Вы здесь

Теоретические основы и организация подготовки спортсменов. Глава 3. СИСТЕМА СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В. Д. Фискалов, 2010)

Глава 3

СИСТЕМА СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Определение соревновательной деятельности и ее структуры

Спорт немыслим без соревнований и состязаний, которые включены в саму его природу, внутренне присущи ему. В отличие от других сфер деятельности человека, в которых также используется соревнования с целью сопоставления и выявления лучших, спортивная деятельность полностью утрачивает свой смысл и специфику без своего главного составного элемента – соревнования. Соревновательная деятельность является главным системообразующим и интегрирующим фактором, наиболее существенно влияющим на все остальные элементы спортивной деятельности.

Соревновательная деятельность является многоаспектным понятием, подразумевающим специальную сферу деятельности спортсмена, в рамках которой в соответствии с присущими для разных видов спорта правилами, содержанием двигательных действий, способами ведения соревновательной борьбы, осуществляется объективное сравнение спортивно-достиженческих возможностей спортсменов (команд), обеспечивается их максимальное проявление и максимально специализированными средствами повышается уровень подготовленности занимающихся (Л.П. Матвеев, 1997).

Вместе с тем, в более узком понимании под термином «соревновательная деятельность» по мнению Л.П. Матвеев (1999) есть смысл подразумевать совокупность действий спортсмена в процессе состязаний, объединенных соревновательной целью и объективной логикой ее реализации. Поэтому ей, как и любому виду произвольной деятельности человека присущи целеворезультативные отношения: цель – средства – результат.

Целью является мысленное предвосхищение желаемых результатов соревновательной деятельности. Цель может быть связана с демонстрацией определенного результата, достижением победы или занятием определенного места, выходом в очередной тур соревнований, кроме того, в ней может реализовываться подготовительная функция, либо условно-показательная, либо рекреативная, это может отразиться на отдельных элементах соревновательной деятельности. Средством соревновательной деятельности являются приемы и действия, характерные для каждого вида спорта, направленные на достижение поставленной цели. Специфика каждого вида спорта, а также необходимость демонстрации максимально возможных результатов, требует определения необходимого двигательного состава соревновательной деятельности, выявления биомеханической и функциональной целесообразности выполнения определенных комбинаций, ведущих элементов и отдельных действий от которых зависит спортивный результат.

Результат отражает количественные итоги конкретного вида соревновательной деятельности и является ее основным системообразующим фактором.

Содержание соревновательных действий в разных видах спорта, как правило, существенно отличается друг от друга. В их состав входят, подчиненные общей логике соревновательные действия и комбинации, которые в одних видах спорта являются формализованными, в других – в виде относительно широко варьируемых комплексов действий, обусловленных тактикой состязания. При этом, по данным В.М. Зациорского, М.А. Годика, В.Н. Платонова и других авторов, различные параметры, характеризующие те или иные компоненты одного конкретного вида соревновательной деятельности с одной стороны взаимообусловлены, с другой стороны часто слабо связаны между собой и требуют строго дифференцированной оценки их совершенствования. Лишь определив рациональность, эффективность и освоенность отдельных составляющих, можно объективно оценить сильные и слабые звенья в структуре соревновательной деятельности конкретного спортсмена, разработав для него модель соревновательной деятельности и наметить пути ее достижения.

Целесообразность и эффективность различных компонентов используемых средств соревновательной деятельности наиболее точно и просто можно оценить на примере циклических скоростно-силовых видов спорта. Например, в структуре соревновательной деятельности в беге на короткие дистанции можно выделить как минимум четыре основных компонента: 1)быстрота реакции на стартовый сигнал, определяемая по времени от выстрела до первого движений бегуна; 2) качество стартового разбега; 3) уровень максимальной скорости бега; 4) способность поддержать достаточно высокую скорость до финиша. При этом изменение скорость бега обусловлены изменением длины и темпа беговых шагов. Каждый из этих показателей существенно влияет на уровень спортивных достижений в беге и обусловлен реализацией определенных биомеханически целесообразных двигательных действий, которые существенно отличаются в беге со старта и по дистанции. Более того, анализ параметров бега лучших спринтеров мира свидетельствует о том, что они имеют значительные индивидуальные различия в характеристике названных составляющих, обусловленных особенностями морфо-функционального развития и структурой физической подготовленности.

Аналогичным образом можно представить структуру соревновательной деятельности в других видах спорта циклического характера – конькобежном, лыжном, гребле, плавании, а также в видах спорта скоростно-силового характера – легкоатлетических метаниях и прыжках, тяжелой атлетике и т.д..

Вместе с тем, при характеристике эффективности соревновательной деятельности спортсмена необходимо учитывать, что в ее структуре много трудновыделяемых компонентов, связанных с уровнем психической подготовленности, технико-тактического мастерства, физической подготовленности и т.п., которые находятся в тесной взаимосвязи и взаимообуславливают проявления друг друга.

Многие элементы структуры соревновательной деятельности, особенно в единоборствах и игровых видах спорта связаны с восприятием переработкой информации о действиях партнеров и противника, получаемой в ходе соревновательной борьбы, и ее реализацией при выполнении соответствующих двигательных действий. Причем для решения конкретной задачи, стоящей перед спортсменом в каждой ситуации поединка, необходима и полезна только часть информации, которая может быть соотнесена с информационной моделью, выработанной спортсменом в тренировочном процессе, и его соревновательным опытом. Активное выделение и переработка необходимой информации, ее использование при коррекции выработанной модели, составляют одну из важнейших задач соревновательной деятельности.

