1 Предмет и методология теории государства и права
1.1 Понятие и предмет теории государства и права
1.1.1 Теория государства и права как единая наука
Наука теория государства и права прошла долгий и сложный путь развития.
Теория государства и права как обособленная совокупность знаний начала складываться лишь в XIX веке, хотя проблемы государственной и правовой жизни общества интересовали ученых всегда, на протяжении всей истории государства, фактически с момента его формирования. Ведь государство и право играют столь важную роль в жизни как отдельного человека, так и общества в целом, что, естественно, представляют собой объект повышенного интереса с научной и практической точек зрения.
Термин «теория» – греческого происхождения и в переводе означает «рассмотрение», «исследование». В настоящее время он имеет два основных значения. В широком смысле – это форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. В узком смысле – это система основных идей, законов, понятий в той или иной отрасли знания. В данном случае используется термин «теория» именно в узком значении.
Наука теория государства и права представляет собой систематизированную совокупность знаний о возникновении, функционировании и развитии государственно-правовых явлений.
Первые системные знания о государстве и праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции – Платона, Аристотеля, Сократа, Демокрита. Так, у древнегреческих ученых впервые сложилась идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества. Демокрит утверждал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления. Проблемы государства и права отразились также в трудах древнеримского ученого Цицерона, философа Древнего Китая Конфуция. Древние мыслители рассматривали эти проблемы в рамках единой универсальной науки – философии. Научные труды философов Древнего мира так и назывались – «Государство», «Законы» (Платон), «О государстве», «О законах» (Цицерон).
Постепенно к XVII веку в системе философских знаний обосабливается философия права, исследующая глобальные государственно-правовые категории. Вопросам государства и права уделяют все больше внимания, так как в период начала буржуазных революций возникает потребность разработать новые принципы государственного устройства и управления, определить пути развития права в соответствии с новыми требованиями. В тоже время философия права уделяла основное внимание идеальному праву, абстрагируясь от права реального, действующего.
Основная заслуга в разработке философских основ права в большей степени принадлежит Канту и, особенно, Гегелю. Одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой и политической мысли – работа Гегеля «Философия права» начала XIX века (1820 г.). В ней отражены вопросы общества, политики, государства и права.
В XIX в. предпринимается попытка свести в единую систему всю сумму юридических знаний. Формируется вводная юридическая дисциплина теоретического плана, получившая название энциклопедия права. Попытку создания энциклопедии права как базовой юридической науки предпринимают немецкие юристы и политологи Ганниус, Пюттер, Гареис, Ратковский. Энциклопедия права рассматривается ими как краткое освещение всего круга правовых наук.
В России первым печатным курсом энциклопедии права является работа П.И. Дегая «Пособия и правила изучения российских законов, или Материалы к энциклопедии, методологии и истории российского права», вышедшая в 1831 г. В 1835 г. в России энциклопедия права была введена в число обязательно преподаваемых предметов на юридических факультетах. С этой дисциплины студенты начинали изучать юриспруденцию.
Во второй половине XIX в. все больше энциклопедию права отождествляют с общей теорией права. Так, у Трубецкого его «Энциклопедия права» фактически по существу совпадает с общей теорией права. В последующем русские юристы пришли к выводу, что энциклопедия права как самостоятельная отрасль знаний несостоятельна, наукой являться не может, не имея собственного предмета исследования, и со временем она по своему названию и содержанию постепенно перешла в теорию права.
Возникновение собственно науки теории государства и права следует отнести к 20-м годам XIX века. Именно тогда немецкий ученый Фальк предложил заменить философию права общей теорией права. Основоположником обобщающей юридической науки считается и английский ученый Д. Остин, издавший в 1838 г. цикл своих лекций «О предмете науки права». Он полагал, что в системе юридических наук должно существовать общее правоведение, ставящее своей задачей исследование понятий, лежащих в основе права различных государств.
Ко второй половине XIX века относится и возникновение отечественной теории государства и права. «Лекции по общей теории права» Н.М. Коркунова, вышедшие в 1886 г., являются фактически первым отечественным учебником.
В России в конце XIX – начале XX века общая теория права формировалась в трудах Е. Н. Трубецкого, Н. М. Коркунова, Л. И. Петражицкого, В. М. Хвостова, Г. Ф. Шершеневича и других. При этом они опирались на исследования государства и права немецких ученых: Гегеля, Еллинека, Иеринга, Канта, Кельзена, Мюллера, Шеллинга, Штаммлера. Хотя собственно теоретическое знание еще не вполне выделилось из отраслевых юридических дисциплин. Поэтому по сравнению с государственным, гражданским правом солидной учебной литературы по теории государства и права имелось не очень большое количество. Да и ученых-специалистов только по общим проблемам юриспруденции практически не было. В тоже время была создана достаточно стройная система общетеоретических знаний о государстве и праве применительно к условиям российской общественной жизни. Многие теоретические выводы русской дореволюционной юридической мысли актуальны до сих пор.
После 1917 года теория государства и права подверглась полной переработке в соответствие с идеологией марксизма-ленинизма. В целом значительный этап в истории правовой науки связан с именами К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Они создали развернутое учение о государстве и праве с материалистических, классовых позиций, обосновали неизбежность слома буржуазного государства и перехода власти в руки рабочего класса. Это учение получило развитие в работах советских юристов XX века.
Первый учебник по теории государства и права советского периода появился в 1940 г. (Голунский С.А. и Строгович М.С. «Теория государства и права). В послевоенное время вышел учебник А. И. Денисова «Теория государств аи права» (1948 г.). После этого учебные издания начали выходить достаточно регулярно.
