляемость;
7) легитимность и демократичный характер власти.
Гражданское общество – это не государственно-политическая, а, главным образом, социально-экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей. Это свободное демократическое правовое, цивилизованное общество разумного баланса интересов различных социальных групп. Центральное место в гражданском обществе занимает человек, гражданин, личность.
Гражданскому обществу присуща определенная структура, то есть внутреннее строение, отражающее многообразие и взаимодействие всех его составных частей, обеспечивающее целостность и динамизм его развития. Составными элементами структуры гражданского общества выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи между ними. Гражданское общество включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.
В гражданском обществе выделяют три уровня общественных отношений.
Первый уровень связан с производством самого человека, его духовным совершенствованием и общением. Он охватывает сферу семьи, быта, культуры, то есть комплекс социокультурных отношений.
Второй уровень охватывает область экономики, включая в себя производство, распределение, обмен и потребление.
На третьем, высшем уровне гражданского общества его члены вступают в политическую жизнь. Этот уровень предполагает формирование у индивидов конкретных политических позиций.
Соответственно этим уровням структура гражданского общество включает себя следующие элементы:
а) негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
б) совокупность независимых от государства производителей;
в) общественные объединения и организации;
г) политические партии и движения;
д) сфера воспитания и негосударственного образования;
е) система негосударственных средств массовой информации;
ж) семья;
з) церковь.
Гражданское общество является сообществом свободных индивидов. Каждый индивид свободен в выборе форм собственности, определении вида труда и распоряжении его результатами. Индивид имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и через определенные механизмы может ограничивать своеволие государственных структур в отношении себя.
Гражданское общество – это открытое социальное общество, в котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства, обеспечивающего свободу слова, информации. Оно открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в мировом масштабе.
Гражданское общество – сложная плюралистическая система. Наличие многообразных общественных и экономических форм и институтов позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов.
Гражданское общество – саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, устанавливая между собой разнообразные отношения, обеспечивают гармоничное целенаправленное развитие общества без вмешательства властной силы государства.
Гражданское общество – правовое демократическое общество. Правовое государство создает наиболее благоприятные условия для его развития и функционирования.
2.2.4 Становление и развитие гражданского общества
Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.
Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах Древнего мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило товаро-денежное производство, получившее оформление и закрепление в ряде институтов частного права.
Формирование же гражданского общества в масштабе целых стран началось в Новое время. При этом выделяют три этапа в развитии гражданского общества.
На первом этапе, в XVI-XVII в.в. складывались экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К ним относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов производства, развитие товаро-денежных отношений.
На втором этапе с конца XVII – до конца XIX в.в. в наиболее развитых странах начало формироваться гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве. Обособление общества от абсолютной власти государства произошло в ходе буржуазных революций XVII – XVIII в.в. и последующих реформ. В результате началось оформление современного представительного государства, развивались тенденции все большего подчинения его общественному контролю и влиянию. В структуре государственных органов появлялись и устанавливались в качестве постоянных общенациональные представительные учреждения парламентского типа. Возникновение и развитие представительной демократии – явление, свойственное эпохе формирования гражданского общества. На смену вертикальным феодальным структурам пришло преобладание горизонтальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей, отношений, составляющих суть гражданского общества. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определила качественно новое социальное положение личности.
Начало реальному функционированию гражданского общества положило принятие и утверждение Биллей о правах в Англии, США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.
Кроме того, в процессе развития гражданского общества и представительного государства возникает представление о конституции как не только о законе, определяющем устройство высших органов власти, но и основном законе страны, обязательно закрепляющем права и свободы граждан. В результате сама конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности.
Началом третьего этапа развития гражданского общества считают конец XIX – начало XX в.в. К этому времени ведущее место в промышленности и торговле перешло от частных предпринимателей и торговцев к индустриальным, торговым и финансовым корпорациям. Под влиянием растущих организаций наемных рабочих, создания профсоюзов, социально-демократических партий и массовых движений за социальные права и свободы начинается становление социального, правового, демократического государства.
В России до середины XIX века так и не были полностью созданы основы гражданского общества. Лишь реформы 60-х г.г. XIX в. открыли возможность его формирования. Но экономическое развитие России сдерживалось абсолютистской формой правления. Только с ее ограничением гражданское общество реально начало развиваться. В социалистической же России идея независимого гражданского общества была отвергнута, так как препятствовала вмешательству государства в жизнь самих граждан, прежде всего контролю за ними, не соответствовала концепции абсолютного коллективизма, приоритета интересов государства над интересами личности. Кроме того, идея экономической свободы и развития частной собственности также не соответствовала тоталитаризму, характерному для России этого периода.
