Вы здесь

Теория государства и права. Глава 6. Форма государства (В. Л. Кулапов)

Глава 6. Форма государства

6.1. Понятие и элементы формы государства

Всякое государство объединяет, представляет, защищает и организует совместную деятельность людей, проживающих на определенной территории. Между ним и населением возникают прямые и обратные связи, имеющие важное значение как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Поэтому с момента возникновения государства люди задумывались над проблемами наиболее целесообразной организации, устройства и осуществления государственной власти. Категория «организация» предполагает внутреннее объединение, упорядочение и взаимодействие основных элементов содержания государства, обеспечивающих его самоорганизацию для надлежащего взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения социальных ожиданий общества. Эффективность действия всего целого во многом зависит от расположения, взаимосвязи и формы выражения его составных элементов. От того, как организована и какими методами управляет государственная власть, зависит ее устойчивость, эффективность государственного руководства, престиж властных органов, состояние порядка и динамика общественного развития в целом. Еще Аристотель говорил о таких формах организации власти, как демократия (власть народа), аристократия (власть элиты), охлократия (власть толпы), геронтократия (власть пожилых), олигархия (власть немногих).

Ш. Монтескье придавал классификации форм правления психологический оттенок, утверждая, что аристократия – честь, деспотия – страх, демократия – сознание общественного долга, монархия – умеренность.

Античные ученые подчеркивали огромное, активное значение формы. «Форма дает бытие вещи», отмечали римские юристы. Именно форме государство обязано своим возникновением и существованием. Форма является способом существования и внешнего проявления определенного содержания. Всякая сущность формирована. В свою очередь форма имеет существенное значение для использования и дальнейшего развития определенного содержания. Философский смысл категории «форма» состоит во внутренней организации, способах устройства и внешнего проявления чего-либо.

Форма государства – это совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

Отметим основные структурные элементы формы государства.

1. Форма правления отражает порядок организации высшей государственной власти, особенности ее взаимодействия с населением и иными органами государства.

2. Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его частей между собой.

3. Государственно-правовой режим отражает систему приемов и способов осуществления власти.

Своеобразие и приоритет отдельных элементов формы конкретных государств, их юридическое и фактическое состояние могут изменяться, поскольку они во многом предопределяются особенностями влияния динамичной окружающей среды: спецификой развития экономики, культуры, национального состава населения, историческими традициями, соотношением политических сил, размерами территории и т. д. Поэтому в процессе исторического развития формы реальных государств под влиянием различного рода внутренних и внешних обстоятельств постоянно подвергаются изменению. Ни одна из них не является идеально прочной и завершенной.

6.2. Соотношение типа и формы государства

Каждый элемент формы, как и форма государства в целом, во многом зависит и от типологической характеристики государства, предопределяемой его сущностными свойствами. Каждый тип имеет свою специфику государственной организации. Так, для единоличной власти феодального государства характерна абсолютная монархия, а коллективной капиталистической – парламентская республика. Кроме того, в пределах исторических типов существуют различные формы проявления монархий и республик, простых и сложных государств, различны способы осуществления власти, обеспечивающие ее типологическую идентичность.

Рабовладельческий тип. Все формы рабовладельческих государств обеспечивали полноту фактической власти рабовладельцев, отсутствие юридических пределов ее осуществления и полное бесправие рабов. Поэтому основным элементом формы государства был государственно-правовой режим, проявляющийся в виде демократии, аристократии, деспотии и тирании. Он отражался на особенностях монархический и республиканской форм правления, различия между которыми не имели решающего значения. Монархия была представлена древневосточной деспотией (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия), а республика существовала в демократической (Афины) и аристократической (Спарта) формах. Государственному устройству придавалось меньше значения, нежели в современных условиях. Поскольку оно в значительной мере совпадало с формой правления. Для государств городов, на опыте которых создавалось учение Аристотеля о форме государства, центральная власть в то же время была и местной. Формы государственного устройства в основном были простыми унитарными и сложными (империи), обеспечивающими управление покоренными народами.

Феодальный тип. В эпоху феодализма государственная власть существовала как своеобразный атрибут земельной собственности. Это обстоятельство отразилось на своеобразии всех элементов формы государства. Основной, наиболее распространенной формой правления была монархия. Она была представлена раннефеодальной монархией, монархией периода феодальной раздробленности, сословно-представительной и абсолютной монархиями. Республика существовала в форме городской республики (Новгород, Псков, Венеция, Генуя).