Затем в конце 80-х годов на некоторое время выпуск учебной литературы по теории государства и права был приостановлен в связи с деидеологизацией общественных наук. Необходимо было переосмыслить многие фундаментальные положения, лежащие в основе юридической действительности.
В настоящее время наука теории государства и права, освободившись от марксистско-ленинской идеологии, продолжает развиваться. Практически заново переосмыслены многие проблемы. В последние годы по теории государства и права издано значительное число учебников, как ни по какой другой юридической дисциплине. Вопросы теории государства и права исследуются такими учеными, как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, А.Б. Венгеров, С.А. Комаров, В.В. Лазарев, Р.З. Лившиц, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Л.А. Морозова, Н.И. Матузов, В.М. Корельский, В.С. Нерсесянц, В.Д. Перевалов, А.С. Пиголкин, В.М. Сырых, В.Н. Хропанюк, А.Ф. Черданцев и др.
В результате того, что каждый ученый-теоретик стремился привнести что-то свое в науку, интерпретируя объект исследования по-своему, для современной науки теории государства и права характерно разнообразие подходов к рассмотрению основных проблем государства и права.
С начала 90-х г.г. XX века велись активные дебаты о характере взаимоотношения государства и права, а вместе с тем и о содержании теории государства и права как науки и учебной дисциплины. При этом споры носили не только объективный, обусловленный противоречивостью исследуемой материи, характер, но и субъективный. Ряд ученых высказывали мнение относительно необходимости деления теории государства и права на две самостоятельные отрасли знаний и учебные дисциплины – теорию государства со своим собственным предметом и теорию права (Р.З. Лившиц и др.). Другие считали целесообразным рассмотрение теории государства как составной части политологии и введение самостоятельной дисциплины «Общая теория права» (С.С. Алексеев, А.С. Пиголкин и др.). Также до сих пор развивается научное направление, согласно которому следует переименовать «теорию государства и права» в «теорию права и государства», подчеркивая этим приоритетную роль права перед государством (В.В. Лазарев, Г.Н. Манов, Г.В. Назаренко и др.).
Теорию государства и права необходимо рассматривать как единую отрасль науки. Государство и право выступают как относительно самостоятельные явления по отношению друг к другу, но, тем не менее, они неразрывно связаны между собой, взаимно обусловливают друг друга и функционируют в обществе в неразрывном единстве. С одной стороны, государство не может выполнять свое назначение в обществе без того, чтобы не предписывать индивидам, органам, организациям определенные нормы поведения, не охранять их, не обеспечивать использование прав и исполнение обязанностей, то есть государство оказывает прямое воздействие на право. С другой стороны, право оказывает обратное воздействие на государство. Оно связывает государственные органы правовыми нормами, упорядочивает их деятельность, вводит их активность в законное русло. Правовые предписания находятся под защитой государства, их реализация обеспечивается материально-организационными средствами государственной власти. Право без государства беззащитно и без властного обеспечения государства почти неосуществимо. Между правом и государством существуют органические связи, которые проявляются в следующем: во-первых, государство и право возникают одновременно вследствие одних и тех же причин; во-вторых, в процессе своего исторического развития тип государства и тип права совпадают; в-третьих, государство и право тесно взаимодействуют в процессе своего функционирования, выступая средствами управления обществом и определяясь едиными социально-экономическими и духовными факторами. Поэтому изучать право в отрыве от государства и государство в отрыве от права невозможно, теория государства и права выступает как единая наука. Именно через правовые институты теории государства можно глубже изучить теорию права.
Особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является:
во-первых, наукой гуманитарной, так как предмет ее составляют общественные явления – государство и право;
во-вторых, наукой юридической, так как она изучает такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни;
в-третьих, наукой теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права.
1.1.2 Предмет теории государства и права
Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объект и предмет тесно соотносятся, но полностью не совпадают. Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов. Если объект может быть общим для нескольких наук, так, государство изучается историей, политологией, социологией и т.д., то предмет у каждой науки свой.
Предмет – это тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемый данной наукой, это круг основных вопросов, которые она изучает. Любая наука имеет свойственный только ей предмет, которым и определяется ее самостоятельность, своеобразие и особенности.
Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права.
Особенности предмета теории государства и права выражаются в следующем.
Во-первых, теория государства и права изучает государство и право в целом, обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития. При этом она не останавливается на изучении отдельных этапов развития государства и права, а рассматривает весь процесс в целом, не изучает подробно государственно-правовой механизм отдельных стран, а формулирует общие тенденции его функционирования и развития.
Во-вторых, содержание предмета теории государства и права составляют не все, а только наиболее общие закономерности государства и права. Закономерности – это связи причинно-следственной зависимости одних явлений от других. Эти связи складываются неизбежно, не зависят от воли и сознания людей, носят общий характер, то есть имеют распространение в различные эпохи, в разных странах и у разных народов. Они являются устойчивыми, так как существуют неопределенно длительное время и не могут исчезать, разрушаться под действием других явлений. В отличие от иных наук теория государства и права изучает не какую-либо одну сферу юридической действительности, не государственно-правовые явления на определенном отрезке времени, а общие закономерности развития государства и права в целом.
В-третьих, предмет теории государства и права составляют государство и право в их единстве. Государственные и правовые явления изучаются в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии. Такое двуединое содержание предмета теории государства и права отражает неразрывность государства и права в реальной жизни.
В предмет теории государства и права входят: закономерности возникновения государства и права и смены их исторических типов; соотношение государства, права и общества; механизм государства, типы, формы и функции государства; назначение и функции права, система права, механизм правового регулирования; правотворческая и правоприменительная практика; правовая идеология и правовое сознание, а также система государственно-правовых категорий и понятий.
