Вы здесь

Теоретико-методологические основы развития форм государственного регулирования и методов налогового стимулирования предпринимательства. Глава 1. Теоретико-методологические основы государственного регулирования предпринимательской деятельности (А....

Глава 1. Теоретико-методологические основы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1. Сущность предпринимательства, его формы и алгоритм

В экономической литературе, отечественной и зарубежной, имеется множество определений предпринимательства, часто существенно отличающихся одно от другого. При этом имеет место, с одной стороны, включение в понятие «предпринимательство» отдельных его сторон и оставление в тени многих внутренне значимых характеристик, а с другой – эволюция данного понятия. Р.Хизрич и М.Питерс проследили эволюцию понятия «предпринимательство» в экономической науке западных стран и пришли к следующим выводам:

– предприниматель – это лицо, действующее в условиях рынка (1725 г., Ричард Катильон);

– предпринимателем является человек, несущий ответственность за предпринимаемое дело, тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием (1797 г., Боде);

– следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям (1876 г., Френсис Уокер);

– предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии (1934 г., Йозеф Шумпетер);

– предприниматель – это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска (1961 г., Дэвид Маклелланд);

– предприниматель – это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой (1964 г., Питер Друкер);

– предприниматель – это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы; действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу (1975 г., Альберт Шапиро);

– предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым (1985 г., Роберт Хизрич).1

Понятие «предпринимательство» углублялось и развивалось не только в зарубежной, но и отечественной экономической науке. При этом русский предприниматель Г.Х.Леденцев, создавший концепцию фондового механизма хозяйствования и успешно апробировавший ее на практике, в качестве сущностных характеристик предпринимательства особо выделял его этическую, нравственную составляющую, а также его базирование на самых передовых достижениях науки и техники.2 С.А.Подолинский создал концепцию экологически ориентированного предпринимательства.3 С.Ф.Шарапов разработал организационный механизм денежного обеспечения предпринимательской деятельности в области реальной экономики. Причем рекомендации этого мыслителя в области организации денежного обращения, в особенности в отношении целевой эмиссии денег и ее стимулирующего воздействия на простаивающие производственные мощности, когда эмитированные деньги получают товарное покрытие за счет продукции, выпускаемой на активизируемых эмиссией таких мощностях, как никогда актуальны и для современной российской экономики.4 Многие известные отечественные экономисты развили идеи С.Ф.Шарапова об использовании целевой эмиссии денег для активизации инвестиций в реальный сектор экономики.5

По мнению Фридриха фон Хайека, сущность предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности.6

«Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций».7

«…В сегодняшних условиях понятия «предприниматель» и «менеджер» нередко совпадают, хотя один из них – собственник, а другой – управляющий».8

П.Д. Половинкин дает также обобщенное определение: «Таким образом, предпринимательство – это особая система хозяйствования, основанная на специфической рисковой и инновационной деятельности, которая может охватывать или воспроизводство в целом, или какой-то отдельный момент производства, обмена, распределения, потребления с целью получения предпринимательского дохода (добавочной прибыли).9

На основе анализа и обобщения подходов к предпринимательству и его определений в экономической литературе автор, во-первых, выделил основные элементы, определяющие сущность предпринимательской деятельности, а вовторых, разработал логически-структурную схему, раскрывающую процесс взаимодействия этих элементов (см. схему 1.1.1).

Данная схема базируется на следующих положениях.


Схема 1.1.1


Предпринимательская деятельность выступает в двух основных формах, взаимодействующих между собой по принципу прямой и обратной связи:

– предпринимательство в непосредственной форме;

– предпринимательство в рыночной форме.

Предпринимательство в непосредственной форме, будучи ориентировано на непосредственное достижение общественно полезного реального результата, нацелено на раскрытие творчески-созидательного потенциала индивидуальности на фундаменте профессионализма.

Если не ограничивать понимание предпринимательства только его рыночной формой, а признать также наличие его непосредственной формы, то на порядок расширяется круг предпринимательской деятельности. При этом она распространяется не только на субъекты рынка, осуществляющих предпринимательство с целью получения прибыли и накопления денежного капитала, но и на всех участников общественного воспроизводственного процесса, опирающихся в своей профессиональной деятельности на личную инициативу и генерирующих инновации, сопровождаемые значительными затратами их труда, ориентированные на получение общественно полезного результата и действующие в условиях риска. Но предполагаемый результат получить невозможно.

В таком понимании предпринимательства, к предпринимателям следует отнести не только организаторов собственного дела, ориентированного на рынок, но и ученых, специалистов, изобретателей и конструкторов, а также деятелей культуры, писателей и т.д., которые во многих случаях работают по найму и не заводят своего собственного рыночно – ориентированного дела.10

Предпринимательство в рыночной форме, при всей его внешней схожести, в своей сущности выступает в двух вариантах, качественно различающихся один от другого.