На соревновательную деятельность спортсменов существенное влияние могут оказать условия внешней среды. К основным из них следует отнести:

– особенности места проведения соревновании (географическое положение, климатические условия); с этим связана необходимость адаптации к новому часовому поясу, непривычным температуре и влажности воздуха, атмосферному давлению;

– состояние и оборудование спортивных баз; этим часто бывает обусловлена необходимость существенной коррекции отработанных: моделей технико-тактических действий, изменения характера предсоревновательной разминки и отдыха между отдельными выступлениями и т. п.;

– характер судейства, который приобретает особое значение в спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта, особенности поведения соперников, болельщиков.

Внимательное изучение указанных условий позволяет лучше подготовиться к главным соревнованиям.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что на эффективность структуры соревновательной деятельности спортсменов в соответствии с целевыми установками существенное влияние оказывают: биомеханическая целесообразностью двигательных действий; динамика собственного состояния, поведения противников и партнеров; восприятие внешней среды и условий проведения соревнований; анализ получаемой в ходе соревнований информации в сопоставлении с прежним опытом и целью соревнований; выбор на этой основе мысленного решения; его воплощение в соответствующих двигательных действиях.

2. Спортивные результаты и спортивные достижения, их значимость и критерии оценки

Специфику спорта, как уже отмечалось, характеризует развернутая система спортивных соревнований со строгой регламентацией соревновательных действий и унификацией способов оценки достижений в ней.

По мнению Л.П. Матвеева (1999), спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивнодостиженческих возможностей спортсмена или команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям и является количественным выражением итогов соревновательной деятельности.

Под спортивно-достиженческими возможностями здесь понимается совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которые в комплексе позволяют осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода состязаний.

Однако в силу определенных причин и обстоятельств (главнейшую из которых играет изменчивость состояния «спортивной формы») спортсменам далеко не в каждом состязании удается полностью реализовать свои спртивно-достиженческие возможности. Поэтому не каждый результат, демонстрируемый спортсменом (командой) в процессе выступлений в состязаниях можно назвать достижением.

Спортивным достижением отдельного спортсмена или команды можно назвать те результаты, которые превосходят предыдущие и характеризуются занятием более высоких мест в состязании, выполнением определенного норматива спортивной классификации, завоеванием почетного звания и т.п.

Спортивный результат как количественная характеристика имеет и самостоятельную ценность для человека. Достигнутый результат оценивается как спортсменом, так и обществом в соотношении с масштабом и рангом соревнований, квалификацией соперников, условиями проведения соревнований и, особенно, в его сопоставлении с рекордом.

Для обозначения наивысшего уровня спортивных достижений используется понятие «спортивные рекорды». Рекорды это спортивные результаты, превышающие все ранее достигнутые на официальных соревнованиях определенного ранга.

Рекорды регистрируются в тех видах спорта, в которых спортивный результат может быть определен в стандартных условиях и количественных единицах измерения: веса, расстояния, времени, количества попаданий и т.п. В других случаях результаты, превышающие ранее достигнутые, определяются как высшие достижения.

Спортивные результаты измеряются и оцениваются спортивными арбитрами, как известно, по некоторым внешним признакам – критериям. Принятые в различных видах спорта критерии результатов имеют, естественно, свои отличия. В целом их можно условно подразделить на объективные, субъективные и смешанные. Условность такого разграничения в том, что момент объективности и субъективности есть почти во всей совокупности практических критериев оценки спортивных результатов, но в разных соотношениях.

Объективные критерии – сопряжены с замером некоторых физических параметров: длины или высоты прыжка, дальности полета снарядов, времени преодоления дистанции в беге, плавании, лыжных гонках, веса поднимаемого спортивного снаряда и т.п. При их измерениях используются относительно точный инструментарий. При этом результат можно получить независимо от оценивающих его.

Субъективными критериями спортивного результата называются способы его оценки, которые в значительной мере зависят от впечатлений складывающихся у арбитров и сопоставления их с некоторыми «образцами» выполнения этих действий на основе собственного опыта и требований, принятых спортивно- технических руководств и правил соревнований. При сопоставлении соответствий и отклонений выставляются оценки, имеющие условные градации, баллы и т.п.

Смешанные критерии – в которых приблизительно в одинаковой мере сочетаются объективные и субъективные слагаемые его оценки. В спортивных играх и единоборствах результаты оцениваются по точности выполнения определенных действий: попадание мячом, шайбой и т.п. в целевую мишень (корзину, ворота и т.п.), выполнением определенного приема, точного и сильного удара и т.п. Вместе с тем, исход эпизодов и всего состязания оценивается арбитрами в немалой зависимости от субъективных особенностей их восприятия и оценочных суждений качества исполнения действий.

Следует отметить, что эволюция критериев в целом шла и идет по пути их объективизации и увеличения степени точности оценочных процедур. Этому, в настоящее время способствует разработка определенных количественных методов оценки результатов, внедрение новых технических средств объективного контроля, скомпонованных с компьютерами, телевизионной и иной аппаратурой.

Все виды спорта по способу определения соревновательного результата могут быть объединены в 4 группы:

I группа – спортивные дисциплины, в которых результаты измеряются метрическими величинами (временем, расстоянием, весом снарядов, точностью попадания в цель). Данная группа может быть разделена на две подгруппы:

– спортивные дисциплины с относительно постоянными условиями соревнований (легкая атлетика, тяжёлая атлетика, плавание, велоспорт, стрельба и др.);

– спортивные дисциплины, связанные с изменением условий состязаний: изменением профиля трассы, течения водных потоков и т.д. (спортивное ориентирование, кросс, лыжные гонки, гребля и др.).