Лишь в конце 80-х г.г. XX в. начавшиеся преобразования в стране создали возможность формирования предпосылок гражданского общества. В настоящее время создание гражданского общества становится одним из необходимых условий развития России, одной из целей модернизации российского общества. Гражданское общество не нашло четкого отражения в новой российской Конституции, которая не содержит этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней закрепляются. Но Россия провозгласила эту цель, равно и как формирование правового государства.
Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества, превращение его членов в свободных граждан.
Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. В условиях демократии гражданское общество добивается децентрализации государственной власти за счет передачи части властных полномочий органам самоуправления и стремится осуществлять оптимальное бесконфликтное взаимодействие с государством через открытые политические системы, участие субъектов гражданского общества в организации и деятельности органов государственной власти. В свою очередь государство осуществляет государственно-правовую регламентацию функционирования субъектов гражданского общества, закрепляет их конституционноправовой статус, а также возлагает на себя обязанности по его обеспечению и устанавливает границы вмешательства в частную жизнь граждан.
Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга, одно немыслимо без другого. Правовое государство возникнет в России только в том случае, если сформируется полноценное гражданское общество. Без развитого гражданского общества государственная власть приобретает тоталитарный характер. Только благодаря гражданскому обществу эта власть становится на службу человеку. Формирование гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон его жизни и деятельности, формирование рыночной экономики. Деятельность государства в гражданском обществе должна протекать в демократических правовых формах, направляться на защиту прав человека, регулирование социальной сферы.
Становление гражданского общества в России – долговременная задача. Признание естественных прав человека, свободы личности, многообразия форм собственности, идей правового государства, политического плюрализма, развитие частной инициативы – существенные шаги на пути к гражданскому обществу.
2.3 Государство, право и экономика
2.3.1 Соотношение государства, права и экономики
Экономика – это естественная основа общественной жизни, она представляет собой материальную базу развития общества и определяется как совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением. Экономика неразрывно связана с государством и правом, причем это не просто соотношение, а взаимодействие, взаимовлияние.
Согласно теории Маркса, экономика относится к базису общественных отношений, а право – к его надстройке, так как именно экономические отношения являются основным двигателем общества, предопределяют его функционирование, а их уровень обусловливает характер права. Право является естественной формой экономических отношений, которые могут стабильно функционировать только будучи закрепленными в нормах права. Непосредственное воздействие экономики на право происходит как с помощью прямого (заработная плата, пенсионное обеспечение), так и косвенного влияния. Право не может стоять выше экономики, оно может лишь, в свою очередь, воздействовать на нее. При этом право может оказывать на экономику либо прогрессивное воздействие, учитывая объективные законы ее развития, либо тормозить ее развитие. Следовательно, происходит обоюдный процесс взаимодействия экономики и права.
С помощью права осуществляются: фиксация правового статуса собственности; определение видов субъектов хозяйственной деятельности; контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов; установление основ налоговой системы; обеспечение общего правового режима хозяйствования.
Эти направления обеспечиваются деятельностью всех трех ветвей государственной власти. Законодательная власть создает экономическое законодательство. На исполнительную власть ложится бремя непосредственного его исполнения. Судебная власть выступает арбитром в различного вида спорах, вытекающих из экономических отношений.
Поэтому необходимо рассматривать соотношение экономики не только с правом, но и с государством. Взаимозависимость государства и экономики обусловлена самим фактом их существования. Государство и возникает на определенной ступени развития экономических отношений, в результате этого развития. Государство и экономика не выбирают друг друга, а предопределены развитием общества. Если право воздействует на экономику изнутри как способ саморегулирования экономики, то государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики, и в то же время само является наиболее сложным хозяйствующим субъектом.
Формы взаимодействия государства, права и экономики могут быть различны и обусловливаются объективными факторами общественного развития, уровнем развития экономики, этапом развития того или иного государства и государственным режимом, а также господствующими идеологическими установками и научными доктринами.
Можно выделить три основные формы соотношения государства, права и экономики: невмешательство государства и права в экономику; полный контроль над экономикой; оптимальное вмешательство в экономику.
