Вы здесь

Теоретические основы товароведения. 3. Классификация и кодирование товаров ( Коллектив авторов, 2009)

3. Классификация и кодирование товаров

3.1. Классификация товаров

Классификация позволяет более доступно и эффективно познать разнообразие товаров, систематизировать огромную товарную массу на рынке, ориентироваться в сходстве и различии товаров, рационально организовывать коммерческую деятельность по оптовой и розничной торговле, обеспечивает внедрение автоматизированных систем управления ассортиментом.

Слово «классификация» происходит от латинских слов classis – разряд и facero – делаю. В научной литературе термины «классификация» и «классифицирование» отождествляются с понятием деление. Классифицирование – это процесс распределения множества на более мелкие классификационные группировки по определенным признакам. Под классификацией понимается результат деления множества на классы и образующаяся при этом система их распределения на взаимосвязанные подразделения.

Цель классификации раскрытие объема делимого множества путем перечисления его частей, являющихся по отношению к нему видовыми и соподчиненными.

Задачами классификации являются:

• лучшее познание исследуемых товаров;

• распределение товаров на однородные подразделения (разделы, классы, подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды, разновидности, типы);

• изучение и формирование структуры ассортимента товаров, организация их рационального учета;

• составление обобщенных заявок промышленности на товары народного потребления соответствующего качества;

• рациональная организация приемки и контроля качества товаров;

• организация рационального хранения товаров исходя из общих свойств.

• выявление обобщенных характеристик качества товаров;

• установление необходимой номенклатуры показателей качества каждой группы товаров;

• формулирование общих требований к товарам.

Основные понятия, термины и определения в области классификации установлены ГОСТ 6.01.1 – 2006 «Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения», в соответствии с которым они рассматриваются ниже.

Классификация – разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Общая совокупность делимых объектов называется делимым множеством, а классификационные группировки, полученные в процессе деления, называются членами деления.

Сущность классификации заключается в раскрытии объема делимого множества товаров народного потребления или оказываемых услуг. Например, ткани по волокнистому составу делятся на хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные. Делимое множество в данном случае «ткань», члены деления – классификационные группировки по виду исходного сырья: хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные. Каждая группировка находится в отношении подчинения к делимому множеству и соподчинения к другим членам деления.

Объект – элемент классифицируемого множества. Таким элементом могут быть товары, его свойства, материалы изготовления, дефекты и т. п. Главным элементом в товароведении является товар, по признаку назначения выделяются потребительские товары, товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности (оргтехника).

Признак (основание) классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. В качестве основания классификации непродовольственных товаров используют следующие группы признаков:

• функционально-целевые – выражают цели применения, назначение и способы использования товаров;

• технологические – способ производства товаров, его отделки, особенности технологической обработки;

• генетические – включают сырьевые и исходные материалы, из которых изготовлен товар, организации-изготовители, регионы происхождения товаров;

• специфические (характерные) – характеризуют агрегатное состояние товара, его химический состав, физические, химические, биологические свойства, особенности структуры и др.

Наиболее часто применяются, например, назначение, сырьевой состав, технологический признак (способ производства, вид декорирования), размерные характеристики. Меньше используются в силу особенностей свойств товаров уровень комфортности, группа сложности, поколение (для технически сложных товаров), а также компонентные и структурные.

Из перечисленных выше признаков назначение, сырьевой и технологический чаще всего выражаются качественно, а компонентный и структурный – количественно и качественно. Например, при делении тканей по волокнистому составу на хлопчатобумажные, льняные, шерстяные признак выражен только качественный, а деление тканей по поверхностной плотности (массе 1 м2) – количественно (до 100, от 101 до 200 г и т. д.) и качественно (тяжелые, легкие и т. д.).

Классификационная группировка – это подмножество, объединяющее часть классифицируемого множества товаров по одному или нескольким признакам. Различия между группировками заключаются в использовании разных признаков. Поэтому выбор основополагающих признаков – ответственная операция деления множества, от которой во многом зависит конечный результат. В основу этого выбора должно быть положено целевое назначение классификации. Классификационные группировки могут быть взаимозависимыми или независимыми.

Ступень классификации – результат очередного распределения товаров какой-либо классификационной группировки на определенном уровне иерархического метода. Иерархическая система классификации имеет несколько ступеней классификации и этим отличается от простой группировки. На каждой ступени образуется совокупность новых классификационных группировок.

Глубина классификации – число (количество) ступеней в данной классификации. Глубина классификации теоретически бесконечна, но на практике такая классификации чересчур громоздка и запутана, многие низшие ступени дублируют друг друга. Это затрудняет практическое применение классификации. Поэтому глубина классификации обычно не превышает 10. Именно такая глубина применяется во многих классификаторах. При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод классификации.

Уровень классификации – совокупность классификационных группировок, расположенных на данной ступени классификации (т. е. их количество).

