Вы здесь

Теория бухгалтерского учета. Ответы на экзаменационные вопросы. 11. Активы и обязательства в бухгалтерском учете (В. И. Радачинский, 2009)

11. Активы и обязательства в бухгалтерском учете

Хозяйственные средства подразделяют на группы – внеоборотные и оборотные активы. К внеоборотным активам относятся:

1) основные средства;

2) здания, сооружения, машины, оборудование, вычислительная техника, транспортные средства, инвентарь, инструмент и др. Особенностью основных средств является то, что они участвуют не в одном, а в нескольких кругооборотах средств капитала. В процессе эксплуатации они постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на издержки производства (готовый продукт) или обращения по частям.

Процесс переноса стоимости основных средств в затраты организации в течение нормативного срока их использования называется амортизацией.

Нематериальные активы – средства, не имеющие вещественной материальной формы, но способные как приносить их владельцу непосредственный доход, так и обеспечивать необходимые условия для его извлечения. Их используют в хозяйственном обороте организации в течение длительного времени, т. е. свыше 1 года.

К ним относятся права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения литературы, искусства, науки, на программы ЭВМ, из патентов на приобретения, товарные знаки, ноу-хау и др.

Стоимость нематериальных активов, так же как и стоимость основных средств, погашается равномерно путем ежемесячной амортизации их стоимости, исходя из установленного организацией срока их полезного использования.

К вложениям во внеоборотные активы относятся:

1) приобретение земельных участков, объектов природопользования; строительство объектов основных средств; приобретение нематериальных активов и др.;

2) доходные вложения в материальные ценности. Основные средства, нематериальные активы и вложения во внеоборотные активы представляют собой основной капитал организации.

Оборотные активы отличаются от внеоборотных тем, что они могут быть обращены в деньги или полностью использованы в ближайшем будущем.

К ним относятся:

1) материально-производственные запасы (МПЗ);

2) готовая продукция (часть МПЗ организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством);

3) товары;

4) затраты в незавершенном производстве (полуфабрикаты собственного изготовления, предназначенные для дальнейшей обработки и переработки в данной организации, и неукомплектованные изделия, не прошедшие испытания и техническую приемку);

5) расходы будущих периодов;

6) налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;

7) средства в текущих расчетах;

8) денежные средства.

Расходы будущих периодов представляют собой затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам и подлежащие равномерному списанию на текущие затраты в течение периода, к которому они относятся (расходы по подписке, затраты на ремонт основных средств, уплаченные вперед суммы арендной платы и т. д.)

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (НДС) – это суммы, уплаченные поставщикам при покупке материально-производственных запасов и подлежащие в соответствии с налоговым законодательством возмещению из бюджета при соблюдении определенных условий.

Средства в текущих расчетах – это дебиторская задолженность юридических и физических лиц данной организации. Денежные средства – это сумма денег на счетах в банках (расчетных, валютных, специальных и др.), денежные переводы, наличные деньги и денежные документы (путевки, авиабилеты и др.), деньги в кассе организации.