Долгие годы в России существовала лишь одна теория государства и права – марксистско-ленинская, которая однобоко освещала все процессы государственно-правовой жизни, а многие постулаты, как «государство – диктатура пролетариата», «право – воля господствующего класса», отделяли нас от прогрессивного развития. Сейчас нам доступны другие теории о государстве и праве. Ведь сам предмет науки историчен. Основы его устоялись, но жизнь выдвигает новые объекты познания, убирает отжившие. Поэтому и предмет теории государства и права изменяется по мере развития общественных отношений, вовлечения в сферу познания новых свойств и явлений государственной и правовой действительности.
1.1.3 Функции теории государства и права
Теория государства и права выполняет определенные функции, то есть имеет самостоятельные направления в исследовательской деятельности.
К ним относятся информационная, аналитическая, конструктивная функции и функция внедрения юридической культуры.
Информационная функция выражается в передаче сведений о государстве и праве, их трансформации в знания, правовые чувства. С ее помощью изучают содержание и сущность государства и права, процесс их развития, составные элементы, механизм действия, то есть общие проблемы всего правоведения.
Аналитическая функция заключается в исследовании и анализе государственно-правовых явлений, а также действующего законодательства. Она состоит не только в выяснении смысла закона, тщательном изучении его содержания, но и в изучении практики применения закона, эффективности его влияния на те или иные общественные отношения. Поэтому осуществление аналитической функции приводит к выяснению как достоинств, так и недостатков законодательства, функционирования отдельных органов государства, государственного механизма в целом.
Конструктивная функция служит продолжением аналитической. На основании результатов анализа с ее помощью обосновываются предложения по развитию и совершенствованию механизма государства, законодательства. Появляются новые идеи, которые могут и должны быть учтены законодателем. Таким образом, теория государства и права ставит практическую деятельность на прочную научную основу.
Наконец, теория государства и права выполняет функцию внедрения юридической культуры. Высококвалифицированным юристом может быть назван не тот, кто усвоил лишь конкретное содержание нормативного акта, а тот, кто способен при помощи общих юридических понятий осмыслить любой нормативный правовой акт, на его основании принять правильное, верно обоснованное решение.
В последнее время предлагается более подробная классификация функций теории государства и права. Выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, методологическую, политическую, идеологическую, практически-организаторскую и прогностическую функции.
Онтологическая функция заключается в познании сущности государственно-правовых явлений, их систематизации, раскрытии содержания юридических понятий.
Гносеологическая функция состоит в выработке научных концепций, правовых понятий и категорий, механизмов действия права, объяснении явлений и процессов государственно-правовой жизни общества.
Эвристическая функция служит открытию новых закономерностей в развитии государственно-правовых явлений, учитывая динамику их развития, что особенно важно в период реформ и социальных сдвигов.
С помощью методологической функции разрабатывается система методов познания, которые творчески используются отраслевыми юридическими науками. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом.
Практически-организаторская функция теории государства и права проявляется в том, что теория государства и права не ограничивается познанием государственно-правовых явлений, а разрабатывает принципы преобразования права, правовых и государственных институтов, научно обоснованные решения проблем государства и права. Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления, обеспечивать осуществление на практике научно-теоретических разработок.
Большое значение имеет идеологическая функция, так как без базовых идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Теория государства и права создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь и поведение людей как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права.
Прогностическая функция определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых теорией государства и права явлений. Она конструирует гипотезы дальнейшего развития государства и права, истинность которых определяется практикой.
Функции теории государства и права тесно взаимосвязаны. Лишь взятые в единстве они дают полное представление о назначении теории государства и права.
1.2 Методология теории государства и права
1.2.1 Понятие и классификация методов познания теории государства и права
Термин «метод» введен в научный оборот древнегреческими мыслителями и означает путь к чему-либо.
Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод. Метод науки тесно связан с ее предметом. В основе методов и лежит предмет науки, ибо без теории метод будет беспредметным, а предмет науки – бессодержательным. В своей очередь, лишь теория, вооруженная адекватными методами, может выполнять стоящие перед ней задачи и быть познанной.
Метод науки – это совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет науки и получаются знания.
Методы познания имеют исключительное значение в постижении науки. Так, английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. Иначе говоря, степень и глубина научного познания во многом зависят от используемых методов.
В настоящее время к методу предъявляются большие требования. Он должен быть подлинно научным, истинным, то есть вытекать из достижений практики, отражать объективные законы бытия, учитывать особенности предмета изучения. Методы науки должны постоянно совершенствоваться, они не являются раз и навсегда данными. Изменение предмета науки требует изменения методов. Только при обновлении и развитии методов познания возможно более глубокое постижение реальной действительности.
Метод теории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективных знаний об общих закономерностях и сущности государственноправовых явлений.
Учение о методах научного познания называется методологией. Методология теории государства и права – это применение совокупности принципов, научных приемов и специальных способов исследования государственноправовых явлений. Методология имеет как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Внешняя сторона методологии теории государства и права состоит в изучении государства и права в неразрывной связи с другими общественными явлениями, их взаимной обусловленности. Внутренняя сторона методологии связана с исследованием составных элементов права и государства.
Методы теории государства и права подразделяются на всеобщие, общенаучные и частнонаучные.
Всеобщим философским методом теории государства и права является материалистическая диалектика.
Основные общенаучные методы – формально-логический, исторический, системный и функциональный.
К частнонаучным методам, включая группу специально-юридических, относятся конкретно-социологический, статистический; формальноюридический, сравнительного правоведения, правового прогнозирования.
1.2.2 Всеобщий философский метод теории государства и права
Всеобщие философские методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.
Всеобщность методов выражается в том, что они используются во всех науках и охватывают всю область научного познания.