Емкость классификации – это количество группировок на последней ступени классификации.

Научно обоснованная классификация должна соответствовать следующим принципам и правилам классификации.

Метод классификации – это совокупность приемов (способов) разделения множества объектов (товары, процессы, явления, документы, ценные бумаги, услуги и т. д.), планомерный подход к их распределению на подмножества. Различают иерархический и фасетный методы классификации.

Иерархический метод классификации последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Он основывается на принципе субординации. Схематично сущность метода показана на рис. 3.1. Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков.

Достоинства иерархического метода классификации товаров следующие:

• большая информационная емкость и насыщенность;

• традиционность и привычность применения;

• возможность создания резервных кодов;

• возможность ручной обработки информации.

Недостатки иерархического метода классификации следующие:

• жесткая структура классификации;

• чрезмерная громоздкость;

• затруднена обработка информации на ЭВМ.


Рис. 3.1. Иерархический метод классификации


Фасетный метод классификации параллельное разделение множества объектов на отдельные независимые классификационные группировки. Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Термин этот произошел от французского слова «facette» – грань отшлифованного камня. Действительно, как каждая грань камня существует независимо от других граней, так и разные классификационные группировки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу (рис. 3.2).

Классифицируемые объекты можно делить многократно на независимые группировки по различным признакам. Для этого вначале разрабатывается фасетная формула, в которой определяется последовательность расположения фасет в системе классификации, а затем уже осуществляется процесс распределения множества объектов многократно и независимо на классификационные группировки. Например, обувь – объект классификации. Ее фасетная формула с последовательностью расположения фасет следующая: 1 – половозрастной признак; 2 – материал верха, 3 – материал подошвы, 4 – метод крепления, 5 – вид.

В результате классификацию рассматриваемой группы товаров следует проводить по указанным признакам. Так, по половозрастному признаку обувь подразделяется на 10 групп: женская, мужская, мальчиковая, девичья, школьная для мальчиков, школьная для девочек, дошкольная, малодетская, обувь для детей ясельной группы; по группе материала верха – на обувь из натуральной кожи, искусственных и синтетических кож, текстильную, комбинированную; по материалу подошвы – на обувь с подошвой из натуральной кожи, резины, пластмассы, текстильных материалов; по группам методов крепления – на химические, ниточные, стержневые, комбинированные; по видам – на сапоги, полусапоги, ботинки, полуботинки, туфли.


Рис. 3.2. Фасетный метод классификации


Количество признаков может быть увеличено многократно: по виду материала верха, по виду материала подошвы, по конструкции, моделям, размерам и др. Благодаря этому фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок, что создает определенные удобства при использовании. Вместе с тем ее информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок.

Фасетный метод классификации характеризуется также определенными преимуществами и недостатками, знание которых позволяет рационально применять его с учетом целевого назначения.

Достоинствами фасетного метода классификации товаров являются:

• большая гибкость;

• удобство использования;

• простота в построении;

• возможность автоматизированной обработки информации.

К недостаткам фасетного метода классификации относятся:

• неполное использование емкости классификации;

• сложность поиска элементов по классификационным признакам, соответствующим нескольким фасетам;

• невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках.

Таким образом, преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатков другого, т. е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в ряде случаев их используют совместно.

Классификация основывается на следующих принципах:

• построение на научной основе, с использованием основных правил;

• четкость и единство цели;

• обеспечение максимальной обозримости всей совокупности классифицируемых товаров;

• обеспечение оптимальности при выборе количества классификационных признаков;

• обеспечение соподчиненности и сопряженности с другими классификационными группировками и классификациями;

• включение в классификацию ассортимента товаров имеющегося на рынке товара в данный период;

• учет вероятности изменений в структуре ассортимента товаров без нарушения структуры классификации и обеспечение возможности пополнения ее новыми видами товаров, поступающими на рынок;

• способствование совершенствованию коммерческой деятельности в торгово-оперативной работе на всех этапах товародвижения;

• обеспечение удобства кодирования и обработки кодов на ПЭВМ;

• обеспечение эффективности.

Правила классификации предназначены для выбора разновидностей метода и признаков, по которым осуществляется деление множества на подмножества.