Популярные в XIX – начале XX в.в. либеральные теории государства (например, теория государства – «ночного сторожа») и экономические теории (либерализма и свободного рыночного хозяйства) основывались на отрицании необходимости вмешательства государства в экономическую сферу жизни общества, считая рынок основным регулятором экономики, утверждая, что свобода личная и политическая не может существовать без свободы экономической.
Такое взаимоотношение государства, права и экономики было присуще многим странам Европы и Америки до экономического кризиса 1929-1933 г.г. Государство рассматривалось лишь как сила, призванная охранять существующие отношения, ограничиваясь установлением общих правил. Это привело к обострению социальных и экономических противоречий, нестабильности в обществе.
Другое крайнее проявление взаимоотношений государства и права с экономикой, а именно полный контроль государства над экономикой, было характерно для всех стран социалистического лагеря, в том числе и России. При этом вся экономическая деятельность являлась практически исключительно государственной деятельностью. Государственная собственность на средства производства составляла более 90 %. Управление экономикой осуществлялось командно-административными методами. Интересы производства выдвигались на первый план и преобладали над интересами человека. Общая схема соотношения экономики, государства и права представлялась следующим образом: право есть концентрированное выражение политики, а сама политика – концентрированное выражение экономики. Воздействие государства охватывало и производство, и обращение, и потребление. В этом случае происходит огосударствление экономики, при котором государство берет управление хозяйством на себя, осуществляет планирование производства, не учитывая объективные экономические законы. Чрезмерное воздействие государства на экономику проявляется в излишней административной заурегулированности экономических отношений, приводит к отсутствию экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов, порождает диспропорции в общественном хозяйстве.
Таким образом, господствующее положение государства в экономике ущемляет экономическую свободу, сводит на нет экономическую инициативу, препятствует гармоничному развитию и функционированию экономики, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению так называемой «теневой экономики».
Поэтому вмешательство государства и права в экономику должно быть наиболее оптимально. Западными экономистами разработана модель либерализации и свободы в экономике. Она означает весьма сдержанное правовое регулирование экономических отношений, сдержанное от чрезмерного вмешательства государства в рыночную систему.
С конца 30-х г. XX в. теория «государство – ночной сторож» сменилась теорией регулируемого капитализма, основоположником которой является английский ученый – экономист Джон Кейнс. По его мнению, государственное воздействие является непременным спутником здоровой рыночной экономики. В основе его теории лежит идея о стимулировании экономики путем расширения платежеспособности населения. При этом важнейшим объектом регулирования, согласно программе Кейнса, должны были стать эффективный спрос и инвестиции, которые он рассматривал как необходимое условие для успешного функционирования личной инициативы. Государство облагало прибыли корпораций и крупные индивидуальные доходы высокими налогами, за счет чего проводилась активная социальная политика. Но рост налогов и социальных расходов создавал предпосылки для инфляции дестабилизированием финансов. Поэтому во второй половине XX в. государства ограничили свое влияние на негосударственный сектор в экономике. Началось формирование смешанной экономики, и на сегодняшний день практически все государства характеризуются именно такой формой соотношения. Основной ее чертой является распределение большей части ресурсов при помощи торговых сделок, но при существенной роли государственных органов власти и управления.
Следовательно, основное назначение государства в сфере экономики – установление основ ее функционирования. Выделяются следующие основные сферы деятельности современного государства в рыночной экономике:
а) определение целей, задач и принципов рыночных отношений, а также тенденций их развития;
б) гарантирование всех форм собственности и осуществление права государственной собственности;
в) государственная регистрация хозяйствующих субъектов;
г) лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности;
д) определение поведения хозяйствующих субъектов и контроль за соблюдением участниками экономических отношений установленных правил;
е) экономическое регулирование, поддержка и стимулирование субъектов рыночных отношений;
ж) защита прав участников экономических отношений от любых правонарушений.
Контроль государства в экономической сфере может быть как прямым, так и косвенным. Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, ценовую политику, регулирование занятости населения, информационное обеспечение и т. д. К прямому государственному контролю относятся финансовый контроль, экологический контроль, санитарный контроль, пожарный надзор, контроль за мерой весов и денежной единицы, контроль за качеством продукции.
Таким образом, основными формами государственного воздействия на рыночную экономику должны быть регулирование, контроль и использование государственной собственности. Государство является источником основных правил регулирования экономических отношений в обществе.