Среди всеобщих методов выделяют метафизику и диалектику. Если метафизика рассматривает государство и право как вечные и неизменные институты, не связанные друг с другом и иными общественными явлениями, то диалектика – это учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и сознания, рассматривающее явления в их взаимосвязи и развитии.
Диалектика в свою очередь подразделяется на идеалистическую и материалистическую. Идеалистическая диалектика может выступать как объективный идеализм, связывающий сам факт существования государства и права с божественной силой или объективным разумом; либо субъективный идеализм, связывающий существование государства и права с сознанием человека, его психикой, с согласованием воли людей (договором).
С позиций же материалистической диалектики всякое явление рассматривается в конкретной исторической обстановке, во взаимосвязи с другими явлениями. Материалистическая диалектика также подразделяется на объективную, акцентирующую внимание на материально-диалектических причинах, и субъективную, связывающую развитие государственно-правовых явлений с географическими, климатическими, этническими и национальными особенностями. Именно объективная материалистическая диалектика (объективный материализм) является всеобщим методом познания государства и права.
Материалистическая диалектика требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений. Ее содержание составляют всеобщие принципы познания, то есть требования объективности и всесторонности познания, исторического подхода, рассматривающего явления в их развитии, познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон. Эти принципы конкретизируются законами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), а также категориями диалектики – понятиями, отражающими всеобщие связи бытия (сущность, содержание и форма, причина и следствие, единичное, особенное и общее и др.). Использование законов и категорий материалистической диалектики при исследовании государства и права позволяет выяснить их происхождение, сущность и социальное назначение, определить формы их существования, а также закономерности их функционирования и развития и на этой основе сформулировать рекомендации по их совершенствованию.
Хотя марксистско-ленинская доктрина в настоящее время подверглась резкой критике и полному отрицанию, что коснулось и материалистической диалектики, но, отрицая утопичное и устаревшее учение, нельзя забывать о положениях и выводах, имеющих непреходящее историческое значение, ведь в рамках именно этого метода государство и право рассматриваются как динамичные, социальные институты, причины развития которых коренятся в материальных условиях жизни общества. В то же время гиперболизация материалистической диалектики обедняла теорию государства и права, приводила к игнорированию многих направлений и особенностей методологии теории государства и права. Поэтому только методологический плюрализм способен привести к глубокому и всестороннему изучению государства и права.
1.2.3 Общенаучные методы исследования государства и права
Общенаучные методы теории государства и права – это философские методы познания, приемы, с помощью которых исследуются общие закономерности возникновения и развития государства и права. Они не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах.
Одним из основных общенаучных методов является формальнологический метод. Его значение состоит в том, что он, во-первых, особую значимость приобретает при формировании теоретических концепций в области юриспруденции; во-вторых, позволяет формулировать понятия, выявлять свойства правовых явлений; в-третьих, позволяет анализировать тексты правовых норм, сопоставлять их друг с другом, отыскивать связи между общим и частным. На логический метод опираются и ученые, исследующие государственноправовые явления, и законодатели, разрабатывающие тексты новых законов, и государственные служащие – управленцы, судьи и другие правоприменители, используя его для разработки, применения и истолкования правовых норм.
Логика – это наука о приемах и способах мышления. В научном познании юридической действительности используются разнообразные логические операции: анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, моделирование и другие.
Анализ представляет собой расчленение целого на составные элементы и изучение их в отдельности (например, деление права на отрасли, выявление элементов механизма государства). Синтез – это логический прием, заключающийся в соединении элементов в единое целое (например, в правовую систему). Индукция позволяет на основании частного знания получить знание общее. Например, выявив признаки государственного органа, можно сделать объективный вывод, что такое орган государства, а затем более обобщенный вывод, что такое механизм государства. Дедукция – это умозаключение от общего к частному. Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке. Так, познание права начинается с изучения его признаков и строения, затем обращаются к отрасли права, после чего выявляются существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права, и завершается этот процесс исследованием нормы права и ее структуры.
Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующего проверки на опыте и теоретического обоснования.
С помощью аналогии определяется сходство, подобие государственноправовых объектов или отношений, а также осуществляется познание путем их сравнения.
Моделирование – мыслительное, идеальное воспроизведение исследуемых объектов. Моделирование позволяет формулировать научные понятия, отражающие общие свойства явлений, абстрагироваться от их конкретных свойств. Так формулируется и изучается в курсе теории государства и права понятие «правовое государство». В настоящее время часто правовое моделирование выделяют в качестве самостоятельного метода, имеющего большое значение в изучении государственно-правовой действительности, поиске ее оптимальных моделей, наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании структуры законодательства и др.
В исследовании проблем государства и права используется в качестве всеобщего исторический метод. Развитие государства и права следует изучать с исторических позиций. Государство и право не раз и навсегда данные и неизменные явления, а исторические, динамичные, изменяющиеся вместе с обществом, вбирающие в себя достижения цивилизации, мировой культуры. Сегодняшние правовые реалии во многом определяются правовым прошлым. Более того, состояние государства и права сегодняшнего дня в значительной степени предопределяет их развитие в будущем.
В качестве общенаучного метода выступает системный метод, который ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. В гуманитарных науках под системой понимается социальное образование, состоящее из многих взаимосвязанных элементов (частей), но взаимодействующее с внешней средой как единое целое. Сущность системного метода состоит в анализе внутренних и внешних прямых и обратных связей системы, в выявлении функциональных задач ее частей, согласованности или рассогласованности их действия. Государство и право – сложные, системные явления. Все государственно-правовые явления имеют внутреннюю структуру, и в то же время входят в качестве составного элемента в более общую систему. Основными элементами государства выступают его органы, а основными элементами права – отрасли права. В свою очередь, государство входит в политическую систему общества, а право – в его правовую систему.