Общими правилами классификации являются следующие:

• классификация должна быть адекватной или соразмерной. Это означает, что классификационные группировки как члены деления на одной ступени или в одном фасете составляют объем делимого множества и никакой объект, не включенный в него, не должен быть введен ни в одну из классификационных группировок и не должен выпадать из них в процессе деления. Неполной следует считать классификацию тканей на шерстяные и шелковые (отсутствуют хлопчатобумажные и льняные ткани). Излишние группировки присутствуют в классификации тканей по назначению на шерстяные, платьевые, костюмные, пальтовые (излишняя группировка «шерстяные»);

• классификацию следует проводить по одному основанию на одной ступени. Несоблюдение этого правила отмечается при классификации мебели на бытовую, деревянную, для сидения, для лежания. В данном случае деление осуществлено одновременно по трем признакам: назначению, материалу, функциональному использованию;

• в качестве основания классификации используется не произвольный, а существенный признак, присущий классифицируемой совокупности объекта. Нельзя, например, разделить мебель по количеству полок, фотоаппараты – по количеству кнопок на панели управления;

• деление множества следует начинать с наиболее общих и существенных признаков, осуществляя постепенный переход к менее значимым – от большего к меньшему, от общего к частному. Так, деление трикотажных товаров следует начинать с признака назначения, а не по виду применяемой фурнитуры и отделки;

• классификация должна быть непрерывной, переходящей последовательно по всем ступеням;

• классификационные группировки на одной ступени классификации должны исключать друг друга, т. е. один и тот же объект классификации необходимо располагать только в одной группировке данной ступени деления, а не в двух или более одновременно;

• необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубину классификации.

Рассмотренные методы классификации широко используются при делении множества товаров на системные категории: роды, классы, группы и т. п. Эти методы могут применяться как независимо друг от друга, так и совместно.

Классификационные системы товаров, применяемые в практике промышленности и торговли, имеют, как правило, многоцелевое назначение.

Все классификационные системы товаров народного потребления образуются из отдельных взаимно подчиняемых (при иерархическом методе) и независимых группировок (при фасетном методе). При сочетании двух методов образуется система параллельно-последовательных группировок.

Крупные подмножества (верхняя часть иерархической классификационной системы) называются высшими классификационными группировками (классы, подклассы, группы, подгруппы, виды). К низшим классификационным группировкам относятся разновидности, классифицируемые по сортности, размерам, сырьевому признаку и т. д.

В зависимости от целей исследования выделяют следующие виды классификации товаров: международные, государственные, отраслевые, учебные.

Международные классификации товаров. К международным классификациям товаров относятся:

• международная стандартная классификация товаров и услуг (МСКТУ) была разработана Статистической комиссией экономического и социального Совета ООН в 1971 г. Она предназначена для сбора и обработки данных о товарах и услугах, представляемых странами в ООН. Товары в ней разделены на 157 подгрупп по отраслевому признаку. В группах статистической единицей является не предприятие, а товары и услуги. Торговля представлена двумя группами: оптовой и розничной торговлей. В этих группах сосредоточены товары всех классов и подклассов, обращающиеся в названных сферах деятельности.

• стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК) разработана в 1950 г. Статистической комиссией экономического и социального Совета ООН, после чего неоднократно пересматривалась. Объектами этой классификации являются товары международной торговли (более 30 тыс. наименований), кроме товаров, поставляемых на коммерческой основе. В основу ее классификации положен принцип последовательности: сырье – полуфабрикат – готовое изделие. СМТК содержит более 2500 группировок, которые классифицируются по таким таксономическим категориям, как укрупненные разделы, разделы, группы, подгруппы, позиции.

Государственная система классификации. Государственная система классификации представлена в классификаторах, основными из которых являются «Общегосударственный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции» и «Общегосударственный классификатор услуг населению». Эта классификация разработана в целях совершенствования учета, планирования и распределения всей товарной продукции и услуг с использованием автоматизированных систем управления по отраслевой принадлежности в виде классификационных группировок и конкретных наименований товаров, изготавливаемых по соответствующим техническим нормативным правовым актам.

Общегосударственный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции имеет две части: классификационную и ассортиментную.

Классификационная часть содержит около 60 тыс. классификационных группировок, собранных в систему с использованием иерархического метода классификации по наиболее существенным признакам на пяти ступенях классификации: класс, подкласс, группа, подгруппа, вид.

Класс — это первая ступень классификации, построенная по отраслевой системе принадлежности.

Подкласс — вторая ступень классификации, на которой осуществляется деление по назначению.

Группа — третья ступень классификации. Здесь осуществляется деление по конструктивным особенностям.

Подгруппа — четвертая ступень рассматриваемой классификации, где идет деление по сырьевому признаку.

Вид — это последняя, пятая ступень классификационной части, на которой производится деление по возрастному назначению, свойствам товаров, способу обработки и т. д.

Классификационная часть также содержит резервную емкость для новых товаров.

Ассортиментная часть включает свод наименований выпускаемой продукции.

В классификаторе не выделяются отдельно непродовольственные товары. Они размещены вместе с продукцией производственно-технического назначения. Недостатком этой классификации является отсутствие гармонизации с отраслевыми классификациями аналогичных товаров.

Отраслевая система классификации. К отраслевым классификациям товаров относятся классификации, которые разрабатываются и используются в отдельных министерствах и ведомствах, подчиненных им организациях. К таким классификациям относятся классификации в отраслевых классификаторах товаров.