В настоящее время в разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Необходимо определить пределы вмешательства государства в экономику для наиболее эффективного ее развития, найти наиболее оптимальный вариант связи «государство – право – экономика» с учетом знания закономерностей функционирования экономики.
2.3.2 Система экономических отношений в государстве и ее правовое закрепление
Экономические отношения могут стабильно функционировать, только если они закреплены в правовой форме. Система экономических отношений определяется и закрепляется, прежде всего, Конституцией РФ. Так, п. 1 ст. 8 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. Экономическая система государства, в первую очередь, определяется формами собственности. В п. 2 ст. 8 Конституции РФ указано, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Основу гражданско-правового регулирования отношений собственности на территории Российской Федерации составляют ст.ст. 35, 36 Конституции РФ. Согласно п.п. 1, 2 ст. 35 Конституции РФ «право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».
Содержание права собственности включает в себя право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение означает хозяйственное господство собственника над вещью, возможность иметь у себя данное имущество, фактически обладать им. Пользование означает извлечение из вещи полезных свойств путем ее потребления. Распоряжение – возможность определить юридическую судьбу имущества.
Положения Конституции развиваются, в первую очередь, в Гражданском кодексе РФ, а также в законах и иных нормативных правовых актах, регулирующих отдельные виды экономических отношений. Из содержания статей 212-215 ГК следует, что частная собственность подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, а государственная собственность – на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам. В качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ. Запреты в экономике должны быть минимальными. Основной принцип в сфере экономики общедозволительный: разрешено все, что прямо не запрещено законом.
2.3.3 Организационно-правовые формы деятельности предприятий и предпринимательство
Задача государства в сфере экономики – защита прав и интересов предприятий и предпринимателей. Она предполагает законодательное закрепление гарантий их прав и интересов.
Участниками экономических отношений являются физические и юридические лица. В этих отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.
Согласно ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица могут являться как коммерческими, так и некоммерческими организациями.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В хозяйственных товариществах и обществах в отличие от других коммерческих организаций уставной капитал разделяется на доли (вклады) учредителей. Хозяйственные товарищества и общества – обычная и наиболее распространенная форма коллективной предпринимательской деятельности. Они являются универсальной формой, в рамках которой может осуществляться любая профессиональная предпринимательская деятельность – производственная, торговая, посредническая, кредитно-финансовая, страховая и т. д.
Хозяйственные товарищества в российском законодательстве понимаются как договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Они могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Участники полного товарищества (полные товарищи) принимают личное участие в делах предприятия и несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. В товариществе на вере, наряду с полными товарищами, имеются также вкладчики, которые не принимают участие в предпринимательской деятельности, осуществляемой товариществом. Они несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Полными товарищами могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие лица.
Для хозяйственных обществ характерным является объединение не столько личных усилий участников, сколько их имуществ. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.
Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества с дополнительной ответственностью несут дополнительную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.
Основное отличие акционерного общества от других юридических лиц заключается в способе закрепления прав участника по отношению к обществу: путем удостоверениях их акциями. Кроме того, если товарищество рассматривается законом как объединение лиц, то общество – как объединение капиталов, и не предполагает личного участия учредителей в его делах. Участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытого и закрытого типа. В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного, круга лиц. Акционерное общество открытого типа вправе проводить свободную продажу выпускаемых им акций.
Производственный кооператив – это объединение граждан, созданное ими для совместной хозяйственной деятельности на базе личного трудового участия и объединения некоторых имущественных взносов (паев). В отличие от обществ и товариществ, кооператив – объединение граждан, не являющихся предпринимателями, но участвующих в его деятельности личным трудом.
Для государственной и муниципальной собственности предусмотрена особая организационно-правовая форма – государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, и не распределяют полученную прибыль между своими участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, финансируемых собственником учреждений, а также в других формах, предусмотренных законом.
Государством также гарантируется право свободно заниматься предпринимательской деятельностью. Предпринимательской признается самостоятельная осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Данной деятельностью могут заниматься не только юридические, но и физические лица (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства). Они должны быть в установленном законом порядке зарегистрированы в качестве лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
2.4 Государство, право и экология
2.4.1 Взаимодействие общества и природы
Природа – это естественная объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания людей. Общество неразрывно связано с природой. Само общество возникло в процессе эволюции природы. Человек составляет часть природы, с одной стороны – это субъект, воздействующий на природу, с другой стороны – это объект природы, находящийся под ее воздействием и зависящий от состояния окружающей его природной среды.
