Вы здесь

Теория государства и права. Глава 5. Гражданское общество, правовое государство и личность (В. Л. Кулапов)

Глава 5. Гражданское общество, правовое государство и личность

5.1. Понятие и структура гражданского общества

Идея гражданского общества возникла в глубокой древности как противопоставление произволу государственной власти, как идея контроля за ее деятельностью, а также разумного использования при организации общественной жизни методов централизованного государственного управления и самоуправления, основанных на социальном компромиссе.

Эта идея высказывалась еще Аристотелем, Платоном и Цицероном. Однако на подлинно научную основу она была поставлена Г. Гроцием, Т. Гоббсом, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, которые утверждали, что в рамках общественного договора народ вправе лишать недобросовестное государство представительских полномочий или вовсе устранить его.

Потребовалось время, чтобы И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, М. Вебер и другие смогли четко выделить критерии отличия гражданского общества от государства и основные аспекты их взаимодействия. К этому времени сформировались и организационно обособились такие институты гражданского общества, как политические партии, профсоюзы и иные общественные структуры и движения, которые позволяли достаточно эффективно выявить, обособить и защитить общественные интересы.

Поэтому становление гражданского общества охватывает десятки столетий от отдельных его элементов в античном мире до современных демократических общественных систем. В соответствии с этим на различных этапах общественного развития складывались и различные представления о нем.

В современном представлении гражданское общество – это: сообщество экономически и политически свободных индивидов:

а) обладающих всем комплексом реально обеспеченных общедемократических прав и свобод, позволяющих установить достойный уровень жизни людей (равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности, свобода слова и печати, независимость средств массовой информации, классовый мир, партнерство, национальное согласие и т. д.). Однако следует иметь в виду, что гражданское общество – это прежде всего такое общество, где индивиды, осознавая свой долг перед другими людьми и сообществом в целом, добросовестно выполняют свои обязанности. Всякое общество сильно взаимной поддержкой своих членов, согласовании совместной деятельности. Нельзя забывать о том, что исполнение обязанностей является основным условием и гарантией успешной реализации прав. Именно обязанность выполняет роль своеобразного стабилизатора общественной жизни, становится препятствием для проявлений воинствующего индивидуализма. Творческое выполнение обязанностей становится основной формой проявления свободы человека;

б) плюралистически управляющееся легитимной и легальной государственной властью, не вмешивающейся в частную жизнь граждан, но создающей необходимые условия для их деятельности;

в) активно пользующееся механизмом самоуправления;

г) результативно использующее правовые и иные формы социального контроля за государством.

Гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в диалектическом единстве. Оно сотрудничает, оппонирует и направляет деятельность государства. Гражданское общество возникает и стабильно развивается только там и тогда, когда есть широкие слои относительно самостоятельных собственников, способных самоорганизоваться для защиты своих интересов, получения знаний и повышения уровня культуры. Главным действующим лицом гражданского общества становится обычный человек. Именно там он проявляется как автономная личность. Складывающиеся отношения проявляются через него. Ему разрешено все, что не запрещено законом, но он и отвечает за выбор своего поведения. В гражданском обществе акцент переносится на интенсивность и ответственность перед обществом. Человек не только может, но и должен осуществлять свои права. Общество заинтересовано в формировании широко образованной, творческой личности, а государству нужен профессионал узкой специализации, отлично выполняющий свою работу, но не способный к объективному анализу окружающей действительности.

Сильное общество способно подчинить себе государство и заставить служить интересам человека. Оно заботится о силе и авторитете такого государства, которое обеспечивает и защищает достойную жизнь всех людей без исключения. Сильное государство невозможно без сильного гражданского общества. Слабое общество вынуждено подчиниться государству, которое за его счет удовлетворяет свои интересы. Такое государство монополизирует и выполняет подчас несвойственные для него публичные функции, вмешиваясь даже в личную жизнь граждан, а его аппарат превращается в оторванную от общества бюрократическую корпорацию. Все действия человека либо определяются власть, либо являются покушением на власть.

Гражданское общество – это идеальная модель общественного устройства, которая отражает систему экономических, нравственных, политических и иных отношений индивидов, добровольно объединившихся в различные ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Структуру гражданского общества составляют:

свободная личность, ограниченная в своем социально значимом поведении интересами других лиц;

объединения людей различной степени общности и назначения (семья, общественные объединения и политические партии, религиозные конфессии и т. д.);

экономические, духовно-культурные, информационные, политические отношения и соответствующие им институты (собственность, научные и культурные учреждения, средства массовой информации и т. д.).