Примером отраслевых классификаций служат:

• статистическая классификация, отраженная в справочниках службы Министерства анализа и статистики;

• стандартная классификация, используемая в технических нормативных правовых актах (СТБ, СТП, ТУ – на отдельные виды продукции);

• торговая классификация – в прейскурантах, договорах, спецификациях на соответствующий вид товара.

Рассмотрим подробнее отраслевую торговую классификацию товаров согласно специфики предмета.

Торговая классификация призвана способствовать улучшению маркетинговой деятельности в торговле, совершенствованию учета, планирования и рационального размещения товаров в сферах товарного обращения и потребления.

В соответствии со сложившейся практикой в торговле все товары подразделяются на две классификационные группировки: продовольственные и непродовольственные товары. Непродовольственные товары далее соответственно делят на следующие товарные группы:

• товары из пластических масс;

• товары бытовой химии;

• стеклянные товары;

• керамические товары;

• строительные товары и материалы;

• металлохозяйственные товары;

• мебельные товары;

• электротовары и бытовые машины;

• текстильные товары;

• швейные товары;

• трикотажные товары;

• ковры и ковровые товары;

• обувные товары;

• пушно-меховые товары;

• галантерея;

• парфюмерно-косметические товары;

• ювелирные товары и часы;

• товары культурно-бытового назначения (бумага, игрушки, канцелярские товары, музыкальные товары, фототовары, спортивные товары, радиоэлектронная аппаратура);

• книги и другая полиграфическая продукция.

Указанные группы товаров иногда укрупняют или, наоборот, делят на более мелкие. Например, торговая группа «Одежда» объединяет такие товары, как швейные, трикотажные, пушно-меховые, а торговая группа «Посуда» – стеклянную, керамическую, металлическую и пластмассовую посуду. На более мелкие группы разделяют торговую группу «Товары культурно-бытового назначения», включающую бумагу, игрушки, канцелярские товары, музыкальные товары, фототовары, спортивные товары, радиоэлектронную аппаратуру.

Разновидностью торговой классификации является разбивка товаров по торговым комплексам. Например, «Товары для дома», «Товары для спорта», «Товары для детей».

Прейскурантные классификации являются также разновидностью торговой классификации и различны для разных групп товаров. В них нет общности. Так, например, силикатные и металлические товары подразделены по признаку сырья, швейные и трикотажные – по способу производства, обувные, спортивные, игрушки – по назначению и т. д.

Учебная система классификация товаров. Учебные классификации товаров используются при изучении ассортимента товаров и их потребительских свойств, формировании правильной ассортиментной и товарной политики организации.

Основные таксономические категории данной классификации – это отдел, раздел, класс, группа, подгруппа, тип, вид, разновидность.

Существует целый ряд учебных классификаций, предложенных учеными в соответствующий период развития общества и претерпевших значительные изменения по мере совершенствования ассортимента товаров. В разработку учебных классификаций внесли значительный вклад такие ученые, как Н. А. Архангельский, И. Н. Андрусевич, И. Д. Дмитриев, Н. А. Классен, Я. Я. Никитский, В. П. Склянников, Ф. Котлер, А. Дайан. Так, профессором И. Д. Дмитриевым предложено деление товаров на четыре раздела:

• промышленные товары народного потребления, который в свою очередь делится на 9 классов (материалы для одежды и штучные текстильные изделия; одежда и головные уборы; обувные товары; товары культурно-бытового назначения; товары спортивного назначения; транспортные средства для личного пользования; предметы домашней обстановки; товары хозяйственного назначения; товары личного обихода;

• продовольственные товары;

• медикаменты;

• книжно-журнальная и изобразительно-картографическая продукция.

Профессор М. А. Николаева полагает, что товары как объекты исследования могут подразделяться по множеству признаков, основной среди которых – назначение. Поэтому по назначению она предлагает все товары подразделить на следующие роды:

• потребительские товары – товары, предназначенные для индивидуальных потребителей, для личного использования;

• товары промышленного назначения – товары, предназначенные для производства других товаров и создающие их сырьевое и технологическое обеспечение. Например, ткани используются и как потребительские товары, и для производства швейных изделий;

• оргтехнические товары – товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности.

Далее род делится на классы – множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей. Так, род потребительских товаров делится на три класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские товары. В основу деления на классы положены также назначение и удовлетворяемые товарами потребности.

Класс продовольственных, или пищевых, товаров предназначен для удовлетворения потребности организма в пище.

Класс непродовольственных товаров, которые называли ранее промышленными, удовлетворяет разнообразные потребности: физиологические, социальные и др.

Класс медицинских товаров предназначен для удовлетворения социальных потребностей в обеспечении здоровья человека.