Природа оказывает воздействие на общество. Жизнь и развитие общества зависят от природных условий, причем это влияние находится в зависимости от исторического этапа развития общества. В ходе развития человеческой цивилизации усиливается и влияние общества на природу. Общество использует природные ресурсы, преобразует природу, воздействует на нее через материальное производство, поэтому оно должно постоянно поддерживать в надлежащем состоянии окружающую природную среду как необходимое условие существования человека.
В течение многих тысячелетий люди, будучи частью природы, практически не изменяли окружающую среду. Природа легко восполняла тот урон, который наносился собирательством, охотой и рыбной ловлей. Воздействие человека на природу значительно возросло с переходом к производящей экономике. С развитием научно-технического прогресса неизмеримо выросли и разрушающие возможности человечества. В результате природе нанесен непоправимый ущерб. Экологические проблемы стали одними из наиболее глобальных. Из-за возрастания нагрузок на окружающую среду наступил кризис мировой экологической системы. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. Причем негативное влияние человека на окружающую среду идет одновременно по нескольким направлениям: загрязнение атмосферы, воды, почвы, радиоактивное загрязнение, уничтожение животного и растительного мира.
Все это отрицательно сказывается на жизнедеятельности человека, препятствует экономическому развитию и ставит под угрозу возможность стабильного развития общества в целом. Развивающийся экологический кризис характеризуется рядом признаков:
а) достижение опасной для экологических систем черты в результате развития противоречий во взаимодействии общества и природы;
б) существование реальной угрозы жизни и здоровью людей;
в) необратимые изменения в экологических системах, которые сказываются на состоянии всей экологической системы Земли;
г) истощение экологических систем, что ведет к нехватке природных ресурсов и сказывается на общественном производстве;
д) нарушение экологического равновесия.
Таким образом, взаимодействие общества и природы осуществляется в двух основных направлениях: использование природных объектов и ресурсов, охрана окружающей среды. При этом использование природных объектов и ресурсов выражает экономические интересы общества, направленные на удовлетворение его материальных потребностей. Охрана окружающей среды выражает экологические интересы общества, связанные с сохранением качества и многообразия окружающей природной среды.
Для решения экологических проблем необходима смешанная, экологоэкономическая форма взаимодействия общества и природы, то есть рациональное, научно обоснованное использование природных объектов и ресурсов в сочетании с требованиями по охране окружающей среды.
В Российском государстве за всю историю его развития укрепилась и стала преобладающей концепция приоритета экономических интересов общества над экологическими, то есть потребительская концепция, осужденная во всем цивилизованном мире. Это проявляется в значительном отставании темпов восстановления природных ресурсов от темпов их использования, в преобладании развития научно-технического прогресса, составляющего основу повышения эффективности экономики, над обеспечением природоохранных мероприятий в процессе его осуществления, в сформировавшейся тенденции пренебрежения экологической безопасностью людей (так, в Оренбургской области долгие годы замалчивались последствия Тоцкого ядерного испытания и не предпринимались какие-либо существенные меры по экологическому оздоровлению пострадавшей территории и восстановлению здоровья людей).
На современном этапе развития необходимо правильное сочетание экономических интересов и экологической безопасности общества, так как преодоление экологического кризиса возможно только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы.
В настоящее время одной из наиболее распространенных концепций взаимодействия общества и природы является Концепция устойчивого развития, предполагающая постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Исходя из того, что основной задачей развития является удовлетворение человеческих потребностей и стремлений, устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Данная концепция была положена в основу принятого на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992 г., стратегического плана действий для государств и мирового сообщества – Повестки дня на XXI век.
Руководствуясь этим программным документом, Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Согласно этой Концепции, переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущего поколений людей. При этом необходимо соблюдение следующих критериев: никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба; ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов.
2.4.2 Экологическая функция государства
Экологическая функция государства представляет собой основные направления деятельности государства в области природопользования и охраны окружающей природной среды. В настоящее время она является одной из важнейших функций государства.