II группа – виды спорта, в которых спортивный результат определяется судьями субъективно в условных единицах по внешнему признаку сложности и красоты выполняемых комбинаций или отдельных упражнений. Виды спорта данной группы тоже могут быть разделены на две подгруппы:

– виды спорта, в которых выставляется одна суммарная оценка в баллах (спортивная и художественная гимнастика, акробатика и др.);

– виды спорта, где окончательная оценка складывается из двух и более разных показателей (прыжки на лыжах с трамплина – дальность прыжка и оценка стиля; фигурное катание – оценки за технику и артистизм в баллах и по сумме занятых мест, прыжки в воду – оценки за сложность прыжка и за технику исполнения и т.д.).

III группа – виды спорта, в которых определенные действия спортсменов оцениваются баллами, очками или голами. В этой группе можно выделить три подгруппы:

– виды спорта, в которых результат определяется конечным счетом очков, голов за регламентированное время (футбол, хоккей, гандбол, баскетбол и др.);

– виды спорта, в которых, несмотря на регламентированное время поединка, возможно ускоренное достижение победы (борьба, бокс, фехтование, шахматы и др.);

– виды спорта, в которых победа определяется конечным счетом, но сам поединок не ограничен по времени (теннис, волейбол, городки и др.).

IV группа – объединяет комплексные виды спорта – многоборья, в которых оценка результатов происходит по правилам, предусмотренным для составляющих их дисциплин, за которые, как правило, начисляются отдельные очки, и общая оценка производится по сумме очков (легкоатлетические многоборья, современное пятиборье и др.).

3. Классификационные подходы и систематизация соревновательной деятельности

В специальной литературе часто предпринимаются попытки тем или иным образом сгруппировать соревнования в форме классификации. Встречаются разные виды классификации соревнований: по иерархии спортивного мастерства участников (высшая лига, первая, вторая и т.д.); по типу розыгрыша первенства (круговая система, отборочно-круговая, смешанная, прямого выбывания); по типу «зачета» (личные, командные, лично-командные соревнования). Однако построить всеобъемлющую и вполне удовлетворительную во всех отношениях такую классификацию пока не удаетсясь из-за многообразия форм и способов организации соревновательной деятельности.

Наиболее близко подошел к решению этой проблемы Л.П. Матвеев (1997, 1999), предложивший разграничить соревнования по комплексу признаков, выражающих с одной стороны суть спорта, а с другой стороны по их месту в тренировочно- соревновательной деятельности (рис. 3.1).

В качестве типологической группировки соревнований по комплексу признаков, выражающих суть спорта, он выделяет соревнования двух типов:

– собственно спортивные соревнования;

– субспортивные соревнования.

Собственно спортивные соревнования представляют собой соревнования с активной состязательно-достиженческой установкой соревнующихся, полным комплексом присущих им черт и официальным статусом проведения. Состав соревновательной деятельности, условия ее осуществления и оценка достижений основаны на принципе неантагонистической конкуренции.


Рис. 3.1. Типологическая классификация соревнований по комплексу признаков (по Л.П. Матвееву, 1997)


Субспортивные соревнования не имеют ярко выраженной функции соревновательного ранжирования, в их основе имеется приоритет какой-либо другой стороны. В частности, для них может быть характерна подготовительная (по отношению к собственно спортивным соревнованиям) функция, либо условнопоказательная, либо рекреативная.

По отношению к ним главных действующих лиц (спортсменов и специалистов), их места в тренировочно-соревновательной деятельности, соревнования логично подразделить на основные и подготовительные. В основных соревнованиях, прежде всего, появляются собственно спортивная функция, в подготовительных – субспортивная.

В ряду основных соревнований правомерно выделить главные и ординарные. К числу основных соревнований иногда можно отнести и так называемые отборочные соревнования, если спортсмен предыдущими стартами не завоевал право включения в состав сборной команды. Хотя отборочные соревнования можно отнести и в группу подготовительных. Эти соревнования относятся и к собственно-спортивным соревнованиям.

Главные соревнования. В годичном цикле подготовки у спортсмена может быть от 1 до 3 главных соревнований. Целью участия в этих соревнованиях является достижение победы или завоевание возможно более высокого места. Эти соревнования максимально влияют на рейтинг спортсмена или команды. В них ориентируются на достижение максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физических, технических, тактических и психических возможностей. Они венчают отдельные этапы подготовки, становясь узловыми пунктами всей системы подготовки.

Ординарные соревнования. Регулярно проходящие по спортивному календарю соревнования, в которых спортсмену приходится выступать как участнику команды. В них спортсмен планирует достижение определенных, достаточно высоких результатов, добиваясь побед или завоевывая определенные места, приносит команде зачетные очки.

Отборочные соревнования. По результатам этих соревнований комплектуют команды, отбирают участников главных соревнований. В зависимости от принципа, положенного в основу комплектования состава участников главных соревнований перед спортсменом ставится задача завоевать определенное место, выполнить контрольный норматив, позволяющий попасть в состав команды и надеяться на успешное выступление в главных соревнованиях.