Системный метод необходим для изучения структурных элементов государства и права, их связей между собой, а также прямого и обратного влияния на государство и право как их внутренних элементов, так и внешней среды, и, кроме того, для предупреждения противоречий в правовой и государственной системах.
Функциональный метод как один из общенаучных методов исследования государства и права ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим, позволяет проникнуть в сущность явления посредствам изучения его функций. Данный метод применяется в теории государства и права при изучении функций государства и государственных органов, функций права, правосознания и других государственно-правовых явлений.
1.2.4 Частнонаучные методы исследования государства и права
Частнонаучные методы исследования государства и права – это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права достижений технических, естественных и гуманитарных наук.
Особое место в ряду частнонаучных методов изучения государства и права занимает конкретно-социологический метод исследования. Он применяется в основном на этапе сбора научной информации, когда исследователь имеет дело с конкретными материалами, фактами. Суть данного метода заключается в анализе, переработке и отборе необходимой достоверной информации о важнейших сторонах юридической практики, развитии и функционировании государственно-правовых институтов в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соответствующих практических решений. С его помощью выявляется степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка.
В рамках конкретно-социологического метода используются такие приемы, как опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение и эксперимент. Особенно интересен эксперимент, применяемый для получения знаний о явлениях, не существующих в действительности, моделируемых в небольшом объеме. С помощью эксперимента возможно практически проверить эффективность проектируемого государственного или правового института, нормативного правового акта. Правовые эксперименты могут быть в зависимости от способа создания экспериментальной ситуации реальными и мыслимыми, по степени практической направленности – исследовательскими и инновационными.
К частнонаучным относится и статистический метод. С его помощью выявляются характерные типичные черты государственно-правовой действительности, количественные показатели того или иного государственноправового явления. Статистические исследования, оперирующие цифрами, складываются из трех стадий: сбора статистического материала, его обработки и анализа полученной информации. Первая стадия исследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость, на второй стадии эти явления классифицируются по определенным критериям, на заключительной – делаются оценочные выводы. Статистический метод особенно распространен при изучении государственно-правовых явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью, таких, как правотворческий и правоприменительный процессы, борьба с правонарушениями. Он позволяет наиболее объективно отражать состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений и в результате вырабатывать конкретные рекомендации по их совершенствованию. Так, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по определенным критериям и делаются выводы о том, какие из них имеют тенденцию к росту. На основе этого предпринимаются научные поиски причин, порождающих эти тенденции, и определяются меры, необходимые для их преодоления.
В настоящее время используются также математические методы обработки данных, выражающих количественные изменения в юридической жизни, лингвистические методы при анализе текстовой информации, кибернетические методы и ряд других.
Происходит и дальнейший процесс усиления собственно методологической базы теории государства и права, выделения и развития специальноюридических методов. К ним относятся формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения, метод правового прогнозирования.
Формально-юридический метод – это метод исследования, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами. Формальноюридический метод помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые явления, исследовать их внешние и внутренние формы, определить юридические понятия, выявить их признаки. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников права, формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники, анализ форм государства, компетенции его органов – все это конкретные проявления формально-юридического метода.
Во время усиления интеграционных процессов возрастает роль метода сравнительного правоведения. Данный метод получил широкое распространение в период осуществления государственно-правовых реформ. Он имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты и основывается на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Еще античные мыслители утверждали, что истина познается в сравнении. Этот метод предполагает сопоставление государственно-правовых институтов различных стран с целью поиска оптимального варианта. Он позволяет также сравнивать государственно-правовые явления одной страны на разных этапах ее существования, сопоставлять формы правления и национальногосударственного устройства, важнейшие законодательные акты и отрасли права в различные периоды исторического развития. Сравнительный метод применяется при изучении типологии государств, сопоставлении как основных правовых семей мира, так и элементов, относящихся к одной правовой системе, или их сравнении с элементами других систем. Сравнительный метод применяется и при сопоставлении различных отраслей права и законодательства, а также норм права в пределах одной отрасли. На этой основе определяются достоинства и недостатки государственно-правовых явлений и наиболее эффективные пути их совершенствования.
Метод правового прогнозирования выступает в качестве совокупности приемов, позволяющих составить научно-обоснованные прогнозы о будущих состояниях государственно-правовых явлений, изучить конкретные перспективы их развития. Научно обоснованное предвидение позволяет определить пути достижения поставленных целей с помощью конкретных правовых средств.
Все методы исследования государства и права находятся между собой в тесной взаимосвязи. Каждый конкретный метод применяется для решения определенных познавательных задач и только в совокупности с другими дает возможность решить основную задачу теории государства и права – раскрыть полно и всесторонне ее предмет.
1.3 Место теории государства и права в системе общественных наук
1.3.1 Теория государства и права в системе социальных и гуманитарных наук
Наука представляет собой накопленную человечеством сумму знаний о природе, обществе и познавательной деятельности. Система научных знаний подразделяется на три группы: общественные науки (подразделяющиеся, в свою очередь, на социальные, к которым относятся экономика, социология, политология, юриспруденция и др., и гуманитарные – философия, история, филология, культурология и др.), естественные науки, точные (технические) науки. Их единство обусловлено единством и целостность материального и духовного мира.