Основные направления экологической деятельности государства включают в себя:
а) наблюдение за состоянием природных объектов и ресурсов и их учет;
б) распределение и перераспределение природных ресурсов;
в) рациональное использование природных ресурсов;
г) осуществление природоохранных мероприятий;
д) экологический контроль и надзор;
е) разрешение споров в области природопользования, выявление экологических правонарушений и применение мер ответственности к правонарушителям.
Для реализации данной функции существует целостная система органов управления природопользованием и охраной окружающей среды, которая включает в себя органы общей компетенции и специально уполномоченные органы.
К органам общей компетенции относятся Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления. Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды сводятся к следующему: обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; принятие мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организация деятельности по охране и использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ; координация деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
К специально уполномоченным федеральным органам природопользования и охраны окружающей среды относится Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которому переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и использованию природных ресурсов.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении 3 Федеральных служб (по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; по надзору в сфере природопользования; по экологическому, технологическому и атомному надзору) и 2 Федеральных агентств (Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию).
С природопользованием и охраной окружающей среды связана также деятельность таких федеральных органов исполнительной власти, как Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное агентство лесного хозяйства и др. Идет процесс расширения экологической деятельности напрямую не связанных с использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства сельского хозяйства, и других. На обеспечение законности в этой сфере направлена правоохранительная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, выполняющих природоохранительные задачи комиссий и иных организаций (лесоохраны, рыбоохраны и т.д.), администраций соответствующих государственных учреждений, предприятий, организаций, в том числе заповедников и заказников.
Экологическая деятельность государственных органов осуществляется в тесной связи с деятельностью общественных экологических объединений в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
2.4.3 Правовое регулирование экологических отношений
Большую роль в совершенствовании экологических отношений играет право. Именно право является средством решения экологических проблем, так как способно через систему норм и организационных действий по их исполнению изменить модель поведения людей в экологически благоприятную сторону.
Экологические проблемы вызвали необходимость выделения самостоятельной сферы правового регулирования – общественных отношений, складывающихся в области использования природных ресурсов и охраны природы от негативных воздействий в процессе хозяйственной деятельности. Произошло формирование самостоятельной отрасли права – экологического права и отрасли российского законодательства – экологического.
Основные его положения закреплены в Конституции РФ. Так, в ст. 42 закрепляется право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В ст. 58 Конституции РФ закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Основные принципы охраны окружающей среды определены в принятом в 2002 г. Федеральном Законе «Об охране природной среды». Закон призван в комплексе с мерами организационного, правового, экологического и воспитательного воздействия способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории РФ.
Основополагающим принципом охраны окружающей среды в Законе назван приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения. Важнейшим принципом охраны окружающей среды в РФ является научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. К основным принципам относятся также охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимое условие обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; сохранение биологического разнообразия и т.д.
Деятельность общества и государства в сфере охраны окружающей природной среды основана на соблюдении требований природоохранного законодательства, неотвратимости наступления ответственности за их нарушения. Экологическая политика государственных органов опирается на гласность в работе и тесную связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач.
Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека. В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» закреплено право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. В соответствии с ч.3 ст.11 граждане РФ обязаны сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
Закон в ст. 4 определяет объекты охраны окружающей среды. К ним относятся земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновой слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, памятники природы, национальные природные парки, ботанические сады, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Наряду с головным законом система экологического законодательства включает отраслевые нормативные правовые акты: Кодексы – Земельный, Лесной, Водный; Федеральные законы – «О недрах», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях» и другие. В случае решения вопроса об ответственности за нарушение экологических норм используются нормы гражданского, уголовного, административного права.
2.4.4 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Международное экологическое сотрудничество является в современный период истории объективной необходимостью и осуществляется на основе принципов и норм международного права в следующих формах:
– проведение международных конференций по охране окружающей среды;
– участие государства в работе межправительственных организаций, осуществляющих экологическую деятельность;
– сотрудничество с международными общественными экологическими организациями.
Одной из наиболее развитых форм международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды являются международные конференции по экологическим вопросам.
Особо важную роль в активизации международного природоохранительного сотрудничества сыграла состоявшаяся в июне 1972 г. в Стокгольме конференция ООН по окружающей среде, которая приняла Декларацию принципов и План мероприятий. Декларация принципов включает 26 принципов, выражающих отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды. Среди этих принципов такие, как право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь; сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений путем тщательного планирования деятельности человека и управления ею: необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духе сотрудничества. План мероприятий содержит 109 пунктов, в которых решаются организационные, экономические, политические вопросы охраны окружающей среды и взаимоотношений государств и международных организаций. По решению конференции был организован постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды – ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), образован Фонд окружающей среды, 5 июня провозглашено Всемирным днем окружающей среды.