Государственное устройство, отражая особенности взаимоотношений земельных собственников, было простым и сложным, централизованным и децентрализованным. Политическая взаимозависимость территорий и их лидеров выражалась в отношениях вассалитета и сюзеренитета. Определенное распространение получили союзы государств – торговые лиги, королевские унии, конфедерации.

Государственно-правовой режим, отражая зависимость светской власти от церкви, во многом предопределялся особенностями господствующей религии. Он мог быть как авторитарным при абсолютной монархии, так и демократическим, выражаться в форме непосредственной демократии (в условиях городской республики).

Буржуазный тип. Доминирование принципа формального равенства граждан при буржуазном типе государства во многом предопределило широкое распространение республиканской формы правления в президентской и парламентской ее разновидностях. Ограниченная (конституционная) монархия существует лишь как особая форма проявления исторических традиций отдельных народов.

Государственное устройство осуществляется в простой (унитарной) и сложной (федеративной или конфедеративной) формах.

Огромное значение приобретает государственно-правовой режим. Появление разнообразных политических партий и движений, рост их массовости и значимости в политической жизни общества оказали непосредственное влияние на расширение использования демократических методов управления обществом. Использование авторитарных, фашистских режимов становится исключением из общего правила.

Социалистический тип. Народовластие социалистического типа государства предопределило возможность использования лишь республиканской формы правления (президентской или парламентской). Территориально-государственное устройство осуществляется в простой (унитарной) и сложной (федеративной) формах. Государственно-правовой режим может осуществляться как авторитарными, диктаторскими, так и демократическими методами.

6.3. Форма правления

Форма правления показывает, как организована высшая власть кто и как правит в государстве. При ее характеристике важно отразить порядок формирования органов власти, их состав и полномочия, а также способы взаимодействия друг с другом и населением, т. е. структуру.

Форма правления отражает характер связи населения с государственной властью. В истории сложились две разновидности такой связи: подданство и гражданство. Их особенности во многом предопределяют специфику монархических и республиканских форм правления.

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который, выполняя функции главы государства, законодательной и во многом исполнительной власти, контролирует правосудие и местное самоуправление.

Данная форма правления возникла на рубеже 4–3 тысячелетия до н. э., когда в результате разложения первобытной общины социальная власть захватывалась военачальниками, жрецами и т. п. руководителями, стремящимися установить жесткую централизованную власть и персонально решать возникающие управленческие проблемы. Такая вертикаль власти отвечала интересам землевладельцев, ремесленников и купцов, получивших возможность оперативно разрешать конфликтные или производственные вопросы.

Признаки монархии:

монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно (возможны и выборы);

персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («государство – это я»);

концентрирует в одних руках всю полноту государственной власти;

монарх не несет конкретной юридической ответственности за результаты своей деятельности.

Перечисленные признаки являются типичными, идеальными для абсолютной монархической формы правления. В реальной же действительности они небезусловны и небезграничны. Отличаясь различным соотношением, они определяют многообразные виды ограниченных и неограниченных монархий.

Виды монархии:

неограниченные монархии, где верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору. К ним относятся деспотические и теократические рабовладельческие монархии и абсолютные монархии при феодализме. В настоящее время к ним относятся Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бахрейн, Кувейт;

ограниченные, где власть монарха значительно ограничена представительным органом. К ним относятся сословно-представительная монархия при феодализме и современные конституционные монархии. Такие монархии разделяются на дуалистические, где власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Это своеобразный переходный, промежуточный вариант между абсолютной и парламентарной монархиями (Бутан, Бруней, Тонго, Марокко, Кувейт, Иордания и т. д.); и парламентарные, где власть монарха ограничена парламентом и правительством. В них правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах, повеление монарха приобретает юридическую силу лишь при согласии (контрассигнации) на это соответствующего министра – члена правительства (Англия, Дания, Бельгия, Япония и т. д.).

Республика – форма правления, при которой государственная власть передается (делегируется) народом представительным органам, избранным на определенный срок.

Данная форма правления наблюдалась уже в 4–3 тысячелетии до н. э. Она вырастала на основе внутренней социально-классовой самоорганизации первобытной общины, когда общее собрание и осуществляющий оперативное управление совет брали на себя выполнение властных организационных функций, принимая к себе на службу военачальников и различных чиновников, не допуская к управлению иностранцев и рабов.