Наиболее тесная связь существует между общественными науками, особенно если у них общий объект исследования – государство и право. Вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жизни общества – это коренной вопрос общественной жизни, поэтому изучаться только одной наукой он не может. Вопросы государства и права исследуются практически всеми общественными науками, в число которых входит теория государства и права. При этом общественные науки исследуют проблемы государства и права лишь в пределах, способствующих раскрытию собственного предмета, а теория государства и права занимается изучением наиболее общих закономерностей развития государственно-правовых явлений. В тоже время, изучая государственно-правовые явления, невозможно абстрагироваться от остальной социальной действительности, поэтому при их изучении используются достижения различных общественных наук. Кроме того, так как юридическая действительность тесно переплетена с другими явлениями общественной жизни, то исследование ее различных сфер будет неполным без обращения к теории государства и права как общей, фундаментальной юридической науке.
Таким образом, связь теории государства и права с различными общественными науками носит двусторонний характер. С одной стороны, теория государства и права использует достижения общественных наук, с другой – общественные науки используют данные теории государства и права. Поэтому мы говорим о тесном взаимодействии теории государства и права с философией, политологией, социологией, историей, экономической теорией, социальной психологией и другими общественными науками.
Философия – это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Это система знаний об общих принципах бытия и сознания, об отношении человека к окружающему миру. Философия изучает наиболее общие закономерности общественного развития, в том числе относящиеся к государству и праву. Государство и право исследуются философией, чтобы определить место государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом. Поэтому философия является методологической базой юриспруденции. С ее помощью вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, которая вооружается общей методологией познания государственноправовой действительности. Кроме того, теория государства и права широко использует философские категории и всеобщие понятия, выработанные философией, философские законы и закономерности.
В свою очередь, теория государства и права дает конкретный материал для широких философских обобщений. Философ, обладая обширными знаниями закономерностей окружающего мира в целом, далек от знания конкретных закономерностей функционирования и развития государства и права. А юрист, занимаясь конкретными юридическими исследованиями, может не учесть общих закономерностей развития окружающего мира. Поэтому осмысление явлений правовой жизни с философской точки зрения является необходимой предпосылкой творческого развития юридической науки, дальнейшего совершенствования действующего законодательства, укрепления законности. На основе достижений философии могут быть вскрыты сущность права и государства, их внутренняя противоречивость и воздействие на общественные процессы. Обращение к передовым достижениям философии при изучении проблем государства и права позволяет исследователям избегать мировоззренческих ошибок, способствует правильной постановке проблем и верному решению вопросов государственно-правового строительства.
Частью общей философии выступает философия права, предметом которой является исследование именно государственно-правовой стороны жизни общества. Общетеоретическая задача философии права состоит в изучении глобальных государственно-правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук. Она имеет дело в основном с процессом познания и объяснения сути правовой материи, с процессом изучения и философского объяснения правового бытия. В философии права рассматриваются такие общие проблемы как социально-философская сущность права, пути ее познания, общее, особенное и отдельное в праве, содержание и форма права, необходимость и свобода в праве. Но философия права не способна охватить всю совокупность юридических знаний, заниматься практическим исследованием основных закономерностей государства и права, выработкой методологии отраслевых аспектов юридической правовой науки. Это возможно лишь на основе тесного сотрудничества философии с теорией государства и права.
Следует отметить связь теории государства и права с политологией. Политология – это наука о политике, ее формах, процессах, объединениях, средствах достижения политической и государственной власти. Древние греки определяли политику как искусство управления государством. Политика – это многообразное, универсальное явление, в котором концентрируются все основные стороны общественной жизни: экономическая, социальная, духовная, национальная. Главное назначения политологии – это изучение общих законов развития политических явлений, институтов и учреждений, вопросов политической власти, политической системы, политического режима и других. Политология специально не изучает государство и право, но среди методов достижения власти государству и праву отводится первостепенное значение.
Государство и право неотделимы от политической жизни общества. Используя данные политологии, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления с точки зрения их места и роли в политической системе общества, связей с другими ее элементами. В свою очередь, политология использует положения и выводы теории государства и права по вопросам понятия государства и государственного механизма, форм и функций государства, государственного режима, соотношения государства, политических партий и регулирующих их деятельность норм права.
Политология права исследует право как одно из важных политических явлений во взаимосвязи и взаимодействии со всей политической жизнью, политической системой. В ее задачу также включается выработка научных рекомендаций по использованию правовых средств для целенаправленного изменения социальной реальности. Политология права должна определять стержневые направления политического развития государства и права, основываясь при этом на объективных закономерностях этого развития, что возможно только при объединении научных усилий политологов и юристов.
Теория государства и права тесно связана и с социологией. Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах. В центре внимания социологов находятся вопросы организации и управления обществом, закономерности и тенденции развития и функционирования различных социальных систем. Поэтому социология связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Социология изучает такие социальные системы как государство и право, выделяя социальную основу государства, социальную ценность права. Кроме того, социология изучает и закономерности социального поведения людей, его мотивацию. Теория государства и права использует выводы и обобщения социологии, а также данные конкретных социологических исследований деятельности государственно-правовых институтов. Эти данные позволяют успешно решать проблемы совершенствования государственного аппарата, дальнейшего развития форм и функций государства, повышения эффективности права.
На стыке социологии и правоведения в конце XIX в. сформировалась социология права как наука об общих и специфических социальных закономерностях и механизмах воздействия права и общества на социальные системы.. Социология права изучает социальное в праве, правовое как специфическое проявление социального. Если социология как наука стремится раскрыть специфику закономерностей, действующих в обществе, то социология права призвана показать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей.
Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономическими науками. Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, методы управления экономикой, раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты. Тем самым они решают не только экономические, но и социально-политические вопросы, так как от того, на какой основе решаются проблемы производства и распределения материальных благ, вопросы соотношения производственных и распределительных отношений, во многом зависит не только состояние экономики, но и состояние государства, общества в целом. Экономика как материальный базис общества оказывает, в конечном счете, решающее воздействие на процесс формирования и развития соответствующей ему надстройки, одной из составных частей которой является государство и право. Каждому типу экономики соответствует вполне определенный тип государственной и правовой системы.
