Глава 4. Понятие, сущность и типология государства
4.1. Понятие государства и государственности
В процессе развития человечества было сформировано множество понятий и определений государства. Оно характеризовалось и как самодовлеющее общение граждан (Аристотель), и как общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы (Д. Локк), и как организация совместной народной жизни (Р. Молль), и как организация насилия для подавления эксплуатируемых (В.И. Ленин). Одни авторы отдавали предпочтение внешним, формальным свойствам. Другие – внутренним, содержательным, акцентируя внимание на сущностной природе явления. Такой плюрализм мнений обусловлен сложностью и многозначностью самого явления государства, разнообразием форм его реального существования, субъективным характером их восприятия, идеологическими позициями авторов и т. д.
Представляется, что наиболее точное и полное представление о государстве можно получить через анализ признаков, аккумулирующих как формальные, так и сущностные свойства явления, отличающие его от иных родственных организаций, осуществляющих политическую деятельность по удовлетворению интересов различных социальных групп. Причем важное значение имеет не только и не столько содержание составных элементов и свойств государства, сколько их системные связи и взаимовлияние. Забвение устойчивых и подвластных связей между ними чревато государственными ошибками, потерями социальной востребованности государства и снижением эффективности его управленческой деятельности.
1. Государство – это такая организация политической власти, которая обеспечивает внешнее представительство и внутреннее управление обществом на основе согласования многообразных интересов.
2. Государство – это сложный, универсальный, структурно организованный механизм, который представлен системой находящихся в иерархической зависимости государственных органов, осуществляющих с помощью профессиональных служащих повседневное управление общественной жизнью.
3. Государство – это территориальная организация власти, объединяющая людей вне зависимости от расовой, национальной, религиозной и иной принадлежности в рамках государственных границ, обозначающих пределы осуществления государственной власти. Оно не только объединяет, но и обеспечивает территориальное, юридическое и политическое единство населения.
4. Государство – это организация, обладающая свойством суверенитета, который формально представлен государственными символами (герб, флаг, гимн) и выражается в верховенстве власти внутри страны и ее независимости на международной арене. При этом абсолютность суверенитета ограничена правом, выражающим сбалансированную волю общества и международными обязательствами. Служение государства гражданскому обществу, человеку и человечеству отражает принцип самоопределения наций и народностей и является важным проявлением суверенитета.
5. Государство наделяется монопольным правом на правотворчество и организованное легальное применение силы в отношении своего населения с помощью специально созданного аппарата принуждения. Это единственная организация, создающая или санкционирующая от имени народа общеобязательные правила поведения и обеспечивающая их исполнение под страхом наказания.
6. Государство наделяется определенной материальной базой, возможностью распоряжаться национальными ресурсами и проводить эмиссию денежных знаков, которые направляются с помощью особой финансовой системы.
Резюмируя, отметим, что государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая на основе права и с помощью специально созданного аппарата обеспечивает управление делами всего общества, используя для этого его национальные ресурсы.
Иногда в обыденной жизни с понятием государства отождествляется понятие государственности. Однако, несмотря на некоторое внешнее сходство, эти категории имеют различное смысловое содержание. Государственность богаче и шире по своему содержанию, нежели государство. Она отражает преемственное состояние государственно-организованной общественной жизни в конкретных странах. Это состояние определяется особенностями развития экономики, религии, культуры, истории, геополитики, национального вопроса и т. д. Причем доминирующее воздействие может оказать как отдельный фактор, так и некоторая их совокупность, меняя свое значение в зависимости от исторической обстановки. Так, своеобразие российской государственности обычно связывают:
• с преобладанием общинного сознания, жертвенности во имя общего блага;
• распространенностью и повышенным влиянием православия;
• тяготением к централизованному управлению, верой в доброго царя, генерального секретаря и т. д.;
• формированием особого менталитета народов России, основанного на веротерпимости различных наций и народностей;
• осознанием того, что духовное выше материального, справедливость выше закона, будущее ценнее сегодняшнего, общее выше индивидуального.
Именно эти обстоятельства оказываются своеобразной лакмусовой бумажкой при восприятии западноевропейских социальных ценностей и их моделей государственно-правового строительства. Поэтому процесс сопротивления национально ориентированной культурной среды неадаптированным политическим и правовым институтам стал повсеместным. Он свидетельствует о их несовместимости с менталитетом народа, сформировавшегося в иных условиях и традициях.