Признаки республики:

• источником власти формально-юридически признается народ;

• выборность и сменяемость (срочность) представительной власти;

• коллегиальность правления, основанная на разделении властей, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;

• законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

Основные виды современных республик: президентская (США, Аргентина, Мексика, Россия); парламентская (ФРГ, Италия, Индия). Они различаются в зависимости от того, какой из органов власти – президент или парламент – формирует правительство и осуществляет прямое руководство им.

В парламентской республике правительство формируется парламентом (из представителей партии, победившей на выборах) и подотчетно ему. Поэтому здесь не действует принцип разделения властей в классическом виде. Президент в такой республике избирается либо парламентом, либо специально созданной коллегией и имеет незначительные полномочия. Его роль аналогична роли монарха в парламентской монархии. Все свои действия он вынужден согласовывать с правительством. При этом значительная роль отводится главе правительства (премьер-министру), который также избирается парламентом, но, как правило, является лидером либо правящей партии, либо коалиции победивших партий.

Недостатки парламентской республики связаны с нестабильным положением правительства, которое полностью зависит от положения соревнующихся партий. Кроме того, при неразвитой партийной системе даже малочисленная партия может завоевать парламентское большинство и установить авторитарный режим.

В президентской республике власть имеет дуалистический характер. Она сосредоточена и у парламента, и у президента. Парламенту принадлежит законодательная власть. В то же время президенту как главе государства (также избранному народом) принадлежат весьма большие полномочия как в правотворческой (законодательная инициатива, право вето на законы, принятые парламентом, издание указов), так и в исполнительной сферах деятельности. Будучи главой исполнительной власти, он назначает министров и формирует правительство, которое несет ответственность перед ним, но не перед парламентом. Тем самым устанавливается большая степень политической стабильности.

Недостатки президентской республики связаны с возможностью конституционного кризиса, вызванного конфликтом законодательной и исполнительной властей, а также тенденцией президентской власти к авторитаризму.

В настоящее время получили распространение смешанные формы правления президентской и парламентской республик (Франция, Финляндия), республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт). Определенным своеобразием отличаются и форма правления государств центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и т. д.), соединившие авторитаризм и демократизм с национальной спецификой.

6.4. Развитие формы правления в России в XX веке

В начале XX в. в России проявилась тенденция превращения абсолютной монархии восточно-деспотического типа в конституционную. Однако октябрьские события 1917 г. привели к серьезным изменениям формы государства. Российское государство послеоктябрьской эпохи можно определить как республику Советов, представляющую собой социалистическую разновидность республиканской формы правления.

Характерные черты Советов были следующие.

1. Возникновение этой формы – продукт революционного творчества трудящихся, поначалу выражавшей их классовые интересы. Первые шаги советской власти проходили под лозунгом демократии. Несколько позже идеи народовластия были объединены с социализмом как конечной целью революционного переустройства общества.

2. Экономической основой советского государства стала государственная собственность, занимавшая приоритетное положение по отношению к иным формам собственности.

3. Провозглашение неделимости государственной власти объявлялось как развитие идей Парижской коммуны, достижение реального социализма. Создание и реализация правовых актов должны быть сосредоточены в одних руках.

4. Формально демократическое прикрытие диктатуры коммунистической партии властью партийно-государственной номенклатуры.

5. Формирование суперцентрализации государственной власти и всеобщего планирования, в результате чего утрачивалась инициатива на местах.

Конституции 1936 и 1977 гг. качественных изменений в характер формы правления советского государства не внесли. Реальные изменения формы правления в России связаны с демократическими преобразованиями конца 80-х – начала 90-х гг. прошлого века. Однако и по настоящее время они не завершены, а государственность приобрела черты переходного характера.

По основным особенностям форму правления современного российского государства можно определить как смешанную форму правления с явным преобладанием элементов президентской республики. Если же говорить о фактически складывающихся отношениях между высшими органами государства, то в настоящее время в России противовесов президентской власти не существует. Не являясь официальной главой исполнительной власти, Президент РФ формирует состав правительства (треть федеральных министерств и ведомств подчинены ему непосредственно), определяет его структуру и политику. При необходимости он может отправить его в отставку. В связи с изменением порядка избрания глав республик и губернаторов аналогичные действия фактически осуществляются и в отношении руководителей субъектов федерации. После выборов 2003 г. Государственная Дума практически стала подконтрольной Президенту РФ, то же самое можно сказать в отношении судов и прокуратуры. Данное обстоятельство не могло не сказаться на усилении всей системы государственной власти. Об этом свидетельствует проходящие выборы. Их результаты часто определяются не мнением избирателей, а предпочтениями представительной власти.

