30. Методологические основы организации бухгалтерского учета как системы
Методом бухгалтерского учета называется совокупность способов, с помощью которых реализуются функции бухгалтерского учета. Метод включает в себя отдельные элементы, из которых главными являются:
1) документация. Это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения. Документация является одной из основных отличительных особенностей бухгалтерского учета, т. к. позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. От качества первичных документов в значительной мере зависит качество всего бухгалтерского учета. Учетные, или бухгалтерские, документы, используемые на предприятиях, составляются на типовых бланках, соответствующих утвержденным формам, которые содержат следующие обязательные реквизиты:
а) наименование и номер документа;
б) подпись;
в) дату;
г) штамп организации;
д) наименование операции;
е) измерители (количество, цену, сумму);
ж) фамилию составителя и ответственного лица;
2) инвентаризация (способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета). Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия;
3) бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе и обязательствах предприятия, организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца.
Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая – из каких источников они возникли.
Следовательно, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием на предприятии;
4) система счетов и двойная запись. Прием, который означает, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется также и с помощью системы счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи. Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах;
5) оценка. Представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в балансе должна проводиться единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки;
6) калькуляция (способ группировки затрат и определения себестоимости). Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) – способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг);
Конец ознакомительного фрагмента.