Комплекс подготовительных соревнований складывается из числа официальных и неофициальных соревнований, которым придается преимущественно подготовительная, контрольная и реабилитационная направленность. Такие соревнования можно назвать системно-подготовительными (подготовительно-тренировочными, подготовительно-адаптирующими, контрольно-подготовительными, подводящими).

Основной целью системно-подготовительных соревнований является адаптация спортсменов к условиям соревновательной борьбы, отработка рациональных технико-такческих решений в разнообразных ситуациях соревновательной деятельности и развитие способностей к их реализации в условиях острого соперничества, приобретение соревновательного опыта, совершенствование специфических психических качеств. Особую роль играют подготовительные соревнования как эффективное средство интегральной подготовки спортсмена.

Системно-подготовительные соревнования занимают исключительно большое место в тренировочном процессе. Для квалифицированных спортсменов такие соревнования с часто изменяющейся программой организуются обычно с интервалом в одну – две недели. К этой группе относят – подводящие и контрольные соревнования.

Подводящие соревнования планируются в основном во второй половине подготовительного и в начале соревновательного периодов. В подводящих соревнованиях отрабатывается модель соревновательной деятельности, которую спортсмен предполагает реализовать в главных соревнованиях. Необходимость отработки различных вариантов соревновательной борьбы (например, в единоборствах и спортивных играх) предусматривает подбор соперников, с которыми можно в наилучшей мере подготовить тот или иной технико-тактический вариант. Подводящие соревнования следует проводить в условиях, максимально приближенных к условиям главных соревнований. Подводящими могут быть как специально организованные, так и официальные соревнования.

Контрольные соревнования проводятся с целью контроля за уровнем подготовленности спортсмена. В них проверяется эффективность прошедшего этапа подготовки, оценивается уровень развития физических качеств, технического и тактического совершенства, интеллектуальных и психических возможностей спортсмена, выявляются сильные и слабые стороны в структуре соревновательной деятельности. С учетом результатов контрольных соревнований разрабатывается программа последующей подготовки, предусматривающая устранение выявленных недостатков для успешного выступления в отборочных и главных соревнованиях. Контрольную функцию могут выполнять как официальные соревнования различного уровня, так и специально организованные контрольные соревнования. Программа их может существенно отличаться от программы отборочных и главных соревнований и быть составлена с учетом необходимости контроля за уровнем развития отдельных сторон подготовленности.

Наряду с этим, можно выделить группу соревнований, не несущих преимущественно спортивно-достиженческих функций. Это – показательные и рекреативные соревнования.

Рекреативные соревнования имеют характер эмоционально насыщенного отдыха – развлечения. При этом, как правило, происходит переключение с основной соревновательной деятельности на какую-либо другую, чаще игровую. Основной целью этих соревнований является оздоровительная и восстановительная.

Показательные соревнования организуются и проводятся на манер театрализованного представления, не имеющего функции соревновательного ранжирования.

Характерной особенностью современного спорта является проведение комплексных соревнований, в программу которых включаются несколько видов спорта. Наиболее масштабными комплексными соревнованиями является спартакиады и олимпиады, различные региональные игры. В последние годы стали регулярно проводиться параолимпийские соревнования инвалидов и другие комплексные соревнования, включающие в свою программу неолимпийские, например – национальные виды спорта.

Спортивные соревнования могут быть официальными и неофициальными. Официальный характер соревнование приобретает только тогда, когда оно включается в официальный спортивный календарь, то есть утверждается заблаговременно в принятом спортивными организациями перечне с указателем сроков, масштаба и назначения; организуется по официальному «Положению о соревновании» – четко оформленному нормативному документу, в котором определяются:

– задачи соревнования;

– состав участников (суммарное количество, возрастные, половые, квалификационные и другие особенности);

– условия допуска к участию (предусмотрены ли отборочные старты, необходимо ли заранее показать определенный спортивный результат и т.д.);

– программа соревнований;

– регламент и критерии определения победителей и их награждение;

– условия места проведения, материально-технического и арбитражного обеспечения;

– другие существенные с организационной стороны позиции.

Судейство официальных соревнований осуществляется по действующим в виде спорта «Правилам соревнований» и обеспечивается квалифицированным спортивным арбитром (арбитрами).

4. Календарный план спортивных мероприятий и индивидуализированная система состязаний

Система соревнований складывается в виде единого спортивного календаря. Календарный план спортивных мероприятий – это систематизированный перечень соревнований, планируемых и официально утвержденных спортивными организациями (федерациями, комитетами, клубами и т.д.), представленные в календарной последовательности, с указанием дат и мест проведения.

Календарные планы спортивных мероприятий бывают сводно-комбинированными (сводящими календарные планы соревнований по разным видам спорта), спортивно-видовыми (охватывающие все контингенты спортсменов одного вида спорта), избирательно-поконтингентными (предназначенными для определенных контингентов спортсменов: по возрасту, квалификации, полу, другим признакам). Все перечисленные спортивные календари могут также быть разного масштаба: местными, региональными, национальными, континентальными, всемирными.

Основные требования к единому спортивному календарю:

– регулярность соревнований различного типа и ранга;

– охват широкого контингента спортсменов разной квалификации, возраста и пола;

– рациональная последовательность в распределении соревнований менее высокого и более высокого ранга;

– принципиальная соразмерность между сроками проведения особо престижных общезначимых соревнований и усредненными величинами времени, необходимого для приобретения или сохранения «спортивной формы» наиболее вероятными участниками этих соревнований;

– стабильность календаря.