Первый вариант обусловлен ориентацией на раскрытие творчески-созидательного потенциала предпринимателя в деле, соответствующем характеру этого потенциала, нацеливанием на получение такого общественно полезного результата, который обладает рыночной эффективностью, т.е. окупаются затраты на его достижение и сверх того получается достаточная прибыль в ходе реализации соответствующих товаров и услуг на рынке.

Второй вариант предпринимательства в рыночной форме характеризуется его ориентацией на прибыль и накопление денежного капитала в качестве самоцели, а достижение общественно полезного результата выступает только в качестве средства для достижения такой целевой установки, причем далеко не во всех случаях. Дело в том, что высокая прибыль и быстрое накопление денежного капитала часто достигаются без создания общественно полезного результата, более того, часто посредством деятельности, носящий вредный для общества характер. Примером этого могут служить разного рода спекуляции, поставки на рынок товаров и услуг, удовлетворяющих также потребности людей, которые связаны с разрушением здоровья человека и его психики, в частности, речь идет о предпринимательстве в области игорного бизнеса, оказания так называемых «интимных услуг», производства и распространения некачественных или неопробированных лекарственных препаратов, даже наркотиков и т.д.

Предпринимательство в рыночной форме, в его обоих вариантах, с позиции рынка, всегда связано с получением выручки от реализации товаров или услуг в таком объеме, который достаточен, с одной стороны, для обеспечения окупаемости всех затрат, капитальных и текущих, а с другой – для получения достаточной прибыли, как относительно производственных затрат, так и в ее абсолютной величине.11 При этом минимальной границей прибыли, начисляемой относительно затрат (т.е. рентабельности)12, является достижение средней по национальной экономике нормы прибыли на авансированный капитал. Сверх минимальной границы всякое предпринимательство в рыночной форме, если только речь не идет о благотворительной (сугубо социальной) деятельности, основанной, однако, на рыночной самоокупаемости,13 нацелено на максимизацию прибыли в ее относительном и абсолютном измерении в пределах возможного или целесообразного.14

За обеими формами предпринимательства (в непосредственной и рыночной форме) присутствует алгоритм предпринимательской деятельности, который в своей сущности представляет собой динамичный цикл взаимодействия следующих элементов, которые в процессе взаимопроникновения образуют определенный комплекс, включающий в себя:

во-первых, поиск нового подхода к делу (задаче, проблеме и т.д.), что связано с нахождением нового ракурса рассмотрения, постановкой новой проблемы или задачи, выдвижением новой идеи, рекомендацией нового способа действий и т.п.;

во-вторых, генерирование инновационных решений и разработок (в области организации и управления, техники и технологии, маркетинга и др.), доведенных до стадии готовности в их применении;

в-третьих, внедрение инноваций, доведенных до стадии готовности;15

в-четвертых, значительные затраты труда на генерирование и внедрение инноваций (автор считает правомерным назвать такие затраты инвестициями труда), а также различных ресурсов в виде престижа – авторитета руководителя – предпринимателя, фирмы и т.д.;

в-пятых, риск неудачи (частичной или полной) в поиске, генерировании и внедрении инноваций, сопровождаемый риском потери (целиком или частично) инвестиций в инновационные проекты;

в-шестых, получение (в случае успешного предпринимательства) положительного результата, содержащего в себе синергетический эффект.

Как известно, синергетический эффект представляет собой избыток ценности продукта (товара или услуги) над механической суммой ценностей всех ресурсов (включая и труд), потребленных (затраченных) на создание этого продукта.16

Синергетический, иначе говоря, комбинационный эффект, является результатом эффективного комбинирования всех факторов воспроизводства, когда именно этим комбинированием создается избыток ценности, воплощающий в себе синергетический эффект. В свою очередь, эффективное комбинирование факторов воспроизводства (как известно, оно охватывает производство, распределение, обмен и потребление) осуществляется, прежде всего, в результате активного предпринимательства, в его как непосредственной, так и рыночной форме.

Следовательно, именно предпринимательство является главным, ведущим фактором генерирования синергетического эффекта во всех сферах и отраслях экономики, на всех ее уровнях.

Предпринимательство может быть таковым одновременно как по своей сущности и внешнему выражению, так и только по внешнему выражению. В последнем случае имеет место чисто внешняя (формальная) предпринимательская деятельность.

Чисто внешнее предпринимательство имеет существенные различия применительно к предпринимательству в его непосредственной и рыночной форме.

В рамках непосредственной формы чисто внешнее предпринимательство выступает в качестве имитации предпринимательской деятельности. Это означает, что все элементы алгоритма предпринимательства, начиная от поиска нового подхода и завершая получением положительного результата, в действительности отсутствуют, однако, вместо них имеет место их имитация. Причем, имитируется каждый элемент предпринимательства. Так, реальный поиск нового подхода подменяется его декларированием. Вместо генерирования инновационных решений и разработок предлагаются уже имеющиеся до этого рекомендации и разработки, выдаваемые за новые при их чисто внешней и незначительной модификации. Имитируется также процесс внедрения инноваций, когда либо само внедрение отсутствует, либо внедряются разработки, не обладающие существенной инновационностью и т.д.