Классы в зависимости от используемого сырья и назначения делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности. Последние две группировки могут иметь наименования: номинальные и марочные.

Подкласс товаров — множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия. Например, подкласс «Швейные изделия» удовлетворяет потребности человека в защите тела от различного рода воздействий.

Группа товаров — подмножество товаров, удовлетворяющих более специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, конструкций. Так, подкласс «Швейные изделия» подразделяется на верхнюю одежду, белье, головные уборы, легкую одежду, каждые из которых удовлетворяют потребности в определенном комплексе потребительских свойств и имеют специфичное назначение.

Подгруппа товаров — подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками. Так, группа верхней одежды делится на две подгруппы: пальто и костюмов, различающиеся соотношением основных видов.

Вид товаров — совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товаров как часть множества обязательно имеет общее назначение с более крупными структурными единицами, отличаясь от них индивидуальным назначением. К другим отличительным признакам вида относятся показатели, позволяющие идентифицировать вид товара.

Довольно часто вид товаров распознают по внешнему виду, а вид пищевых продуктов – дополнительно по вкусу, запаху, консистенции. Хотя эти признаки и не являются безусловными, но в силу доступности и простоты их чаще всего используют на практике.

Разновидность товаров — совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Так, по конструктивным особенностям выделяют туфли женские и туфли женские летние. Далее по конструктивным особенностям туфли женские различают по разновидностям: «лодочка», типа «лодочка» (с круговой союзкой), а туфли женские летние открытые имеют разновидности: с открытой пяточной частью и носком (пантолеты), закрытой пяточной частью и открытым носком, закрытым носком и открытой пяточной частью, открытыми переймами, ремешкового типа и т. д.

Наименование товаров — совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией, технологией. Наименование товаров может быть номинальным и марочным.

Номинальное наименование — именное обобщенное название товара, выпускаемого разными изготовителями. Например, одеколоны «Сирень», «Ландыш», «Лаванда» и др.

Марочное наименование — индивидуальное название товара, выпускаемого определенным изготовителем. Например, спортивный костюм фирмы «Adidas», косметика «L'oréal», видеокамера фирмы «Hitachi», обувь фирмы «Белвест», швейные изделия фирмы «Элема».

Классы, подклассы и группы составляют общую товароведную классификацию потребительских товаров.

Деление групп однородных товаров на подгруппы, виды, разновидности и наименования относится к частной товароведной классификации и рассматривается в соответствующих разделах товароведения. Так, в учебной программе для подготовки студентов по специальности «Маркетинг» предусмотрено изучение непродовольственных товаров по 7 разделам и в пределах 25 классов:

• товары хозяйственного назначения – товары из пластмасс, бытовой химии, силикатные (стеклянные и керамические), металлические, электрические;

• одежные товары – текстильные, швейные, трикотажные, пушно-меховые и овчинно-шубные;

• обувные товары – кожаная, резиновая, валяная обувь;

• товары для строительства и обстановки жилища – строительные, мебель, ковры, ковровые изделия и изделия художественно-декоративного назначения;

• товары личного обихода – ювелирные и галантерейные, парфюмерно-косметические товары и часы;

• товары культурно-бытового назначения – фото-, кинотовары, музыкальные, спортивно-рыболовные, бумажно-беловые товары и изделия оргтехник, радиоэлектронная аппаратура, игрушки, транспортные средства.

3.2. Кодирование товаров

Кодирование – образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.

Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации (товаров).

Совокупность методов и правил кодирования образует систему кодирования.

Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения посредством кода, по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Ранжирование – установление определенного порядка перечисления объектов по степени их значимости.

Необходимость в кодировании товаров и других объектов существовала давно, но особенно возросла значимость кодирования в последние десятилетия с внедрением электронно-вычислительной техники. В результате расширилось целевое назначение кодирования, которое облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ПЭВМ, повышает эффективность функционирования АСУ. Система кодирования должна решать следующие задачи:

• содержать необходимую информацию о закодированных товарах (объектах кодирования);

• однозначно идентифицировать в пределах рассматриваемого множества закодированный объект;

• стремиться при построении кодов к минимальной их длине;

• предусматривать достаточный резерв для кодирования новых товаров для того, чтобы не нарушать структуру классификации;

• ориентироваться на машинную обработку кодов;

• содержать возможность ввода в структуру кода контрольного числа.

Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов.

Правила кодирования следующие:

• код должен иметь определенную структуру построения;

• может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;

• должен способствовать упорядочению объектов.

Элементы кодирования. Структура кода представляет собой условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем и состоит из следующих элементов: алфавита, основания, разряда, длины и контрольного числа.

Алфавит кода – система знаков, используемых для образования кода. В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют цифры, буквы или их сочетания, штрихи.

Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой, штриховой алфавиты кода и в виде цветных пятен.

Цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются арабские цифры. Например, изделиям швейным общегосударственным классификатором продукции присвоен код 85.

Буквенный алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков (русские, латинские). Например, по классификатору стандартов и технических условий текстильным изделиям присвоена буква М, а продукции пищевой промышленности – Н.

Буквенно-цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры. Например, перчатки и рукавицы кожаные в классификаторе стандартов и технических условий имеют код М16.

Штриховой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, а их ширина считывается сканерами в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды ЕАМ и ЦРА, широко применяемые в международной практике.

Код в виде пятен различного цвета. Применяется крайне редко из-за дороговизны, трудоемкости и технических ограничений оборудования для его расшифровки и распознания.

Число знаков в алфавите кода называется основанием кода.

Разряд кода – позиция знака в коде, т. е. последовательность расположения знаков в коде.

Поскольку каждый знак характеризует какой-либо заранее обусловленный признак товара, то разряд кода несет определенную смысловую нагрузку. Например, по ОКП бумага типографская № 1 с оптическим отбеливанием, машинной гладкости, рулонная, массой 1 м2 60 г имеет код 54 3121 1211. Разряд кода, обозначенный цифрами 54 (первая позиция), означает, что это продукция целлюлозно-бумажной промышленности.

Условное обозначение в структуре кода – это цифра, буква, штрих или пробел.

Пробел определенное расстояние между знаками (буквами, цифрами, штрихами), которое выполняет разделительную функцию и/или выраженное в миллиметрах может означать число. В приведенном выше примере пробелы между 2-й и 3-й, 6-й и 7-й цифрами разделяют знаки (54 – продукция целлюлозно-бумажной промышленности, 3121 – бумага и ее общая характеристика, 1211 – частные признаки бумаги).

В штриховых кодах цифровую информацию несут ширина штрихов, пробелов и цифры внизу.

Структура кода характеризуется также длиной.

Длина кода число знаков в коде без учета пробелов. Например, 54 3121 1211 имеет длину кода 10, а основание – 12.

Контрольное число расчетное число, используемое для проверки записи кода. Наиболее распространен метод его расчета по модулю «11», сущность которого заключается в следующем. Каждому разряду кода присваивается определенный коэффициент значимости (вес) в виде натурального ряда чисел начиная с 1. Затем вычисляется сумма произведений каждого разряда на коэффициент значимости. Сумму полученных произведений делят на 11. Остаток от деления суммы на 11 в виде целой части от деления и будет контрольным числом.

Более простой и доступной является следующая методика проверки штрихового кода:

• складываются цифры, стоящие на четных позициях кода;

• полученная сумма умножается на 3;

• складываются цифры, стоящие на нечетных позициях кода, кроме 13-й;

• суммируются результаты вычислений п. 2 и п. 3;

• полученное число вычитается из ближайшего вышестоящего числа, кратного 10 (например, если это 80, то из 90);

• последняя цифра результата по п. 5 должна равняться 13-й цифре штрихового кода, тогда код составлен верно.

Кодирование товаров и других объектов осуществляется несколькими способами, являющимися разновидностями метода кодирования. К ним относятся порядковый, серийно-порядковый, последовательный, параллельный и комбинированный. Последние три способа кодирования тесно взаимосвязаны с разновидностями метода классификации.

Порядковый метод кодирования предусматривает образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Примером порядкового метода кодирования может служить присвоение чисел (кодов) наименованиям товаров, выстроенным в алфавитном порядке, регистрационным номерам технических нормативных правовых актов, темам в учебной программе и т. п. Это самый простой и распространенный метод кодирования, не требующий определенных знаний в этой области. Он позволяет осуществлять кодирование объектов, классифицированных по одному или нескольким обусловленным или случайным признакам. Для удобства обработки рекомендуется использовать равномерный код, когда число разрядов в каждом коде одинаково (001, 002, 003, 004, 005 и т. д.). Однако недостатком этого метода является отсутствие в коде конкретной информации об объекте, сложность машинной обработки кодов при получении итогов по классификационным группировкам со сходными признаками.

При серийно-порядковом методе кодирования происходит образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. Примером может служить присвоение порядковых номеров определенной группе товаров. Например, обувь обозначим через индекс О (обувная промышленность), а затем определенный порядковый номер, например 85, – обувь с верхом из натуральных кож, 86 – обувь с верхом из искусственных материалов. Преимуществом этого метода является возможность кодирования объектов по последовательно выделенным соподчиненным признакам. Недостатком же можно назвать отсутствие конкретной информации о свойствах отдельных закодированных объектов.