Было бы неразумным требовать от спортсменов успешных выступлений во всех без исключений соревнованиях, предусмотренных спортивным календарём. В любом варианте более или менее обобщенный календарь не есть нечто заменяющее индивидуальные планы выступлений спортсменов.

Спортсмены и их тренеры в соответствии со сроками главных соревнований и спецификой развития спортивной формы составляют индивидуальные планы участия в соревнованиях. Передовой опыт организации спортивной деятельности отличается согласованным выделением некоторого минимума обязательных для определенного контингента основных стартов (в том числе и самого ответственного – главного) и предоставлением спортсменам возможности широко варьировать индивидуальные планы остальных выступлений. При этом надо иметь в виду, что ради достижения главной цели бывает целесообразным отказаться от участия даже в весьма престижных состязаниях, если выступление в них вынуждает отклониться от оптимальных вариантов построения подготовки к самому основному старту.

Индивидуальная система соревнований строится применительно к уровню подготовленности спортсмена, его целевым установкам, возможностям реализации их, избранному варианту системы построения тренировки, индивидуальным особенностям адаптации к тренировочной и соревновательной деятельности. Выбранный на этой основе порядок выступлений спортсмена нужно соотнести по времени с избранными пунктами единого спортивного календаря, зафиксировав сроки тех соревнований, в которых намеревается выступать спортсмен, что является временными ориентирами в построении индивидуальной системы подготовки.

Проблема «состыковки» индивидуализированного плана соревновательных выступлений с общим спортивным календарем в различных видах спорта решается не вполне одинаково. В индивидуальных видах спорта это сделать значительно проще. Нередко в этих видах спорта даже у спортсменов, претендующих на включение в одну и ту же сборную команду, при одном и том же спортивном календаре фактически складывается различная индивидуальная система подводящих и отборочных соревнований. В командных видах спорта эта проблема осложняется постоянной включенностью спортсменов в единую команду, продолжительным и частым выступлением в ее составе по единому спортивному календарю. Индивидуализация системы соревнований достигается, хотя и не без труда, путем индивидуального и микрогруппового (по игровым звеньям) варьирования состава команды в тех или иных соревнованиях, периодической или эпизодической заменой игроков. Возможно варьирование системы соревнований путем введения в нее состязаний, не предусмотренных общим спортивным календарем: подготовительно-тренировочного, адаптационного и контрольного характера. Кроме того, возможно выступление за команды более высокого уровня (например, сборную команду страны).

5. Тенденции многолетней динамики соревновательной практики спортсменов

Несомненно, индивидуализированная система спортивных состязаний в процессе многолетней спортивной деятельности не остается неизменной. Она меняется вместе с изменением соревновательной практики спортсмена: под влиянием динамики уровня подготовленности, спортивного стажа и опыта, возраста, конкретных жизненных условий, мотивации и спортивных амбиций, а также других факторов. Это должно также находить свое отражение и в разработке спортивных календарей, рассчитанных на охват различных континентов спортсменов.

Согласно современной методике, в первой стадии многолетней спортивной деятельности – на этапе предварительной (начальной) подготовки – к соревновательной практике допускаются дети после не менее чем года занятий. В разных видах спорта минимальный возраст допуска детей к соревнованиям различен. Так, в гимнастике для девочек он составляет 8-10 лет, для мальчиков – 9-10 лет; в прыжках в воду – 8-10 лет; в баскетболе, плавании – 9-10 лет, в стрелковом спорте, гандболе – 11-12 лет; гребле – 12-13 лет; легкой атлетике – 11-12 лет (девочки) и 12-13 лет (мальчики); в боксе и тяжелой атлетике – 14-15 лет. До этих возрастных границ в системе спортивных школ проводятся в основном только внутришкольные соревнования по ОФП (контрольно-переводные соревнования).

На этапе начальной специализации принято обеспечивать многоборную соревновательную практику, то есть предоставлять возможность каждому опробовать свои способности в состязаниях по нескольким спортивным дисциплинам. В этом периоде соревнования проводятся по упрощенной форме: снижается вес снарядов, сокращаются длина дистанций, время проведения поединков, размеры площадок, упрощаются правила ведения спортивной борьбы и т.д. Это позволяет уже в первые годы спортивной карьеры выйти на оптимальный объем соревновательной практики, без излишнего форсирования обеспечивающий реализацию достиженческих возможностей спортсмена.

На последующих этапах многолетних занятий общий объем соревновательных выступлений, а также их напряженность значительно возрастают (Табл. 3.1).

Однако после того как параметры соревновательной нагрузки достигают достаточно больших величин, тенденции к ее дальнейшему изменению отличны у разных контингентов спортсменов.

Ясно, что ни с социальных, ни с личных позиций было бы неправильным, если у всех спортсменов спортивно-соревновательная практика постоянно занимала доминирующее место в ущерб образовательной, созидательно-трудовой, служебной и другим сферам жизненной активности. За исключением немногочисленных спортсменов, попадающих в сферу спорта высших достижений, у основной массы занимающихся объем и напряженность соревновательной нагрузки возрастают в ограниченных пределах, причем затем на более или менее длительной время они стабилизируются. Это характерно для большинства спортсменов строящих свои тренировки и выступления в соревнованиях в рамках массового спорта.

По мере того, как наступает естественная возрастная инволюция (относительный регресс) адаптационных возможностей у спортсменов этой группы, их спортивные интересы переносятся в сферу кондиционно-поддерживающей физической культуры, где объем соревновательной активности минимизирован, а основные занятия строятся по принципу физкультурно-кондиционной тренировки.