Предпринимательство в рыночной форме, если оно лишено алгоритма предпринимательской деятельности, уже не является предпринимательством по своей сущности, однако, оно при этом остается предпринимательством по своему внешнему виду, причем оставаясь реальным предпринимательством. В отличие от предпринимательства в непосредственной форме, здесь отсутствует имитация предпринимательской деятельности, она имеет место в действительности, однако, она выступает как чисто внешний процесс. Что здесь имеется в виду конкретно?

Субъект хозяйствования, ведущий свое собственное дело на рынке, но лишенный при этом духа (алгоритма) предпринимательства, действующий исключительно по уже отработанным схемам, шаблонам и т.п., не проявляющий творческой инициативы, игнорирующий инновации, в то же время реально финансирует затраты за счет полученной выручки от реализации и прибыли. При этом он несет определенный риск, с которым связаны не только инновации, но и действия по устоявшимся схемам, вначале дающие положительный результат, но затем могущие в определенный момент начать давать уже диаметрально противоположные, негативные итоги. Однако за всеми этими вполне реальными процессами отсутствует предпринимательство в своей сущности, которая сводится, если говорить предельно кратко, к новаторству.17

Исходя из вышеизложенного, опираясь на логически-структурную схему 1.1.1, автор разработал собственное определение предпринимательства: предпринимательство – это целенаправленная деятельность, могущая совершаться как одновременно по сущности и ее внешнему выражению, так и только по внешнему выражению, причем она может происходить в двух основных формах – непосредственной и рыночной. В свою очередь сущность предпринимательства выражается его алгоритмом, представляющим собою динамичный цикл действий, в который включаются поиск новых подходов, генерирование инновационных решений и разработок, внедрение инноваций и инвестиций труда и ресурсов, риск неудачи, получение положительного результата с синергетическим эффектом. Предпринимательство в непосредственной форме ориентировано на непосредственное достижение результата, а в рыночной форме оно в одном варианте нацелено на раскрытие потенциала предпринимателя в полезном результате, обладающем рыночной эффективностью, а в другом – только на прибыль и накопление денег; во всех случаях предпринимательства в рыночной форме оно связано с финансированием и окупаемостью затрат, получением достаточной прибыли, освоением ниш сбыта продукции на рынке.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в структуре понятия предпринимательской деятельности выделяются две основные формы предпринимательства – непосредственная и рыночная. Причем в эту структуру в качестве ее основы включен алгоритм предпринимательства, представляющий собой динамичный комплекс взаимодействия ряда элементов – поиск нового подхода, генерирование инновационных решений и разработок, внедрение инноваций, инвестиций труда и ресурсов, риск неудачи, получение положительного результата с синергетическим эффектом.

1.2. Противоречия предпринимательской деятельности в основополагающих моделях хозяйствования

Предпринимательской деятельности присущ ряд противоречий, причем весьма широкого диапазона. Ключевой характер свойственен противоречиям между положительными и отрицательными сторонами предпринимательства, причем положительность или отрицательность оценки этих сторон определяется по критерию их соответствия или несоответствия жизненно важным интересам общества, государства, личности.

Поскольку предпринимательская деятельность осуществляется в рамках различных систем (моделей) хозяйствования, ее положительные и отрицательные стороны, соответственно, и противоречия между ними значительно различаются между собой, что предполагает анализ данных противоречий применительно к основополагающим моделям хозяйствования.18 Предпринимательская деятельность осуществляется в условиях той или иной модели хозяйствования, которые при всем их конкретно-историческом разнообразии сводятся к трем основополагающим типам:

– рыночно-капиталистическая модель хозяйствования с отсутствием регулирующего воздействия государства на экономику;

– планово-распределительная модель хозяйствования;

– смешанная, иначе говоря, интегрированная модель хозяйствования, которая, в силу самых разнообразных вариантов смешения (интегрирования), с креном в сторону плана или рынка, с взятием за основу в одних случаях экономических отношений обмена, а в других – распределения, может выступать в чрезвычайно разнообразных видах.

В связи с весьма значительным разнообразием вариантов смешанной модели хозяйствования, о противоречиях предпринимательской деятельности можно вести речь только применительно к тому или иному варианту этой модели. При этом ее противоречия, с одной стороны, являются противоречиями и рыночно-капиталистической, и планово-распределительной подсистем хозяйствования, а с другой – они могут, как усиливаться при неоптимальном соотношении плана и рынка, так и нейтрализовываться в результате оптимизации смешанной модели хозяйствования (см. схему 1.2.1).

Несмотря на все возможное разнообразие вариантов смешанной модели хозяйствования, существует, ряд общих правил нейтрализации или усиления (обострения) противоречий предпринимательской деятельности. Автор выявил и сформулировал следующие правила.