При анализе гражданского общества недопустимо противопоставление общества и государства. Тем более, что в последнее время усиливается координирующее влияние государства на общественную жизнь, расширяется использование правовых начал в ее организации. Без четкого нормативного закрепления отношений в системе общество – государство – человек невозможно достижение должного уровня правопорядка и безопасности, которые являются необходимыми условиями существования общества.

Таким образом, наличие гражданского общества определяется существованием трех критериев:

1) социально-экономического (развитие среднего класса);

2) политического (наличие демократического режима, предполагающего реальное участие народа в формировании и осуществление власти);

3) юридического (предполагающего наличие правового законодательства, выражающего сбалансирование интересов заинтересованных субъектов гражданского общества и обеспечивающего эффективную защиту прав и свобод человека).

5.2. Правовое и социальное государство

Категория «правовое государство» впервые появилась в трудах немецких юристов, однако идея правового государства, как и идея гражданского общества, имеет долгую и поучительную историю.

Это связано с тем, что всякая власть по своей природе неизбежно стремится к расширению своего влияния на другие субъекты и другие отношения. Для подвластных это стремление выражается в ограничении их свободы и ущемлении законных интересов. В общественной жизни нет ничего опасней бесконтрольной власти. Поэтому уже в первобытном обществе поведение властных структур весьма жестко регламентировалось ритуалами, различного рода табу и обычаями. С появлением государства идеи нормативного ограничения власти получают не только религиозное и философское, но и правовое обоснование. «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там, где закон – владыка над правителями… я усматриваю спасение государства», – писал Платон.

С глубокой древности и по настоящее время ученые и общественные деятели занимались поиском таких форм и конструкций взаимодействия права и власти, которые сделали бы право властной силой, а государственную власть (благодаря надлежащей организационной поддержке и ограничению правом) справедливой. Эти поиски выразились в идее правового государства.

Большинство исследователей (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж… Руссо и др.) связывали эту идею с естественными неотчуждаемыми правами человека. Они отстаивали такое взаимоотношение личности и государства, которое основывалось бы на гуманном праве и исключало государственный произвол. В то же время среди ее сторонников есть и представители юридического позитивизма (Р. Моль, Г. Кельзен и др.). Они утверждали, что отношения между государством и гражданами должны иметь публично-правовой характер, основанный на взаимном признании прав и свобод, закрепленных в юридических актах.

В России идея правового государства разделялась М.М. Сперанским, А.Н. Радищевым, Б.Н. Чичериным, П.И. Новгородцевым, Л.И. Петражицким, Б.А. Кистяковским и др.

Главное в правовом государстве не верховенство закона, а подлинное народовластие, обеспечивающее с помощью права управление общественной жизнью в интересах всего населения. Предпосылкой и основой правового государства является развитое гражданское общество, нормальную жизнедеятельность которого оно (государство) обеспечивает.

Правовое государство стремится в своей деятельности к тому, чтобы расширить и стабилизировать круг правомерных, социально-полезных общественных отношений посредствам повышения качества правового регулирования и вытеснения из жизни общества поведения, не согласующегося с правом. В таком государстве демократия находится в органическом единстве с дисциплиной и ответственностью. В процессе развития демократии расширение реальных прав и свобод гражданина должно способствовать развертыванию потенциальных возможностей человека, его инициативы и не должно наносить ущерба интересам общества и государства, а также правам других граждан.

К настоящему времени в юридической науке сложился ряд основных признаков правового государства.

1. Признание человека основной социальной ценностью современности. Относительно свободное и безопасное положение личности в форме прав, свобод и обязанностей законодательно закрепляется в юридических актах и становится основой для проявления ее творческих способностей, а также для регулирующей деятельности государственных органов. Но свобода сама по себе не гарантирует возможности использования предоставленных прав. Поэтому провозглашенные права и свободы должны быть реально обеспечены и защищены процедурами и социальными институтами от всех форм проявления произвола. При этом не следует противопоставлять права и свободы индивида интересам общества. Человек – существо социальное, и потому общественный порядок и безопасность, физическое и нравственное здоровье населения в целом составляют ценность более высокого порядка, поскольку отражают и обеспечивают благополучие каждого из его представителей.