Таблица 3.1

Примерное число соревнований в избранной спортивной дисциплине на отдельных этапах подготовки


Иные параметры многолетней динамики соревновательной практики характерны для спортсменов, попадающих в сферу спорта высших достижений, занятия которых при известных условиях профессионализируются. У таких спортсменов общей объем соревновательных выступлений и их напряженность на протяжении развития спортивной карьеры предельно возрастают (табл. 3.2).


Таблица 3.2

Показатели соревновательной практики в годичном цикле у высококвалифицированных спортсменов


При приближении к предельным величинам объём соревновательной практики стабилизируется. Интенсивность соревновательной деятельности при этом, очевидно, не становится стабильной, пока не снимается личностная установка на абсолютные достижения и не уменьшается острота конкурентной борьбы.

Следует различать систему соревнований спортсменов- профессионалов и спортсменов-любителей. Система соревнований спортсменов-любителей строится в полном соответствии с закономерностями и принципами построения системы спортивной подготовки. На систему соревнований любителей решающее влияние оказывает подготовка к определённому узкому кругу престижных соревнований, максимально повышающий их рейтинг, на которых они стремятся продемонстрировать самые высокие достижения: Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы и др. Это требует от любителей такого построения процесса подготовки и системы подводящих состязаний, которые обеспечивают им состояние наивысшей готовности – «спортивную форму» – именно в сроки главных состязаний (не чаще нескольких раз в год). При этом управление развитием спортивной формы всегда связано с участием в определенном, наиболее рациональном для индивидуума, общем числе стартов и с соответствующей «подводкой» к главным из них.

В то же время на систему соревнований профессионалов оказывают влияние определенные целевые установки, связанные не только с законами спорта, но и законами бизнеса. Они, прежде всего, заключаются в успешном выступлении в длинной серии стартов, что связано с сопутствующим материальным вознаграждением за каждый такой старт. В течение длительного периода профессиональные спортсмены поддерживают достаточно высокий, но не максимальный уровень подготовленности, позволяющий им выступать в соответствии с личным рейтингом.

В последние десятилетия в развитии «любительского» спорта высших достижений наблюдается непрерывное стремление к профессионализации. Это, прежде всего, выражается в значительном расширении календаря международных коммерческих соревнований в которых могут выступать спортсмены любители. Указанная тенденция наиболее ярко проявляется в проведении Кубков мира по разным видам спорта, так называемых «ГранПри» и международных коммерческих стартов. Особенность таких соревнований – серийное проведение стартов на протяжении 5-6 месяцев в году.

Отдельным выдающимся спортсменам, имеющим большое преимущество над своими соперниками, особенно в видах спорта, где конкуренция между странами и спортсменами пока еще не велика, выступления в престижных «любительских» и систематизированных профессиональных стартах удается совместить.

Однако, как показывает практика, для большинства спортсменов успешно решить эти две задачи, особенно в Олимпийские годы, не под силу. Ставя их, спортсмены-профессионалы и сильнейшие «любители» должны всегда учитывать фактор неизбежного снижения уровня подготовленности в связи со слишком частыми напряженными стартами.

Из этого можно сделать заключение, что так называемые любительский и профессиональный спорт по отдельным признакам непрерывно сближаются, однако до полного слияния и идентификации им еще очень далеко, особенно в связи с целевыми установками и выбором ограниченного числа параметров индивидуальной специфической соревновательной деятельности.

Раньше или позднее наступает стадия «свертывания» соревновательной нагрузки и у сильнейших спортсменов. На первом этапе это происходит за счет уменьшения числа выступлений в относительно менее значимых для спортсмена соревнованиях (менее престижных, с меньшим вознаграждением).

С завершением основной спортивной карьеры видные спортсмены с ярко выраженным «состязательным характером» нередко не прекращают выступления в соревнованиях с установкой на высокие достижения. С учетом этого, не только в локальных масштабах, но и на уровне международных спортивных организаций, в настоящее время учреждены спортивные календари для спортсменов-ветеранов зрелого и старшего возраста. Регистрируются мировые и национальные рекорды ветеранов. Однако необходимо отметить, что риск нанести ущерб здоровью в погоне за спортивными результатами с возрастом существенно увеличивается.

6. Библиографический список

Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учеб. книга для завершающих уровней высшего физкульт. образования. – М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. – 304 с.

Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. – К.: Олимпийская литература, 1999. – 318 с.

Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Учеб. для студентов вузов физич. воспит. и спорта. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 584 с.

Разумовский, Е.А. Соревновательная деятельность и подготовка спортсменов высшей квалификации в различных климатических условиях. М.: Физкультура и спорт, 2003. – 292 с.

Современная система спортивной подготовки. /Под ред. Ф.П.Суслова, В.Я.Сыча, Б.Н.Шустина. – М.: СААМ, 1995. – 445 с.

Теория и методика спорта / Под ред. Ф.П.Суслова, Ж.К.Холодова: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва. – М., 1997. – 416 с.

Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

Фискалов В.Д., Черкашин В.П. Теоретические основы подготовки спортсменов: Учебное пособие. – Волгоград: ВГАФК, 2006. – 245 с.

7. Тестовый контроль знаний

1. Что понимают под термином «соревновательная деятельность» спортсмена или команды?

а – собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности;

б – специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющую объективно сравнивать определенные его способности, обеспечивать их максимальное проявление и максимально специализированными средствами повышать уровень подготовленности занимающихся;

в – совокупность действий спортсмена в процессе состязаний, объединенных соревновательной целью и объективной логикой ее реализации;

г – рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического совершенствования.