В 1975 г. в Хельсинки состоялась третья стадия Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором приняли участие все европейские страны (кроме Албании), США и Канада. Совещание приняло Заключительный акт, подписанный 35 главами государств и правительств, в котором наряду с политическими вопросами обеспечения безопасности были рассмотрены в отдельном разделе вопросы экологической безопасности. В нем определены области экологического сотрудничества государств, к которым относятся борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды, охрана почвы, заповедников, окружающей среды в городах, а также формы и методы экологического сотрудничества. В числе форм и методов предлагались: обмен информацией, организация конференций, обмен научными работниками, совместные разработки проблем охраны окружающей среды.
Для подведения итогов 20-летней охраны окружающей среды после Стокгольмской конференции ООН по охране окружающей среды 1972 г. в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро была проведена конференция ООН по окружающей среде и развитию. В конференции приняли участие 15 тысяч делегатов из 178 стран. Были приняты следующие основные решения: Декларация по окружающей среде и развитию, где сформулированы принципы политики охраны окружающей среды и развития, долгосрочная программа дальнейших действий в глобальном масштабе (Повестка дня на XXI век), Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех климатических зон, Конвенция по климату, Конвенция по охране биологического разнообразия.
В декабре 1992 г. принято решение об учреждении Комиссии по устойчивому развитию ООН.
В 2002 г. на Конференции ООН по устойчивому развитию, проходившей в Йоханнесбурге (ЮАР), в работе которой приняли участие 22 тысячи человек из 191 страны, было подтверждено фундаментальное значение концепции устойчивого развития в международных отношениях. Конференция подчеркнула, что в основе устойчивого развития лежит единство трех компонентов – экономического и социального развития при сохранении благоприятной окружающей среды.
20 декабря 2002 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 10-летний период, начинающийся с 1 января 2005 г., Десятилетием образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных Наций. В соответствии с этой программой 2008 г. был провозглашен Международным годом планеты Земля, 2010 г. – Международным годом биоразнообразия, 2011 г. – Международным годом лесов.
Охраной окружающей среды занимаются практически все виды международно-экологических организаций. Их можно разделить на межправительственные и неправительственные.
Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранительной деятельности участвуют все главные органы и специализированные учреждения ООН – Генеральная Ассамблея ООН, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная морская организация (ИМО) и другие. В соответствие с решением Стокгольмской конференции в 1972 г. учреждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В структуре ЮНЕП действует Фонд окружающей среды, который создан в целях оказания дополнительной финансовой поддержки международным природоохранительным мероприятиям, осуществляемым в рамках ЮНЕП. Фонд образуется на основе добровольных взносов различных стран.
Насчитывается более 200 международных неправительственных организаций, как специализирующихся на вопросах охраны окружающей среды, так и проявляющих интерес к экологическим проблемам помимо вопросов их основной сферы деятельности. Среди них – Международный совет по охране птиц, Всемирная федерация по защите животных, Европейская федерация по охране вод и т. д. Наиболее крупным и авторитетным является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОТ), созданный в 1948 г. во Франции и представляющий свыше 100 стран и организаций. От России членами МСОТ является Всероссийское общество охраны природы.
Проблема «общество-природа» имеет глобальный характер, в рамках одного государства ее не решить. Остановить вторжение человечества в природу невозможно, но необходимо сделать его разумным, отвечающим интересам как настоящего, так и будущих поколений.
2.5 Государство, право и этнос
2.5.1 Понятие и эволюция этноса
Термин «этнос» ввел в международный научный обиход в 1921 г. русский ученый С. М. Широкогоров в качестве собирательного термина для обозначения этнических общностей.
Существуют два подхода в определении этноса.
Первый состоит в том, что этнос – это исторически возникшая общность людей, которая обладает общностью территории, языка, культуры, религии, другими общими признаками. Сторонники данного подхода исходят из того, что этнос – явление социальное, ибо он не существует вне собственных социальных институтов различных уровней – от семьи до общества. Следовательно, этнос подчинен законам развития общества и не имеет собственных закономерностей. Этнические отношения являются частью социальных, поэтому этнос и представляет собой социальный институт.