4.2. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Сущность государства
Сущность государства – это его свойство, которое отражает главное в явлении, его природу и назначение, те качественные характеристики, благодаря которым оно реализует социальную востребованность со стороны общества.
Еще сторонники договорной теории утверждали, что основное социальное назначение государства – достижение общего блага. Государство должно действовать в интересах всего общества. Однако в реальной действительности социальное назначение под влиянием исторических, политических, классовых, экономических и т. п. факторов может изменяться. Эти изменения не могут не сказаться на сущности государства, на деятельности систем власти. Ведь государственная власть – это квинтэссенция государства. Будучи представленной государственным аппаратом, она обеспечивает безопасность населения и единство территорий, поддерживает стабильность и улучшение общественной и частной жизни общества. Поэтому она привлекает пристальное внимание всех классов и сословий. Проблемы государственной власти обостряются на переломных этапах развития общества, когда становится реальной угроза дестабилизации механизма управления общественной жизнью, когда от власти зависит состояние общественных институтов и благополучие социальных групп.
Назначение государства состоит в том, чтобы выявлять, закреплять и обеспечивать общезначимые, публичные интересы. Политики либерального толка и некоторые ученые стараются принизить значимость этих интересов, противопоставив их частным интересам отдельных личностей, объявив их удовлетворение проявлением тоталитаризма и наступлением на демократию. Между тем публичный или общественный интерес есть не что иное, как актуализация, повышение значимости и масштабности частного интереса. Нет общественного интереса вообще. Он формируется при условии проблемности удовлетворения интересов многих частных лиц как своеобразная равнодействующая сила, выражающая общественный компромисс, объективно необходимый баланс разноплановых интересов. Данное обстоятельство определяет не только содержание деятельности государства, но и его структуру призванную организационно поддерживать паритет этих интересов, защищая на равной основе интересы всех индивидов и ограждая от попыток некоторых социальных групп и личностей приватизировать власть и представить свой частный интерес в качестве всеобщего, публичного.
Власть необходима для управления любым коллективом. Она является важнейшим средством обеспечения организованности и порядка в любой социальной общности.
Власть представляет собой отношения между властвующим и подвластными, в которых властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение.
Социальная власть базируется на силе и подчинении, носит интеллектуально-волевой, сознательный характер и существует в рамках общественного отношения, так как не может устанавливаться в отношении вещей или животных.
Структуру власти составляют субъект, объект, властеотношения и нормы, их регламентирующие. Всякая власть предполагает подчинение, которое обусловлено различными мотивами, отражающими уровень совпадения интересов и различную степень обратного влияния на власть.
Возможна власть, основанная на страхе, привычке к повиновению, на убежденности или заинтересованности в необходимости повиновения, на авторитете и доверии и т. д. Своеобразие этих мотивов предопределяет силу власти, влияет на ее продолжительность и систему средств властвования. Власть на страхе имеет тенденцию к ослаблению. Власть на привычке повиноваться остается устойчивой, пока не изменяются условия общественной жизни. Наиболее стабильна и эффективна власть, основанная на общности интересов властвующего и подвластного, когда адресат власти заинтересован или убежден в необходимости подчинения. Эта убежденность может быть связана со знанием ситуации или с высоким авторитетом властвующего. Его авторитет может быть научным (высокий уровень знаний), деловым (большой жизненный опыт и компетентность), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость, близость к божественной силе) и т. д.
Необходимо отметить большое разнообразие власти. По методам осуществления она может быть авторитарной, тоталитарной, демократической и т. д., по ресурсам, на которых основывается, – экономической, духовно-идеологической, религиозной и т. д., по объекту власти – общественной, классовой, семейной, партийной, политической, государственной и т. д. Разновидности власти выполняют различное назначение в общественной жизни, и поэтому для решения практически любой социальной проблемы необходимо настраивать взаимодействие, между широким кругом субъектов устанавливая направленное взаимодействие всех разновидностей публичной власти.
В научной литературе иногда отождествляют публичную, политическую и государственную власть. На наш взгляд, среди них более богатой по содержанию является публичная (общественная) власть, так как объединяет политическую, государственную власть, власть общественных объединений, муниципальную власть и непосредственную власть народа.