Опираясь на выводы и положения, сформулированные экономическими науками, теория государства и права подтверждает экономическую обусловленность государственно-правовых явлений и в то же время активное обратное воздействие государственно-правовых явлений на экономику, ведь каждый способ производства вызывает необходимость в более совершенных государственно-правовых механизмах, которые, в свою очередь, выступают как важный фактор формирования соответствующих общественных отношений. Таким образом, взаимодействие государства и экономики позволяет определить возможность, необходимость и границы государственного вмешательства в экономику, пределы и формы зависимости права от экономики, а также способы ее правового стимулирования.
Постоянная и последовательная связь теории государства и права прослеживается с социальной психологией. Сформировавшись как самостоятельная отрасль знаний в начале XX в., социальная психология представляет собой науку, занимающуюся выявлением и изучением закономерностей поведения людей, обусловленных фактом их принадлежности к определенным социальным слоям и группам, а также изучением психологических характеристик отдельных человеческих сообществ и групп. Теория государства и права, исследующая специфические формы и методы воздействия на поведение людей, взаимодействует с социальной психологией, так как изучение формирования правосознания, правовой культуры, эффективности правотворчества, содержания права и эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей невозможно без учета достижений социальной психологии, помогающей установить типичные последствия деятельности государственных и правовых институтов.
Теория государства и права тесно связана с историей, изучающей прошлое человечества. История исследует различные типы цивилизаций, этапы развития государства, гражданского общества, смену одной социальноэкономической формации другой, изучает конкретные формы и опыт государственной жизни конкретных народов в конкретное время. Теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки. Но история не дает обобщенных выводов, не формулирует общих закономерностей, как это делает теория государства и права. Поэтому историческая наука, в свою очередь, использует соответствующие положения и понятия, вырабатываемые теорий государства и права.
Таким образом, тесное соотношение теории государства и права с другими общественными науками обогащает ее содержание, позволяет более глубоко раскрыть сущность ее предмета, больше приблизиться к потребностям практики, в то же время, обогащая содержание общественных наук. Для общей пользы необходима интеграция взаимосвязанных с теорией государства и права знаний, их активное привлечение к теории и практике юридического строительства. Только сближение общих и специальных знаний позволит обеспечить справедливый порядок отношений между людьми, который надежно будет охраняться государством и правом.
1.3.2 Теория государства и права в системе юридических наук
Теория государства и права занимает важное место не только среди общественных наук, но и в системе юридических наук. Существование множества юридических наук обусловлено тем, что государство и право – явления сложные, имеющие отношение к различным сторонам общественной жизни, и изучить их в рамках одной науки невозможно. Поэтому неизбежна специализация научных знаний о различных областях государственно-правовой жизни общества. В зависимости от предмета исследования и сферы научного познания все юридические науки подразделяются на три основные группы: историкотеоретические науки, отраслевые науки, прикладные науки.
К историко-теоретическим наукам относятся теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений.
Взаимосвязь теории государства и права с историко-правовыми науками проявляется, с одной стороны, в том, что при выявлении общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правового механизма невозможно обойтись без конкретного исторического материала, без знания основных исторических событий и процессов. С другой стороны, история государства и права не может обойтись без выводов и обобщений, сделанных теорией государства и права. Так, история политических и правовых учений детально рассматривает политические и правовые теории различных эпох, систематизирует политико-правовые взгляды крупных мыслителей прошлого и современности. На основании этого теория государства и права вырабатывает универсальные общегосударственные и правовые концепции и категории.
К отраслевым юридическим наукам относятся науки конституционного, административного, гражданского, уголовного, финансового, коммерческого, трудового, земельного, экологического, муниципального, предпринимательского, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, налогового, семейного права и др. Это основной по объему блок юридических наук.
По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая наука. Обобщающий характер теории государства и права проявляется в следующем: во-первых, она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет же отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права; во-вторых, теория государства и права является методологической базой познания государственно-правовых явлений, вырабатывает общие для всех отраслевых наук методы и принципы научного познания. На этой основе в рамках каждой отраслевой науки вырабатываются свои отраслевые принципы и методы познания норм права; в-третьих, теория государства и права вырабатывает общие для всех отраслевых наук научные категории и понятия, которые служат основой для выработки специальных понятий в рамках отраслевых наук.
Вместе с тем теория государства и права формулирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, обобщает и систематизирует их выводы. Поэтому между теорией государства и права и отраслевыми юридическими науками существует двусторонняя связь.
Прикладные юридические науки – это криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия, юридическая психология, правовая статистика и другие. Данные науки используют достижения естественных и технических наук для решения юридических вопросов. Взаимодействие теории государства и права с прикладными науками является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.
Существуют и другие классификации юридических наук. Так, историкотеоретические науки подразделяются на две группы: теоретические и историкоправовые. Дополнительно к предложенным трем группам выделяют науки, изучающие структуру, организацию и порядок деятельности государственных органов (например, правоохранительные органы, прокурорский надзор), а также науки, изучающие международное право.
1.3.3 Влияние теории государства и права на совершенствование юридической практики
Государство и право – это не идеи и понятия, а реальные категории, функционирующие в обществе. С государством и правом вынуждены считаться все общественные силы, так как от государственно-правовой практики зависит жизнедеятельность общества в целом. Поэтому их научное осмысление является объективной потребностью. Изучение государства и права, обобщение опыта их развития помогает использовать то лучшее, что вырабатывалось веками, продвигаться вперед в процесс исторического развития.