2. Господство права, которое означает связанность, ограниченность деятельности государства правовыми предписаниями, основанными на сбалансированной воле общества; действия государственных органов и должностных лиц должны осуществляться в соответствии с принципом «дозволено только то, что прямо разрешено законом»; правовую организацию государственной власти, а также верховенство и прямое действие закона как основополагающего юридического акта, созданного представительными органами или непосредственно населением. Правовое государство немыслимо без соблюдения принципа формального равенства субъектов права. Поэтому каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения должностных лиц к такому исполнению законов, какой обладают должностные лица в отношении граждан.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Ответственность государства смягчает автократические проявления власти. Убеждает граждан в том, что государство способно признавать и исправлять свои ошибки, что властвование становится общественным служением, а не привилегией отдельных лиц. Однако о равной юридической ответственности речь, конечно, идти не может. К сожалению, современные политики довели до абсурда тезис о служебной роли государства, до его «приватизации» на практике, забыв об обязанностях каждой личности перед государственным сообществом. Гражданин несет перед государством все виды такой ответственности. Государство отвечает перед ним лишь в гражданско-правовом порядке, возмещая причиненный вред.

4. Разделение власти в государстве на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимное ограничение с помощью законодательно закрепленной системы сдержек и противовесов; повышение роли суда как основного арбитра возможных споров и конфликтов как гаранта законности принимаемых решений.

5. Соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права и другие.

Правовое государство – это демократическое государство, в котором политическая власть ограничена правом, выражающим волю всего общества, где создаются все условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Со второй половины XIX в. в конституциях ряда государств стала законодательно закрепляться идея социального правового государства. Истоки социальной политики государства связаны с его социальным назначением, выполнением функций инструмента компромиссного управления общественными делами.

Катализатором развития этой идеи стало кризисное обострение основополагающих принципов капитализма – принципа индивидуальной свободы и принципа всеобщего равенства.

Декларированная буржуазным обществом индивидуальная свобода, обеспечив инициативу и предприимчивость отдельных личностей, объективно привела не только к укреплению экономической мощи государств, но и к невиданному расслоению общества, к конфликту с принципом социального равенства, грозящему широкомасштабным социальным взрывом. Государство было вынуждено перейти от политики «ночного сторожа», охраняющего личность от любого вмешательства, к активной регулирующей деятельности в социально-экономической сфере.

Следует отметить, что процесс социализации государств значительно ускорился и благодаря весьма успешной политике социалистических государств в социальной сфере.

Однако социально ориентированная политика государств не означает грубого вмешательства в экономику, попрания индивидуальной свободы и разумной инициативы. Для построения подлинно социального государства необходимы определенные предпосылки.

1. Формирование мощной социально ориентированной экономики, позволяющей перераспределять доходы, существенно не ущемляя права собственников.

2. Формирование гражданского общества, позволяющего обеспечить плюрализм власти и реальный контроль за деятельностью государства.

3. Правовая и демократическая организация государственной власти, обеспечивающая приоритетную реализацию различных социальных программ.

4. Формирование высокого культурно-нравственного уровня граждан и должностных лиц.

5.3. Правовой статус личности

Формирование гражданского общества и построение правового государства – не самоцель, а средство обеспечения свободы личности. Однако понятие свободы весьма относительно. Ее качество и количество зависят от достигнутого уровня развития общества, от его способности обеспечить постоянно изменяющиеся потребности и интересы человека.

Современный перечень прав и свобод человека, зафиксированный во внутригосударственных и международных документах, – результат длительной борьбы всего человечества за возможность свободного поведения, не запрещенного законом, и пользования различного рода материальными и духовными благами, созданными в процессе трудовой деятельности.

При этом нельзя забывать, что этот перечень не может быть раз и навсегда данным, единым, универсальным для всех рас и народностей. Содержание, порядок и набор прав и свобод во многом зависят от национальных, религиозных, культурно-логических и так называемых особенностей населения.

Каждый человек как биологическое существо стремится к индивидуальной свободе, к наиболее полному удовлетворению своих потребностей. Однако, будучи еще и социальным существом, он понимает, что полно удовлетворить свои потребности и на этой основе получить подлинную свободу может только через общение и деятельность других людей. Его индивидуальная, личностная характеристика, отражающая социально значимые свойства человека (честность, справедливость и т. д.), проявляется лишь в отношениях с другими людьми, а его свобода оказывается ограниченной свободой поведения других лиц. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна, самобытна и неповторима по способу своего существования. Таким образом, личность – это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Поэтому истинная ценность человека состоит не в уровне его потребления, степени насыщения, а в высоте потребностей и интересов, характере конкретной деятельности.