Правило 1. Противоречия предпринимательской деятельности, обусловленные рыночно-капиталистической подсистемой смешанной модели хозяйствования, нейтрализуются путем соответствующей целенаправленной активизации планово-распределительной подсистемы этой модели.

Правило 2. Противоречия предпринимательской деятельности, порождаемые планово-распределительной подсистемой смешанной модели хозяйствования, нейтрализуются через соответствующую регулируемую активизацию рыночно-капиталистической подсистемы данной модели.

Правило 3. Усиление противоречий предпринимательской деятельности, связанных с рыночно-капиталистической подсистемой смешанной модели хозяйствования, может быть обусловлено как действием внутренних сил этой подсистемы, так и отсутствием регулирующего воздействия на нее со стороны планово-распределительной подсистемы данной модели.

Правило 4. Обострение противоречий предпринимательской деятельности, порождаемых планово-распределительной подсистемой смешанной модели хозяйствования, может обуславливаться как процессами внутри этой подсистемы, так и нерациональным воздействием на нее рыночно-капиталистической подсистемы, коренящимся в ее деформациях и неотрегулированности со стороны государства по критерию оптимизации системы народного хозяйства.


Схема 1.2.1


Правило 5. Параллельное, тем более, взаимное обострение противоречий предпринимательской деятельности, порождаемых на стороне обоих подсистем смешанной модели хозяйствования – рыночно-капиталистической и планово-распределительной усиливает оба рода этих противоречий, а в определенных условиях может породить цепную реакцию негативного взаимоусиления, которая способна в значительной степени деформировать предпринимательство, придав ему отрицательный знак с позиции общества и государства.19

Автором смоделирован комплекс противоречий предпринимательской деятельности, присущих рыночно-капиталистической системе хозяйствования (см. схему 1.2.2). Данное моделирование базируется на основе следующих положений.

1. Рыночно-капиталистическая модель (система) хозяйствования, в силу своей сущности и внутренней природы, характеризуется определенными положительными и отрицательными сторонами. Причем сторонники этой модели (системы) акцентируют внимание на ее положительных сторонах, игнорируя ее недостатки, в лучшем случае признавая их в качестве второстепенных моментов, якобы неизбежных даже в целом здоровой экономике.

2. В построении схемы 1.2.2 реализован следующий подход:

– положительные стороны рыночно-капиталистической модели хозяйствования порождает положительные стороны предпринимательства в ее рамках;

– отрицательные стороны данной модели обусловливают отрицательные стороны связанного с ней предпринимательства;

– взаимодействия по принципу прямой и обратной связи между положительными и отрицательными сторонами предпринимательской деятельности, присущими данной модели представляют собой противоречия предпринимательства в ее рамках.


Схема 1.2.2


3. Рыночно-капиталистическая модель хозяйствования обладает следующими наиболее значимыми положительными сторонами воздействия на общество и экономику.

Во-первых, рынок оказывает мощное стимулирующее воздействие на его участников в направлении предложения ему возможно более качественных товаров и услуг по возможно более низким ценам, что предполагает относительную минимизацию издержек производства и обращения, соотносимых с качеством товаров и услуг. Как известно, экономическая эффективность имеет в своей фундаментальной основе соотношение результата и затрат, когда результат выступает в виде продукции определенного уровня и качества, а затраты отражают расходование ресурсов всех видов для получения результата. Следовательно, рынок является мощным стимулятором эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

Во-вторых, рынок определяет селекцию субъектов производственно-хозяйственной деятельности, оставляя в своей сфере дееспособных эффективных хозяев и выбрасывая из нее всех тех, кто не выдержал конкурентной борьбы. Такой отбор функционеров рынка осуществляется постоянно, протекая в виде сужающейся спирали, когда на каждом этапе конкурентной борьбы рынком отбираются победители среди тех, кто победил в предыдущем этапе. Очевидно, что по мере развития рынка победителей в конкурентной борьбе становится все меньше и меньше, а сами они становятся все мощнее, их производственно-хозяйственная деятельность приобретает все большие масштабы.20

В-третьих, в результате действия закона стоимости на рынке, что происходит путем отклонений цен на товары и услуги от их стоимостей, а это сигнализирует производителям о недостаточном производстве одних видов продукции и перепроизводстве ее других видов, в национальной экономике устанавливается пропорциональность между ее отраслями и производимой ими продукцией (товарами и услугами) в разрезе ее отдельных видов.21