2. Какие факторы оказывают влияние на эффективность соревновательной деятельности?

а – показатель уровня спортивного мастерства;

б – целевые установки, биомеханическая целесообразностью двигательных действий; динамика собственного состояния, поведения противников и партнеров; восприятие внешней среды и условий проведения соревнований, анализ получаемой в ходе соревнований информации в сопоставлении с прежним опытом и целью соревнований;

в – финансовое и материально-техническое обеспечение, поддержка зрителей, психологическая уверенность в победе;

г – росто-весовой показатель спортсмена, уровень физических возможностей и технического мастерства.

3. Что представляет собой спортивный результат?

а – показатель спортивного мастерства;

б – показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям и является количественным выражением итогов соревновательной деятельности;

в – показатель соревновательной деятельности, который превосходят предыдущие или характеризуется занятием более высоких мест в состязании, выполнением определенного норматива спортивной классификации, завоеванием почетного звания и т.п.;

г – совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которые в комплексе позволяют осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода состязаний.

4. Что понимают под термином «спортивное достижение»?

а – показатель спортивного мастерства;

б – показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям и является количественным выражением итогов соревновательной деятельности;

в – результат, который превосходят предыдущие или характеризуется занятием более высоких мест в состязании, выполнением определенного норматива спортивной классификации, завоеванием почетного звания и т.п.;

г – совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которые в комплексе позволяют осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода состязаний.

5. Что понимают под термином «спортивный рекорд»?

а – показатель, характеризующий максимальный уровень спортивного мастерства;

б – показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям и являющийся количественным выражением итогов соревновательной деятельности;

в – результат, который превосходят предыдущие или характеризуется занятием более высоких мест в состязании, выполнением определенного норматива спортивной классификации, завоеванием почетного звания и т.п.;

г – спортивный результат, превышающий все ранее достигнутые на официальных соревнованиях определенного ранга, который зафиксирован в стандартных условиях и количественных единицах измерения: веса, расстояния, времени.

6. Какие группы критериев оценки результатов используются в спорте?

а – голы, очки, секунды;

б – вес, расстояние, время, очки, баллы;

в – быстрее, выше, сильнее;

г – объективные, субъективные, смешанные.

7. На сколько групп делятся все виды спорта по способу оценки соревновательного результата?

а – на 2;

б – на 3;

в – на 4;

г – на 5;

д – на 7;

8. Какие группы соревнований выделяются по комплексу признаков, выражающих суть спорта?

а – основные и подготовительные;

б – главные и одинарные;

в – собственно спортивные и субспортивные соревнования;

г – основные, подготовительные и отборочные;

д – главные, подготовительные и показательные.

9. Что представляют собой собственно спортивные соревнования?

а – соревнования с официальным статусом и активной состязательнодостиженческой установкой соревнующихся, основанной на принципе неантагонистичекой конкуренции;

б – не имеющие ярко выраженной функции соревновательного ранжирования;

в – имеющие в своем составе главные, ординарные и отборочные соревнования;

г – складываются из числа официальных и неофициальных соревнований, которым придается преимущественно подготовительная и реабилитационная направленность.

10. Что представляют собой субспортивные соревнования?

а – соревнования с официальным статусом и активной состязательнодостиженческой установкой соревнующихся, основанной на принципе неантагонистичекой конкуренции;

б – не имеющие ярко выраженной функции соревновательного ранжирования;

в – имеющие в своем составе главные, ординарные и отборочные соревнования;

г – складываются из числа официальных и неофициальных соревнований, которым придается преимущественно подготовительная и реабилитационная направленность.

11. Какие соревнования относятся к основным?

а – не имеющие ярко выраженной функции соревновательного ранжирования;

б –системно-подготовительные, рекреативные, показательные;

в – главные, ординарные и отборочные соревнования;

г – складывающиеся из числа официальных и неофициальных соревнований, которым придается преимущественно подготовительная и реабилитационная направленность.

12. Какие соревнования относятся к подготовительным?

а – соревнования с официальным статусом и активной состязательнодостиженческой установкой соревнующихся, основанной на принципе неантагонистической конкуренции;

б – не имеющие ярко выраженной функции соревновательного ранжирования;

в – имеющие в своем составе главные, ординарные и отборочные соревнования;

г – складываются из числа официальных и неофициальных соревнований, которым придается преимущественно подготовительная и реабилитационная направленность.

13. Что представляет собой календарный план спортивных мероприятий?

а – ранжированный перечень соревнований;

б – перечень обязательных официальных соревнований для разных видов спорта;

в – систематизированный перечень соревнований, планируемых и официально утвержденных спортивными организациями в календарной последовательности, с указанием дат и мест проведения;

г – систематизированный, в зависимости от ранга, последовательный перечень официальных соревнований, с указанием дат и мест проведения.

14. Каково содержание сводно-комбинированного календаря?

а – охватывает все контингенты спортсменов одного вида спорта;

б – охватывает календарные планы соревнований по разным видам спорта;

в – предназначен для определенного контингента спортсменов;

г – охватывает соревнования спортсменов одного уровня в разных видах спорта.

15. Каково содержание избирательно-поконтингентного календаря?

а – охватывает все контингенты спортсменов одного вида спорта;

б – охватывает календарные планы соревнований по разным видам спорта;

в – предназначен для определенного контингента спортсменов;

г – охватывает соревнования спортсменов одного уровня в разных видах спорта.