Идеологи реформирования Российского государства, преследуя цели становления капиталистического общества, основной акцент сделали на провозглашении индивидуальных прав и свобод, игнорируя интересы общества, законность, дисциплину и элементарное выполнение обязанностей. Еще Ш. Монтескье в своем труде «О духе законов» отмечал: «Разреши человеку делать все, что он хочет, и тем погубишь его». Частный интерес содержит в себе соблазн удовлетворять свои потребности за счет общества, игнорируя интересы окружающих. Любое государство объединяет людей, обладающих по конституции такими же правами, как и отдельная личность, претендующая на исключительность, на верховенство своих прав. Подлинно демократическая идея требует свободы для всех, не предоставляя привилегий для избранных и допуская лишь те ограничения, которые продиктованы условиями совместного общения. Демократия больше стремится к равенству, чем к свободе.

Статья 29 Всеобщей декларации прав человека установила, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности».

Само существование общества изначально предполагает существование общих интересов, обеспечивающих целостность и устойчивость развития общественной системы. Создается парадоксальное положение, в соответствии с которым, чтобы быть свободным, человек вынужден ограничивать свое поведение, действуя по правилу «Не делай другому того, что ты не хочешь, чтобы делали тебе».

Как известно, всякая свобода представлена внешним («свобода от») и внутренним («свобода для») аспектами своего содержания, которые должны находиться в гармоничном равновесии. В связи с этим возникает проблема равенства и гарантированности свободы отдельных индивидов и проблема наиболее целесообразного соотношения индивидуального интереса и интересов общества, которые представляет государство. Эти проблемы в значительной степени решаются посредством права, которое уравновешивает и реализует субъективные права с помощью соответствующих обязанностей. Если свобода представляет человеку возможность беспрепятственного проявления его индивидуальных качеств, то равенство делает его личностью, членом человеческого сообщества, функционирующего на основе справедливых законов. Оно является своеобразным обобщающим согласованным результатом слаженного взаимодействия многочисленных индивидов и их объединений. Причем этот результат, отражающий положение человека в обществе, меняется в зависимости от времени, исторического, географического и политического пространства, а также других объективных и субъективных факторов.

Государство общается с гражданами на языке закона. Своеобразие права состоит именно в том, что оно выражает правила поведения всеобщие и равные для всех граждан. Юридическое равенство предполагает равенство состояний (при котором все по своему правовому положению равны перед законом) и равенство условий, согласно которому действующее законодательство устанавливает для всех формально равные возможности удовлетворить свои потребности правовым способом и в границах, установленных законодательством. Однако формальное, юридическое равенство не означает отрицания фактического различия конкретных индивидов, по-разному распорядившихся представленными возможностями, добившихся различных результатов своей деятельности. Юридическое равенство характерно не только для участников горизонтальных, частноправовых отношений, но и для субъектов, участвующих в вертикальных, властных, публичных отношениях. Государство и гражданин, должностное лицо и гражданин, несмотря на все различия в правовом положении, равны как субъекты права, обязанные поступать в соответствии с законом, который закрепляет объективно необходимый паритет олицетворяемого ими индивидуального и общественного интереса.

К сожалению, в российском законодательстве этот паритет часто нарушается: то в угоду коллективному ущемляется индивидуальный интерес, то в угоду индивидуальному попирается общественный.

Однако ничем не ограниченный приоритет интересов личности над интересами общества вступает в противоречие с равноправием и ориентирует на эгоизм и анархическое своеволие, социальные конфликты. Эффективно развивающееся общество требует от людей осознания ответственности друг перед другом, выработки чувства солидарности и взаимной поддержки. Поэтому государство как официальный представитель общества должно законодательно закрепить и обеспечить объективно необходимый баланс индивидуальных и общественных интересов в правовом статусе личности. Обязанности – столь же необходимый его компонент, как и права.

Кроме того, всякое государство обязано соблюдать пять основных принципов международного стандарта института прав человека.

1. Принцип всеобщности, закрепляющий права человека вне зависимости от гражданства.

2. Принцип неотчуждаемости, согласно которому человек не может отказаться от своих прав, а государство не может их ограничивать без достаточных на то оснований.

