Глава 7. Мифологии. Расцвет политеизма
К началу эпохи колонизации планеты Q351, ≈ около 4—5 тыс. лет назад, территорий с богатыми природными ресурсами, остается совсем мало. А количество родовых и племенных общин, увеличивается с каждым новым поколением. Вместе с агрессивным развитием человечества, увеличивается и количество человеческих пороков. В условиях прироста населения, человеческие пороки все чаще проявляют себя в общественных отношениях, и все чаще доминируют в общественном сознание!
Поклонение элементам природы и культивирования страха, позволяет родовым и племенным общинам призвать личность к послушанию, а социум к совместной деятельности, обозначив для всех членов общины цели и задачи человеческого бытия. Но это состояние стабильно до тех пор, пока количество членов общины и самих общин не достигает своего максимума.
Теперь, угрозу существованию личности и обществу, несут не элементы природы, а граничащие друг с другом, человеческие социумы. Столкновения на пограничных территориях, конфликты за сферы влияния, разворачиваются по всему фронту взаимодействия родовых племен и общин. Начинается череда конфликтов на сопредельных территориях. С этого периода человеческой истории, родовые племена и общины вынуждены объединяться в крупные социальные системы, чтобы защищать себя и противостоять другим общинам и объединениям.
На смену родовым и племенным общинам приходят более крупные социальные системы, типа городищ и государств-полисов. Человеческие социумы стали объединяться для защиты от себе подобных. К этому времени, усовершенствовались новые способы хозяйствования, стали развиваться ремесла, растениеводство, животноводство, общество стало многослойным и разделилось по социальному статусу.
Человечество погрузилось в новые условия жизни, в границах нового, сложноорганизованного и многослойного социума! И первую скрипку в таком многослойном социуме играют уже не элементы природы. На авансцену эволюции выходят качества и способности нового социального пространства, от которого зависит жизнь человека. Сформировались новые движущие силы эволюции, которые были гораздо могущественней богов, за которыми стояли элементы природы.
Формируется пантеон новых богов, которые являются носителями тех качеств и способностей человеческой личности, от которых зависит стабильное функционирование многослойного и сложноорганизованного социума. Богов становятся больше и все они являются носителями человеческих характеров, которые наиболее полно проявили себя в условиях сложного и разделенного по социальному статусу, общества.
Взаимоотношения людей, в условиях нового социального пространства, прирастают качествами порочного содержания. Те, кто мог преуспеть в жизни по принципу, – «за счет общества», получал преимущества перед теми, кто жил по принципу, – «во благо общества». Справедливость, в тот же час, была востребована новым обществом.
Новые боги являются носителями принципа справедливости, что становится основанием для формирования закона. Боги, являются носителями сакральных знаний и умений, что становится основанием для создания систем образования и просвещения. Боги олицетворяют силу человеческого духа, что становится основанием для создания армии.
Все сферы общественного устройства упорядочены пантеоном новых богов, которые наставляют, поучают и заставляют человека жить по новым законам. Таких богов ставятся очень много и все они нацелены на покровительство тех качеств и способностей, которые являются цементирующим основанием для стабильного функционирования больших социальных систем.
Многобожие, или политеизм становится необходимым инструментом функционирования многослойной социокультурной системы, который способен противостоять человеческим порокам, поощрять за человеческую добродетель и обозначать цели и задачи человеческого бытия, тысячам и миллионам своих граждан. Этот период человеческой истории ознаменован взрывным характером технологического и культурного развития человеческой культуры, создания новых государств и империй.
В рамках новых империй и государств, осуществляется безопасность жизнедеятельности личности, семье, роду, самым разнообразным социальным группам и общинам. Полагаясь на мифы и легенды, человек легко определяет для себя что есть плохо и что есть хорошо, что можно и чего нельзя, что есть добро и что есть зло, что есть справедливость, что есть свобода, что есть цели и задачи человеческой жизни?
Жизнедеятельность человека упорядочена. Новые боги обозначили цели и задачи человеческого бытия, для каждой из категорий граждан и сословий, покровительствуя тем, кто следовал в фарватере приемлемых для них принципов жизни, которые закреплены в мифах, сказках и легендах.
Отчасти, мифы и легенды, это социальные шаблоны, следуя которым, человек мог обеспечить себе безопасную жизнедеятельность и особое положение в обществе. Действуя в границах этих шаблонов, человек мог быть уверен что поступает правильно, и избежит наказания общества и богов! В целях укрепления общепринятых норм и стандартов, возрастает количество обрядов, ритуальных действий, создаются традиции, совершенствуются способы и методы жертвоприношений. Все это, в совокупности, создает благоприятные условия для развития государств и империй.
Но с развитием политеизма, в острой фазе противостояния государств и союзов государств, выяснилось что тысячи боги, неспособны уберечь человека и общество от новых человеческих напастей! Человечество перешло в новую фазу противостояния, когда на границе противоборства оказались государства с мощными армиями, экономикой и культурой. Их противостояние было кровопролитным, а поражения армий приводили к падению империй и государств. Тысячи богов уже не могли дать преимущества тому или иному государству и не имели возможности призвать личность к послушанию, а общество к совместной деятельности, для борьбы с друг с другом.
Требовалась новая совокупность знаний о целях и задачах человеческого бытия, которая могла бы консолидировать массы, чтобы противостоять вызовам времени. В противном случае, мир мог увязнуть в бесконечной череде кровопролитных конфликтов, итогом которых было бы бесконечное падение империй и государств. Назрела необходимость призвать личность к послушанию, а общество к совместной деятельности, полагаясь на новые принципы мироустройства. Очень скоро, на смену политеизму, приходит монотеизм!