Рыночно-капиталистическая модель хозяйствования обладает рядом кардинальных недостатков, обусловленных самой природой этой модели, причем эти недостатки нарастают по мере развития капитализма, что подтвердила экономическая история, когда капиталистические страны сотрясались все более сокрушительными экономическими кризисами, вплоть до Великой Депрессии 30-х годов ХХ века, после чего само существование рыночно-капиталистической модели хозяйствования стало уже практически невозможным – все страны Запада вынуждены были перейти к смешанной модели хозяйствования в ее том или ином варианте. Правда, в последнее время, с начала 80-х годов ХХ века, особенно в 90-х годах, государственное регулирование в США и других странах Запада стало уменьшаться, хотя до его демонтирования еще весьма далеко. Однако с данной тенденцией развития связано вызревание мощного экономического кризиса в США и других западных странах, первые симптомы которого выражаются в обесценивании американского доллара, обеспеченного реальными ценностями в пределах 15 – 20 % общей долларовой массы.22 Неудача экономических реформ в России также имеет причину в заведомо обреченной на неудачу попытке построить чисто рыночную экономику без ее государственного регулирования в конце ХХ начале ХХI века, т.е., тогда, когда такая система, в принципе, ушла в историческое прошлое после преодоления Великой Депрессии 30-х годов ХХ века.23

На схеме 1.2.2 выделены следующие отрицательные стороны воздействия рыночно-капиталистической модели хозяйствования на национальную экономику.

Во-первых, нерегулируемый государством рынок в качестве тотального регулятора пропорций в экономике неизбежно приводит к деформации ее отраслевых и продуктовых пропорций, причем эта деформация нарастает с течением времени. Причины этой деформации заключаются в ориентации производителей не на удовлетворение разумных потребностей личности, общества и государства, а на максимизацию прибыли и накопление денежного капитала путем эксплуатации стихии рыночного спроса, отсутствии целенаправленного воздействия на экономику с учетом стратегических перспектив ее развития. В частности, если в обществе необходимо развивать в приоритетном порядке науку, образование, наукоемкие технологии, производить товары и оказывать услуги в соответствии со здоровыми потребностями человека, то в чисто рыночной экономике, движимой жаждой наживы, в приоритетном порядке будет развиваться банковско-финансовый сектор, оснащаемый сверхдорогой недвижимостью, дорогостоящими транспортными средствами, со сверхвысокой зарплатой, всюду будут открываться игорные заведения, бары и рестораны, центры увеселений и т.п., что вместе взятое втягивает в себя подавляющую часть свободных денежных средств, которые тем самым изымаются от финансирования подлинных приоритетов общества и государства – науки, образования, высоких технологий и др.

Во-вторых, чисто рыночная модель экономики в корне поражена болезнью кризисов, острота и масштабы которых возрастают по мере ее развития, что обусловлено ее антагонистическим противоречием, которое заключается в следующем: накопление денег осуществляется на базе расширения объема продаж товаров и услуг, а оно наталкивается на относительное снижение платежеспособности массового спроса населения, поскольку с течением времени все большая часть денежных средств общества концентрируется у всё более узкого слоя лиц – победителей в конкурентной борьбе.

В-третьих, по мере развития чисто рыночной экономики происходит образование олигархических групп, они все в большей мере концентрируют у себя экономическую мощь, капиталы и доходы, что приводит к вытеснению конкуренции монополистическим сговором, а это, в свою очередь, тормозит научно-технический и социально-экономический прогресс.

В-четвертых, рыночно-капиталистическая модель хозяйствования зиждется на генерировании престижно-потребительского образа жизни и ориентации предложения товаров и услуг на низшие стороны человеческой природы, что обусловлено давлением этой модели на участников рынка в направлении наращивания стоимостных объемов продаж любым доступным способом, в противном случае чисто рыночная экономика рухнет. Например, если бы основная масса населения в странах Запада переориентировалась бы от престижно-потребительски-развлекательного образа жизни на здоровый образ жизни, в соответствии с объективными потребностями экологии человека, то рыночная подсистема экономики этих стран (она смешанная в настоящее время) рухнула бы, словно карточный домик.

В-пятых, при господстве в национальной экономике рыночно-капиталистической модели хозяйствования, общество и человек попадают в тотальное рабство рыночной стихии, их образ жизни и направления их развития определяются не самими людьми в соответствии с их глубинной сущностью, высшим предназначением, законами индивидуальной и коллективной экологии, подлинной внутренней и внешней свободой, потребностью в душевном и физическом здоровье, ориентацией на долгожительство, а вопреки всему этому динамикой рыночной стихии, ее колебаниями, которые в одной части носят закономерный характер, а в другой – стихийный.

В-шестых, господство рыночно-капиталистической модели хозяйствования приводит к такому развитию экономики, которое противоречит объективным законам, экологии человека, общества, природы.24

5. Кардинальные недостатки рыночно-капиталистической модели хозяйствования объективно обусловленным образом порождают ряд отрицательных сторон предпринимательства, которые образуют целый комплекс с отрицательным социально-экономическим знаком, причем все элементы (стороны) этого комплекса взаимно проникают и усиливают друг друга.

Во-первых, господство рыночно-капиталистической модели хозяйствования обуславливает нарастающую криминализацию общества и экономики. Это обусловлено тем, что данная модель насаждает как в психологии людей, так и в реальной общественной и экономической жизни стремление к ведению престижно-потребительского образа жизни на базе накопления денежного капитала значительной величины, а для подавляющего большинства людей, глубоко охваченных таким стремлением, оно может быть реализовано только криминальным путем.