Политическая власть, будучи особой разновидностью публичной власти, – понятие более широкое по содержанию, нежели власть государственная. Это связано прежде всего с тем, что политическую власть осуществляют все субъекты политической системы (партии, органы местного самоуправления и т. д.), используя при этом иной арсенал средств и методов властвования, нежели государство. Государственная власть является особой разновидностью политической власти. Ее специфика состоит:
• во-первых, в публичности, так как распространяется на все население страны и осуществляется специально созданным аппаратом управления;
• во-вторых, в универсальности, так как распространяется на все сферы общественной жизни;
• в-третьих, в верховенстве, так как ей (в связи с ее социальным признанием, легитимностью и обеспечением суверенитета) подчиняются все иные виды социальной власти, кроме власти собственного народа;
• в-четвертых, государственная власть в отличие от власти народа носит организованный характер; она осуществляется специальными уполномоченными на то субъектами, которые объединяются в иерархию и выполняют действия в рамках действующего законодательства.
• в-пятых, в законодательной прерогативе, так как только государство обладает монопольным правом на создание юридических норм; все иные организации принимают участие в правотворчестве лишь с ведома и под контролем государства;
• в-шестых, в легальном применении силы с помощью специально созданного аппарата принуждения (армия, суд, полиция и т. д.).
В Российской Федерации различают три уровня государственной власти: 1) федеральная государственная власть; 2) окружная государственная власть; 3) государственная власть в субъектах РФ. В субъектах Федерации наряду с государственной властью существует и муниципальная власть: районная (городская власть), поселковая (районная в городе) и муниципальная власть территориального общественного самоуправления.
Формально государственная власть проявляется в деятельности государственных органов, поэтому на обыденном уровне именно с ними и отождествляется. Однако государство – это не только и не столько государственный аппарат, сколько особая организация, интегрирующая (объединяющая) социально дифференцированное общество на основе самоуправления для дальнейшего поступательного развития. Отдельные государственные органы могут изменяться и упраздняться, а власть остается. Было бы неверным отождествление власти с ее носителями, в действиях которых она проявляется. Власть – это прежде всего полномочия, возможность принимать обязательные решения, управлять обществом, используя от его имени определенные средства, обеспечивающие реализацию данных решений.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти – это не только и не столько разделение власти, сколько разделение сфер деятельности и полномочий, составляющих содержание власти. Споры о наиболее целесообразном разделении властей – это споры о наиболее целесообразном разделении компетенции.
Таким образом, государственная власть – это прежде всего совокупность полномочий, предоставленных обществом государству (в лице системы определенных органов) для целенаправленного управления повседневной жизнью. Ее существо, как и всякой иной социальной власти, проявляется в особенностях властного, управленческого импульса, который переходит от властвующего к подвластному, побуждая и направляя его поведение. Поэтому юридическую науку особо интересуют методы управленческого воздействия. Государственная власть использует прежде всего методы принуждения, насилия (отражающие самоизоляцию власти, несовпадение ее интересов с интересами общества) и убеждения (организующего руководство), отражающие единство интересов общества и власти. Причем удельный вес насилия и руководства в содержании государственной власти может меняться.
Так, государственная власть рабовладельческого общества в основном сводилась к насилию. Руководство, выполнение общих дел занимало незначительный объем деятельности государства. Удельный вес насилия в содержании государственной власти феодального общества несколько уменьшился, так как феодально-зависимый крестьянин был свободнее раба. Капиталистическое государство примерно до 50-х гг. XX в. тоже отличалось приоритетом насилия, несмотря на то что рабочий был юридически свободен. Государство по-прежнему оставалось инструментом классового господства.
Лишь после экономических и политических преобразований 50-х гг. ХХ в. в содержании государственной власти ведущих капиталистических государств стали преобладать элементы координации, руководства, выполнения общих дел.
Государство стало выполнять свои природные, изначальные функции, функции общесоциального представительства. Однако из этого вовсе не следует, что при наличии значительной социальной дифференциации населения оно утратило свое классовое назначение. Отмеченная динамика содержания государственной власти не случайна. Она предопределяется особенностями экономической и социальной основ той или иной государственности.