3. Принцип непосредственного действия, вне зависимости от конкретизирующего законодательства.

4. Принцип равноправия, запрещающий дискриминацию отдельных категорий граждан.

5. Принцип государственной защиты прав и свобод, обязывающий государство создать эффективно работающий механизм, гарантирующий личность от каких-либо проявлений произвола.

Правовой статус можно определить как правовое положение личности в обществе. Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. В нем выражаются легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности.

Правовая оболочка фактического положения человека должна не только оградить его от любого проявления внешнего произвола, но и стимулировать общественно полезную деятельность, стать мерой его свободного поведения.

Структуру правового статуса личности составляют: гражданство, законодательно закрепленные права, обязанности и законные интересы личности, ее правосубъектность и юридическая ответственность перед обществом.

Различают общий (конституционный), специальный (родовой) и индивидуальный статус личности.

Общий правовой статус – это статус индивида как человека и как гражданина данного государства. Его основное содержание составляют субъективные права и юридические обязанности, равные для всех граждан и зафиксированные в Конституции и нормах международного права в качестве базовых, основополагающих.

При этом следует иметь в виду, что Конституция РФ и международно-правовые акты различают права человека как такового и права гражданина. Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира. Права человека – это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.

С юридической стороны понятие «гражданин» характеризует человека, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

В зависимости от своего содержания права российских граждан подразделяются на личные, политические, экономические, социальные и культурные.

Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на международно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве «гражданских»). Основное их назначение заключается в том, чтобы гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения; индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо. Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самим человеком.

Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принадлежит политическим правам и свободам. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к так называемому первому поколению прав человека. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека. Особенности данных прав:

• тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т. п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);

• в отличие от личных, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;

• самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;

• политические права являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).

Экономические, социальные и культурные права олицетворяют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения (впервые они были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г.). Особенности данных прав:

• характерно такое общее свойство, как единство материального (экономического и социально-культурного) содержания;

• нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;

• имеют общесоциальную направленность, ибо выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости;

• требуют в отношении себя более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т. д.) законодательстве;

• одни права претерпели существенное изменении (право на труд, на образование и т. п.), другие оказались принципиально новыми для российской правовой системы (это прежде всего такие фундаментальные для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности).

Специальный правовой статус отражает правовое положение определенной категории граждан (студентов, пенсионеров, военнослужащих и т. д.). Его виды и содержание закрепляются отраслевыми специальными законами (профессиональные статусы, статус предпринимателя, налогоплательщика и т. д.).

Индивидуальный статус фиксирует правовое положение конкретного человека. Он динамичен, поскольку постоянно изменяется, отражая многообразную деятельность субъекта, выражая специфику разнообразных ситуаций и лиц, участвующих в ней. Каждый человек имеет свой индивидуальный статус, отражающий особенности его взаимодействия с окружающими и государством. Он статичен, поскольку фиксирует своеобразное состояние таких взаимоотношений. Если деятельность определяет динамику правового статуса, то фактически обстоятельства, обстановка, условия, определяющие правовое положение субъекта, определяют его статику.

Правовой статус личности на протяжении всей истории развития человечества весьма существенно менялся. В современной России его содержание отразило духовную и материальную разобщенность общества, потерю идеологических ориентиров и общенациональных социальных приоритетов. Законодательно закрепив за гражданами Российской Федерации весь комплекс общедемократических прав и свобод, государство оказалось не в состоянии надежно обеспечить их реализацию. Слабая социально-правовая защищенность личности и отсутствие гарантирующих механизмов привели к недопустимому расслоению общества, лавинообразному росту преступности, различного рода социальным конфликтам, социальному дискомфорту и неуверенности как богатых, так и бедных в завтрашнем дне.

Однако в последние годы государство стремится вернуть себе роль общенационального представителя и организатора общественной жизни, устраняя допущенные ошибки.

Тесты для самоконтроля

1. Наличие гражданского общества предполагает:

а) развитие среднего класса;

б) наличие правового законодательства;

в) приоритет интересов личности над обществом.

2. Главное в правовом государстве:

а) верховенство закона;

б) подлинное народовластие;

в) признание человека высшей социальной ценностью.

3. Что не входит в содержание правового статуса личности:

а) права, обязанности и законные интересы личности;

б) юридические факты;

в) правовое положение государственного органа;

г) юридическая ответственность перед обществом.