Во-вторых, развитие рыночно-капиталистической модели хозяйствования увеличивает возможности отрицательной селекции предпринимательских кадров, поскольку их отбор осуществляется не по критерию их способности приносить наибольшую пользу обществу, а по критерию накопления денежного капитала любым доступным способом, часто вопреки интересам общества и государства, нередко и криминальными действиями. Кроме того, лица, уже накопившие значительный денежный капитал, как правило, активно используют его для продвижения на ключевые должности близких им людей.

В-третьих, также нужно иметь в виду, что пропорционально нарастанию мощи рыночно-капиталистической модели хозяйствования нарастают возможности коррумпированности предпринимательства в государственных структурах всех уровней, причем данное предпринимательство чиновников носит теневой, скрытый характер, основанный на продаже за деньги или какие-либо блага решений в пользу покупающих эти решения лиц.25 Данную деятельность чиновников обычно не принято называть предпринимательством.

Однако, по мнению автора, в данном случае имеет место именно предпринимательство, со всеми его признаками. Чиновник проявляет часто инициативу, осуществляет инновационные действия в пользу тех или иных структур, идет при этом на риск, использует в качестве предпринимательского ресурса занимаемую должность. Другое дело, что данный вид предпринимательства носит в корне извращенный, антиобщественный характер, иначе говоря, речь идет о предпринимательстве с отрицательным знаком. Причем данный вид предпринимательства порождается именно рыночно-капиталистической моделью хозяйствования.26 Таким образом, рыночно-капиталистическая модель хозяйствования генерирует коррупцию в системе государственной власти.

В-четвертых, в условиях преобладания и тем более господства рыночно-капиталистической системы хозяйствования, имеет место экономический геноцид той части населения, которая не вписывается в рынок (в России это около 2/3 населения страны), при этом в обществе, в том числе и через активное использование СМИ насаждается презрение к этой части населения как к якобы никчемным людям, неспособным найти и утвердить себя в условиях свободы и рынка, могущих существовать только благодаря государственному протекционизму, который в корне отрицается и осуждается в качестве якобы тормоза общественного прогресса. При этом множество талантливых людей, способных раскрыть себя на благо обществу, но не могущих или не желающих жить по правилам рыночного социал-дарвинизма выбрасываются из жизни общества и его экономики, а все инновации, даже если бы они двинули страну на целую эпоху вперед, но при этом они не востребуются рыночным спросом, теряются для общества…

В-пятых, разрастание рыночно-капиталистической экономики в ее чистом виде приводит к непомерному разбуханию спекулятивно-посреднической сферы, которая оказывает на народное хозяйство страны крайне негативное воздействие: денежные средства изымаются из инвестирования реального сектора экономики; происходит перераспределение реальных денежных доходов лиц производительного труда и социальных иждивенцев общества в пользу его спекулятивно-посреднической прослойки; подрываются стимулы хозяйствования в реальном секторе экономики. Спекулятивно-посредническое предпринимательство явно доминирует в современной России.

В-шестых, для рыночно-капиталистической модели хозяйствования характерно во многих случаях накопление частного капитала предпринимателями в ущерб обществу и национальной экономике. Наглядным примером является Россия, где олигархи сколотили огромные капиталы не путем способствования экономическому развитию страны, как это делал, в частности, Генри Форд в США, а путем перераспределения в свою пользу ренты за счет приватизации, причем отдача всех приватизированных предприятий в виде выпуска продукции, в том числе в нефтяной и газовой промышленности, существенно упала в сравнении с советским периодом.

В-седьмых, для предпринимательства в условиях господства рыночно-капиталистической системы хозяйствования характерна полная неразборчивость в средствах достижения целей.

В-восьмых, предпринимательская деятельность в условиях рыночно-капиталистической экономики в ее чистом виде в весьма сильной степени способствует распространению в обществе товарного и денежного фетишизма, причем как в его субъективном, так и объективном виде. Как известно, субъективная сторона этого фетишизма выражается в придании товарам и особенно деньгам самой высшей ценности. Объективная сторона товарного и денежного фетишизма заключается в том, что движение товаров и услуг реально управляет жизнью людей.27

Автором смоделированы также противоречия предпринимательской деятельности в условиях планово-распределительной модели хозяйствования (см. схему 1.2.3). Данное моделирование базируется на основе следующих положений.

1. Выход понимания предпринимательства за рамки только его рыночной формы, соответственно его признание также и в непосредственной форме, значительно расширяет границы предпринимательской деятельности, позволяя рассматривать ее не только применительно к рыночно – капиталистической, но также и планово-распределительной модели хозяйствования.

2. Планово-распределительной модели хозяйствования присущи как положительные, так и отрицательные стороны. Первые порождают положительные элементы предпринимательства, вторые – отрицательные. Соотношение положительных и отрицательных элементов (сторон) предпринимательства в планово-распределительной модели хозяйствования носит антагонистический характер, представляя собой противоречия такого предпринимательства.