Экономическая основа государства коренится прежде всего в отношениях собственности. Потому как отношения собственности являются основным универсальным средством общения человека с внешним миром по поводу удовлетворения его жизненно необходимых потребностей и интересов. Он выражает свое положение в окружающей действительности и степень самостоятельности во взаимоотношениях с иными людьми и их объединениями. Сосредоточение собственности в руках относительно небольшой группы лиц позволяет им сконцентрировать у себя и всю полноту государственной власти, используя ее преимущественно в личных и узкоклассовых интересах. В то же время плюрализм в собственности порождает плюрализм во власти. При этом широкие слои населения получают возможность реально влиять на власть и использовать ее в интересах общества в целом. Наличие собственности является необходимой предпосылкой свободы человека и развития его способностей. Ведь собственность предполагает не только свободное распоряжение своим имуществом, но и участие в управлении им. В то же время следует обратить внимание и на тенденцию социализации частной собственности. Обладание ею предполагает определенные социальные обязательства перед обществом. Она не может использоваться вопреки его интересам. Причем в интересах общества экономическая и политическая власть должны быть организационно разделены. Государственные деятели не должны заниматься бизнесом.
Социальная основа государства, как и политики, коренится в расслоении общества на классы и иные социальные группы с различными, порой противоположными интересами. Государство призвано обеспечить координацию и согласование этих интересов, поддерживать общезначимые, защитить слабых, разрешить возможные конфликты. Оно должно быть активным слугой общества и потому получает как его поддержку, так и контроль со стороны негосударственных структур гражданского общества, ограничивающих тенденцию государства к неограниченному властвованию. Тем самым снижается объективно существующее противоречие между общественным характером управления (так как прямо или косвенно в него включаются все члены общества) и субъективно ограниченным способом его осуществления относительно небольшой группой чиновников монополизировавших общественный интерес, власть и компетентность в вопросах управления. Поэтому в конституциях большинства государств закрепляется приоритет принципа народного суверенитета. В некоторых же конституциях закрепляется не народный, а национальный суверенитет, предоставляющий преимущества для титульной нации, что при современном многонациональном составе государств чревато социальными конфликтами. Такое государство может стать инструментом преимущественного удовлетворения национальных, религиозных, расовых, классовых и иных интересов части населения.
Таким образом, сущность всякого государства состоит в том, что оно является особой организацией политической власти по управлению общественной жизнью. Только в одних исторических условиях эта власть сосредоточивается в руках относительно небольшой группы лиц, использующих ее преимущественно в своих классовых интересах, опираясь на принуждение. В других условиях власть сосредоточивается в руках органа (представляющего большинство общества), который использует ее для преимущественного удовлетворения общесоциальных потребностей, опираясь на согласование интересов различных субъектов общественной жизни.
4.3. Типология государства
В реальной действительности существовало и существует множество государств, отличающихся друг от друга определенной спецификой. Возникает потребность на основе сопоставления общих и специфических свойств привести их в определенную систему, дать видовую и типологическую характеристику. Это позволяет не только упорядочить существующие сведения о данном явлении общественной жизни, но и получить новые знания, выявить факторы, влияющие на функционирование государства, прогнозировать его дальнейшее развитие. Таким образом, тип государства – это абстрактная категория, собирательный образ, отражающий качественные свойства реально существовавших и существующих государств.
Типология является особой разновидностью классификации. Поэтому наряду с общими у них есть и отличительные свойства. Классификация основывается хотя и на устойчивых, но второстепенных, порой видимых свойствах государства. Так, Ж. Боден, используя географический критерий, делил народы на южные, средние и северные. Г. Еллинек, в зависимости от степени динамизма, подразделял государства на статические и динамические. Основываясь на своеобразии режима, можно выделить авторитарные, тоталитарные, либеральные и демократические государства. По отношению к религии – светские, клерикальные, теократические и атеистические государства и т. д.
Типология же должна основываться на объективных критериях, апробированных социальной практикой и отражающих сущностную природу государства. Типология позволяет:
• познать естественно-исторический процесс развития государств (что не означает полного игнорирования субъективного фактора), установить последовательность эволюционного и революционного перехода от одного состояния к другому;
• выявить внутреннюю логику, тенденции и закономерности функционирования государства и на этой основе определить перспективы его дальнейшего развития;
• на основе познания общих закономерностей определить специфику функционирования отдельных государственно-правовых явлений, установить их системные связи друг с другом и зависимость от иных явлений социальной действительности.
В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.
1. В основе формационного подхода лежат свойства общественно-экономических формаций, отражающие своеобразие влияния на сущностную природу государства экономического базиса и надстройки. Для определения типологической принадлежности конкретного государства необходимо ответить на три вопроса:
1) какому типу производственных отношений соответствует данное государство (какая форма собственности в нем преобладает)?
2) инструментом политической власти какого класса оно является?
3) каково социальное назначение данного государства?
Ответы на эти вопросы позволяют выделить рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства.