Изучая и обобщая практику, теория государства и права: формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, делая выводы, позволяющие понять их сущность и содержание; вырабатывает научные рекомендации их оптимального функционирования и дальнейшего развития; выступает мощным средством формирования нового мировоззрения российского общества, способствует развитию не только юридических наук, но и формированию российских юристов.
В свою очередь, общественная практика тесно связана с теорией. Юридическая практика служит источником для развития учения о государстве и праве; обусловливает цели исследования государства и права, ведь любая наука важна не сама по себе, она необходима, прежде всего, для обслуживания потребностей практики, именно в этом ее значимость и ценность; является критерием истинности теории.
Современная практика предъявляет повышенные требования к качеству научных разработок. Дальнейшее развитие российской государственности, формирование гражданского общества, правового государства – все это нуждается в научном осмыслении. Поэтому теории государства и права необходимо выработать четкие представления о путях и судьбе осуществляющихся в России реформ, наиболее оптимальные пути совершенствования правового механизма государства с учетом мирового опыта.
1.4 Теория государства и права как учебная дисциплина
1.4.1 Задачи и функции теории государства и права как учебной дисциплины
Теория государства и права как учебная дисциплина представляет собой определенную систему изучения знаний, накопленных наукой. Поэтому теория государства и права – учебная дисциплина неразрывно связана с наукой теории государства и права, фактически полностью базируется на ней. Научные достижения всегда находят отражение в учебной дисциплине, и чем они масштабнее, тем содержательней и полнее она будет. Все изменения в науке, появление новых теорий, концепций также отражаются на содержании учебной дисциплины, в которую и включаются.
В то же время теория государства и права все же различается как наука и как учебная дисциплина.
Во-первых, предмет учебного курса несколько уже предмета науки теории государства и права, он ограничивается наиболее существенными, устоявшимися знаниями, которыми располагает наука.
Во-вторых, теория государства и права как учебная дисциплина и как наука различаются по целям, задачам и субъектам. Если целью науки является выявление закономерностей развития государственно-правовых явлений, разработка научных теорий в соответствии с развитием общества с использованием всего методологического арсенала, то цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методологических приемов учебного процесса уже добытых наукой и проверенных на практике знаний. Субъекты теории государства и права как науки – ученые-юристы, субъекты учебной дисциплины – преподаватели и студенты.
В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Если теория государства и права как наука обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и должна максимально их отражать и им соответствовать, то теория государства и права как учебная дисциплина во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, научной позиции автора учебника, количества отведенных на ее изучение часов, наконец, от конкретного преподавателя.
Учебный курс теории государства и права выполняет три взаимосвязанные задачи:
– вооружает знаниями общих закономерностей государственно-правовой жизни общества, имеющими значение для фундаментальной подготовки юристов широкого профиля;
– дает первичные правовые понятия, необходимые для эффективного изучения других юридических дисциплин;
– формирует основы профессионального юридического мировоззрения, правовую культуру, способность применять свои знания на практике.
Теория государства и права должна вырабатывать умение со строго научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их сущность, понимать их социальное назначение, место и роль в политической системе общества.
Следовательно, теория государства и права как учебная дисциплина выполняет следующие функции: вводит в юридическое образование и обеспечивает надлежащую подготовку будущих юристов.
1.4.2 Система курса теории государства и права
Система курса теории государства и права представляет собой логически последовательное расположение вопросов, отражающих объективную структуру и содержание предмета данной науки.
Структура современной теории государства и права формировалась на протяжении длительного времени. В русском дореволюционном правоведении довольно четко разграничивались теория права, философия права и энциклопедия права. В настоящее время такое разграничение утратило свой смысл. Теория государства и права охватывает и философское осмысление государственно-правовых явлений, и наиболее общие представления о государстве и праве.
При этом система курса теории государства и права – это не произвольное расположение различных вопросов, посвященных проблемам государства и права, а их логически последовательное и взаимоувязанное строение. Логика курса строится на последовательном осуществлении двух принципов: органической взаимосвязи государства и права; их относительной самостоятельности. Причем, первоначально, до рассмотрения специальных юридических вопросов, изучаются более общие вопросы – об обществе, организованном в государство, так как нельзя начинать изучение права, являющегося результатом правотворческой деятельности государства, без выяснения понятия и сущности самого государства.
Учебный курс теории государства и права состоит из четырех разделов. Изучение теории государства и права начинается с раздела «Предмет и методология теории государства и права», в котором раскрывается понятие теории государства и права, содержание и особенности ее предмета, совокупность методов ее изучения, связь с общественными науками, роль и место в системе юридических наук, взаимодействие с юридической практикой, а также ее задачи и функции как учебной дисциплины.
Затем рассматривается раздел «Соотношение общества, государства и права». В этот раздел включены вопросы происхождения государства и права, понятия общества и его структуры, гражданского общества, государственноправового воздействия на экономику и экологию, взаимодействия государства и этноса, государства и личности, а также политической системы общества.
Раздел «Теория государства» включает темы, рассматривающие понятие, признаки и сущность государства, важнейшие характеристики правовой государственности, государственную власть, принципы и методы ее осуществления, типы, формы, механизм и функции государства.
Уяснив общие вопросы теории государства, переходят к изучению теории права. Этот раздел курса дает представление о том, что такое право, каковы его источники; что такое нормы права и как они создаются; что такое закон и каково его место в системе нормативных правовых актов государства. Также изучаются принципы построения и функционирования различных правовых систем, системы права и системы законодательства, правоотношения, формы реализации правовых норм. Практическую ценность представляют знания о видах и способах уяснения и разъяснения действительного смысла правовых норм, которые играют важную роль в обеспечении эффективности правового регулирования общественных отношений, а также вопросы законности и правопорядка, формирования правосознания и правовой культуры. Изучением правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности завершается учебный курс теории государства и права.