Последовательный метод кодирования предусматривает образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации. Значения последующих разрядов в коде (низших) зависят от значений предыдущих разрядов (высших). Для этого метода характерны все преимущества и недостатки иерархического метода классификации. Главными достоинствами его являются высокая степень упорядочения и возможность выявления общих и частных признаков, логичность построения, размещения большого объема информации. Недостатками кодов, построенных этим методом, являются: ограниченные возможности идентификации закодированных объектов, затруднения в кодировке новых товаров из-за жесткой структуры иерархического метода классификации. Данный метод целесообразно использовать в том случае, если номенклатура товаров длительное время устойчива и неизменна.

Последовательный метод кодирования может быть проиллюстрирован на примере расшифровки кода М16 по Государственному классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции: М – раздел «Текстильные и кожевенные материалы и изделия»; Ml – класс «Кожевенные валяльно-войлочные изделия»; М16 – группа «Перчатки и рукавицы кожаные».

При параллельном методе кодирования образование и присвоение кода классификационной группы и/или объекта классификации происходит с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации. При достаточно высокой степени упорядочения независимость группировок не позволяет выявить в полной мере общность и различия признаков, т. е. недостатком его является ограниченная возможность идентификации товаров. Однако для этого метода кодирования возможна любая заранее обусловленная емкость классифицируемых объектов и позиций. Так, по конкретному коду легко определить, набором каких характеристик обладает закодированный объект, коды приспособлены к машинной обработке, блочное построение упрощает стандартизацию товаров, на коды не влияют изменения в структуре кодируемых объектов. Примером параллельного метода кодирования может служить деление продукции на подвиды в ассортиментной части ОКП.

Параллельный метод кодирования может применяться и при иерархическом методе классификации. Тогда соподчиненные признаки, обладая полной однородностью, располагаются параллельно во всех звеньях иерархической цепи или несоподчиненные параллельные признаки искусственно устанавливаются в определенной последовательности.

При комбинированном методе кодирования возможно сочетание последовательного и параллельного, порядкового и последовательного методов кодирования.

Уже сегодня в большинстве стран мира товар поступает на рынок только при наличии машиночитаемого штрихового кода. Он наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Его отсутствие отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизированное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар без штрихового кода. Причина этого заключается в том, что система кодирования и обработки информации о товаре с помощью штриховых кодов становится экономически оправданной только тогда, когда охватывает не менее 85 % товаров.

Штриховой код (ШК) – знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов в определенной последовательности. В отличие от многих информационных знаков он выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций, к которым относятся: автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств; автоматизированные учет и контроль товарных запасов; оперативное управление процессом товародвижения (отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров – производительность труда по обеспечению товародвижения повышается на 30 %, в некоторых случаях – до 80 %); повышение скорости и культуры обслуживания покупателей; информационное обеспечение маркетинговых исследований. Необходимость внедрения штрихового кода возникла в связи с развитием информационной технологии, широким внедрением ПЭВМ в сферу производства и торговли. В международной торговле расходы, связанные с обработкой бумажных документов, оцениваются в пределах от 3,5 до 15 % стоимости товара.

С целью упрощения документооборота в конце 60-х гг. XX в. появились первые идеи разработки универсальной системы, основанной на идентификации товаров по товарной нумерации. Товарная нумерация и введение ее в ЭВМ были осуществлены в США и Канаде. Основой штрихового кодирования послужили универсальные товарные коды – UPC.

В 1977 г. по инициативе двенадцати европейских государств была создана Европейская ассоциация товарной нумерации – EAN. На основе американского стандарта разработан новый европейский стандарт товарной нумерации и символьной маркировки. После вступления в EAN неевропейских государств система получила международный статус и широко используется во всем мире. Ее применение координирует Международная ассоциация EAN, находящаяся в Брюсселе.

Система EAN является универсальной и может быть применена практически к любому виду товара и использована в любой точке цепи производитель – оптовое предприятие – предприятие розничной торговли. В рамках системы EAN разработан и активно используется во многих странах мира стандарт электронного обмена данными. Хотя система EAN была разработана на основе системы UPC и при ее создании предусматривалось выполнение требования совместимости с системой UPC, в силу технических причин достигнуть полной совместимости этих систем не удалось.

Штриховые коды делятся на два вида: европейский — EAN и американский — UPC. Среди нескольких десятков схем кодирования (или символов), принятых к употреблению международными организациями и имеющих собственное наименование, коды EAN/UPC наиболее распространенные.

Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8; EAN-13; EAN-14 (только для транспортной тары). Их расшифровка осуществляется сканирующими устройствами. Структуру разных типов штриховых кодов отражает табл. 3.1.


Таблица 3.1. Структура штриховых кодов разных типов


Примечания:

* – страны, которым предоставлена возможность детализировать код страны на третьем разряде, например, страны СНГ – 460–469.

** – в указанном выше случае изготовитель может использовать только четыре разряда.


Рис. 3.3. Структура штрихового кода


Структура кода EAN-13 представлена на рис. 3.3.