Как известно, президентская модель государства для эффективного функционирования в интересах общества нуждается в контроле и сбалансированности власти. Для этого необходимы реальная многопартийность, повышение действенности представительных органов власти, независимые от власти и подконтрольные обществу суды, свободные СМИ и т. п. противовесы. Таким образом, в соответствии с Конституцией России (при провозглашении разделения властей) федеральную государственную власть осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образованные ими органы государственной власти. В Российской Федерации признается местное самоуправление.

6.5. Форма территориально-государственного устройства

Всякое государство обеспечивает управление общественными делами в границах некоторой территории. При достижении определенных предельных размеров территории и численности населения это управление из одного центра становится затруднительными. Ситуация может усугубиться многонациональным составом населения. Поэтому территорию делят на регионы (области, округа, штаты, районы и т. д.) со своими органами власти и управления, учитывающими производственные, природные, культурные, национальные и иные местные особенности.

Своевременное решение проблем территориального устройства обеспечивает стабильность и эффективность общественной жизни, динамичное и согласованное развитие регионов, а также гарантированное использование гражданами предоставленных прав и свобод.

При этом следует иметь в виду, что если чрезмерная централизация грозит неэффективностью управления, то чрезмерная децентрализация – уничтожением государства.

Форма государственного устройства выражается в политико-территориальном (национально-государственном и административно-территориальном) устройстве государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между составляющими его территориальными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

По форме государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация).

Унитарные – единые, централизованные государства, состоящие из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками суверенитета не обладают (Франция, Финляндия, Норвегия и др.).

Признаки унитарного государства:

единое, суверенное государство, территория которого лишь для удобства управления поделена на административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью;

единый, централизованный государственный аппарат, возглавляемый общими для всей страны высшими органами государственной власти;

единое гражданство;

единая законодательная система;

одноканальная система взымания налогов.

В зависимости от способов контроля центральной власти, унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные. В централизованных на местах назначаются представители центра. В децентрализованных избираются органы местного самоуправления. Допускаются и смешанные формы.

В зависимости от специфики юридического статуса – на симметричные (административные единицы имеют одинаковый статус) и асимметричные (имеющие разный статус в связи с включением автономных образований). Существуют так называемые региональные унитарные государства, имеющие в своем составе политические автономные образования со своими представительными органами и администрацией (ЮАР, Италия, Испания).

Сложные – это такие государства, которые состоят из государственных образований, пользующихся той или иной степенью государственного суверенитета.

Федерация – добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство (РФ, США, Канада, ФРГ и др.).

Получая значительные выгоды от объединения, субъекты федерации теряют былую самостоятельность. Они лишаются права на односторонний выход из состава федерации, не имеют собственной валюты, вооруженных сил и т. д. В этой связи особенную остроту приобретает вопрос о возможности обладания элементами суверенитета государственными образованиями, вошедшими в состав федерации. Представляется, что при его разрешении должны учитываться следующие обстоятельства. Прежде всего, эта проблема должна решаться конкретно-исторически применительно к особенностям национально-государственного строительства в конкретной стране. При этом следует учитывать то, что содержание суверенитета претерпевает в современных условиях качественные изменения.

В условиях взаимозависимости, а также происходящей интеграции и глобализации даже самостоятельные государства при вступлении в межгосударственные союзы и при создании наднациональных органов вынуждены признавать самоограничения своего суверенитета. Поэтому было бы неверным говорить о полной как фактической, так и юридической самостоятельности и независимости государств, их абсолютном суверенитете. Тем более, это относится к государствам, вошедшим в состав федерации. Обеспечивая целостность и суверенность федерации в целом, они не могут выступать в качестве самостоятельных и независимых субъектов международного права, а во внутренней политике их юридические акты должны издаваться на основе и в соответствии с общефедеральной Конституцией, которая разрешает вопросы гражданства, определяет правовое положение территории, собственности и т. д. В то же время государства, вошедшие в состав федерации, остаются государственными образованиями, имеющими свою Конституцию, свои органы государственной власти, свою судебную и законодательную системы, отражающие историческую и национальную самобытность страны. Эта самобытность и проявляется в наличии некоторых элементов суверенитета, позволяющих говорить о данном субъекте не как об административно-территориальном, а как о государственном образовании.

