Вы здесь

Теория бытия. Новый взгляд на историю человечества. Глава 8. Монотеизм. Единобожие (Михаил Тевосян)

Глава 8. Монотеизм. Единобожие

Политеизм, это учение о многобожии. Боги стали носителями тех человеках качеств и способностей, которые были востребованы человеком обществом, в острой фазе противостояния человека и человека, человека и общества, одной социальной системы с другой. Мифы и легенды способствовали созданию невероятного количества шаблонов, обрядов и ритуальных действий, следуя которым можно было обеспечить стабильное функционирование социокультурной модели. Были упорядочены традиции, культовые мероприятия, молитвы и верования, целью которых было, – систематизировать и аккумулировать энергию масс, в нужном для общества, направлении.

Но позже, политеизм столкнулся с новыми вызовами времени! Создавая пантеон многочисленных богов, он предоставлял возможность личности, самой выбрать того или иного бога, и поклоняться ему. Человек, самостоятельно определял для себя цели и задачи своего существования, не выходя за пределы устоявшихся традиций, обрядов и верований, которым покровительствовал тот или иной бог.

К этому времени противостояние в обществе и в мире, еще более интенсифицировалось. Оно прошло по всему фронту взаимодействия личности и общества, одних социальных систем с другими. Агрессивное развитие человечества, создало условия для усугубления человеческих качеств и способностей. Люди становятся еще более порочными, как к миру окружающей их гармонии, так и к себе подобным!

Человеческие пороки стали превалировать в общественных отношениях, а государство перестало справляться с функциями управления обществом, и теряло способность к аккумулированию энергии масс, в деле защиты государства от внешней и внутренней угрозы. Люди были вольны выбирать любого бога и ему поклоняться, игнорируя при этом других богов. Общество начало атомизироваться, в зависимости от личной выгоды и жизненных приоритетов личности, семьи, рода или общины.

Необходимо было консолидировать общество, полагаясь не на многобожие, а на единобожие – одного бога, который обозначит для человека цели и задачи человеческого бытия! Монотеизм, или единобожие, это дань вызову времени, когда находясь в острой фазе противостояния, выживание нации стало зависеть от способности социума аккумулировать энергию масс, дабы противостоять не только порокам внутренним, но и внешней агрессии, которые могли стать причиной разрушения государства.

В политеизме, культовые обряды и традиции, всегда являлись мощным инструментом единения нации. Но когда богов стало много, как и человеческих пороков, люди перестали способность отличать добро от зла, что можно, а чего нельзя делать, что есть хорошо и что есть плохо. Общественное сознание стало многополярным. Это разобщало людей, а иногда приводило к внутренним конфликтам. Необходимо было упорядочить взаимоотношения личности внутри общества, и создать новую систему знаний, которая способствовала бы устранению разночтения.

Монотеизм был необходим как элемент религиозной реформы, так и элемент укрепления личной власти. Когда идея о единобожии стала востребована обществом и властью, вера в единого бога стала доминирующей версией в новых представлениях о целях и задачах человеческого бытия. Вера в единого бога способствовала укреплению личной власти, и возлагала на носителя власти ответственность за судьбу общества и государства.

Вера в единого бога, общие для всех, культовые действия, обряды и традиции, становятся мощным инструментом аккумулирования энергии масс. Монотеизм берет из политеизма множество внешних атрибутов и артефактов для сопровождения мистических обрядов и культовых действий. В условиях, когда искажены основополагающие качества и человеческой личности, искажены основы добродетели, культовые действия приносят ожидаемый для священнослужителей эффект. Масса народа, не отягощенная позитивным набором качеств и способностей, становится управляемой!

Чем менее образован человек, тем более он подвержен воздействию культовых обрядов, мистических ритуальных действий и традиций. Всякий просвещенный человек сторонится массовых мероприятий. А человек невежественный, живущий в постоянном страхе и пороках, полностью отдается во власть мистических обрядов, культовых действий и ритуалов. Монотеизм использовал у политеизма мистическое поклонение богам и огромные формы храмов, дабы подавлять волю человека, подчиняя ее воле правящей верхушке общества.

Он, так же способствовал дальнейшему разделению границ и культур, согласно коду: свой-чужой! Были созданы границы государств, в рамках которых осуществлялась функции управления государством и обществом. Укрепилась личная власть и расцвели монархии. Но монотеизм не мог остановить дальнейшую деградацию общественных отношений, и еще более усугубил положение личности в обществе и положение общества, в мире.

Всякая попытка принять монотеизм здравым умом, не имела никакого успешного продолжения. Учитывая, что люди в массе своей порочны, а качества и способности их, начиная от интеллекта и заканчивая духовностью, искажены, – рационально осмыслить цели и задачи человечного бытия, в условиях тотального искажения общественного сознания, было невозможно! Тем не менее, монотеизм стал инструментом защиты государства, и выстроил жесткую систему иерархии, что способствовало укреплению институтов государственной власти.

По мере развития монотеизма, он так же как и идолопоклонство и политеизм, исчерпал свой ресурс. На смену монотеизму пришли новые формы управления личностью и обществом, которые мы рассмотрим чуть позже. Несмотря на то, что монотеизм не решил основополагающих задач человечного бытия, он сыграл важную роль в эволюционных преобразованиях человеческого общества. Свою миссию он выполнил и выполняет до сих пор, пытаясь противоборствовать порокам, посредством культивирования законов общественной морали.

Многие мировые религии, различны по форме, но подобны друг другу по содержанию. Многое их объединяет, чем разъединяет. Несмотря на то, что они противостоят друг другу, как противостоят друг другу нации и государства, они имеют много общего! Тем не менее, становление характера мировых религий строго соответствовало эволюционному характеру человеческой эволюции. Мировые религии не появлялись просто так, согласно случайному стечению обстоятельств. Их рождение, это строгая система алгоритмов, раскрытие которых мы предпримем с истории Египта и пророка Моисея, – основателя Иудаизма.