3. Планово-распределительная модель хозяйствования в ее чистом виде является в своей сущности мобилизационной моделью. Она не только оправдана, но и жизненно необходима в чрезвычайных обстоятельствах – войны или военной угрозы, стихийных бедствий и т.п. В мирный период развития такая модель не должна носить всеобщего (тотального) характера, но ее следует использовать в качестве подсистемы интегрированной (смешанной) системы хозяйствования для обеспечения прорывов на новые горизонты качества в ключевых направлений развития общества и его экономики.


Схема 1.2.3


4. Планово-распределительной модели хозяйствования в ее воздействии на общество и экономику присущи положительные стороны:

во-первых, возможности постановки и реализации целей стратегического порядка, связанных с преодолением чрезвычайных обстоятельств и с общественным прогрессом, осуществляемым в соответствии с объективными законами экологии человека, общества, природы; во-вторых, возможности социальной защиты личности на высоком уровне (в рамках ресурсов, располагаемых государством); в-третьих, возможности концентрации ресурсов всех видов на ключевых направлениях развития общества и государства (эта концентрация на порядок выше, чем в рыночно-капиталистической модели хозяйствования);28 в-четвертых, возможности всеобщего распространения образования и культуры, массовой подготовки квалифицированных кадров; в-пятых, возможность планомерного формирования ключевых пропорций национальной экономики исходя из стратегических перспектив развития общества и государства.

5. Положительные стороны планово-распределительной модели хозяйствования, перечисленные выше, порождают положительные стороны предпринимательства, присущие данной модели:

во-первых, высокий уровень профессиональной подготовки кадров, занятых предпринимательской деятельностью в ее непосредственной форме; во-вторых, подбор и расстановка на ключевые должности, требующие предпринимательской инициативы в ее непосредственном виде (речь не идет о предпринимательстве в рыночной форме); в-третьих, представление в распоряжение руководителей ключевых проектов, для осуществления которых требуются незаурядные предпринимательские способности, огромных ресурсов (недоступных при всех прочих равных условиях для рыночно-капиталистической модели хозяйствования); в-четвертых, строгий государственный контроль за предпринимательской деятельностью.

6. Планово-распределительной модели хозяйствования присущ ряд отрицательных сторон воздействия на общество и экономику:

во-первых, тенденция к чрезмерной бюрократизации государственного воздействия на экономику;29

во-вторых, возможности корыстных мотиваций и злоупотреблений в воздействии чиновников на экономику, их подверженность коррупции;

в-третьих, возможности системных недоработок и ошибок в подборе и расстановке кадров руководителей и специалистов;

в-четвертых, возможные личные ошибки и некомпетентность в подборе и расстановке кадров;

в-пятых, возможные и далеко идущие и крайне негативные последствия из-за некомпетентных и ошибочных решений руководства;

в-шестых, возможные ущемления прав личности со стороны аппарата власти, ограничения свобод.

7. Негативные стороны планово-распределительной модели хозяйствования порождают ряд отрицательных сторон предпринимательства в рамках этой модели:

во-первых, возможности отрицательной селекции и деградации кадров, призванных проявлять дух предпринимательской инициативы и инновационности в процесс осуществления предпринимательства в его непосредственной форме;

во-вторых, возможность коррумпированности предпринимательства в государственных структурах всех уровней, в том числе на предприятиях и в организациях;

в-третьих, потеря многих общественно-полезных инноваций, как из-за ошибок, некомпетентности и предвзятости госчиновников, так и в результате концентрации ресурсов на ключевых направлениях развития для данного периода истории;

в-четвертых, слабое использование предпринимательского потенциала кадров, не попавших на ключевые должности;

в-пятых, ограничения и запреты на предпринимательство в рыночной форме;

в-шестых, тенденция к недостаточной дифференциации вознаграждения за положительные результаты предпринимательской деятельности в ее непосредственной форме в интересах общества и государства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предпринимательство имеет как положительные, так и отрицательные стороны, находящиеся в антагонистических противоречиях в рамках диалектического единства, применительно к основополагающим моделям хозяйствования – рыночнокапиталистической, планово-распределительной, интегрированной (смешанной). Это видно выше на построенных соответствующих логически-структурных схемах.

1.3. Объективная необходимость и характер воздействия государства на предпринимательство

Смешанная (интегрированная) модель хозяйствования соответствует, по своей сущности и основным параметрам, объективным условиям функционирования и тенденциям развития современной экономики. Как рыночно-капиталистическая модель (система) хозяйствования, так и планово-распределительная модель (система) являются крайними полюсами экономики на индустриальной стадии развития общества. Между тем, как на информационной стадии объективно необходимо сближение, взаимопроникновение, интегрирование двух диаметрально противоположных моделей (систем) хозяйствования, одна из которых базируется на экономических отношениях обмена (рынка), а другая – на отношениях распределения.30 Высокоразвитая экономика должна органически включать в себя отношения, как обмена, так и распределения, соответственно и рыночно-капиталистическую, и планово-распределительную модели хозяйствования в качестве подсистем единой интегрированной системы.

