Вы здесь

Тень мира. ЛЕСТНИЦА (Д. В. Янковский, 2006)

ЛЕСТНИЦА

В конце коридора действительно обнаружилась узкая лестница, внизу виднелась тяжелая железная дверь, похожая на дверь банковского сейфа.

– Не хило, – протянул Андрей. – Такую и взорвать не с первого раза получится.

– Отойди от света, – посоветовала Марина.

Она наклонилась и пристально осмотрела кнопки цифрового замка. Затем нажала несколько, но без всякого результата.

– Что ты колдуешь?

– Когда на кнопки нажимают, на них всегда остаются следы, потертости и прочие приметы. Надо только угадать последовательность нажатия.

– А ты их одновременно для начала попробуй, – посоветовал Андрей.

Марина тремя пальцами вдавила кнопки, дверь загудела, щелкнула и начала медленно открываться.

– Запор против тупых охранников, – сделала вывод девушка. – Пойдем.

За дверью оказался подвал примерно шестьдесят квадратных метров, но с очень низким потолком. На полу виднелись коробки, деревянные и металлические ящики.

– Хлам какой-то, – пожал плечами Андрей. – Никаких признаков пыточной.

Однако после более тщательного осмотра в неясном сумраке подвала, в дальней стене, обнаружилась еще одна дверь, обитая белым пластиком. Никаких признаков замка в ней вообще не было.

– Отойди… – сказал Андрей.

Он тоже отступил на пару шагов, передернул затвор ружья и шарахнул картечью в дверь. Грохнуло в тесноте так, что заложило уши, картечь разворотила пластик, проделав в двери большую дыру. Андрей сунул в нее руку и сдвинул засов с другой стороны.

– Закрывается только оттуда, – сделал он вывод.

Но открыв дверь, Андрей в изумлении остановился. Он ожидал увидеть что угодно – решетки, стальные двери, шершавые стены… Но то, что действительно открылось его взору, было явно чересчур. Марина наткнулась на него сзади и осматривала помещение.

Больше всего оно напоминало внутренность средневекового замка, как его показывают в голливудских фильмах. Первое, что сразу бросалось в глаза после роскоши холла, освещенного галогеновыми светильниками, это факелы на стенах. Факелы горели жарко, давая яркий, но колеблющийся красно-желтый свет. Дыма от них почти не было, но в воздухе отчетливо чувствовался запах застарелой смоляной гари. Второе, на что Андрей обратил внимание, это сами стены. Шершавые, известковые, покрытые коротким зеленовато-коричневым мхом, они были сложены из небольших одинаковых камней, плотно подогнанных друг к другу. Прямо от двери вниз шла узкая, вдвоем не пройти, крутая винтовая лестница из грубого темного камня. Контраст между коридором и этой лестницей был очень резким.

– Он сумасшедший, этот Шершень… – тихо сказала Марина.

– Да уж, – ответил Андрей.

Они постояли, не решаясь сделать первый шаг.

– Надо идти, раз уж ввязались, – сказал Андрей. – Если там их только трое, то, имея преимущество в неожиданности, мы их легко сомнем.

Он взял Марину за руку, и они ступили за порог. Ступени так круто убегали вниз, так круто заворачивались против часовой стрелки, что уже через десяток шагов дверь скрылась из виду. Андрей и Марина остались вдвоем во власти застарелой сырости, полутьмы и красноватого дымного света факелов.

Почти сразу стало казаться, что лестница не имеет ни конца, ни начала. Шорох шагов гулко отдавался от замшелых стен. Страх вкрадчиво пробирался за шиворот, заставляя шевелиться волосы на затылке.

– Это же сколько земли надо было вынуть! – произнес Андрей, чтобы хоть немного взбодрить себя и подругу. – Но море близко, высота обрыва метров пятнадцать-двадцать, не больше… Так что лестница глубоко не может идти. Может, еще этажа четыре.

– Ружье тяжелое… – пожаловалась Марина.

– Вообще-то при встрече с бандитами ствол лишним не будет.

– Ну так и неси его сам. Я могу взять пистолет, если хочешь.

Подумав, Андрей решил, что в ближнем бою хватит и одного ружья. Пистолет, тем более автоматический, все равно лучше, а если Марина устанет, она может превратиться в обузу, что будет еще хуже. Он взял у нее помповик, вынул из него все патроны, рассовал по карманам и оставил опустошенное ружье на лестнице.

– Пойдем, – сказал он.

Друзья продолжили путь. Андрей иногда поглаживал стену, проверяя влажность. Кое-где была видна толстая, застарелая пыльная паутина, но сами ступени были чистые. Часто на стенах попадались мокрые пятна – видимо, проступали грунтовые воды. Воздух приглушал звуки вековой неподвижностью.

Андрею показалось, что расстояние между факелами постоянно увеличивается, но не стал говорить Марине, и так обстановка нервозная.

– Ты знаешь, – почему-то шепотом сказала она. – Кажется, мы уже давно спустились глубже чем на пятнадцать метров.

– Ну… Трудно сказать. Тут, в тесноте, это может только казаться…

– Наверное… Только стало как будто темнее. И вроде теплее.

– Если честно, то и у меня появилось такое ощущение. Давай посчитаем ступени между факелами.

