Тема 5. Типология государств
5.1. Понятие типа государства
Под типом государства понимается совокупность наиболее общих черт различных государств, система их важнейших свойств и признаков, порождаемых конкретной исторической эпохой и характеризующихся общими сущностными признаками. Г. Еллинек выделяет идеальный тип государства – мыслимое государство, которого в реальности не существует; эмпирический тип государства получается в результате сравнения реальных государств друг с другом: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное. Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы, поэтому выделяются два типа государственности: демократия и автократия. Американский профессор Р. Макайвер также делит государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Различия между ними заключаются в степени отражения воли общества в институтах государственной власти. Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, утверждает, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая для всех основа, которая и обеспечивает цивилизованное общественное развитие. Иные авторы кладут в основу классификации степень политической свободы и выделяют демократическое и антидемократическое (авторитарное, полицейское, фашистское, расистское (раса)) государства. В других случаях в основе классификации лежит тип цивилизации: древневосточный, древнегреческий, древнеримский, средневековый, современный.
5.2. Формационный подход к типологии государств
Марксистская теория связывает тип государства с типом общественно-экономической формации[11] и выделяет: рабовладельческое; феодальное; буржуазное и социалистическое государства. В основе типизации государств лежит категория общественно-экономической формации, основанной на том или ином способе производства и отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения.
Известная «триада» К. Маркса делит мировую историю на три макроформации: первичную (архаичную), вторичную (экономическую) и третичную (коммунистическую), получивших название общественных. Основными критериями такой классификации являются наличие или отсутствие: частной собственности; антагонистических классов; товарного производства. Следовательно, государственно организованное общество – элемент экономической общественной формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы производства: азиатский, античный, феодальный, буржуазный.
В производстве, помимо этого, между людьми складываются производственные отношения. Производственные отношения – это совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Совокупность производительных сил и производственных отношений и составляет базис.
Надстройка – это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений. В нее входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая формы сознания и соответствующие учреждения. В общественном производстве люди вступают в определенные, необходимые, не зависящие от их воли производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройки и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Конкретный исторический базис определяет характер и тип общественной надстройки. Поворот в экономическом строе общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке, а следовательно, переход от одной общественно-экономической формации к другой.
5.3. Цивилизационный подход к типологии государств
В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия развития общества, так и этнические, религиозные его основы, степень взаимодействия человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами.
Понятие цивилизации Дж. Тойнби сформулировал как «относительно замкнутое и локальное состояние социума, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло». Из 21 цивилизации, по мнению Дж. Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности: египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т. д.