Таким образом, согласно формационному подходу, тип государства – это система сущностных признаков государств определенной общественно-экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, сущности и социального назначения.
Формационный подход не лишен некоторых погрешностей, которые выражаются в игнорировании цикличности, возможной возвратности развития государств, умалении значимости духовно-культурной жизни общества, в механистической, прямолинейной трактовке государственного прогресса, при котором социалистическое государство рассматривается как высшее и исторически последнее. Кроме того, из этой типологии выпадает азиатский (восточный) тип государства, при котором источником собственности являлась государственная власть, в то время как в западных (европейских) государствах, наоборот, источником власти являлась собственность. Положение человека в европейских странах определялось его отношением к средствам производства (объемом собственности). Положение человека в странах Востока определялось его ролью в пирамиде государственной власти. Чем выше должность, тем больше материальных благ имел чиновник. При этом «пирамидальное устройство» охватывало все общество.
2. По мнению А. Тойнби, М. Вебера, П. Сорокина, У. Ростоу, О. Шпенглера и других, цивилизационный подход дает более точную типологию государств. Они считают его основой духовно-культурную жизнь общества, которая выражается в совокупности духовных ценностей, обеспечивающих гармоничную жизнедеятельность человека. Ценность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии. По их мнению, именно духовные факторы способны парализовать или стимулировать развитие социально-экономических отношений, а не наоборот. Чем выше уровень духовности и культуры в обществе, тем стабильнее развивается его экономический потенциал и растет благосостояние населения.
В рамках цивилизационного подхода существуют самые различные принципы типологии цивилизаций (хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозный и т. д.). Тем самым данный подход объясняет и иллюстрирует все многообразие общественного развития. В соответствии с этим (довольно неопределенным критерием) выделяются более двух десятков цивилизаций (египетская, китайская, западная, православная, дальневосточная, арабская и т. д.).
Однако цивилизационный подход дает возможность систематизировать не столько государства, сколько разные общественные системы. Он отличается нечеткостью и незавершенностью разработки.
Представляется, что формационный и цивилизационный подходы лишь в своей совокупности весьма удачно дополняют друг друга, раскрывая объективную картину развития государственности, так как религия, культура, уровень технического развития имеют лишь косвенное отношение к государству.
Особо следует сказать о переходном государстве. Некоторые авторы, ссылаясь на то, что переходный процесс занимает весьма продолжительное время, позволяющее видоизменяться не только государству, но и национальным, культурным, религиозным и т. п. духовным ценностям и ориентирам, утверждают его как самостоятельный тип государства. Причем этот тип существует как при формационном, так и цивилизационном подходах. В качестве примера делаются ссылки на Японию, Южную Корею, удачно соединившие традиции национальной культуры с западноевропейскими технологиями.
В условиях современной глобализации наблюдаются тенденции универсализации, стандартизации государств при увеличении количества относительно самостоятельных государств и усложнении системы взаимодействия различных политических систем, основанной на новых универсальных цивилизационных и формационных свойствах. При этом транснациональная глобализация должна проходить на основе свободного самоопределения отдельных стран. Иначе она превратится в новую форму колонизации и уничтожения самобытности народов.
Сейчас на фоне усиливающегося технологического прогресса и снижения национальной специфики усиливается конфликт между государствами. Капитал в условиях глобализации приобретает мировые параметры. Возникает новая форма существования человечества, при которой постоянно изменяется система доминирующих факторов (экономических, политических, религиозных, технологических, информационных и т. д.) определяющих роль и значение современных конкретных государств, степень успешности их существования в современной действительности. В зависимости от степени самодостаточности, самостоятельности и способности оказывать системно-структурные влияния на мировую политику все государства можно поделить на три видовые, динамично изменяющиеся группы:
1) успешные (способные задавать тон и определять основной вектор развития общественной системы);
2) промежуточные (способные действовать относительно самостоятельно);
3) неуспешные (зависимые государства).
В результате их взаимодействия формируются корпорации стран (к примеру, северо-атлантическое сообщество). Теряется связь права с территорией и суверенным государством (европейское право, естественные права человека). Изменение ценностей влияет на специфику права и государства. Существующая ценность разрушается, и на ее месте формируется новая.
Тесты для самоконтроля
1. Государство – это:
а) население страны;
б) особая организация политической власти;
в) аппарат управления обществом.
2. Политическая власть является разновидностью:
а) публичной власти;
б) государственной власти;
в) власти органов самоуправления.