В связи с вышеизложенным, рассмотрим проблему объективной необходимости и характера воздействия государства на предпринимательство применительно к смешанной (интегрированной) системы (модели) хозяйствования. К тому же, поскольку такая система (модель) объединяет в себе в качестве подсистем рыночно-капиталистическую и планово-распределительную модели хозяйствования, исследование воздействия государства на предпринимательство в условиях смешанной системы должно включать в себя изучение этого воздействия в рамках каждой из этих двух моделей. Более того, в смешанной системе (модели) хозяйствования возникают, формируются и развиваются принципиально новые направления, формы и методы воздействия государства на предпринимательство, обусловленные взаимодействием, интегрированием в единое целое элементов рыночно-капиталистической и планово-распределительной систем хозяйствования. Таким образом, исследование в теоретико-методологическом ключе объективной необходимости и характера воздействия государства на предпринимательство применительно к смешанной (интегрированной) системе хозяйствования включает в себя (в качестве своих составных частей) воздействие на предпринимательство в рамках как рыночно-капиталистической, так и планово-распределительной моделей, соответственно делает излишним с точки зрения задач данной работы раздельное изучение данного воздействия в рамках этих моделей (систем).

Объективная необходимость воздействия государства на предпринимательскую деятельность в условиях интегрированной (смешанной) системы (модели) хозяйствования обусловлена влиянием ряда факторов (см. схему 1.3.1):

Фактор 1 – объективная необходимость нейтрализовать негативные стороны воздействия рыночно-капиталистической модели (подсистемы) хозяйствования на предпринимательство;

Фактор 2 – объективная необходимость усиления положительных сторон воздействия рыночно-капиталистической модели (подсистемы) хозяйствования на предпринимательство;

Фактор 3 – объективная необходимость нейтрализовать негативные стороны воздействия планово-распределительной модели (подсистемы) хозяйствования на предпринимательство;

Фактор 4 – объективная необходимость усиления положительных сторон воздействия планово-распределительной модели (подсистемы) хозяйствования на предпринимательство;

Фактор 5 – объективная необходимость формирования, функционирования и развития интегрированных, на базе сочетания плановых и рыночных методов, механизмов воздействия на предпринимательство.

Все пять факторов, обуславливающих объективную необходимость воздействия государства на предпринимательство в условиях интегрированной (смешенной) модели (системы) хозяйствования находятся в сетевом взаимодействии между собой по принципу прямой и обратной связи, взаимопроникая и взаимоусиливая друг друга, в результате чего образуется синергетический эффект совместного воздействия данных факторов.

РВФ = ВФ1 + ВФ2 + ВФ3 + ВФ4 + ВФ5 + УВФСэф, где

РВФ – результирующее влияние факторов объективной необходимости воздействия государства на предпринимательство в смешанной (интегрированной) модели (системе) хозяйствования;

ВФ1 – влияние фактора 1;

ВФ2 – влияние фактора 2;

ВФ3 – влияние фактора 3;

ВФ4 – влияние фактора 4;

ВФ5 – влияние фактора 5;

УВФСэф – усиление влияния факторов в результате их взаимодействия с образованием синергетического эффекта их совместного действия.

Сила влияния объективных факторов, обуславливающих воздействие государства на предпринимательство, в отдельности и в их совокупности, зависит от исторически конкретных условий социально-экономической жизнедеятельности страны на определенном этапе ее развития, решаемых на нем задач. Однако, при всем многообразии этих условий, существует две объективные закономерности усиления или ослабления воздействия государства на предпринимательскую деятельность, выявленные и определенные автором.

Закономерность 1. Необходимость государственного воздействия на предпринимательство усиливается по мере разбалансированности основополагающих пропорций народного хозяйства.

Доказательство закономерности 1. Рыночное регулирование экономических пропорций способно обеспечивать их оптимальность в весьма ограниченных пределах, всегда оставляя значительное поле диспропорциональности, которое при определенном стечении обстоятельств может до такой степени достичь преобладания над полем пропорциональности, что в итоге противоречия этих двух полей разрастается экономический кризис, который уже не может быть преодолен рыночным механизмом саморегулирования. Примерами могут служить Великая Депрессия 30-х годов ХХ века, а также современная российская экономика. Дисбалансированная национальная экономика нарушает пропорциональность межотраслевой и межпродуктовой предпринимательской активности, которая, в силу принципа обратной связи, еще более деформирует пропорции национальной экономики, включая и основополагающие. В итоге усиление негосударственного воздействия на предпринимательство, как и на экономику в целом, становится неизбежным, если не доводить народное хозяйство страны до полного краха.

Закономерность 2. Необходимость воздействия государства на предпринимательство усиливается в условиях проведения государством экономической политики, нацеленной на прорыв на качественно более высокий уровень развития.

Конец ознакомительного фрагмента.