Расшифровать данные ШК необходимо следующим образом:

первые две (иногда три) цифры обозначают код страны, где находится организация, зарегистрировавшая изготовителя, его товар и присвоившая им порядковые номера.

Код страны на штриховом коде может не совпадать со страной происхождения товара, так как изготовитель (продавец) имеет право зарегистрироваться в отечественном и зарубежном банках данных.

Каждой стране – члену Ассоциации EAN централизованно выдаются диапазоны кодов. Коды чаще всего двузначные, но могут быть и трехзначные за счет уменьшения кода изготовителя на один знак. Коды стран, где находится банк данных о штриховых кодах, представлены в табл. 3.2;

следующие 3–5 цифр (код изготовителя) присваивает централизованно национальный орган страны конкретной организации-изготовителю.

В России код изготовителю присваивает Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН, которая представляет интересы своих членов в EAN. Она выдает регистрационные номера-коды предприятиям, причем предпринимателям не только российским или из других стран СНГ, а из любой страны. Она ведет также банк данных о зарегистрированных у нее штриховых кодах, разрабатывает и распространяет методики по использованию кодов EAN;


Таблица 3.2. Коды некоторых стран местонахождения банка данных о штрих-кодах


следующие 3–5 цифр кодов EAN-8 и EAN-13, содержащие информацию о товаре, присваиваются организацией-изготовителем или продавцом самостоятельно в виде регистрационного номера в пределах своей организации.

В этих цифрах изготовитель может закодировать необходимые для идентификации сведения о товаре: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и другие данные. Любые изменения, вносимые в товар и влияющие на его идентификацию, требуют перекодирования штрихового кода. Лишь изменения цен не влекут за собой изменения штрихового кода;

следующие цифры (для 14-значных кодов с 9 по 13) должны указывать на сведения об упаковке. Сведения, указанные в диапазоне цифр-кодов с 7 по 12, изготовитель доводит до своих торговых партнеров не менее чем за три недели до поставки самого товара. Это правило действует и в случае изменения штрихового кода;

последнее число кода (8, 13 или 14) – контрольное число, предназначенное для считывания штрихового кода сканером по алгоритму EAN. Контрольное число находят путем определенной последовательности арифметических действий.

Штриховой код не только классифицирует товар, но и идентифицирует его так, что любой другой товар, продающийся на рынке, не может иметь такого кода.

Штриховой код представляет собой чередование темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. За единицу ширины принимается модуль – самый узкий штрих или пробел (ширина – 0,33 мм). Каждая цифра кодируется семью модулями, которые сгруппированы в два штриха и два пробела. Например, цифра 4 представлена как 1011100 (семь модулей, но два штриха и два пробела). Ширина штрихов и пробелов – от одного до трех модулей.

Информацию о коде несут также ширина штрихов, пробелов и их сочетание. Для кодов EAN и UPC размер символа определяется как процент от номинального размера.

Номинальный размер символа EAN-13 от первого до последнего штриха – 31,35 мм. Вокруг кода должно быть пустое пространство, так что номинальная ширина составляет 37,29 мм. Погрешность при печати не должна превышать 0,101 мм.

Код EAN начинается и заканчивается старт/стоповым знаком (101). Максимальные размеры кода: длина – 74,6 мм, ширина – 52,5 мм.

Код EAN-8 используется для маркировки упаковки и/или товаров небольшого размера. От EAN-13 этот тип штриховых кодов отличается сокращенной информацией и меньшими размерами, поэтому его наносят на малогабаритные товары, на которых не помещаются полные номера.

Код EAN-13 наносится на любые упаковки и/или товары, если позволяет площадь.

Код EAN-14 применяется только для транспортной упаковки. Этот штриховой код крупнее, для нанесения его не требуется высококачественная печать, предназначен в основном для транспортируемых грузов.

Если товар продается вместе с упаковкой, то применяются только коды EAN-13, так как EAN-14 не содержит информации о товаре и не считывается сканирующими устройствами, установленными в магазине.

Анализ структуры штриховых кодов показывает, что закодированная в них информация носит коммерческий характер и малодоступна потребителю.

Широкое распространение штриховых кодов привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей. Кроме того, сами штриховые коды стали объектом фальсификации.

В этой связи важно уметь распознавать этот вид информационной фальсификации, сопровождающий другие виды фальсификации (ассортиментную, качественную).

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы цель и значение классификации товаров народного потребления?

2. Каковы принципы классификации?

3. Каковы основные правила классификации?

4. Какие методы применяют для классификации товаров?

5. В чем заключается сущность иерархического и фасетного методов классификации товаров?

6. Каковы основные виды классификаций товаров народного потребления?

7. Каковы элементы кода товаров?

8. Какие методы применяются для кодирования товаров?

9. Что такое штриховой код?

10. Какова структура штрихового кода?

11. Как классифицируют штриховые коды?