Согласно второму подходу, этнос – это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени. Сторонники этого подхода исходят из того, что этнос – явление биологическое и рассматривают его как систему, являющуюся связующим звеном между социальным и биологическим, причем биологические признаки играют определяющую роль.
В настоящее время насчитывается более 2 тысяч этносов. Количество их не постоянно, одни этносы возникают, другие распадаются и исчезают. Чтобы проследить эволюцию этносов, соотношение их с государством, этносы классифицируют по различным критериям.
Сторонники первого подхода классифицируют этносы: по их основным признакам (языку, территории, культуре, религии); по их особенностям (социально-классовой структуре и численности); по совокупности признаков и особенностей.
Классификация этносов по языку проводится с целью выявления их генеалогического происхождения. Выделяют 13 основных семей. Каждая семья подразделяется на группы, группа на ветви, ветвь на этносы. Так, индоевропейская семья подразделяется на славянскую, германскую и романскую группы. Славянская группа – на восточную, западную и южную ветви, восточная ветвь – на русский, украинский, белорусский этносы. Но данная классификация не учитывает то, что языковая близость не всегда совпадает с этнокультурой.
Классификация этносов по территориальному признаку предполагает их объединение по крупным географическим, историко-географическим областям. Выделяют 55 таких объединений. Такая группировка этносов отражает как сходство природных условий их жизни, так и сходство в типе хозяйства и материальной культуры. Но данная классификация не отражает возможное различие этносов в рамках одного территориального объединения.
Классификация этносов по признаку культуры проводится в виде группировки этнических общностей по отдельным элементам их культуры: материальной и духовной. При этом не учитывается, что различные этносы могут иметь сходные элементы культуры, а части одного крупного этноса обычно различаются в данной области.
По религиозному признаку этносы подразделяются на народы, имеющие племенные, национальные и мировые (православная, католическая, мусульманская) религии.
По социально-классовой структуре этносы подразделяют по социальным группам с учетом общественно-экономической формации. При этом этносы подразделяются на племена – этнические общности первобытнообщинной формации, характеризующиеся кровнородственными связями; народности – этнические общности рабовладельческой и феодальной формаций, характеризующиеся территориальными связями; нации – этнические общности капиталистической и социалистической формаций, характеризующиеся экономическими связями; народы – этнические объединения, в которых происходит смешение и слияние однородных и разнородных этнических общностей; этнические меньшинства, которые подразделяются на малочисленные коренные народности, национальные меньшинства, являющиеся частью этнической общности нации за пределами ее обитания, и этнографические группы – части этноса, развивающиеся самостоятельно за пределами его обитания и сохранившие этническое единство. Но в данной классификации также есть определенные недостатки: во-первых, один и тот же этнос может существовать в разных общественных формациях; во-вторых, в рабовладельческой и феодальной формациях существуют этносы, которые нельзя отнести к народностям; в-третьих, состав каждого этноса разделяется на противостоящие друг другу социальные группы, что разрушает его единство.
Таким образом, все эти классификации противоречивы и не дают единого представления об эволюции того или иного этноса. Поэтому этносы классифицируют по совокупности присущих им признаков и особенностей. Но нет ни одного признака, который был бы присущ всем этносам. Это заставляет ученых продолжать поиски новых критериев классификации этносов.
Сторонники второго подхода, считающие этносы биологическим явлением, классифицируют их по стереотипу поведения, по фазам этнического развития.
Основоположником данного подхода является Л. Н. Гумилев. Он считает, что этнос в своем существовании проходит ряд фаз развития, имеющих временные рамки, в целом же продолжительность существования этноса составляет около 1500 лет, за исключением случаев, когда ход его развития прерывается искусственно. Гумилев выделил шесть фаз развития этноса. Каждая фаза характеризуется изменением уровня активности этноса, степенью его внутренней сложности, количеством составных элементов и их ролью, единым общественным поведением. Таким образом, Гумилев ввел в учение об этносе системный подход.
2.5.2 Соотношение этноса и государства. Государственно-правовое регулирование национальных отношений
Этнос относится к явлениям, оказывающим все возрастающее воздействие на деятельность государства. Процесс жизнедеятельности современных народов и государств характеризуется тем, что на него влияют две противоположные тенденции: экономико-политической интеграции и этнической дифференциации.
Конец ознакомительного фрагмента.