Вопрос 5. Власть и ее виды. Государственная власть
Ответ на вопрос о понятии, сущности, назначении государства начинается с рассмотрения государственной власти. Именно публичная власть, осуществляемая в государстве и государством, есть один из главных признаков государства. Государственная власть – вид власти вообще, и соотносятся они как часть и целое. Существует власть негосударственная. Такая власть, например, имела место и в догосударственном обществе, первобытных условиях существования человека. Власть – свойство зоологической организации животного мира. Человек привносит во власть новые компоненты, отражающие его социальность, способность использования разумных начал, возможность общения и коллективной деятельности, где также повсеместно проявляется власть.
Власть имеет множество толкований. Она понимается как способность и возможность определенного субъекта реализовывать собственную волю, но тогда возникает вопрос о пределах такой власти или ее беспредельности. Обозначаются источники власти в виде, например, авторитета, богатства, знания и т. д.; субъекты, которыми могут быть государство, политическая партия, семья, корпорация; объекты, в качестве которых могут представать индивид, группа людей; функции, где возможен акцент на управлении, регуляции, распределении, контроле; выделяется специфика власти как волевого отношения и действия или требования, указания на совершение действия или воздержание от него. Власть может быть легальной, легитимной, харизматической. Возможны и иные понимания феномена власти.
По существу, во власти кого-либо или чего-либо находится любой человек, каким бы свободным внутренне он себя ни ощущал. Это будет власть свободы, желание ее сохранять и опасение ее потери. Люди находятся во власти природы и ее стихийных проявлений, а в современных условиях – и во власти технологических факторов постиндустриального общества. Действительно, власть – сложное явление и вечный спутник жизни человека во все времена и у всех народов. Власть многоаспектна, имеет множество сфер проявления. По сути, она одна для всего целостного бытия человека и его организаций, но преломляется по-разному в зависимости от источника, субъекта, объекта, функциональной реализации.
Саморегуляция и самоуправление также не лишены власти, они феномены самовластвования, самоограничения, самонаправления в деятельности. Ярким проявлением власти является принуждение. Именно оно как факт и акт воздействия воли одного субъекта на волю другого проявляет неравенство воль и позиций человека в мире, его фактического неравенства. Государство и государственная власть, таким образом, в любом случае связаны с наличием фактического неравенства людей, их воли, способностей, социоприродных и биологических свойств – в природе и обществе отсутствуют два абсолютно тождественных субъекта. Мудрость и назначение государства, а значит, и государственной власти в социуме, основанном на демократии, культуре, уважении к человеку, его индивидуальности, состоит в переводе фактического необходимого неравенства субъектов в формальное, юридическое равенство и, что важно, не только признании этого факта, но и наличии гарантий, его обеспечивающих. Признание власти лишь как социального феномена означает признание ее общественных свойств применительно к человеческому сообществу. Соответственно, социальная власть присутствует и объективируется в общественных отношениях. Общество и государство – сложные системы, управление которыми, организация их функционирования нуждаются в социальной власти и власти государственной как ее виде. Социальная власть имеет определенные виды.
• По масштабу и объему воздействия:
– власть всего общества;
– власть определенной территории общества;
– власть группы (социальной, социально-профессиональной, корпорации);
– власть между двумя субъектами, физическими или юридическими лицами.
• По сферам общественного влияния:
– политическая;
– экономическая;
– идеологическая;
– информационная;
– военная и т. д.
• По субъектам:
– государственная;
– партийная;
– семейная;
– организации или корпорации;
– персональная.
• По характеру воздействия на объект и используемым ресурсам:
– убеждение;
– принуждение, давление;
– рекомендация;
– регуляция.
• По степени обоснованности и формальной обоснованности:
– легитимная;
– нелегитимная;
– легальная;
– незаконная.
Государственная власть, являясь видом социальной власти, обладает признаками, которые позволяют отличить ее от других видов. Государственная власть:
• обладает легальностью и легитимностью в случае соблюдения установленных обществом или от его имени процедур формирования и осуществления;
• носит публичный, открыто выраженный характер;
• имеет распространение на все общество и всех членов этого общества;
• общеобязательна, адресована всем членам общества;
• основывается на силе, которую ей обеспечивает само государство;
• обладает исключительным правом издания юридических норм, правоприменения, взимания налогов; организации государственных контрольных структур – всех других органов, которые уполномочены действовать от имени или по поручению государства;
• осуществляется специально организованным и оплачиваемым от имени государства аппаратом служащих, избираемыми лицами (депутатами), лицами, осуществляющими правоприменение, работниками госаппарата;
• является суверенной, то есть реализует верховенство внутри государства и независимость вовне;
• имеет непрерывность и постоянство.
Итак, государственная власть – вид социальной власти, формируемой и реализуемой на основе юридических норм, действующей непрерывно, адресованной всем членам общества на всей территории государства, решающей задачи общего политического характера. Государственная власть – это публичное отношение, предполагающее господство и подчинение, опирающееся на легальную и легитимную силу государственного влияния, принуждения.