Они прошли еще немного, вслух считая ступени. Сначала насчитали тринадцать, потом четырнадцать… С каждым пролетом количество ступеней между факелами увеличивалось на одну. Это было неприятно. Воздух стал теплым, влажным и липким.

– Где-то вода капает, слышишь? – приглушенно спросила Марина.

– Да, мы уже явно ниже уровня моря. Наверх будет подниматься труднее…

– А может быть, есть и другой выход?

– Вряд ли.

Марина грустно вздохнула и сама взяла его за руку. Андрей крепко сжал тонкую кисть.

Некоторое время они шли молча. Все явственнее слышалось бульканье водяных капель, сгущался полумрак, что давало глазам возможность постепенно привыкнуть к медленно наступающей темноте. Вокруг воцарились два цвета: красноватый отсвет факелов на лицах и черный сумрак густых теней.

Иногда сзади слышался явственный шорох, Марина вздрагивала и испуганно оглядывалась. Но ничего особенного там не было, только идущие вверх ступени.

– Вряд ли нас кто-то догонит, – успокоил ее Андрей. – К тому же погоня создала бы гораздо больше шума.

– Думаешь, я бандитов боюсь? – честно призналась Марина. – Просто жутко здесь.

Теплая неподвижная тьма все сгущалась, подкрадываясь на кошачьих лапках, а лестница не заканчивалась. Андрей с неприязнью заметил, что приступы клаустрофобии становятся все чаще и отчетливее, даже дышать становилось труднее.

– Пожалуй, надо прихватить с собой несколько факелов. Мы их потушим, а потом от последнего подожжем, если станет совсем темно, – предложил Андрей.

– Давай… Так будет спокойнее. Не хочется остаться во тьме.

Теперь они шли, собирая погашенные факелы и оставляя за собой липкую шепчущую темноту.

– Сделали бы хоть шахту в центре! Было бы видно, сколько осталось идти! – возмутился Андрей.

– Тогда бы мы упали, – задумчиво произнесла Марина.

Внезапно Андрей остановился, и Марина встала на цыпочки, пытаясь разглядеть, что там впереди. Перед ними была небольшая площадка, сбитая из широких, гладко оструганных досок, казавшихся островком живого тепла в этом царстве замшелого камня. Площадка освещалась едва мерцающим факелом, а дальше снова шли ступени, уже деревянные. В стене слева была огромная, неправильной формы дыра, заглянув в которую, Андрей не увидел ничего, кроме густой тьмы. Из дыры веяло сухой приятной свежестью.

Но самое интересное было в стене справа. Огромная, в два человеческих роста, и широкая, как ворота, железная дверь без всяких следов ржавчины. Вся она была проклепана, а в середине красовалась огромная, выбитая наподобие чеканки, пентаграмма.

– Спальня для великана… – прошептал Андрей.

– Скорее тюрьма для демона! – ответила Марина, робко дотрагиваясь до двери. – Ты знаешь, что это за знак? Пентаграмма – знак, отпугивающий демонов. Или вызывающий, не помню точно. Что будем делать? Мне кажется, что Шершень со своими бандюками мог именно сюда затащить Марка. Хотя следов никаких нет.

Андрей осмотрел массивную дверь, не было на ней и намека на замок или ручку. Марина заглянула в дыру на левой стене.

– Давай бросим туда один факел, посмотрим, может, уже мало осталось?

– Попробовать стоит, – ответил Андрей.

Он запалил от горящего факела другой и, роняя капли шипящей смолы, подошел к пролому в стене. Марина пристроилась рядом, возле его плеча. Андрей бросил вниз жарко пылающий факел, и тот медленно, даже слишком медленно для столь тяжелого предмета, начал падать, хорошо освещая стены шахты. Звук пламени, хлопающего в набегавшем потоке воздуха, заполнил пространство. Факел падал и падал вниз, пока его огонь не превратился в бесконечно малую светящуюся точку, которая исчезла во тьме, медленно угасая. Андрей и Марина смотрели вниз как загипнотизированные.

– Мамочка родная! – прошептала непослушными губами Марина. – Эта лестница ведет прямо в ад!

– Ну не так глубоко, я думаю… – попробовал отшутиться Андрей.

– Интересно. – Марина отодвинулась от пролома. – А отчего тут такая дыра? Прямо напротив двери?

– Мн-н-н-да… Хороший вопрос.

– Похоже… – еще понизив голос, произнесла Марина, – что кто-то огромный выскочил из двери, пробил стену и улетел туда, в туманную тьму…

– Это на тебя темнота так действует, – попытался успокоить ее Андрей. – Темнота и теснота… Давай все-таки попробуем дверь открыть!

– Из ружья ты ее вряд ли прострелишь…

– Ну… – сострил Андрей. – Не всюду же силой! Надо и умом поработать.

Он подошел к двери, постарался упереться ногами и надавил обеими руками на дверь. Она качнулась на сантиметр, но открываться не стала.

– Может, поможешь?! – с натугой прокряхтел Андрей.

Марина подошла и тоже уперлась в дверь. Железная громада медленно и плавно, без единого скрипа, открылась внутрь. За дверью была абсолютная темнота.