16. Каково содержание спортивно-видового календаря?

а – охватывает все контингенты спортсменов одного вида спорта;

б – охватывает календарные планы соревнований по разным видам спорта;

в – предназначен для определенного контингента спортсменов;

г – охватывает соревнования спортсменов одного уровня в разных видах спорта.

17. Каковы основные требования к составлению спортивных календарей?

а – учет возрастных особенностей, квалификации, пола и других признаков;

б – распределение соревнований от менее важных к более значимым;

в – регулярность соревнований разного типа и ранга, охват широкого контингента, рациональная последовательность, принципиальная соразмерность между сроками проведения особо престижных соревнований, стабильность календаря;

г – охват широкого контингента спортсменов разной квалификации, пола и возраста.

18. После какого периода занимающиеся допускаются к участию в соревнованиях?

а – сразу после зачисления в спортивную школу;

б – через полгода занятий;

в – через год занятий избранным видом спорта;

г – после достижения определенного минимального для каждого вида спорта возраста;

д – после года занятий избранным видом, в возрасте, превышающем минимально допустимый для данного вида спорта.

19. На соревнованиях какого масштаба могут выступать занимающиеся в группах начальной подготовки?

а – любого масштаба;

б – только внутригородского масштаба;

в – на любых соревнованиях без выезда за пределы населенного пункта, в котором проживают;

г – только на внутришкольных соревнованиях по ОФП и контрольнопереводных;

д – только на детских соревнованиях.

20. Какой характер носят выступления в соревнованиях юных спортсменов на этапе начальной специализации?

а – только выступления в соревнованиях по избранной спортивной дисциплине;

б – в официальных соревнованиях, проводимых в соответствии с правилами для данного вида спорта;

в – многоборная соревновательная практика в состязаниях, проводимых по упрощенным правилам;

г – выступление в соревнованиях по разным видам спорта;

д – только внутришкольные соревнования по упрощенным правилам.

21. Как меняется объем соревновательной практики на начальных этапах многолетней подготовки?

а – на начальном этапе небольшой, затем значительное увеличение количества стартов, объем соревновательной практики постепенно уменьшается по мере возрастания напряженности соревновательной борьбы при выступлении на соревнованиях более высокого масштаба;

б – объем соревнований постепенно возрастает;

в – объем соревнований уменьшается;

г – объем соревнований остается постоянным.

22. Какие причины вызывают необходимость стабилизации объема соревновательной практики в массовом спорте?

а – спортсмены не успевают восстанавливаться и качественно подготовиться к большому количеству соревнований;

б – причины для ограничения соревновательной практики нет;

в – необходимость соразмеренности спортивно-соревновательной практики, образования, созидательно-трудовой деятельности и других сфер жизненной активности;

г – необходимость соразмерности объема общей и специальной подготовки с объемом соревновательной практики.

23. Какова динамика выступлений в соревнованиях при переходе из массового спорта в спорт высших достижений.

а – количество соревнований уменьшается при увеличении их интенсивности;

б – количество соревнований остается на уровне выступлений в массовом спорте;

в – количество выступлений значительно увеличивается;

г – количество соревнований увеличивается только у профессиональных спортсменов.

24. Что оказывает влияние на систему соревнований у спортсменов-любителей?

а – закономерности развития и удержания спортивной формы, стремление максимально реализовать свои возможности и достижения «пика» формы к главному старту;

б – целевые установки на выступление в длительной серии стартов;

в – законы развития бизнеса;

г – установка тренера.

25. Чем отличается система соревнований профессиональных спортсменов и система соревнований любителей?

а – ничем не отличается;

б – профессионалы выступают только в наиболее престижных соревнованиях;

в – целевыми установками на выступление в большом количестве стартов, объединенных в продолжительные серии;

г – количество соревнований у профессионалов уменьшается.

26. Что происходит с системой соревнований перед завершением спортивной карьеры?

а – количество соревнований сокращается при сохранении их интенсивности;

б – количество соревнований увеличивается при снижении их интенсивности;

в – количество соревнований остается стабильным;

г – количество соревнований остается стабильным, но снижается их интенсивность.

27. Что входит в понятие индивидуализированная система соревнований?

а – рациональная последовательность в распределении соревнований менее высокого и более высокого ранга;

б – охват широкого контингента спортсменов;

в – выделение некоторого минимума обязательных стартов и предоставление возможности варьировать индивидуальные планы остальных выступлений;

г – принципиальная соразмерность между выступлениями в наиболее ответственных соревнованиях.

28. На чем основывается подбор индивидуальной системы соревнований?

а – уровне подготовленности, целевых установках, системе построения тренировки, особенности адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам;

б – сроках достижения главной цели в наиболее престижных соревнованиях;

в – принципиальной соразмерности между выступлениями в наиболее ответственных соревнованиях;

г – выделении некоторого минимума обязательных стартов и предоставление возможности варьировать индивидуальные планы остальных выступлений;

29. Могут ли различаться индивидуализированные системы соревнований у спортсменов одного уровня подготовленности, претендующих на включение в одну и ту же сборную для выступления на одних и тех же главных соревнованиях?

а – да;

б – нет;

в – только в исключительных случаях;

г – всегда.

30. Как образуется индивидуализированная система соревнований в командных видах спорта?

а – отказом от участия в некоторых состязаниях отдельных спортсменов;

б – отказом команды от участия в некоторых играх турнира;

Конец ознакомительного фрагмента.