Рациональное и иррациональное в познании Мира
5.01.95
Теория познания содержит, как необходимый атрибут, философию познания, т.е. логические предпосылки и общие законы развития Мира, которые дают в каждой конкретной области знаний возможность определить объект и предмет исследования, принципы, способы и методы исследования. В деле преломления общих законов познания Мира в конкретной области знаний всегда кроется возможность утери взаимосвязи данной области с общей Картиной Мира, а потому так важно с самого начала поставить вопрос о размытости границ исследований, то есть отсутствия их догматической инвариантности.
Стремясь познать Мир через определение сути и пути эволюционного развития его отдельных составляющих, всегда следует помнить, что интегральная Картина Мира тем адекватней, чем корректней и более непредвзято производилась дифференциация областей знаний. «Специфических» наук и профилей не должно быть, об этом говорилось и ранее (в Посланиях Покровителей), но есть составляющие единого процесса познания, позволяющие восполнить необъяснимое и сгладить шероховатости на стыке областей знания.
Подчёркивая необходимость представления о размытости границ исследований, отметим ещё одну особенность в практическом аспекте познания. Всё в Мире сложно и не может быть объяснено только с точки зрения рационалистических (или, если хотите, материалистических, экспериментальных) позиций. Всегда надо помнить, что в любом, абсолютно в любом предмете, факте, событии, явлении кроются в явном или неявном виде две стороны: рациональная и иррациональная. При этом даже рациональная сторона оценки и познания объекта исследования с трудом, но вписывается, на первый взгляд, в отведённые на сегодня рамки исследования. В то же время иррациональная сторона ВСЕГДА выходит за любые (даже размытые) границы исследований. Не случайно для познания в полной мере Картины Мира и её описания была дана человечеству теория комплексного переменного.
Конец ознакомительного фрагмента.