Принцип федерализма, заложенный в основу всякой федерации, служит средством интеграции территориальных сообществ и проживающих на них народов в единое целое. Он призван распределить власть по вертикали и обеспечить необходимую степень децентрализации принятия решений. Поэтому реальный федерализм существует лишь тогда, когда наиболее важные решения принимаются на основе сотрудничества, согласования позиций общефедеральных и региональных органов власти. При этом важное значение приобретает вопрос размежевания полномочий федерации и ее субъектов. Различают три основных способа размежевания.

1. Устанавливается исключительная компетенция федерации. Вопросы, не вошедшие в нее, относятся к ведению субъектов (Мексика, Аргентина).

2. Устанавливается исключительная компетенция федерации и исключительная компетенция субъектов (США, Канада).

3. Устанавливается исключительная компетенция федерации, совместные полномочия федерации и субъектов, исключительная компетенция субъектов.

В России перечень вопросов определен по первым двум сферам. К третьей сфере (исключительные полномочия субъектов) относится все то, что не вошло в первые две.

Признаки федеративного государства.

1. Это союзное государство, территория которого состоит из территорий некогда суверенных государств, обладающих в рамках федерации не только хозяйственной, но и некоторой политической самостоятельностью. Наряду с субъектами в состав федерации могут входить федеральные округа (Бразилия) и федеральные владения (Австралия).

2. Наличие двух уровней государственного аппарата (общефедеральный и аппарат субъекта федерации). Союзный парламент имеет двухпалатную структуру, верхняя палата которого представляет интересы субъектов федерации.

3. Наряду с общефедеральным законодательством каждый субъект федерации имеет свою законодательную систему, которая возглавляется или конституцией, или конституционным актом (устав области).

4. Двухканальная система налогов (для федерального центра и для субъекта федерации).

Виды федерации различают следующие.

1. В зависимости от принципа формирования субъектов:

а) административно-территориальная (США, Германия, Мексика, Австрия). Территориальный подход к построению федерации имеет как позитивные, так и негативные моменты. Благодаря повышенной централизации он может способствовать укреплению государства, приглушить сепаратизм, стимулировать процесс интеграции общества. Для этого в Российской Федерации Указом Президента создано семь федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ. При них сформированы некоторые федеративные органы. Однако излишняя централизация часто приводит к игнорированию прав компактно проживающих национальных общностей. Поэтому территориальный подход должен иметь многофакторный характер, при котором учитывается целый комплекс экономических, этнических, исторических, географических и иных факторов;

б) национально-государственная (Бельгия, Эфиопия). Следует иметь в виду, что национально-государственный подход может способствовать интеграции частей распадающегося государства, ускоренному экономическому и культурному развитию окраинных регионов страны, населенных национальными меньшинствами, способен снять некоторые противоречия между национальностями. Однако с течением времени этот подход может породить сепаратистские тенденции, которые инспирируются местными политическими элитами и даже мафиозными группировками для установления безраздельной власти в регионе. Преувеличение национального момента в государственном строительстве может не сплотить, а, напротив, подорвать государственную общность, единство федерации как государства;

в) смешанная (Россия).

2. По юридической основе:

а) договорная (на основе договора), при этом у субъектов сохраняется максимум полномочий;

б) конституционная (на основе конституции). Здесь полномочия «даруются» Центром.

3. По равенству статусов:

а) симметричная (у всех субъектов статус одинаков). Однако симметрия не учитывает экономических, исторических и т. п. особенностей регионов;

б) асимметричная (у субъектов разный статус). Это помогает избежать конфликтов, сохранить особую среду обитания малых народов, природные богатства. Однако асимметрия правовых статусов субъектов федерации – это своеобразный стимул их борьбы за привилегии, угроза целостности федерации в целом. Кроме того, такая асимметрия не может не порождать асимметрии прав граждан различных регионов.

Независимо от формы национально-государственного устройства территория государства делится на административно-территориальные единицы. Это деление осуществляется на основе экономического (компактное расположение производственных, географических, людских ресурсов), национального (недопустимость разделения одного народа разными административно-территориальными единицами) и политического (близость органов власти и управления к населению) принципов.

6.6. Формы межгосударственного устройства

Человечество постоянно ведет поиск наиболее рациональных форм организации общественной жизни. Своеобразие этих форм напрямую зависит от характера и уровня развития породившего их общества. Для первобытного общества это был род, для современного общества – это государство. При этом в условиях глобализации современного мира постоянно возрастает роль надгосударственных и межгосударственных институтов. Они как бы продолжают, а порой и завершают функциональную деятельность внутригосударственных организаций.

Их влияние объясняется тем, что всякая форма, отражая особенности содержания, призвана оказывать активное обратное воздействие на его развитие и решение социальных проблем. Между тем возможности национальных государств порой бывает недостаточно для решения некоторых проблем современности. Люди осознали, что лишь совместными усилиями можно выстоять перед такими глобальными межнациональными проблемами современности, как экологическая и технологическая безопасность, организованная преступность, терроризм, ограниченность природных ресурсов, международное разделение труда, необходимость разоружения и т. д. Усиление и расширение экономических, научно-технических, политических, информационных и т. п. связей между государствами, связанных с решением общих дел, выразилось в формировании самостоятельной закономерности развития государств. В эту закономерность вписывается и расширяющаяся деятельность негосударственных участников международных отношений в лице неправительственных организаций, общественных объединений, экономических структур, вносящих коррективы в политику национальных государств. Об этом свидетельствуют Лиссабонский договор 2007 г., внесший изменения в договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г., и договор об Европейском союзе 1992 г., устанавливающий прозрачность государственных границ. Процессу объединения государств способствует и обострившаяся борьба за передел власти и природных богатств. Это объединение может идти по экономическому, политическому, территориальному, этническому признаку. Примером может послужить консолидация исламской и западной (христианской) цивилизаций в рамках различных союзов. В итоге государства добровольно берут на себя некоторые международные обязательства, передавая часть своих суверенных прав (ст. 79 Конституции РФ), получая взамен возможность коллективного решения своих проблем, используя усилия международных сообществ. В то же время обостряется проблема правового обеспечения и гармонизации как международных, так и национальных интересов. Представляется, что основой ее решения является положение о народном суверенитете как источнике государственной власти.

Юридическая наука знакома с такими формами объединения государств, как протектораты, унии, фузии, инкорпорации, содружества (Содружество наций, СНГ), сообщества, союзы и т. д.

Протекторат представляет собой объединение государств на основе неравноправного международного договора, по которому сильное государство (метрополия) обязывается оказывать помощь слабому государству (неспособному самостоятельному осуществлять государственные функции) в форме представительства во внешних делах, вооруженной защите, экономической и социально-культурной помощи. Будучи формальным средством защиты слабых, но суверенных государств, протекторат является юридической формой их постепенного закабаления, этапом в процессе установления колониального владычества над непокорным народом. В данной ситуации следует говорить об особом международном территориально-государственном устройстве, так как формально новое государство не образуется. С протекторатом схож сюзеренитет, при котором зависимое (вассальное) государство полностью теряет свой суверенитет, устанавливая свои отношения с сюзереном с помощью внутригосударственных, а не международных соглашений (Болгария и Турция до 1908 г.).

Уния – это устаревший, вышедший из употребления термин, обозначающий объединение государств. Различают личные и реальные унии. Личная уния – это своеобразный союз, объединение государств, основанный на общности главы государства. Они были распространены при феодализме и порой возникали случайно, когда монарх в порядке престолонаследия получал корону другого государства. В отличие от личной реальная уния возникает на основе международного договора. С помощью не только единого монарха, но и общих органов власти и управления она объединяет независимые государства и регулирует отношения между ними, не ограничивая их суверенитет (Шведско-Норвежская Уния до 1905 г.).

Иногда в качестве разновидностей унии рассматривают фузии, которые представляют собой слияния государств (ФРГ и ГДР), и инкорпорации, которые выражаются в присоединении государств (присоединение Прибалтийских государств к СССР в 1940 г.).

Империя – это сложное государство с различной степенью зависимости его составных частей от верховной власти. Оно представляет собой объединение нескольких государств под короной одного короля-императора. Как правило, империи создавались в результате завоевания чужих земель (империя франков, Римская империя, Германская империя и др.). Возможно и добровольное вхождение в состав империи (Украина, Грузия в состав Российской империи).

Конец ознакомительного фрагмента.